III. Мир, возникший из Медведя

Мир представляется дремучим лесом, наполненным всеми живыми созданиями, который сгущается к центру, где установлен «грозный идол», символизирующий саму природу или основу – фундамент жизни. Имеет вид Аиста (архетип: 8 февраля – 29 февраля), что имеет способность долго стоять на одной ноге в холодной воде, а стоящий так Аист сравнивается и с лотосом, властвующим над четырьмя стихиями: укреплён в земле, преодолевает воду и открывается небу, отогреваясь в лучах Солнца. И вот Аист непрерывно шерстит лес в поисках несовершенства. Он также повторяет древний образ Гегория – возделывателя, «двигающего горы». Таким образом, заново обустраивает мир и делает его пригодным для жизни. Аист – символ прихода новой жизни, но также – символ спокойной старости и долголетия, заботы о потомстве и самоотдачи, и заботы о старых людях. Этот так называемый римлянами «закон аиста» – фундамент общества, и сам Аист следит за его исполнением во всём лесу, дабы он никем не был нарушен. Идол предстаёт в образе Великой матери, но с акцентом на аспекте млекопитания: он имеет бесчисленное число грудей и проливает на лес молоко, кормя птиц и зверей. Либо говорим о божестве, орошающем землю живительной водой из ведра. А речь идёт как о поддержании плоти, так и передаче опыта и накопленной поколениями мудрости, несущей практическую пользу, прошедшей испытание временем, на которую Аист накладывает нерушимую печать и фиксирует устроение мира со всеми его обитателями и их стремлениями.

И вот Бер (архетип: 16 января – 7 февраля) является продолжением образа Великой матери с акцентом на аспекте инициализации, характеризует продвижение духа по Дереву Жизни и испытание на чистоту намерений. Он же – Ягая баба или Золотая баба – олицетворение природы, её циклов, но и символ перерождения, прозрения. И вот что-то заставило героя покинуть дом и отправиться в сердце леса на поиски зловещей избушки на курьих ножках, что символизирует гроб, но ещё Священный храм или Древо: «мы не пропустим тебя, – говорят засовы двери, – пока ты не скажешь нам нашего имени» («Книга мёртвых»). Если воля героя не смутилась, он даёт ответ: «по мамкину сказанью, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами». После чего его ждёт встреча с дикой богиней, имаго свирепой Матери, воплощением самой бездны. Здесь с новой пищей человек приобщается к новому миру, после чего следует ритуальное омовение – крещение, одухотворение. Яге отводится роль и в другом обряде – так называемое в народе перепекание младенца: оборачивание младенца в тесто и помещение его в жаркую печь, что символизирует возвращение человека в материнскую утробу и новое рождение: чистым, здоровым. Эта алхимическая печь описывает процесс очищения души и восхождение, равно преданию тела земле. И также как сама избушка соотносится с глубокой норой, пещерой, берлогой священного медведя – Бера. Отсюда же испытанием для девочек было замужество за медведем, игралась своеобразная свадьба, и сопровождалась проверками – как символ вступления во взрослую жизнь.

«Практически все древние культуры обладали обязательным процессом инициализации молодых людей. При наступлении половой зрелости человек отправлялся в лес на несколько дней, недель, а иногда и месяцев. Во время этой инициализации происходило как бы второе рождение: человек прощался с детским ощущением мира, учился выживать в одиночку, становился самостоятельным, и обратно возвращался взрослый человек, переродившийся внутренне – физиологически и психологически. Эта воспитательная роль отводилась лесной богине – Бабе Яге. Только после инициализации, подразумевающей преодоление испытаний, он мог вернуться в своё родовое объединение. Перед проводами в лес проводились обряды, связанные с «переживанием» смерти ребёнка».
(журнал «Алхимия», 2007 г.)

Культурный герой, преодолевающий все испытания и не погибающий, но возрождающийся, является соединением неба и земли и представляется в виде Ворона (архетип: 23 декабря – 15 января) – птицы, принадлежащей земле, либо ожившей земли, сумевшей подняться в небо. Так и в алхимии стая воронов означает превращение материала в сажу при сгорании. Он представляется как солнечно-лунное или просто солнечное божество, что проходит испытания и продолжает свой путь по загробному миру, после чего воскресает. Отсюда имеет прямое отношение к мёртвым как зверь, способный пересекать черту, при этом оставаться невредимым. Такое он нёсет знание людям, напоминая им о неизбежной кончине, о смерти, и знакомит с небожителями, обращает их взор к небу. Поскольку время Ворона – конец декабря – время рождения всех солнечных богов, то он имеет связи с египетским Гором: «Я – всевидящее Око Гора, внешность которого вселяет ужас» («Книга мёртвых»), так и Иисусом Христом. В скандинавской мифологии через глаза воронов смотрел на мир Один – вождь богов, и представлялся таким же одноглазым, какими и сами вороны. Способен видеть души людей, ибо «отдал» один свой глаз за мудрость. Божество видит глубинную суть и внешнюю форму, так как один глаз направлен внутрь, а другой – наружу. Один глаз символизирует Солнце, а второй глаз (закрытый или отсутствующий) – Луну. Кроме того Одину помогают два ворона: «думающий» и «помнящий», живой и мёртвый. Ворон же учит не бояться смерти, но сражаться до последнего ради спасения своей души. Ибо страдание и борьба, борьба за «корону мира» – естественный путь очищения. Другой символ тотема – единорог, имеющий острый рог, представляющий «тайный меч» или алхимический нож, с помощью которого дух проникает материю, в сердце леса, и аналогичен фаллосу, проникающему во «врата». Либо имеет вид козла, прибитого к кресту или забравшегося высоко на скалу, то есть на Древо.

Змея (архетип: 30 ноября – 22 декабря) изображает сдерживающую основу, каркас в виде креста или квадрата, на котором распято Солнце. Она выражает идею «торможения», сдерживания и защиты, пока нутро не созреет и не придёт к естественному преобразованию, после чего Змея вырастает из собственных границ, сбрасывает шкуру и охватывает новую сферу бытия, а затем вновь сковывает своё тело кольчугой. Кундалини, поднимающийся по позвоночному столбу, от низа – базовых инстинктов, до верха – божественных качеств, также сравнивают с вьющейся по оси змеёй, переживающей поэтапный духовный рост. Однако сама Змея несёт в себе именно идею существования некоторого плана или замысла, что хранится в нераскрытом виде и проявляется в подходящий момент. Так и в каббале сердце Змеи – сфира Даат на Дереве Жизни – плод познания, чертёж мира, который «вкусили» Адам и Ева. Само Дерево Жизни или Мировой ясень, оно же – Ось мира, фаллос, Волшебная гора или Змей, рукотворными памятниками которого были и храм-зиккурат в Вавилоне и жертвенный столб в Индии, представляет собой тот стержень, вокруг которого вращаются звезды, Солнце и Луна, и является своего рода заводным механизмом, проигрывающим великую сцену. Образ Змеи, целиком проглотившей мир будто добычу, и так «переваривает», создаёт в нём движение, где сама Змея имеет вид дымохода, по которому души людей поднимаются в небо, «жарясь» в той печи в избушке. Однако нельзя путать его с другим аспектом, где змея заворачивается в круг, поедая саму себя за хвост, но ничего не теряя. Что демонстрирует ход жизни и тот предел, который герой стремится преодолеть. Например, в русских сказках Змей Горыныч («змея горы») – чудище у Волшебной горы, подобно Яге испытывающее волю героя. Он же – змеевик – известный символ, где изображено лицо девы-башни, а по краю – волосы в виде охраняющих её змей, образующие восьминогую свастику, демонстрирующие смену времён года. Также как в древнегреческой мифологии о Медузе Гаргоне или ирландских мифах о Балору.

«Один из основных образов человечества был в равной мере переосмыслен и в буддизме и в христианстве: Будда, ожидающий просветления у ашваттхи, жертвенного столпа и воплощения мировой оси придаёт новый смысл этому ритуальному символу, как и Христос, пригвождённый к кресту».
(Петрухин)

-архетипы-

Аист (8 февраля – 29 февраля). Возраст тотема или психологический возраст: 4-7 лет. Мышление: Медведь 50% (этика, формальная логика; меланхолик) и Барсук 25% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: торговцы. Стихия: Луна, земля и металл.

Бер (16 января – 7 февраля). Возраст тотема или психологический возраст: 8-11 лет. Мышление: Медведь 50% (этика, формальная логика; меланхолик) и Рысь 25% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: торговцы. Стихия: Луна, земля и металл.

Ворон (23 декабря – 15 января). Возраст тотема или психологический возраст: 12-15 лет. Мышление: Медведь 50%  (этика, формальная логика; меланхолик) и Кабан 25% (логика, вычисление, размышление; флегматик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: торговцы. Стихия: Луна, земля и металл.

Змей (30 ноября – 22 декабря). Возраст тотема или психологический возраст: 16-19 лет. Мышление: Медведь 75% (этика, формальная логика; меланхолик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: торговцы. Стихия: Луна, земля и металл.


Рецензии