Проблема самоорганизации в обществе

   

        Системы, предоставленные сами себе, способны уменьшать энтропию.
                И. Пригожин.

 Самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью.
                А. Богданов.

 Процессы самоорганизации всегда реализуют принцип наименьшего действия.
                Книга УФС.

В современном кризисном хаотизирующемся мире основной проблемой является  вопрос, способен ли человек самоорганизовать свое самосознание – разум таким образом, чтобы преодолеть возникший кризис или это является невозможным в силу недостаточности животной природы сознания и поэтому человек навсегда обречен, остаться социальным животным, как полагает ортодоксальная наука. С этой целью необходимо кратко рассмотреть и оценить уровень представлений о человеке и его сознании, поскольку тема очень обширна и полна неопределенностей.

В сфере науки сложилось два основных представления о человеке, как о двуедином существе, состоящем из вещественной структуры и психики (тела и души) или как о триедином существе, состоящем из вещественной структуры, психики и транспсихических явлений (тела, души и духа). При этом сторонники дуалистического подхода рассматривают человека, как биосоциальное высокоразвитое животное, а его сознание является комплексом врожденных инстинктов и условных социальных импринтов (программ поведения внедренных социумом на ранней стадии жизни). Это ограничивает человека рамками материальности, а все проявления духовности относятся к области бездоказательных фантазий. Кроме того не существует общепринятого понятия сознания и его теории, что позволяет произвольно трактовать этот феномен.

Однако из всего множества трактовок можно понять, что сознание это системное проявление нервных процессов восприятия, это организационный аспект психофизиологических явлений эволюционирующих организмов и это всеобщий организационный принцип движения вселенских процессов. По-другому это восприятие всего в виде ощущений, образов и смыслов, это единая организация жизненного цикла от порождения до смерти и это скрытый порядок или суперплан эволюции Вселенной как целого. Отсюда следует, что сознание всеобще, но индивидуально или субъективно, может иметь условные эволюционные уровни, а разум или самосознание это высший известный уровень его эволюции.

Поскольку сознание проявляется в процессе самоорганизации живого, оно считается не имеющим независимой природы, а свойством, связанным с веществом (материей), которое случайно возникло в ходе эволюции. С другой стороны история эволюции показывает, что самоорганизация вещественной структуры непосредственно следует за самоорганизацией управления, поскольку нервный центр или мозг самая динамичная составляющая живого организма, наиболее чувствительная к любым воздействиям. Это свидетельствует о закономерном процессе эволюции живого под действием эволюции сознания и о взаимообмене между сознанием и веществом, когда динамика среды создает возможность приспособления, а появившаяся возможность закрепляется вещественно в системе управления, создавая уже новое качество сознания.
 
Прорыв в изучении психических явлений обозначился с 60 – 70-х годов 20 века в результате работ Р. Пенроуза, С. Грофа, А. Маслоу, Т. Лири, К. Уилбера, Д. Бома, К. Прибрама, В. Налимова, В. Козлова и других, когда на основании новых технологий исследования состояний сознания возникли новые науки: трансперсональная психология, когнитивная психология, нейропсихология, нейролингвистика, нейробиология и был разработан ряд системных моделей сознания. В связи с этим появилась возможность рассмотреть некоторые из них с позиции возможности самоорганизации.

Нейрогенетическая восьмиконтурная модель сознания человека, созданная Т. Лири на основе исследования сознания с помощью психоактивных препаратов. Согласно ей эволюция человека, понимаемая как наращивание «контуров» сознания, имеет 8 фаз или этапов, которые в скрытом виде присутствуют в ДНК и последовательно разблокируются в эволюционном процессе. Система состоит из следующих этапов: 1) беспозвоночные, начиная с одноклеточных, которым соответствуют простейшие вегетативные реакции; 2) позвоночные – доминирование и освоение ландшафтных областей; 3) гоминиды на присваивающей и аграрной стадии; 4) гоминиды на индустриальной стадии с разделением труда, кастами или классами; 5) стадия овладения телом в информационном и гиперпространстве (самоуправление в многомерном пространстве смыслов); 6) самоуправление нервной системой как биокомпьютером или самопрограммирование; 7) управление ДНК как молекулярным разумом; 8) управление метафизическими полями вселенной.

Основным путем самоорганизации он считает расширение сознания с помощью психоактивных препаратов позволяющих выйти в иные реальности и тем самым выйти из сферы социального импринтирования. Человек – первый вид живых существ, способных влиять на свою эволюцию на основе технических средств изменяющих сознание, средств управления своей ДНК и сочетанием обоих способов. Это накладывает на него особую высшую ответственность, поскольку в случае неудачи грозит ему полным физическим самоуничтожением, а в случае успеха выводит на уровень богов, приводящий к утрате восприятия реальных перспектив жизни (безумию). По автору это является будущей нейрогенетической революцией способной принципиально изменить сложившиеся веками представления телесной и психической структуре человека.

Спектральная модель сознания К. Уилбера разработана на основе его же теории интегрального подхода ко всем явлениям реальности. Основным понятием его философии является холон, который является целым как часть другого целого, а вся вселенная это иерархический комплекс вложенных холонов. Основной интегральной моделью мира как целого является квадрант Уилбера, состоящий из 4-х секторов, объединяющих попарно различные аспекты реальности: внутреннее и внешнее,  верхнее и нижнее, индивидуальное и коллективное, правое и левое и т.п. Сектора имеют свои языки описания реальности для правого язык «это», а левого «я» и «мы».
 
Спектр сознания, существующий в рамках этой модели, относится к верхнему внутреннему индивидуальному сектору, который определяет намерения человека. Он состоит из ряда сфер вложенных друг в друга по линейной шкале от первичных ощущений до высших трансперсональных и завершается высшим разумом (брахман, дао и т.п.). В коллективном аспекте он состоит из подобных же сфер, от физического до кентаврического уровней. Число этих сфер-уровней может быть различным от 5 до 11 – 13 уровней. За всеми этими уровнями скрыто присутствует Великая Пустота являющаяся фоном модели.

Проблема самоорганизации, трактуется как проблема языка, неспособного выразить двойственную истину, состоящую из абсолютной истины пустоты и относительной истины форм реальности, которая требует выражения в терминологии всех секторов модели несводимых друг к другу. Для упрощения поиска общности вместо 4-х секторов вводится Большая Тройка языков где «это» –  язык  объективных эмпирических наук, «я» – язык внутренних субъективных представлений и «мы» – язык коллективных представлений наследуемых через культуру. Проблема разобщенности людей в сведении всей реальности к описанию на языке материальности «это» или к отказу от морали и красоты в пользу только науки. Поэтому проблема самоорганизации заключается в недостатке взаимопонимания и взаимосогласия и требуется развития субъективных внутренних секторов «я» и «мы» ведущих к космической морали или от фрагментации реальности к целостному взгляду. В будущем Дух или трансперсональное сознание должен присутствовать одновременно во всех секторах модели.
 
Перспективной является модель вселенской реальности Д. Бома, основанная на предположении о существовании уровня субквантовой реальности в виде поля квантового потенциала имеющего информационную природу. В этом поле все элементарные частицы являются его множественными проявлениями по принципу «одна рыбка – две камеры наблюдения» создающую иллюзию мгновенной связи частиц. В соединении с принципом голографии это привело его к представлению о существовании скрытого динамического порядка в форме холодвижения.

Именно эта скрытая упорядоченность, существующая в голографической форме, и является сознанием в его голографической модели. Эта модель дополняется голографическим принципом моделирования работы мозга по модели К. Прибрама, уподобляющей мозг совершенному квантовому компьютеру, который настраиваясь на определенные частоты, резонансно считывает некие условные уровни единой реальности. На основе этих и других моделей следует предположение о существовании скрытого поля сознания, которое направляет эволюцию жизни, а также о возможности прямой связи с этим полем для осознанной корректировки саморазвития человека и общества.
 
Подобное поле давно известно людям и носило названия: брахман, дао, единый бог, эфир, поле квантового потенциала, морфогенетическое поле, торсионное поле и другие, а его образной моделью является объемная жемчужная сеть Индры.  Способы связи с ним называются духовными, медитативными, трансперсональными, психофизиологическими и другими практиками. Таким образом, современная теория поля сознания утверждает целостность и направленность вселенских процессов, которая дает перспективу сознательной самоорганизации, но многообразие представлений отражает только аналитическую сторону явления при отсутствии выраженного синтетического подхода к феномену сознания и его роли в самоорганизации человека и общества, которое прямо вытекает из представления мира как единого целого. Кроме того установлено, что феномен сознания пронизывает все « уровни сознания», в том числе и нейрологический и кроется на уровне спиновых взаимодействий или еще глубже.

Модель К. Уилбера при всей своей всеохватности не является интегральной, поскольку не имеет единой системности, соединяющей 4 фрагмента реальности в органичное целое, а понятие холона избыточное усложнение. Поэтому эту модель можно уподобить красиво сложенной поленнице «дров знания», тогда как требуется вырастить живое «Древо Познания».
 
Поэтому представления о  «контурах сознания», скрытом холодвижении и частотных уровнях сознания являются лишь условными, терминологически разобщенными, фрагментами единой скрытой реальности. Все подобные модели мира и сознания очень основательны, но только декларируют целостность и скрытую упорядоченность мира. Они являются лишь моделированием частей целого, которое еще надо сложить, найдя общую основу научных представлений о полной реальности. Подобное состояние научных знаний обусловлено наличием ряда системных ошибок, свойственных переходному периоду от аналитической классической парадигмы прошлого к синтетической квантовомеханической парадигме будущего, требующей радикального пересмотра фундаментальных основ миропонимания.
 
Одной из попыток  определить направление новой научной парадигмы и создать набросок единой картины мира является универсальная философская система (УФС) разработанная автором в 2006 – 2015 годах на основе практического опыта исследования скрытых закономерностей геофизических полей в 1974 – 1991гг,  обобщения современных передовых научных достижений в различных областях знания и личных интроспективных психофизических наблюдений.
 
По УФС единой основой объединяющей все материальные (вещественные) и идеальные (полевые) феномены реальности является понятие Волны, которое графически отображается S-образной кривой и моделируется световым конусом. Это представление соответствует всем известным науке уровням реальности от скрытой упорядоченности Д. Бома до явной упорядоченности галактик и от простейших реакций раздражения на уровне одной клетки до высших уровней разума, охватывающих мыслью всю вселенную.
 
При этом понятие Волны является дополнительным, поясняющим к теории холодвижения, поскольку голография требует наличия не менее трех «предметов»: «объекта», фотопластинки и луча света. По УФС «объектом» или источником всего является скрытая высшая реальность (ВР) недоступная наблюдению, которая генерирует голограммаподобные наборы интерферирующих частот. Роль фотопластинки играет вселенское информационное поле (ВИП), в котором «записана» полная картина вселенной, как многомерного набора параллельных вселенных и уровней коллективного бессознательного. Роль луча играет индивидуальное и коллективное сознание, которое зеркально (резонансно) отражает доступные ему уровни ВИП в формах природных и социальных понятий. ВИП не имеет электромагнитной природы, хотя и сопровождается электромагнетизмом, а его приближенными моделями могут являться пока не подтвержденные торсионное или морфогенетическое поле. В них проявляются спиновые свойства вещества, отвечающие за «конструкцию» вещества и сознания, как рефлектирующей способности притяжения – отталкивания, которая при достижении определенного качества (концентрации) становится эмоцией, а затем разумом.
 
Система УФС основывается на копенгагенской интерпретации квантовой механики, по которой объективная реальность непознаваема, поскольку внутренне неопределенна, а наблюдающий реальность разум не способен выйти за пределы субъективности и может лишь подозревать о ее существовании. В развитие этих представлений показано, что в повседневном окружающем мире в неявном виде могут быть выделены и действуют все принципы и понятия квантовой механики, что подтверждает полную их применимость к реальной жизни человека и общества.

Понятие объективной реальности возникло в 19 веке, и было удобным обобщением индивидуального и коллективного опыта и показателем достаточности упрощенного взгляда на мир, как на набор «вещей» не зависящих от воспринимающего сознания. Только появление теории относительности, квантовой механики, трансперсональной психологии и других наук, требующих учета влияния сознания на ход и результат эксперимента, показало всю поверхностность и ограниченность, а  порой и полную неэффективность объективистского подхода.

Реальный мир значительно сложнее и многообразнее хотя и состоит лишь из условных субъективных моделей. Поэтому в УФС принята и познаваема только субъективная реальность познающего индивидуального и коллективного разума. Волновая природа разума отображается в понятии смысловой триады, которое моделирует ее на принципе трех положений маятника. Этот подход позволяет логически интегрировать мировосприятие по граням сходящихся противоположностей и прямо ведет к единому мировосприятию, поскольку для каждого познающего субъекта характерны направленность, целостность и эволюционность, отражающие в нем аналогичные свойства всех явлений и вселенную в целом.  Таким образом, в УФС преодолены все формальные препятствия на пути создания единой универсальной картины мира на основе обычного языка,  не требующей введения новой специальной терминологии. Это позволяет построить обобщенную модель мира в отражениях разума на основе квантовомеханических представлений с учетом других наиболее разработанных и достоверных моделей реальности.
 
По УФС  процесс природной самоорганизации жизни складывается из двух больших этапов до и после появления самосознания. Самосознание человека есть стереоэффект волновых обменов двойного мозга, воспринимающий реальность в двух аспектах-образах себя и мира. Сознание человека есть субъект-объектное отражение реальности, воспринимающее ее как образ и смысл или как «мое во мне» (В. Тен 2005). Процесс мышления является во многом спонтанным под действием внешних и внутренних факторов, что позволяет считать человека открытой нелинейной системой способной к самоорганизации на самых различных основаниях.

На первом этапе самоорганизация происходит стихийно и проявляется как совершенствование отражательной (рефлективной) способности сознания в процессе адаптации к среде обитания для лучшего использования, имеющегося в ней, энергоинформационного (ЭИ) ресурса. При этом  каждый субъективный опыт, накопленный при жизни, фиксируется в ВИП и по мере накопления информации проявляется в последующих поколениях, скачкообразно формируя усложняющиеся системы управления организмом или волны жизни. На втором этапе процесс биологической адаптации дополняется технологической адаптацией посредством разума, что существенно ускоряет эволюцию сознания и переводит самоорганизацию в новое качество осознаваемого процесса. Это требует создания двух моделей сознания осознающей для человека и не осознающей для всех других живых существ.

В УФС в качестве основной модели разума человека рассматривается вселенная смыслов (ВС), которая является полным отражением внешнего и внутреннего мира в индивидуальном и общественном сознании. Она является единственной реальностью для всех, а для конкретного человека она является вселенной смыслов личности (ВСЛ), которая у каждого своя, и в которой в каждое мгновение происходит развертывание – свертывание классического и квантового миров понимаемое как время или движение,  означающее, что классическая реальность существует в разуме только как настоящее. При этом будущее и прошлое свернуты и существуют только в вероятностном виде, определяемом текущим контекстом реальности,  ее артефактами и ее визуализациями в индивидуальном и коллективном разуме.

В упрощенном виде Вселенная Смыслов представляет собой условное 3-х координатное семантико-семиотическое пространство, в центре координат которого находится нормальное сознание в виде ядра или многослойной сферы сложенной врожденными инстинктами, социальными установками и умениями, образующими личность. Развитие личности во времени происходит путем изменения формы первичной сферы по осям влечений (абсцисс), ритмов (ординат) и обстоятельств (аппликат). Состояние личности в каждый текущий момент отображается вектором внимания, исходящим из начала координат, и отражающим концентрацию и направленность работы сознания – разума. В течение жизни этот вектор описывает в фазовом пространстве спираль подобную гармонической, образующую пульсирующую форму, которую условно можно назвать душой, а ее центр – духом. Именно эту индивидуальную форму можно образно представить в виде «жемчужины Индры» или «холона человека».

В подобной системе измененные состояния сознания (ИСС) являются неотъемлемой частью субъективной реальности, которые можно разделить на три условные схемы: смещения, возвышения – опускания и напряжения (притягивающие – отталкивающие), понимаемые в целом как расширение – сжатие сферы сознания, подобно пульсару. Эта модель позволяет уподобить процессы динамики сознания разума звездным процессам внешней вселенной и связать их в единое целое с внутренней вселенной. Из этих схем следует, что в ИСС происходит изменение положения центра внимания, меняющее восприятие, а само ядро личности меняется незначительно и случайным образом. Поэтому для подлинного расширения сознания необходимо менять мировоззрение, а не мировосприятие, что требует, прежде всего, накопление знаний, а не переживаний. При этом индивидуальные переживания всего лишь расширяют эмоциональный опыт и носят вспомогательный характер центрирования и стабилизации психики, а самоорганизацию разума можно представить как концентрацию и направленность вектора внимания вдоль оси влечений преобразующую сферу сознания в туннель убеждения или луч устремленности.

Самосознание человека, по инверсионной теории В. В. Тена, возникло на основе внутреннего диалога, перешедшего во внешний диалог, при острой потребности общения и было равнозначно удвоению мозга. Поэтому возникновение самосознания является принципиально новой ступенью эволюции жизни, которая в форме человека переходит от адаптации  к среде к творческому изменению ее и самого себя. Этот факт указывает на то, что человек является не высокоразвитым биосоциальным животным, а переходным социобиологическим существом или ступенью к сознательно управляемой эволюции жизни. В космическом масштабе,  по У. Э. Тиллеру, этот феномен означает начало эволюционного цикла большой социобиологической группы (таксона) самоэволюционирующих существ на основе намерения и любви.
 
По УФС человек существует только в обществе, которое есть общение и поэтому только в общении можно развернуть разнонаправленных людей по определенному направлению. При этом самоорганизация в обществе возможна при нахождении и утверждении суммарного единого вектора направленного на общий интерес и являющегося стимулом прогрессивных изменений.

На раннем этапе развития общества такой целью было выживание локальных социумов осваивавших локальные ландшафтные зоны планеты, которым соответствовал локально-региональный масштаб древних обществ. На этапе массового производства главной целью самоорганизации стало обогащение отдельных субъектов, что самоорганизовывало социумы на регионально-континентальном масштабе. Этот этап  завершается достижением предела освоения  доступного ресурса и ведет к массовому паразитированию отдельных социальных групп и социумов на биосфере и силовому  переделу остающегося планетарного ресурса.

 Очевидно, что этот путь самоорганизации исчерпал свои возможности и стал прямой угрозой выживанию человека. Поэтому требуется новая цель самоорганизации соответствующая возникающему новому типу экономики и планетарному масштабу земного общества, что требует радикальных изменений в сознании людей. При этом понимание общности людей должно стать выше их индивидуальности.
 
По УФС, прежде чем изменять мир, надо понять и принять его Всеединство основанное на принципе «все в Одном, одно во Всем», по которому реальность есть соединение противоположностей, действующих одновременно и моделируемое маятником. Кроме этого надо понять и принять Всеобщность мира людей, имеющую единую основу в триаде: разум – жизнь – любовь, без которой нет человека. Любое общество помимо технологической составляющей имеет гуманитарную или духовную составляющую, которая определяется, в первую очередь не столько идеями, сколько преобладающим  типом общения. Именно в сознательном изменении типа общения лежит ключ к изменению типа общества и формированию новых отношений между людьми. В УФС условно выделено 4 типа общения, различающиеся по числу равнозначных участников общения, что является относительным показателем размерности сознания и типа общения.

Монолог (проповедь, рассуждение, воззвание, доклад) – одностороннее одномерное общение, основанное на харизматической избранности и являющееся показателем убеждения – заблуждения и низкого уровне воспринимающих, неспособных к критической оценке услышанного.

Диалог (дискуссия, правда – ложь, борьба идей, информационная война) – двухстороннее общение, направленное на идейное противоборство с целью обеспечения доминирования. Он соответствует двухмерному мышлению с исключением третьего и примерно равным уровням мышления.  Диалог никогда не приводит к согласию, а только иногда к компромиссу сдерживания, поскольку находится на эго-уровне разума. Преодоление эго позволяет выйти на следующий уровень мышления.

Беседа (собеседование, собрание, симпозий, семинар) – круговое центростремительное общение, направленное на установление степени общности и согласия. Она соответствует трехмерному и более высоким уровнях мышления позволяющим осуществить последовательное приближение к единой реальности.

Хор (соборность) –  многомерная согласованная общность или действенное согласие, которое переходит в общую убежденность, подобную монологу, но основанной на осознавании степени своей общности, в отличие от слепой веры монолога. Это сознательное сложение усилий, подобное сложению энергий в луче лазера, которое становится интегральным разумом, соответствующим свободному универсальному самоорганизующемуся человеку будущего.

Результаты: монолога – фанатизм или слепое подчинение одной идее; диалога –  господство идеи принуждения; беседы – доверительное согласие единомышленников, становящееся центром идейного притяжения; хора – согласованность или осознанное братство в знании и вере (убеждении). Все эти уровни присутствуют в реальности, но в современном эго-обществе  двухмерного мышления преобладают монолог и диалог. Беседа сведена к трибуналу, заменяющему трехмерное мышление и  состоящему из троек,  Хор сведен к воплям фанатиков призывающих к убийствам и к стонам их жертв. И так будет продолжаться, пока жизнь не заставит людей начать новый виток самоорганизации.

В самом общем виде, развитие сознания шло от одномерности животного к двухмерности расщепленного сознания человека, а следующим шагом, должен быть неизбежный переход к осознаваемой трехмерности мышления, т.е. от диалога к беседе. Следуя логике процесса развития разума для этого необходимо утроение мозга в массовом сознании, что стало потенциально возможным с появлением Интернета. Именно Интернет может стать платформой для свободного обмена мнениями и перехода индивидуального и коллективного мышления на уровень Беседы и выработки единомыслия о дальнейшей судьбе человека. Именно Интернет, являясь территорией свободной мысли, может осуществлять самоорганизацию, как сверху вниз, так и, наоборот, с учетом прав и желаний всех людей. Уровень хора является более отдаленной перспективой, поскольку требует не только нового качества трансперсональных коммуникаций, а, прежде всего, нового качества мышления свободного универсального и способного к соборности мысли, означающей единство в многообразии и многообразие в единстве равно значимых индивидуальных разумов. Подобный путь сознательной самоорганизации реально возможен только для человека, как триединого существа, чей разум принципиально отличается от ума животных, и является новой, не существовавшей ранее, ступенью проявления всемирного разума вселенной.
 
Таким образом, самоорганизация  человеческого разума не только возможна, но и жизненно необходима для преодоления системного кризиса цивилизации, исчерпавшей все возможности агрессивной эго-экспансии, кроме самоуничтожения. Путь самоорганизации заключается в совершенствовании самоуправления сознанием и выражается в росте объемности и качества мышления. Он ведет к формированию единой планетарной общности землян, в основе которой разум, жизнь и любовь, а инструментами являются главный духовный закон, грань меры смыслов и время индивидуальной жизни (фактор смерти). В подобном обществе, основанном на принципах индивидуальной и коллективной самоорганизации, станет возможно осуществить симбиотическое существование человека с планетарной биосферой в качестве ее организующей и направляющей силы или ноосферной цивилизации.

Подобное направление разумной самоорганизации соответствует общему направлению эволюции жизни, направляемой ВР по пути реструктурирования физической реальности посредством развития сверхвозможностей человека, к формированию нового качества Вселенной.


                Список литературы

1.Лири Т. Краткая история будущего.
2. Мельников Г.А. Книга УФС.
3.Саган К. Драконы Эдема.
3.Талбот М. Голографическая Вселенная.
4.Тен В. В. Из пены морской.
5.Уилбер К. Краткая история всего.
6.Фурса Е. Я. Мироздание – мир волн, резонансов и… ничего более.


 






 


Рецензии
Все ваши статьи затрагивают самую важную тему нашего Мироздания – сущность человеческого бытия, её реальности и заблуждения.

Пару примеров из ваших статей.

В статье «Смысл жизни вечная тема философии»:
В общем виде поиск смысла – это поиск личного совершенства, который бесконечен. Человек несовершенен и всегда будет таким, в силу своей универсальности.

В статье «Проблема самоорганизации в обществе»:
самоорганизация человеческого разума не только возможна, но и жизненно необходима для преодоления системного кризиса цивилизации, исчерпавшей все возможности агрессивной эго-экспансии, кроме самоуничтожения. Путь самоорганизации заключается в совершенствовании самоуправления сознанием и выражается в росте объемности и качества мышления.

Ваши статьи объемны, в которых сама суть сущности нашего бытия теряется. Смысл этих двух примеров сводиться к простой мысли: в Мироздании все имеет определенную ФОРМУ и СВОЙСТВА.

Надо научиться познавать именно эти свойства. Свойства микромира и свойства созданной ими, так называемая, «неживой» природы, в форме атомов, молекул и галактик, которая обладает свойствами создания «живой» природы, главным свойством которой является выживание любой ценой ради СПОСОБНОСТИ произвести потомство. При этом, человек не исключение, который, ради этого, оказался способным создавать техногенную среду обитания, формирую дополнительно к ВРОЖДЕННЫМ инстинктам еще и ПРИОБРЕТЕННЫЕ инстинкты, чтобы быть независимым от капризов природы (Мирозания).

На мой взгляд, этой терминологией – форма, свойства, способности и врожденные и приобретенные инстинкты можно компактно объяснить многие нюансы сущности нашего бытия и обосновать необходимость ОСОЗНАННОЙ самоорганизации свойств нашего уникального МЫШЛЕНИЯ.

Владимир Плетнёв   28.10.2017 10:26     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир. Вы совершенно правильно понимаете внешнюю сторону сущности бытия, которая заключается именно в воспроизводстве своего вида. Однако не следует сводить все бытие к чисто инстинктивной основе, поскольку человек уже не животное, но еще и не совсем Человек, поскольку находится на этапе становления подлинной разумности. Помимо внешней сущности бытия, которая есть видимость, имеется внутренняя сущность, выходящая за видовые рамки человека на вселенский уровень бытия. Она является вселенским информационным явлением, поскольку за ним стоит всеобщность информации, как онтологической основы бытия Вселенной. Эту основу человек обязан понять, чтобы выйти за рамки простого стихийного выживания.
В человеческом обществе эта всеобщность выражается через всеобщность понятий, которая требует строгой общепринятой терминологии и которая пока не создана, особенно в сфере философии и других социальных наук. Понятие, как философская категория есть основа разума и именно в сфере всеобщих понятий и происходит становление разумности человека. Хотя философия существует давно, теория формирования понятия, соответствующее реальности процесса мышления, получила строгое логическое основание только в работах Г. Гегеля, прежде всего, «Науке логики» и «Феноменологии духа», без овладения которыми, занятие философией остается чистым любительством или философствованием для удовольствия. По Гегелю, простая логика – логика форм (видимостей), истинная логика – логика содержаний, которая бесконечна.
Введение новых понятий возможно только при крайней необходимости, при проникновении в новую область сознания. Изобретая свою терминологию, без увязки ее с общепринятой, Вы уходите из сферы всеобщего в сферу индивидуального. Она понятна и близка только Вам, но выпадает из общего процесса самопознания и самоорганизации. Тем самым подобная философия становится «вещью в себе» и может остаться не востребованной. Надо опираться на уже достигнутое, а не начинать все заново. В этом случае надо брать общепринятую форму понятия и вводить новое содержание. Понятия надо не сжимать, а расширять и углублять. Самая простая и понятная философия изложена в Библии, но ее время проходит.
Благодарен Вам за содержательную рецензию, позволившую уточнить понимание ряда аспектов проблемы самоорганизации. С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   29.10.2017 07:20   Заявить о нарушении
Философский «камень» (основа) существует уже многие тысячелетия, но до сих пор мы не понимаем, как рождается наша мысль, представление о сути происходящих событий. Причина простая – мы игнорируем СВОЙСТВЫМИ нашего собственного мышления, которое способно «из мухи сделать слона».

Существующая философская терминология и ее каноны были заложены тысячелетия назад, и до сих пор, успешно, передаются из поколения в поколение. В те далекие времена многое было неизвестно, но свойства мышления уже исправно умело фантазировать на базе существующих представлений, и так продолжалось почти до современного времени.

Сейчас, не все, но многое прояснилось. Начиная с микромира, прослеживается строгая закономерность – все функционирует только в неких дозволенных рамках, которые очерчиваются СВОЙСТВАМИ веществ.

По этой причине, чтобы понять сущность нашего бытия и нашего предназначения в Мироздании, необходимо опираться на реальные свойства нашего мышления, которое из заблуждений может легко выстраивать самые невероятные «убедительные» логические цепочки.

Владимир Плетнёв   29.10.2017 09:10   Заявить о нарушении
Раскройте Ваше понимание свойств в отношении мышления.

Геннадий Мельников   30.10.2017 05:44   Заявить о нарушении
В моей «Науке о Человеке» имеются ключевые статьи на эту тему.

НоЧр 5. Свойства Мышления.
НоЧр 6. Свойство Привычек.
НоЧр 7. Свойство эмоций.
НоЧр 8. Свойство Свободного Времени.

В них коротко изложена главная суть. Они не длинные и взаимоувязаны.

Владимир Плетнёв   01.11.2017 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.