III. Мир, возникший из Рыси

На утёсе, что посреди леса, стоит деревянный трон, на котором восседает воинственный зверь – царь всех зверей, и пишет законы леса, по которым виды взаимодействуют друг с другом. Он обозначает каждому его место в пищевой цепи, но также следит, чтобы никто не оказался обделённым, соединяя всех в тесном симбиозе – содружестве. Если будет нарушено благополучие одних, то это отразится на благополучии других, то есть царь услышит мольбы и воля его отразится на всех, а нарушителям он установит запрет. Никто не противится ему, так как победить его не способен никто, этот зверь – росомаха или Раса (архетип: 8 августа – 30 августа), что объединил в себе черты многих могучих животных. Лапы его – трофей от медведя, туловище – от куницы, а голову себе он взял рысью, но также он силён на уловки, и то досталось от дикого хряка, а корона на его голове – рыжая, львиная. Он поддерживает дух соревнования и сам предпочитает жить в суровых условиях. Провозглашает прямоту намерений, честность, умеренность, а также склоняет к самовыражению, творчеству, поиску своего «Я», к укреплению тела и духа, вообще к заботе о своем теле и тренировке ума. Хотя есть и обратная сторона – он жадный к славе, хочет всеобщего признания, поклонения. В оккультном символизме зверь соотносится с демиургом-ремесленником, выступающим творцом этого откровенно недоброго мира, где все вынуждены не просто соперничать, но поедать друг друга, где каждое звено в цепи «подбривает» звено нижестоящее. Это же касается внутривидовой конкуренции, где проявляется сексуальность вида. Но только так сохраняется равновесие и мир не рушится.

И есть в лесу одна птица, что летает выше всех и взор которой охватывает весь мир от края до края – самый могучий из царских воинов – Орёл (архетип: 16 июля – 7 августа), что способен преодолеть все небеса и подняться до рая. Он летит высоко и находит зверя, ослабшего телом и павшего духом, и тогда обрушивается на него с неба подобно удару молнии, являясь для того последним испытанием. И всякий хищник в лесу, достигший добычу, на один миг принимает облик Орла – беспощадного воина, ибо немощное должно уйти в забвение, а старое уступить место новому. Сажает на свою спину и несёт зверя прямо к Солнцу. Тогда адским пламенем испепеляет он шкуры зверей, отделяя их души от греха, словно зерна очищая от плевел. И вот соединяя чистые души, выдержавшие полёт, с последним небом. Другие же, что осыпались пеплом, вновь прорастут. Отсюда, по поверьям, верхом на этой птице души умерших поднимаются в небо. На спине этой птицы взлетает и Будда, где та символизирует развитие божественных качеств, активную борьбу и победу, достижение высшей цели. Орёл высоко ценит силу воинского духа, является птицей гордой, всех уравнивает перед небом. А эскимосы рассказывают, как орёл принес в качестве добычи кита, и кит казался маленькой рыбкой. Таким образом, этот воин-дух неустанно ищет слабое звено, решив которое можно выйти на новый уровень. Это и образ парящей стрелы, полыхающей огнём, её наконечника и направляющего его оперения – сила, питающая удар, пока тот не достиг своей цели. У индейцев, дакотов, древнекитайских каренов и многих других появление птицы-грома над войском предзнаменовало победу. Но прежде она испытает твою силу, что сокрыта под хрупким телом, проверит героя на стойкость, доблесть и жажду к жизни, определит, достоин ли он неба.

«Летели долго, и Иван за каждую версту давал орлице по куску мяса. И вот немного не долетели до родины, как у Ивана мяса не хватило. И вырезал он из своей ноги два куска ниже колена».
(«Война из-за ржаного зёрнышка»)

Образ героя, преодолевающего испытания, неотделим от образа коня – его боевого товарища, помогающего во всех делах. Именно Конь (архетип: 23 июня – 15 июля) находит решения и пути выхода из сложных обстоятельств, а также он является хранилищем и свидетельством силы героя. Является волшебным духом-помощником. Даёт витязю имя, указывает тому на суженную или невесту, помогает сделать правильный выбор. В конце концов, переносит героя через безбрежные водные рубежи в место, где небо и земля сходятся. Равно как и Солнце скачет по небу верхом на конях. И первое, что нужно сделать герою, его самый первый подвиг – укротить дикого, необъезженного жеребца. А ведь когда-то существовал целый набор процедур выбора героем коня и соединения с ним в единое целое. Здесь же конь символизирует женское начало – супругу витязя, ибо они теперь в одной упряжке. Во многих культурах женитьба всё ещё ассоциировалась с приручением избранницы, будто зверя (конечно, посредством проявления своих добродетелей), будто Ангел укрощает саму природу, это действо сравнивалось с символичным убиением девушки, ведь она лишалась своего имени и отчего дома. Образ Коня у скандинавов и некоторых других связан со сменой дня и ночи: конь-ночь (каурый), мчится впереди других, за ним конь-утро (бурьный), с него падает пена, покрывая землю первой росой, и завершает тройку конь-день (сивый), грива которого озаряет землю. В упанишадах конь также соотносится с календарём, где туловище – год, времена года – другие части тела, суставы – месяцы и полумесяцы, ноги – день и ночь. Таким образом, солнечный герой покоряет времена года, все четыре стихии, и само время больше не властно над ним, но теперь становится магической силой, помогающей преодолевать ему трудности, становится верным другом. То есть воин, что верхом на коне, представляет собой соединение мужского и женского начал.

«Подкрался Иван на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил – не тут-то было, дурак упёрся, аркан шею давит. И стал конь молить: отпусти меня, Иван, выйди за околицу, свистни три раза и крикни слова «Сивка-бурка вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»»
(«Сивка-бурка»)

И стоит на утёсе том высокий идол, уходящий в небо, и вид его – мельница, жернова которой очищают души, лопасти которой описывают ход Солнца по четырём временам года. А внутри лестница, по которой восходит герой. И ползёт от неё лес во все стороны. Наверху же – конец пути и награда, что ожидает героя – его трансформация и перерождение в мире духовном. Стоит там огненный трон и костёр ожидает на нём. Там, на границе миров, герой встречается с птицей Финист (архетип: 31 мая – 22 июня) – двумя ликами этого идола. Хотя он смертен, но этот зверь возрождает себя своим семенем, возникает сам из себя, и повторяет образ универсального двуполого божества, небесных сиамских близнецов, содержит мужское и женское начало в одном, порождая истинный хаос, что оканчивается густым лесом. И вечный спор с самим собой никогда не заканчивается. Этот костёр (в голове зверя и наяву) указывает герою на цель, подобно маяку, и соотносится также с яркой звездой – Сириусом. Подобно птице Феникс, которая так ярко горит, что сгорает дотла, но восстаёт из пепла новым пламенем, описывает как воскресение Солнца, перерождение героя, так и фиксирует летнее солнцестояние: появление на горизонте Сириуса после 72-дневной «смерти». Здесь имеет параллели и с птицей Рарог, огненосным духом, связанным с поклонением и Солнцу и яркой звезде. Так, согласно чешским поверьям Рарог может появиться на свет из яйца, которое 9 дней и ночей высиживает на печи. Яйцо, как известно – наша Вселенная, где вращаются Солнце и Луна, и где светит звезда. Рарога представляли в виде птицы с искрящимися, горящими перьями, огнедышащим, или в виде огненного вихря. В конце концов, добрым молодцам Финист помогает выйти из леса, но других, кто имеет недобрые намерения, заставляет ходить кругами. Он увлекает странников огоньками, которые заводят далеко в болото, а затем просто исчезают, и здесь зверь уже повторяет образы и лешего и шутовика. И мотивирует жить от восхода до нового восхода, что каждый круг в Купальскую ночь – ночь очищения – стирает неудачи, даруя новый день и новый шанс сделать что-то действительно значимое.

-архетипы-

Раса (8 августа – 30 августа). Возраст тотема или психологический возраст: 36-39 лет. Мышление: Рысь 50% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник) и Барсук 25% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: воины. Стихия: Солнце, огонь и воздух.

Орёл (16 июля – 7 августа). Возраст тотема или психологический возраст: 40-43 года. Мышление: Рысь 75% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: воины. Стихия: Солнце, огонь и воздух.

Конь (23 июня – 15 июля). Возраст тотема или психологический возраст: 44-47 лет. Мышление: Рысь 50% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник) и Кабан 25% (логика, вычисление, размышление; флегматик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: воины. Стихия: Солнце, огонь и воздух.

Финист (31 мая – 22 июня). Возраст тотема или психологический возраст: 48-51 год. Мышление: Рысь 50% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник) и Медведь 25% (этика, формальная логика; меланхолик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: иррациональный (эмоции, абстракция, контекст). Тип вдохновения: идеалист (комизм, семья и дети). Каста: воины. Стихия: Солнце, огонь и воздух.


Рецензии