III. Мир, возникший из Барсука

Существует поверье о том, что если смешать молоко и воду, лебедь молоко выпьет, а воду оставит. Так и небесный Лебедь (архетип: 8 ноября – 29 ноября) отделил бытие от небытия. Как ладья плывёт он по водной глади – первичному хаосу, и погружает голову на длинной шее глубоко в бездну, будто забрасывает лассо, выхватывая оттуда полезное, из чего будет собран мир. Погружает во все стороны, очерчивая круг, образуя «великий сосуд», отделяющий мир от беспорядка. Не давая ему расползтись, удерживает всё добытое, как Лебедь укатившееся из гнезда «яйцо» возвращает обратно домой под крыло. И крылья его покрывают всего. Поэтому, по молве, лебеди проводят души над нечестивыми водами к моменту их воскрешения, выступая в качестве ладей. И когда Солнце по завершению дня ныряет под воду, то ночью его возницами в морском царстве становятся именно лебеди. В алхимической традиции он также символизирует отделение материй друг от друга. Символизирует отделение от всего неблагочестивого, и кроме того продуцирует классовое неравенство, напоминая, что этот зверь преодолел водные грязи и вовсе не вовлечён в водоворот рыбьих чаяний. Под нечистотами подразумевается и собственная слепота, где Лебедь – образ самостоятельного творения своей судьбы. И соотносится с Макошью, что плетёт «пыль» человеческих судеб, а помогают ей две девицы – Доля и Недоля, на своё усмотрение дарящие и отнимающие блага. Они, кстати, имеют вид белого и чёрного лебедя. У греков они звались Мойрами, изображались в виде старух, соотносятся с германскими пряхами судьбы: Фригг – жена Одина, прядущая на своём колесе, и её помощницы Норны. И вот они намотали клубок – яйцо мира.

Мир в яйце густым лесом покрыт, а посередине леса замок стоит, в нём в заточении дева сидит. А все эти элементы неотделимы от образа девы, где лес – словно царский подол «ползёт» во все стороны и достигает краёв мира. По легенде, замок увяз во внезапно образовавшемся на его месте болоте или озере, а ключи от дверей башни, где сокрыто «богатство», схоронены в брюхе огромной Щуки  (архетип: 16 октября – 7 ноября), коя плавает вокруг да охраняет сердце девицы. В общем-то, клубок мира и есть тело «морской змеи» – Щуки, что символизирует водоворот жизни, элемент воздаяния, и то библейское вечно голодное чудище из геенны огненной, что незаметно пожирает жизнь всякого человека, а быстрее всего съедает грешников. Чудище вьётся всюду вокруг башни и всё его тело покрыто чешуйками-крючьями, на которые ловятся слабые души, не устоявшие перед их блеском – соблазнами, а ведь задача зверя – ужасом своим подталкивать к росту. Но одолеть Щуку можно её же хитростью: надо железной цепью с зазубренными крючьями приковать к башне быка, и та, ведомая ненасытностью, обязательно попадала на крючок. У этого хищника есть и помощницы – сирены, представляемые в виде крылатых дев, женщин с рыбьими хвостами или дев с птичьими телами и курьими ногами. Они унаследовали от матери-музы божественный голос. Звуками своих песен они подманивают к себе путников и тотчас «съедают». Греческая сирена – прямая аналогия птицы сирин, вещающей людям о приходе счастья и погружающая человека в пучину, лишая его рассудка, отчего птица приобретает отрицательное значение, её считают посланницей подземного мира, а «райская птица» представляет собой христианизацию языческих русалок – вил. В каббале «птицы» представляли метафору нитей или ветвей, связывающих плоды на дереве – башне, и интерпретируются как распространение Божьего гласа, увлекающего человека в высшие сферы бытия, через воды безумия в Его обитель.

«На то щука в озере, чтобы карась не дремал».
(русская пословица)

Пройдёт через чудовище лишь достойный, рыцарь на белом коне – Вепрь (архетип: 23 сентября – 15 октября), что в широком смысле двулик, соединяет в себе образ Солнца и Луны и символизирует их победу над всеми временами года. Заключает в себе два аспекта: безобразный видом, но чистый внутри, он завоевывает сердце принцессы и, так спасая душу, избавляется от колдовства: две его стороны сливаются в одну – изначальную, более прекрасную. В оккультном символизме говорим о лемуре – потерянном, расколовшемся Духе, а путь ему указывает «священный маяк» – башня-дева как проекция лебединой шеи, увенчанная яркой звездой. То есть – человек, ищущий путь к Отцу, искупление и спасение. Говоря о рыцаре, мы также говорим об охотнике, что ставит капкан на зверя. А в этом своём умении он учится у тёмного духа, воплощённого в легендах о кракене. Это животное имеет смекалку и странное свойство, известное древним рыбакам, – оно мутит воду, выделяя раствор, питательный для мелкой рыбы, а на мелкую рыбу плывёт и рыба большая, все собираются над кракеном. По этой причине встречались с ним чаще рыболовные судна. Затем он хватает добычу, «превращая» её в новую приманку. Всякое подобное морское существо, имеющее многие члены, ко всему плодовитое, как и описанный ранее образ щуки, так или иначе, символизирует водоворот жизни – порождение всего многообразия и его же возвращение в «воду». Однако Вепрь, если мы вернёмся к нему, отделяется от Матери, хотя и порождён ею, он становится ветром, желая найти тайный лаз. Желает подняться над бытием, найти конечное совершенство. Руководствуется чувством равновесия, вынужден многократно делать какой-то решающий выбор. А также продуцирует идею сверхчеловека. Ведь и в древности иметь на руках то или иное оружие и возможность защиты своих интересов было первым условием, чтобы тебя могли считать человеком, поскольку ты способен создать проблемы, утверждая свою волю.

Девушка свешивала с окна башни до земли длинную косу – символ её целомудрия, в христианстве – это лестница восхождения к Богу, что в библии прочно связана с образом Девы Марии. В Средние века в католическом богослужении по отношению к Деве Марии иносказательно использовалось выражение «Башня из слоновой кости». Это образ «Башни-девы», которая не была взята ни силой, ни хитростью, ни богатством, и которая прошла испытание веры. Как и Дева Мария, хотя её страдания при виде распятия были глубже, чем у апостолов, но которые отреклись от Христа. Дева (архетип: 31 августа – 22 сентября) говорит об отсеивающем аспекте Дерева Жизни, то есть о невозможности подняться выше, к самой девице-душе, будучи неочищенным. Дева – это образ креста, на котором принесена жертва, а ведь сентябрь – время Девы – самый капризный и дождливый месяц в году, но в который собирают яблоки, грибы, виноград, все овощные культуры и подготавливают растения к предстоящей зиме. В этот месяц природа приносит «плоды». И чтобы получить их, она вдохновляет, мотивирует к росту, заставляет трудиться. Сюжет о деве встречается как в средневековой Европе, так и у ацтеков, где богиней-девственницей, запертой под охраной зверя, была Майяуэль. Во многих сказках девица сама убегает к лесному зверю, чтобы защитить свой народ, либо защитить отца. В оккультном символизме Девица стоит на страже у Отца Небесного, и мир вращается вокруг неё. Она видит, что «лежит не на месте», что «к земле не прибито», и прибирает к рукам. Видит всю черноту, которой окутан мир и боится, что чернота дотянется до глубины её души, где всё ещё таится светлый остов: ангел, ведомый высокими нравственными и эстетическими чувствами, проливающий свет сквозь тьму.

-архетипы-

Лебедь (8 ноября – 29 ноября). Возраст тотема или психологический возраст: 20-23 года. Мышление: Барсук 75% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: управленцы. Стихия: Луна, вода.

Щука (16 октября – 7 ноября). Возраст тотема или психологический возраст: 24-27 лет. Мышление: Барсук 50% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик) и Рысь 25% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: управленцы. Стихия: Луна, вода.

Вепрь (23 сентября – 15 октября). Возраст тотема или психологический возраст: 28-31 год. Мышление: Барсук 50% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик) и Кабан 25% (логика, вычисление, размышление; флегматик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: управленцы. Стихия: Луна, вода.

Дева (31 августа – 22 сентября). Возраст тотема или психологический возраст: 32-35 лет. Мышление: Барсук 50% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик) и Медведь 25% (этика, формальная логика; меланхолик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: открытый (убеждение и вера). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: управленцы. Стихия: Луна, вода.


Рецензии