Вот такие у нас были люди!

Необьяснимо – почему он не замерз в 1932 году?  Почему пуля, выпущенная в упор немцем, миновала его? Почему не погиб в газовой камере Бухенвальда?
Видно - такова судьба этого человека.

Несколько лет назад он ушел из жизни, и я решил в год 100-летия Великой Октябрьской Социалистической революцию этой своей статьёй вспомнить о нём, простом советском человеке, пережившем нашествие гитлеровцев, побывавшем в концлагере, а потом поднимавшем из разрухи страну.

В тысяча девятьсот тридцать втором году умер отец. Ему было тогда полтора года, одной сестре три, брату – шесть, другой сестре – восемь лет.
Они жили тогда в коммуне. Там всё было общее, только одежда своя.
Через три года сосед решил поехать на Украину,  и мать с детьми увязалась с ним. Ведь тогда по всей стране был голод.
Там тоже жили впроголодь. И ему пришлось ходить по дворам с сумой. В своем селе не очень-то уже давали, пошел в соседнее. Оно была в трех километрах от  этой. Была зима. Когда возвращался, началась пурга. Устал, идти стало тяжело. Упал в снег и забылся. К вечеру мать схватилась. - Где сын?
-Но куда идти? Пропал парнишка, - подумала она. - Такова судьба, - решила она.
А утром собака шедшего по дороге односельчанина нашла его под снегом, раскопала. Односельчанин поднял мальчика, положил на плечо и принёс  матери. А он даже и не заболел.

А во время войны. Это было в конце 1941 и в начале 1942 года его село четырежды переходило от нас к немцам. В третий раз, когда начали наступать немцы, он забился в сундук, стоящий в сарае с остатками сена, таким способом мальчик решил переждать и этот приход немцев. Когда они начали прочесывать дома, дворы, то немецкий офицер приказал солдату открыть этот ящик. Тот открыл, и офицер  увидел в нём мальчишку. Офицер приказал солдату расстрелять парнишку. Солдат вывел мальчишку в поле и  сказал: «Шнель», и когда тот отошел, выстрелил в него из автомата. Мальчик слышал, как просвистела пуля рядом с ухом. Он упал. Падая, парнишка слышал ещё два автоматных выстрела. И всё.
Очнулся оттого, что две соседки волокли его по земле в сарай.
Когда он начал дёргать ногой,  они, почувствовав, что мальчишка живой, сами упали в обморок.
А он встал, подошел к ним, и лёг рядом. Силы оставили его.

И ещё раз судьба спасла его. Это уже в бухенвальдском лагере смерти, где он оказался после угона в Германию.
Сначала, как и все работал в каменоломнях, таскал камень, точно так, как показывают во многих фильмах.
Потом подносил с таким же, как он, на носилках трупы к штабелям у крематорских печей.
Осталось только самому стать трупом.
Только быстрое наступление Красной Армии спасло его от этих адских печей.
После освобождения попал в Кенигсберг, где устроился на 820-й судостроительный завод в Калининграде.
Работал слесарем. Учился, окончил вечернюю школу. Стал испытателем. Потом начальником лаборатории испытания металлов.
-А какое тогда было время!
Вспоминается ему, как пришлось однажды проверять качество металла шейки вала корабля, нет ли в металле воздушных пузырьков. Необходимой аппаратуры на заводе не было. Но вал проверить надо. Директор завода обратился к нему, - А всё-таки можно проверить?
-Можно. Но только  выдержат ли приборы, электрические кабеля. Они могут взорваться. Ведь напряжение надо подать два с половиной миллиона вольт при силе тока полтора миллиампера. 
-Что надо сделать? - спросил сказать директор.
- Можно – только надо задержать отключение реле. Вставить между контактами реле спичку. Но это опасно. Этого нельзя ни в коем случае делать. Установка может сгореть. А она стоит миллионы рублей.
Директор подумал и сказал:
-Вал стоит дороже. От него зависит спуск на воду боевого корабля.
-Испытывай, - даёт приказ директор.
Грелись провода, тревожно дрожали стрелки приборов, зуммировали контакты  реле, но они выдержали.
Всё! Вал испытан. Металл доброкачественен!
Выключай!

Потом он женился, появились дети, аж трое. И ослеп. Когда немного подлечился, пришел домой, то, услышав разговор жены с тещей, которая требовала бросить такого мужа. Тогда он сам ушел.
Сначала жил в общежитии, потом на заводе начали строить дом на деньги вкладчиков. Включился в это дело. Получил свою квартиру, снова женился. И так 38 лет прожил с новой женой и её дочкой, а три года назад жена умерла.
Тогда он сдал государству свою большую квартиру, переехал в однокомнатную.
-Сам живу, один, - говорит мне он. - Предлагают переехать в дом престарелых,  но только после  сдачи своей квартиры.
Поехал посмотреть, как живут в этом доме престарелых. Посмотрел, поговорил с его обитателями. Те рассказали,  что переселенцев сначала селят, как и говорили при договоре, в отдельную комнату, потом переселяют, где еще кто-то живет, а под конец, где и совсем много народа – девять, двенадцать человек.
-Не сдался в концлагере, не сдамся и сейчас,  - говорит он. - Буду жить!
Вот такие у нас были люди!


Рецензии
Да, были люди! Подрастающие поколения должны знать и понимать.Тяжелораненый отец был захоронен вместе со всеми погибшими в Братской могиле("Был похоронен в Братской могиле").Десятки тысяч полегло тогда наших.По рассказам старожилов, в местах захоронений не одни сутки будто бы продолжала шевелиться и земля. Очнувшись, отец выполз наверх.
С уважением,

Валери Кудряшов   07.02.2018 09:53     Заявить о нарушении
Да были такие случаи. Я знаю о них.

Герман Бич   06.07.2018 17:52   Заявить о нарушении