Шерлок Холмс против СССР

История авторского права.

Литературный герой Шерлок Холмс ,как и его создатель прекрасный английский писатель Артур Конан- Дойл никогда не были в СССР.  Но столкнуться, с государством рабочих и крестьян им пришлось, о чем  мало кто знает. Причем  общение  это, произошло в зале суда, и великий писатель и великий сыщик, битву эту проиграли, очередной раз подтвердив, известную истину, озвученную в свое время  Георгием Вициным : «Да здравствует наш советский суд, самый  гуманный  суд в мире» .

История эта началась в  1930 году, когда Артур Конан-Дойл умер  и права на издание его книг перешло к его сыну Андриану.

Андриан  узнал, что произведения отца пользуются огромной популярностью в СССР  и огромные тиражи  книг Конан-Дойля печатаются, причем без всякого разрешения автора. Естественно, никаких выплат автору за его книги не производились. Сын послал запрос в СССР  и  не получил никакого ответа. Тогда он подал в суд , причем по совету своего адвоката, известного профессора права из Гарварда в качестве причины обращения в суд, указал на нарушение Советской же Конституции, по  статье запрещающей и наказывающей обогащение одних за счет других.

Андриан совершенно справедливо считал, что издательства в СССР обогащаются за счет книг его отца. В качестве компенсации он требовал  2033700 рублей  или как он посчитал 15 процентов от дохода, полученного издательствами от издания книг Конан-Дойля.

В ноябре 1958 года суд состоялся в Москве и естественно Андриан  его проиграл. Подав  на апелляцию в суд высшей инстанции, он снова проиграл и в конце концов,  Верховный суд СССР окончательно отказал  ему в  выплатах .

Когда это решение суда стало известно на Западе, другой известный писатель Арчибальд Джозеф Кронин написал  письмо в газету  «Дейли Телеграф:

«Три миллиона копий моих книг напечатано в СССР. В течении более двадцати лет я пытаюсь получить за них хоть что то. В 1936 году я просил, когда просьбы остались без ответа я обратился в суд. Это тоже не помогло и тогда я попросил власти СССР хотя бы прислать шубу для моей жены или организовать для меня поездку в СССР.Просьба так же осталась без ответа.

В последнем обращении я просил хотя бы выслать мне немного белужьей икры. Почему то икру я тоже не увидел».

Так в юмористической форме известный писатель описал  свои взаимоотношения с властями СССР.

Единственное, что могли сделать в знак протеста против такого воровства зарубежные писатели, это обращаться в собственные суды ,если в их стране проходила книжная  ярмарка. где был советская экспозиция. Именно в результате таких протестов,  в 1960 году СССР был вынужден убрать с своей экспозиции  издания зарубежных  писателей, таких как Конан-Дойль, Сомерсет Моэм, Арчибальд Джозеф Кронин , Джозеф Конрад, Грахам Грин.

Почему же эти писатели не получали положенные им гонорары за  издания  их книг ? 
Авторского право в российском законодательстве появилось  на много позже чем на Западе. Только  в 1828 году  в "Цензурный устав" был включен раздел "О сочинителях и издателях книг". В нем устанавливался пожизненный срок действия авторских прав писателя на его сочинения, а также 25-летний срок действия  прав для его наследников.

Два года спустя в России появился еще один закон — «Положение о правах сочинителей", где устанавливалось наказание за плагиат.   

Эти законы позволили авторам получать деньги за издания своих книг, причем суммы достаточно большие. Первым из тех кто сделал авторство своим основным источником доходов был А.С .Пушкин причем  даже раньше, чем появились законы.

Нам  убеждали на уроках литературы , что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах как в шелках. Да ,после его смерти остались огромные долги. Только вот виноват в этом сам Александр Сергеевич.Пушкин очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много проматывала  жена Наталья Николаевна с балами и приемами.

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.

Гонорары Пушкина были совсем не малые:

1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.

Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля.

Но любовь к  картам  очень  часто  приводила его  к проигрышам .Так например  в начале 1830 г. Он проиграл 25 тысяч В.С.Огонь-Догановскому. Так что после смерти поэта его долги  в десятки тысяч рублей заплатил царь.

И в последующем  известные писатели  получали огромные деньги за свои произведения.

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!

Горький в предреволюционное время получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. Чехов, продал петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксу права на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.

Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.

Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц, дает деньги партии большевиков.
В марте 1917 года он пожертвовал 3 тыс. руб. для Центральный орган РПК(б) —газеты  «Правда»

За рубль  тогда можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.

Россия  в1886 году не подписала  Бернскую  конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Не подписала  потому, что авторам предоставлялось право запрещать внесение изменений в их книги, а это ущемляло права государственной цензуры.
    
После прихода к власти большевиков в результате  многочисленных обсуждений   в 1925 году появилось положение об основах авторского права. Председатель комиссии законодательных предположений при Совнаркоме СССР Владимир Антонов-Саратовский в письме к главе правительства Алексею Рыкову предлагал революционный подход к вопросу:

"Особенностью нашего национального режима, установленного союзным законом об основах авторского права, является пункт 'а' ст. 4, который гласит: 'Не считается нарушением авторского права перевод чужого произведения на другой язык'. Этот пункт закона, являющийся существенным отличием советского законодательства от законодательства по тому же вопросу буржуазных государств, имеет целью способствовать развитию как национальной, так и социалистической культуры национальностей, населяющих наш Союз.
      
 Наше законодательство сделало в направлении ограничения авторского права еще один очень существенный шаг, выразившийся в отказе от защиты притязаний автора на разрешение или запрещение переводить его произведение на чужой язык и на гонорар за разрешение перевести его произведение на другой язык".
      
Фактически советским издательствам было разрешено, не обращая внимания на протесты зарубежных авторов, заниматься литературным пиратством. Возмущены этим были не только литераторы, но и правительства многих государств. Дело дошло до того, что в качестве условия для установления полноценных дипломатических и экономических отношений с СССР крупные европейские державы стали выставлять отмену этого беспрецедентного положения в советском авторском праве. Например, обязательство подписать литературную конвенцию было даже включено в проект  договора, заключенный СССР с фашистским правительством Муссолини.

После революции писатели тоже не обеднели . В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Маяковский мог  выписывать из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.

В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась.Союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР.

Для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека.
"Литературные генералы" после денежной реформы 1961 г. получали по 500 рублей за авторский лист, рядовые писатели – 300 рублей. При переиздании сумма уменьшалась. Только Михаил Шолохов получал за любое издание с любым тиражом гонорар по высшей ставке – 500 рублей, что делало его по уровню оплаты писателем номер один.   

Те же кто был по ближе к власти имущих получали фантастические гонорары. Например, забытый ныне  писатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.

Государство став владельцев всего и вся могло позволить себе  хорошо оплачивать  тружеников идеологического фронта и инженеров человеческих душ.

Как мы видим в случае с Конан-Дойлем  и Арчибальдом  Джозефом  Крониным  СССР не платил авторские, даже после обращения в суд ,но для тех писателей, которые по мнению советского руководства были друзьями нашей страны, гонорары выплачивались и часто совсем не малые.

Руководство ВКП(б) регулярно стимулировало тех зарубежных литераторов, чью деятельность и произведения партия и правительство находили полезными для СССР, причем выплаты не всегда производились в денежной форме.

Советских вождей репутация страны на Западе очень волновала и Владимир Ильич Ленин часто и охотно общался с представителями буржуазной прессы. К  русскому переводу книги американского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» Ленин самолично написал предисловие, в котором сказано, что он хотел бы видеть это сочинение «распространенным в миллионах экземпляров» на всех языках планеты.

Сталин не позволил этого сделать, американец принизил его личный вклад в дело революции и вывел на передний план врагов народа во главе с Троцким. Второе издание книги Рида появилось лишь в 1957 году.

Гораздо более тяжелые последствия имел выход в свет в 1925 году книги другого американского репортера, имевшего, как и Джон Рид, практически беспрепятственный доступ к большевистским лидерам, – Макса Истмена. Она называлась «С тех пор, как умер Ленин» (Since Lenin Died) и содержала текст ленинского «Письма к съезду», в котором имеется негативная характеристика Сталина. Текст этот был строго засекречен. Сталин подозревал в утечке Троцкого.
 
Сталин проявил себя выдающимся  дипломатом. Он  был убежден в том, что «все продается» и «все покупается». В Советский Союз  потянулись «прогрессивные деятели культуры». Государство рабочих и крестьян окружало их неслыханными почестями и роскошью. Когда в 1931 году в самый разгар голода в стране, вернувшегося из Москвы Бернарда Шоу спросили, соответствуют ли действительности сообщения о голоде в СССР, он ответил: «Помилуйте, когда я приехал в Советский Союз, я съел самый сытный обед в моей жизни!»
Не будучи членом Бернской конвенции об авторском праве, Советский Союз не платил гонораров иностранным авторам, но для друзей режима делалось исключение: их произведения издавались целыми собраниями сочинений (собрание Андрэ Жида, к примеру, вышло в шести томах) с оплатой в твердой валюте. Жид, впрочем, не оправдал ожиданий, поступив в этом отношении так же, как за сто лет до него де Кюстин. Он написал разоблачительную книгу о сталинизме «Возвращение в СССР» и превратился в запрещенного автора.

Большому другу Страны Советов Ромену Роллану устраивался почти царский прием и триумфальные поездки по стране, и деньги на это выделялись  из резервного фонда Совнаркома, причем в очень значительных размерах — до 15 тыс. рублей (месячная зарплата средней руки чиновника в это время была около 300 рублей). Чуть меньше тратилось на обслуживание еще одного большого друга СССР Лиона Фейхтвангера.

В СССР власти считали, что права на произведения и научные достижения принадлежат государству. Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Федор Шаляпин, который в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу "Страницы моей жизни". Она была напечатана в СССР, и Шаляпин обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал с требованием компенсировать материальный урон от нарушения его авторских прав. Суд обязал СССР выплатить певцу 10 тыс. франков – большие по тем временам деньги.

После второй мировой войны, для улучшения имиджа СССР тоже потребовались литературные корифеи с Запада. И первым, к кому обратилось советское руководство почти с открытым предложением денег, был Бернард Шоу. В конце августа 1949 года в Лондон была отправлена телеграмма на имя советского посла Зарубина:
       "Поручите вашему работнику Гершеневу, с которым беседовал Бернард Шоу, встретиться с Шоу и передать ему, что советские издательства опубликовали в СССР многие его произведения: однотомник избранных работ, в который входят 'Дом вдовца', 'Горько, но правда', 'Майор Барбара', 'Дом, где разбиваются сердца', 'Другой остров Джона Булля' и другие произведения. Изданы также пьесы Б. Шоу 'Цезарь и Клеопатра', 'Профессия миссис Уоррен', 'Пигмалион' и другие. В театрах Москвы и других городов осуществлены следующие постановки пьес Бернарда Шоу: 'Пигмалион', 'Ученик дьявола', 'Профессия миссис Уоррен' и другие.
       По подсчетам наших организаций, за опубликование этих произведений на русском языке и за постановки его пьес автору может быть выплачен гонорар в сумме 10 тыс. фунтов стерлингов. Поручите передать Бернарду Шоу, что, хотя между советскими издательствами и автором не имеется договора о выплате гонорара, наши издательства предлагают уплатить ему указанную сумму.
       Если со стороны Шоу не имеется возражений, он может сообщить адрес и номер текущего счета, на который будет переведен гонорар".

В архивах сохранилось письмо Сталину  о гонораре для Шоу.


Григорьян — Сталину о советских гонорарах Бернарда Шоу
02.08.1949
Копия
Сов. Секретно
Товарищу Сталину
 
Советский посол в Англии т. Зарубин сообщил, что писатель Бернард Шоу в беседе с сотрудником советского посольства заметил, что он не получает никакого гонорара за свои пьесы, идущие в советских театрах и за книги, издаваемые в СССР.
Советские издательства опубликовали в 1946 г. однотомник избранных произведений Б. Шоу, а также отдельные его пьесы. В театрах Советского Союза в 1946–1949 г.г. были поставлены пьесы Б. Шоу: «Пигмалион», «Ученик дьявола», «Профессия миссис Уоррен» и другие. Одна из лучших пьес Б. Шоу «Пигмалион» шла более чем в 80 театрах СССР.
По сообщению Государственного издательства художественной литературы Бернарду Шоу мог бы быть выплачен гонорар за выпущенный в 1946 году однотомник избранных произведений в размере 92 тыс. руб, и за постановку пьес в Советском Союзе, по сообщению Комитета по делам искусств, около 750 тыс. руб.
Гонорар Бернарду Шоу, как и другим иностранным авторам, не выплачивался ввиду того, что Россия и Советский Союз не присоединились к Бернской конвенции 1886 г., которой определяется порядок оплаты гонорара писателям при переиздании их книг на иностранных языках в других государствах. Вследствие этого Советский Союз может издавать книги иностранных авторов без их согласия и без оплаты гонорара.
Учитывая заявление Б. Шоу в беседе с сотрудником советского посольства и дружественное отношение Шоу к Советскому Союзу, целесообразно было бы разрешить Государственному издательству художественной литературы и Управлению по охране авторских прав Союза советских писателей перевести Бернарду Шоу гонорар за издание его произведений и постановку его пьес в советских театрах 10 тыс. фунтов стерлингов (213 тыс. руб.).
Перевод гонорара можно осуществить через ВОКС.
Проект телеграммы тов. Зарубину по этому вопросу прилагается1.
 
Председатель Внешнеполитической Комиссии ЦК ВКП(б)
В. ГРИГОРЬЯН
 
2 августа 1949 г.
№ 25-с-3747.
 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1529. Л. 204. Машинописный подлинник. Подпись — автограф. Копии разосланы Молотову, Берия, Маленкову, Микояну, Кагановичу,

Как мы видим такие вопросы как выплаты гонораров зарубежным писателям решались на самом высоком уровне. Идейным попутчикам с Запада платили немногим больше восточноевропейских,  правда  в иностранной валюте. Деньги привели  под советские  знамена немалое число публицистов. Они создавали по заказу такие "выдающиеся" произведения, как "Американский империализм", "Процесс коммунистов", "Интернационал предателей", "Де Голль и его сообщники", "Тайная война против России", "Западная Германия--колония США".

Не брезговали деньгами из Москвы и писатели мировой величины. Деньги позволяли и вбрасывать в информационное пространство дезинформацию, когда проплаченный журналист на Западе, писал  статью в выгодную для СССР ,а затем эта статья перепечатывалась в советской прессе  с ссылкой на зарубежную печать.

Щедрость политбюро на выплату народных денег была немалой . Турецкому поэту Назыму Хикмету, например, было отмерено 72 740 рублей за одну книгу стихов, а старому и преданному стороннику социалистического образа жизни из Дании знаменитому писателю Мартину Андерсену-Нексе больше 100 тыс. рублей. Ну как не заплатить такому человеку, который говорил  в интервью советским газетам "Мы, пролетарские писатели Запада, утомленные действительностью буржуазной Европы, едем в СССР, чтобы набраться сил и бодрости".

В 1973 г. СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве. Оно было расширено и на работы иностранцев, опубликованные за границей, а свобода перевода прекращена. Больше всего от этого выиграли руководители партии и правительства, тоже печатавшие свои сочинения. Гигантскими тиражами печатались, например, воспоминания генсека Леонида Брежнева, которые издавали и за рубежом. А Михаилу Горбачеву пришла разовая выплата $;1,5 млн.

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету.Первый постсоветский закон об авторском праве,следующий европейским нормам, в РФ вступил в силу 3 августа 1993 г. Он установил общую длительность авторского права – 50 лет после смерти автора. После поправок срок защиты авторских прав был продлен до 70 лет и введено понятие "интернет-право" для урегулирования правовых вопросов, связанных с Сетью. Первого января 2008 г. вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ, детально регламентирующая отношения в сфере авторских и смежных прав.

Сегодня никаких установленных государством норм нет. Кто то получает единовременный гонорар, кто то аванс и роялти (прибыль с продаж), кто то продает разом все права на произведение. А бывает, что автор еще и сам приплачивает за то, чтобы его издали. 95% русских писателей получают за книгу от 50 до 100 тыс. рублей. А первая книжка может быть издана и за 25 тыс. рублей, и даже "за так". Тех, кто может жить на свои литературные доходы, можно пересчитать по пальцам.
 
Но некоторые  стали получать  большие гонорары. В списке богатых писателей Форбс , есть и российские. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доход Джоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике.
 Журнал «Форбс» опубликовал годовой заработок самых успешных писателей.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.


Рецензии
Интересно и познавательно, спасибо. Правда, многое устарело( Ныне "галактика Гуттенберга" кончает своё существование... И классиков почитают, не почитывая.
ЭКСМО, к примеру, печатает уже лишь известных, а части не платит гонорара.

Ааабэлла   19.03.2024 17:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.