III. Мир, возникший из Кабана

У эвенков распространён сюжет о трёх охотниках, что направились на промысел лося. Но когда они увидели зверя, то главный стрелок, обещавший легко расправиться с ним, испугался и убежал, поэтому охота до сих пор продолжается. Отсюда четыре звезды Большой медведицы – это сам Лось, символизирующий зодиакальный крест, а другие три звезды – крадущиеся охотники. Большая и Малая медведицы в старину так и звались Лосиными созвездиями. Лось живёт на небе, в тайге верхнего мира. Днём он скрывается в её гуще и невидим для земных существ, а ночью взбирается на вершину горы и в образе созвездия появляется среди небожителей. Поскольку наш мир эманирует от «небесного», то поутру, надо полагать, Лось (архетип: 8 мая – 30 мая) вновь спускается на землю и предстаёт в образе Священного сосуда и всей природы в нём. А также олицетворяет круговорот в природе, осуществляемый вращением двух главных созвездий. Вообще, культ зародился ещё в неолите и бронзовом веке и распространился по миру. Так, в шаманском мировоззрении земля воспринимается как огромная самка лосихи или оленухи: её шерсть – это весь лес, тогда звери – это насекомые, обитающие в её шерсти, а птицы – летающие над ней мошки. Голова же считалась святыней, а рога сравнивались со Священным Деревом. Кроме того, по поверью, когда зверь трубит, то произносит благопожелания: «Тот, кто хочет убить меня – сам не доживёт и до старости, а тот, кто приходит слушать меня – обретёт долголетие». Таким образом, Лось описывает все основные аксиомы космологии, но и наставляет любить природу, учиться взаимодействовать с окружающей средой, и стремиться к гармоничной жизни.

Стоит в лесу крепость, увенчанная короной, живёт там король, и охраняет его бык. Башня уходит в землю, вход в неё положен в огромном подземном лабиринте, синонимичном гробу, где и томится бык. Могучий и свирепый Тур (архетип: 16 апреля – 7 мая), проявляющий мягкость только лишь к его справедливому, непоколебимому духом властителю, шаману, издревле выполнял функции защиты хозяина от враждебных сил. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» бог Ану создал быка-мстителя, который выпивает Евфрат. А супруга египетского Аписа, богиня Хатхор – корова, фигурирует в мифе об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра. А в японской мифологии бык расколол Мировое яйцо. Стоит отметить, что нередко бык, как и змей, соединяется с образом демиурга, помощником Бога. Например, тибетский владыка мёртвых Эрлик имеет бычью голову и тело человека, сам он ездит на чёрном быке, в руках у него змеи в качестве плетей (образ родственный вавилонской блуднице в христианстве, которая также верхом на звере, с рептилиями в руках). И хотя Эрлик был обезглавлен героем, однако будучи бессмертным, прирастил к себе отрубленную бычью голову. Но вернёмся назад. Известен древний обычай посвящать быка в духи-охранители: на быка надевали ярмо и проводили обряд, после чего ярмо вешали куда повыше, над входом в жилище, поскольку оно обрело защитные свойства. Самого быка забивали на мясо, из его кожи вырезали тонкий ремень (змею), которым связывали все четыре ноги (все четыре стихии), отделённые от туловища до коленного сустава, и вешали их рядом с лобной костью, снятой вместе с рогами, как талисманы, оберегающие души шаманистов. Точно также и небесный Бык представляет собой соединение всех стихий в одну мощную, неуправляемую силу, с которой сталкиваются искатели истины, блуждающие в том же мрачном лабиринте. Бык имеет отношение к тверди, но с поправкой в оккультном символизме, что речь идёт о тверди небесной, о самой бездне. И этого столкновения не пережить. Будучи переходной формой между мягкостью и твёрдостью, физическим и психическим, бык имеет андрогинную природу, объединяет мужские и женские качества, и выходит за рамки неполных структур, топчет и превращает всё в пыль.

«Души тех, кто предан земле, принадлежат быку».
(Порфирий)

Героем, что обезглавливает быка и пересекает бездну, является Лиса (архетип: 23 марта – 15 апреля) – это зверь, способный перехитрить, обмануть саму смерть. По поверью, из всех зверей только лиса способна взломать замок ограды и проникнуть внутрь дома, её стоило опасаться зажиточным семьям, чьих кур она таскает без зазрения совести. К тому же это – зверь, что спасётся в любой ситуации. Так лисица, попав в капкан, отгрызает себе лапы. В китайской традиции лисы прочно связаны с мёртвыми, потому что роют норы в старых и заброшенных могилах или рядом с ними. Считается, что лиса присваивает себе фамилию того рода, в могиле которого она живёт, или даже выдаёт себя непосредственно за покойного. Подметает и пропалывает землю, читает молитвы за усопших. Каждую ночь, засыпая в гробу, укрываясь под брюхом земли, в своей могилке, среди мёртвых, что нашёптывают секреты, зверь продуцирует экстремальный образ жизни и несёт идею спасения. Он роднится со смертью и та привыкает, перестаёт ходить следом. Намерение перехитрить смерть отражено в древних колыбельных, когда детям перед сном напевали о том, что таким образом они умирают, а завтра их ждут похороны, либо во сне их кто-то съест. Идея развивается и в других поверьях. Появление в доме лисы предвещает смерть близкого человека или даже начало мора, либо в доме, где она появилась, возможно, уже кто-то мёртв и запрятан между досками. Приняв обличие ребёнка, проклятого, похищенного или проданного, промокшего под дождём, Лиса встречается у людского жилища, её подбирают и обогревают, однако та от них убегает. Нередко Лиса в обличии дитя забирается в дом к неретивым хозяевам и поселяется за печкой, в чулане или под полом в узких пространствах между брёвнами, куда пролезет ребёнок, либо в курятнике. Днём прячется, а ночью вылезает наружу, надоедая хозяевам шумом и вознёй, но обозлившись, может дёргать косы и даже удушить хозяев во сне, отчего те под вечер оставляют в углу угощенья, взамен получая защиту духа. Здесь уже видим живое воплощение домового. А также повторение древнего обычая закладывать в основание храма, при его строительстве, жертву с целью укрепления места и его освящения. Ведь храм символизировал наш мир, деревянные балки которого – Священное дерево или крест, тогда жертва в основании мира – солнечного бога, позднее – Иисуса Христа, победившего смерть.

И вот герой сливается с лесом и сам становится лесом, входит в крепость и становится крепостью, и вот встречается с верховным лидером, держателем святой короны, дарующей венную жизнь. Правит он в облике Волка (архетип: 1 марта – 22 марта), ведь открыто зверю истинное положение дел и вся правда, поскольку общается он с небом посредством гула. Он выражает глубины «бессознательного», неприручённого, ещё выражает власть «инстинктивного» и дикого, что сокрыто под масками любых благодетелей. Волк всегда знает, что должен делать, и быстро принимает решения, его не может сломить даже одиночество, так как зверь занят достижением реальных целей и отбрасывает лишнее, не усложняет, а просто следует духу свободы, что также с острыми зубами. Волк есть свобода – переходная форма между святостью, мудростью, гением и безумием, помешательством – та свобода, которой обладают все дикие звери и которой лишён человек. Волк тесно связан с понятиями стаи и иерархии. В его «святой стае» собраны все 12, 16 или 365 мудрецов, ибо он хочет видеть жизнь со всех сторон, сам же он над миром и наставляет героя на истинный путь. И вот герой проделал полный круг жизни, он уже обрёл сознание, затем обрёл свою душу (деву), затем обрёл чистоту, и пришло время обрести свободу: от других и от самого себя.

-архетипы-

Лось (8 мая – 30 мая). Возраст тотема или психологический возраст: 52-55 лет. Мышление: Кабан 50% (логика, вычисление, размышление; флегматик) и Барсук 25% (интуиция, манипулятивность, управление людьми; холерик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: жрецы. Стихия: Солнце, живая природа.

Тур (16 апреля – 7 мая). Возраст тотема или психологический возраст: 56-59 лет. Мышление: Кабан 50% (логика, вычисление, размышление; флегматик) и Рысь 25% (сенсорика, ощущение, органы чувств; сангвиник). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: жрецы. Стихия: Солнце, живая природа.

Лиса (23 марта – 15 апреля). Возраст тотема или психологический возраст: 60-63 года. Мышление: Кабан 75% (логика, вычисление, размышление; флегматик). Ритмика: мужская (неравномерность, крутость, жёсткость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: жрецы. Стихия: Солнце, живая природа.

Волк (1 марта – 22 марта). Возраст тотема или психологический возраст: 0-3 года (также верно 64-67 и переходит на новый виток). Мышление: Кабан 50%  (логика, вычисление, размышление; флегматик) и Медведь 25% (этика, формальная логика; меланхолик). Ритмика: женская (равномерность, эластичность, мягкость характера). Тип внимания: закрытый (испытание и мечта). Тип мышления: рациональный (разум, форма, слово). Тип вдохновения: реалист (драматизм, власть и слава). Каста: жрецы. Стихия: Солнце, живая природа.


Рецензии