Автор Станислав Шпак, poweroff

       POWEROFF

   Я не помню,когда это началось. Может быть три дня назад, а может быть и неделю. В тот день я пришел домой с работы и хотя всего час назад оторвался от компьютера на работе, тут же уселся за домашний. Как всегда. Стандартные «пять минут» на проверку почты, сообщений «вконтакте», просмотр ЖЖ и все такое, растягивающееся обычно на часок-другой.
    Но в тот день я вдруг обнаружил, что открывающиеся передо мной интернет-страница  воспринимаю не так, как обычно. Даже не воспринимаю, а ощущаю. Поверьте мне на слово – блогосфера – самая насыщенная чувствами часть интернета. Все пестрое разнообразие эмоций, размазанное тонким слоем по новостным и развлекательным сайтам,все это полыхнуло на меня из ЖЖ. Я с удивлением обнаружил, что не просто чувствую эмоции писавших там людей – я их как будто переживаю сам. Вот злость попавшего в маленькую аварию автомобилиста, вот радость гламурной барышни от покупки какой-то супер-косметики, вот ожидание приезда любимого человека, вот одиночество, вот… смерть. Смерть. Ощущение от нее нельзя передать словами - как будто прикоснулся к чему-то отталкивающему и привлекающему одновременно. Живой,но холодной и спящей темноте. Безысходность. Чужая смерть…
    Страницу, на которую я наткнулся, вела девочка. Лет 14-15, обычные посты про прогулки с друзьями,про школу, собственные стихи, первые размышления о любви в закрытых записях,которые я без труда видел, а потом… Потом была последняя запись – предсмертная записка, оставленная ею в виртуале. И комменты – сначала шутливые или недоуменные, а потом печальные: «любим, скорбим», «прощай», «зачем?». И ощущение чьего-то присутствия между строк.
    И тогда я нашел эту девочку – это было не трудно, я просто откуда-то знал, где ее искать. Вышел из дома, прыгнул в маршрутку, спрятав уши в плеер, а голову – в мысли о том,почему я еду к ней. Без труда разыскал ее дом, поднялся по не очень ухоженному подъезду и вошел в квартиру. Пока я поднимался, звуки и шорохи жилого дома незаметно смолкли, а краски окружающего мира поблекли,превратившись в градации серого. Мрачное запустение, толстый слой пыли на мебели, приунывшие плюшевые мишки в углу и компьютер, перед которым сидела маленькая, почти детская фигурка.
- Почему они это пишут? – спросила она тихо, похоже, ничуть не удивившись моему визиту. – Я же это написала в шутку. Да, я тогда действительно хотела это сделать, но я же жива!
Заглянув в монитор, я увидел уже знакомую страницу ЖЖ. «Любим, скорбим»… Тем временем девочка продолжила:
- Я пишу им ответы, но они не появляются на странице. Я хочу создать новую запись, но не могу. Я вижу, как мои друзья приходят и уходят в аське, но у меня не получается написать им, - она говорила это спокойным бесцветным голосом, будто повторяла эти слова уже тысячу раз. Вот только когда она повернула ко мне свое личико, я увидел, что следы слез разделяют его на три равные части.
– И почему не приходит домой с работы мама? Почему?
Сначала, я не нашелся что ответить. А потом начал придумывать.
- Мама, наверное,просто задержалась по делам. А я пришел, чтобы починить тебе интернет – у тебя немного глючит компьютер, ему надо дать отдохнуть. Выключи его на пару минут, а когда потом включишь, все снова будет работать.
- Он перегрелся?
- Скорее всего.
    Это была ложь,которая далась мне с трудом, будучи сисадмином, я понимал, что перегрев компьютера, если он и был, вряд ли стал бы причиной так странно неработающего интернета. Но я чувствовал, что компьютер надо выключить. Это было нечем не подкрепленное ощущение, сродни тому, которое и привело меня в квартиру незнакомой девочки, в районе, где я ни разу не был.
- И это поможет, правда? – с надеждой спросила девочка.
- Правда, -бессовестно соврал я,- поверь мне, я же специалист.
Девочка с некоторым сожалением выключила браузер, с серьезным видом последовательно закрыла все окна и аську и, выбрав знакомое всем «Пуск» - «Завершение работы»,повернувшись ко мне, спросила:
- Выключать?
У нее было миленькое личико, наверное, лет через 5 она стала бы красавицей и все бы в ее жизни могло быть хорошо, только… Только вот не было у нее уже жизни.
- Выключай, -сказал я.
Она нажала «ОК» и началось стандартное завершение работы Windows. И по мере того, как компьютер останавливал запущенные процессы, закрывал сетевые подключения,сохранял параметры, вокруг начали проявляться краски, исчезала пыль и разбросанные вещи, а девчушка становилась все прозрачнее.
- Ой, -сказала она,- щекотно!
И засмеялась.А потом растаяла
    Я стоял возле выключенного компьютера в чужой комнате чужой квартиры и смотрел на фотографию девочки, которой уже не суждено было вырасти. Хорошая, веселая фотография,улыбающееся лицо, озорные глаза. Только все портила черная лента, идущая через угол снимка. В углу комнаты кто-то зашевелился и всхлипнул. Женщина, наверное,мама девочки, обнимала подушку и плакала, отвернувшись лицом к стене. Она не заметила меня, и я тихонько вышел из комнаты, а затем и из квартиры. Мне не хотелось возвращаться домой к компьютеру, но больше идти мне было некуда.

    Вот так это было в первый раз. Потом я начал специально искать в сети «зависшие», как я их называю, души. В основном это, конечно, блоггеры и люди, не мыслящие свою жизнь без онлайн общения. Но встречались и более редкие экземпляры- например брокер, который не оторвался от экрана с замершими котировками даже, когда я начал с ним разговаривать. С большинством срабатывала ставшая уже стандартной байка про специалиста техподдержки, который пришел починить интернет. Достаточно было заставить выключить компьютер, как душа растворялась, а я вываливался в обычный мир красок, запахов и звуков. Не скажу, что я успел таким образом спасти много душ,но как-то и не задавался целью их считать. Десяток? Два? Да какая разница, меня полностью увлек этот процесс. Но однажды я наткнулся на геймера.
     Геймер был классический – из тех, для кого это состояние души, а не возраста и кого насильно можно оторвать от компа только с истерикой и воплями. Вот такой мне и попался. Не знаю уж, что там было с ним в реальном мире, может быть подавился конфетой, а может быть наоборот, забыл поесть – не уверен, что такое бывает, однако и не удивлюсь если так. Но факт остается фактом – я стоял и смотрел на душу парнишки, увлеченно командующего нарисованными войсками. Как ни странно, его не смущало то, что в игре уже ничего не происходило, кроме перемещения его войск.Пришлось мне самому заявлять о себе:
- Эй, - сказал я, - я пришел тебе помочь. У тебя что-то с компьютером.
- Все нормально у меня с компьютером, не мешай, – не очень-то любезно буркнул парень в ответ, лишь вскользь удостоив меня взглядом.
- Но ты же играешь сам с собой, ты что, не видишь?!
- Отвали,сейчас просто мой ход, не знаешь игру, так не лезь с советами!
     Похоже,уговаривать его выключить компьютер, было бесполезно, поэтому я пожал плечами и тут же совершил ошибку – потянулся к кнопке выключения системного блока. Вот тут парнишка мигом оторвался от экрана! Толкнув меня так, что я упал, он заорал:
- Не смей лапать компьютер! Даже родители не имеют права трогать мой комп! Уйди! – с этими словами он протянул руку в монитор и, даже не глядя, вытащил здоровенный тесак размером как минимум с половину собственного роста!
Зрелище достаточно хлипкого парня со здоровенным мечом в руке оказалось настолько неестественным,что я чуть было не поплатился за это, когда он без всяких усилий размахнулся и направил удар лезвия в меня. Каким-то чудом, в последний момент откатившись вбок, я увидел как медленно, будто в замедленной съемке, разлетается в щепки стоящий рядом столик. Я успел вскочить на ноги, но и противник оказался шустрым– не тратя времени на повторный замах он с какой-то непостижимой грацией фехтовальщика нанес колющий удар в мою сторону. Я успел уклониться, лезвие со скрежетом наполовину вошло в бетонную стену и… застряло. А я прыгнул к компьютеру, краем глаза заметив, как парнишка, оставив меч в стене, впопыхах слепил файрболл и швырнул в меня. Уворачиваться уже было поздно, поэтому «заряд» попал мне прямиком в левое плечо и окатил волной жара. Так вот ты какой, магический огненный шарик! Похоже,навыки мага у моего противника были развиты меньше, чем навыки воина, а то меня испепелило бы на месте! Приземлившись на ламинированный пол, я проехал на животе остатки расстояния до системного блока, нажал и стал удерживать кнопку выключения. Парнишка завизжал и, с силой потянув меч, вырвал его из стены.Прямо король Артур, ей-богу!
     А я держал кнопку и считал. Один, два, три…Конечно, можно было подождать, пока компьютер штатно завершит работу. Только вот геймер с мечом наперевес искромсает меня в салат своим гипертрофированным ножиком,а потом, мирно улыбаясь, растает в воздухе. Не-е-е-т, мне такая перспектива не нравилась. Четыре, пять! Он почти успел. Удар меча с разворота должен был бы разделить мое тело на две половинки, только «почти» - не считается.
      Я ожидал того,что он растает, как и все прошлые души. Но, похоже, он действительно был неготов расстаться со своей игрушкой, потому что, лишившись объекта приложения –компьютера – душа не рассеялась мирно вокруг, а ударила упругой взрывной волной. Меня смело как пушинку, каким-то образом протащило сквозь стены соседней квартиры и вышвырнуло на улицу. Падение со второго этажа спиной на газон было не очень приятным, но не смертельным. А вот сфера черного света, как будто дышащая и светящая острыми световыми иглами – мне очень не нравилась. Она еще росла, выпирала из окон второго этажа, ее край уже вышел за фасад здания,но это было недолго – как бы вздохнув, с легким свистом она втянулась куда-то внутрь квартиры и исчезла.
      Не поленившись,я решил снова подняться и посмотреть, что происходит в квартире. Однако на втором этаже наткнулся на запертую дверь. Это меня озадачило – интересно, а как я до этого проникал в жилища? Все предыдущие разы я беспрепятственно заходил к людям, даже не задумываясь о замках. Хотя стоп, поправка - не к людям, а к душам. Значит, если сейчас передо мной дверь, то за ней уже нет зависшей души. Ну, будем надеяться, что так.Плечо нестерпимо жгло и мне ничего не оставалось делать, как отправиться домой.

        А дома меня ждали. Человек просто сидел на диване и рассматривал фотографии на стене. Компьютер был выключен, хотя я был уверен, что сам я его не выключал. Ну да мало ли –может быть опять энергосеть в доме барахлила. За последнее время я уже привык ничему не удивляться, поэтому вполне буднично спросил:
- Простите, а вы кто?
- Ну, говоря в понятных тебе терминах, я - системный администратор, обнаруживающий разделенные энергетические сгустки, бывшие частью одного ментального целого. Ты можешь звать меня просто – Мастер.
Я наклонился и включил системный блок. Комп радостно пискнул и начал загружаться. Почему-то мне стало весело. Тоже мне, коллега!
- Системный администратор? И какую систему администрируете? Энергетические сгустки – это души? – с некоторой иронией спросил я.
- Да, можно сказать и души. А остальное - сложный вопрос. Прежде, чем я объясню тебе аналогию, позволь поинтересоваться: как ты думаешь – что с тобой происходит?
- Хм, я много об этом думал. Я чувствую души умерших людей, застрявшие за компьютером, нахожу их и стараюсь освободить, - это прозвучало так просто и связно, что даже сам немного удивился.
- А ты не думал, почему так происходит? Ведь не все же люди, умирая прилипают к компьютеру.
- Э-э-э-э, вот чего не знаю, того не знаю.
- Тогда позволь мне немного пояснить. «Разделение» души известно еще с древних времен и появилось примерно одновременно с зарождением искусства. Наверное, ты слышал выражение – «он отдал этому занятию всю душу». Так вот, это конечно, перебор.Всю душу никто не может отдать, чем бы он не занимался. Но часть души – возможно.А если человека занятие увлекло, то и большую часть. В прошлом это происходило не часто и встречалось в основном у творческих людей – художников, писателей, музыкантов. Если ты отдаешь большую часть души своему делу, это неплохо. Вот только возникает небольшая проблемка, когда приходит время расставаться с жизнью…
- Тогда и происходит «разделение» души?
- Да. Часть души, как и положено, пытается покинуть этот мир, но другая часть даже не замечает, что уже лишилась физической оболочки. Однако без тела душа не может себя проявить в реальном мире. В результате, обе половинки страдают, только вторая этого не замечает.
- И для это гонужны мы, те, кто будет освобождать «застрявшие» части?
- Ну, не совсем, - Мастер поморщился, - вообще-то на это очень долго не обращали внимания. Подумаешь, разделенная душа. Происходило это редко, некоторые превращались в привидения, некоторые рассеивались через какое-то время сами собой, некоторых выталкивало эмоциональным фоном оставшихся в живых, ну обычное дело. И все бы хорошо, пока не наступили современные времена с научно-техническим прогрессом.Таких душ стало больше и пришлось кому-то помогать им воссоединяться.
- И появились администраторы душ? – я никак не мог начать воспринимать разговор серьезно, и эта нелепо звучащая фраза непроизвольно вызвала у меня ухмылку. Однако Мастер никак не отреагировал на мой сарказм.
- Да, примерно так. Мир был создан с набором правил и законов. Например, смена дня и ночи или закон всемирного тяготения. Представь, что ты администрируешь локальную сеть. Ты поставил рабочие станции, установил на них операционную систему и нужные программы, связал их в сеть, настроил серверы, коммутационное оборудование, проверил– все работает. А потом запустил в систему пользователей. И сначала, все были смирные и работали по твоим заветам. Но потом кто-то переконфигурировал операционку,кто-то установил собственные программы, другой наоборот, удалил те, которые ставил ты. И вроде бы система в целом работает, но нет-нет, но где-то начинают появляться сбои. Так и в мире - вся деятельность человечества направлена на то,чтобы обходить законы и раздвигать рамки. Конечно же, это не проходит бесследно. На большинство последствий можно не обращать внимания – они касаются только самого человечества и являются расплатой за его же необдуманные действия. К тому же, система подвержена саморегуляции, но бывают и исключения,вот как с зависающими душами. Они стали угрожать стабильности всей системы. И тогда появились мы, системные администраторы. Некоторые из нас обучены находить и освобождать души, некоторые, такие как я, занимаются исследованиями этого процесса.
- А кто тогда я? Меня же никто ничему не учил!
- Да, мы как раз подходим к самому главному. Дело в том, что такие сисадмины сами являются душами умерших когда-то людей. Мы не помним кого именно, да это и не важно – главное,что у нас нет телесной оболочки. И те души, которые мы освобождаем – души уже умерших людей. Да, ты похож на нас. Вот только… ты еще не умер.
Такого оборота я не ожидал и даже не нашелся что сказать. А Мастер продолжил:
- Поэтому к тебе и пришел я. Во-первых, тебя было трудно отыскать – мы видели твои следы на месте тех, кого ты освободил, но ты всегда успевал уйти раньше и след твой терялся. Теперь я понимаю, что это было из-за того, что твой след – уже неживого, но еще и не умершего человека. А нашли мы тебя благодаря последней освобожденной тобой душе. Не знаю, что у тебя пошло не так, но произошел выброс энергии, и мы тебя засекли.
- Я сам выключил компьютер. – пробормотал я.
- Что? -Мастер насторожился.
- Все души,которые мне попадались, все были привязаны к компьютеру. И я хитростью или уговорами просил их его выключить. Когда они это делали – то тихо таяли в воздухе. В последнем случае у меня не получилось – и мне пришлось выключать компьютер самому.
Тут я покосился на уже готовый к работе компьютер и меня осенило!
- Это Вы выключили мой компьютер, да? Думали, что я – одна из зависших душ и решили меня освободить?
- Ну, для обычной души ты слишком легко можешь отходить от компьютера, - похоже, Мастер немного смутился, - но на всякий случай я должен был убедиться.
- Так что со мной? Я не умер, но я веду себя как зависшая душа, да?!
- Да. Похоже,ты – зомби.
Вот это были новости так новости! Я опешил и смог выдавить из себя только:
- Я – кто???
- Зомби. Когда число разделенных душ стало увеличиваться, мы провели экстраполяцию процесса.Люди все больше и больше уходят в виртуальный мир, предоставленный им компьютером. Как следствие, в скором времени мы можем ожидать появления разделения души не после, а до смерти физической оболочки. И ты – первый. Ты работал компьютерщиком, все свободное время проводил за компьютером, даже иногда спал перед ним – ты не мыслил своего настоящего и своего будущего без компьютера – ты совершил первый прорыв – твоя душа и тело разделились.
- Ух ты как здорово! Я теперь могу жить здесь, помогать душам, быть где угодно, да?
Мастер покачал  головой:
- Это нездорово. Ты – можешь. Твоя душа большей частью здесь. А то, что осталось – почти бездушный зомби, гнетущее зрелище. Дай руку - я покажу тебе оставшегося тебя.
     Завороженный,я протянул руку Мастеру. И как только он меня коснулся, весь окружающий мир рухнул в туман, который тут же рассеялся, и я оказался в собственной квартире и смотрел на другого себя. Он, то есть другой я, сидел со стеклянными глазами и пялился в телевизор. Черт возьми, я уже лет пять не смотрел ТВ, так как отлавливать редкие интересные передачи и фильмы проще на файлообменниках в интернете, чем караулить по программе или записывать их по таймеру вместе с ворохом рекламы. А тут я смотрел телек! И ел бутерброд, с которого капал кетчуп на мой любимый пушистый белый ковер, который я сам когда-то и выбирал! Вошла мама.
- Мать приехала спустя неделю после того, как ты перестал отвечать на телефонные звонки. И она уже близка к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью, но боится,что тебя упекут в психушку и будут накачивать лекарствами, - раздался откуда-то голос Мастера.
«Сынок, я приготовила твоего любимого борща, пойдем поедим на кухню», - обратилась к моему телу мать. Я не среагировал. Она подошла и погладила меня по голове.Потом заметила на ковре капли кетчупа, вздохнула и вышла из комнаты. Спустя минуту вернулась с мокрой тряпкой и попыталась убрать мое свинство, ненароком заслонив собой экран телевизора.
-«Уйди, ты мешаешь», - безразлично сказал я. Мать поняла, что нашлось что-то, на что я среагировал и, встав передо мной, с вызовом и болью сказала:
«Не уйду, покаты не объяснишь, что с тобой происходит!»
А я... Я приподнялся в кресле и оттолкнул ее в сторону. Она зацепилась ногой за край ковра и упала, а я тем временем, ничуть не обратив на это внимание, уселся в кресло и снова уткнулся в телевизор. Мать не стала вставать. Она лежала на полу и плакала, не понимая, что произошло с ее сыном. Ведь я всегда любил свою мать.
- Я не хочу на это смотреть! – сказал я и тут же оказался в тумане, а затем снова в моей комнате, но уже без мамы и своего тела, зато с Мастером.
- Мастер, чего ты от меня хочешь?
- Ты все видел сам. Я хочу, чтобы ты вернулся. Вернулся и запомнил все, что с тобой было. Ты должен рассказать это другим, нужно, чтобы люди не превращались в зомби. В существа, которым все равно. В уродцев, которые не имеют чувств. В тупые биологические организмы.
- Мастер, но даже если я не сойду с ума оттого, что буду помнить все что было, мне никто не поверит!
- Если ты будешь рассказывать это как правду, то да. Но, - Мастер улыбнулся, - люди любят небылицы. Напиши об этом книгу. Ну, или хотя бы рассказ в компьютерный журнал.Закинь в популярные страницы в ЖЖ. И в любом случае – спасибо. Мы теперь знаем,что такие как ты должны сами выключать свой компьютер, этого нельзя сделать за вас. Вы еще не умерли, а пока вы живете или хотя бы просто существуете – у вас остается свобода выбора.
- Знаешь,Мастер, мне иногда кажется, что мы свою свою свободу выбора зачастую используем для того,чтобы принять решение отказаться от этой свободы.
Он улыбнулся. Как-то грустно...
-Может быть, может быть. А теперь ты знаешь, что нужно сделать."
 Я кивнул, и щёлкнул " Завершение работы".
 Мастер стал таять в воздухе, потом я понял, что это таю я, а может это стал таять сам воздух, А потом снова всё заволокло серым туманом...


Рецензии