Перстень Игема. глава 11 Шугань

 Петька, Ивашка и Мотя пробирались к дому в котором жили Ивашка и Мотя со своими родителями. Их старший брат Мирон жил уже отдельно от них, имея свой собственный дом- землянку, с женой и двумя малолетними сыновьями Данилкой и Кузьмой.
 Петька,в новом одеянии, в которое облачил его Ивашка, по началу чувствовал себя неловко. Всё тело зудело и чесалось от непривычной грубой материи рубахи, да и лапти на ногах то и дело расплетались и Ивашка, чертыхаясь, снова завязывал их мудрёным для Петьки узлом.
 Мотя, узнав что Петька из будущего, ещё больше прониклась желанием помочь ему в поисках Даши. Ей не терпелось пообщаться с девочкой из другого времени. Может хоть она не такая нюня и плакса как все эти местные деревенские девчонки. По началу Мотя как и Ивашка конечно же не поверила Петьке, посчитав его вруном, но фонарик и последние спички сделали своё дело. Мотя обалдело включала и выключала фонарик, смотря на это чудо с широко раскрытыми глазами. Ивашка уже ни чему не удивлялся и с деловым видом отобрал фонарик у Моти и сунул его под куст ежевики куда Петька запрятал свою одежду.
 - Потом вернёмся за сапогами? - спросил он Петьку - Больно уж удобные.
 Петька кивнул головой и пообещал - Найдём Дашку, я тебе новые сапоги подарю и не только их. Оденем тебя так, зимой ни какой мороз страшен не будет.
 - У меня рысий тулуп есть - похвастал Ивашка - Зимой в нём тепло.
 - у нас рысей на тулупы уже давно ни кто не убивает. И вообще мы природу охраняем. А рыси у нас в зоопарках живут - сказал Петька.
 - Это что за парки такие? - заинтересовалась Мотя.
 - Ну там животные всякие, слоны, бегемоты, верблюды. Короче почти все виды зверей которые существуют на нашей планете. На них ходят смотреть люди и ни кто их не обижает.
 - Охотиться там значит нельзя - с сожалением вздохнула Мотя - А то я поохотилась бы на этих, как ты там сказал, слонов, да?
 - Слона тебе твоим ножичком не одолеть - пояснил Петька - слон что вон то дерево - показал он на стоящую вдалеке высокую ель - Он тебя затопчет, пикнуть не успеешь.
 - Больше медведя! - ахнула Мотя - Это ж сколько мяса! На всю зиму хватит.
 - Ты про планету какую то говорил - обратился Ивашка к Петьке - Это так ваша деревня называется?
 Петька засмеялся.
 - Правильно, вы же ещё не знаете, все мы живём на планете которая называется Земля. Планета наша круглая. Она летает в космосе по своей орбите во круг Солнца, ну Ярило по вашему. А ещё земля крутится вокруг своей оси, поэтому у нас на земле день и ночь. А луна, та что вы видите ночью на небе, тоже своего рода планета, а точнее спутник нашей Земли. она тоже крутиться, только вокруг Земли. Это очень долго объяснять. Давайте искать Дашу, а по дороге я вам что смогу то и расскажу.
 - Пойдём до самой ближней стоянки татар - предложила Мотя - Но сначала надо вернуться домой, собрать что нибудь в дорогу съестного.
 - Может по дороге что нибудь подстрелишь? - нехотя обратился Ивашка к сестре - Что то тятька сегодня суровый. Вчера утром он нашему к Проклу ходил, тот что то ему нашептал, тятька от него не в духе пришёл и до сих пор какой то странный ходит.
 - я тоже заметила - кивнула Мотя - Да это и к лучшему. Когда он такой рассеянный становится то и на нас внимания почти не обращает. помню год назад его медведь чуть в лесу не подрал, он семь дён ходил, ни кого не замечал, ни с кем не разговаривал. А сухари и кремень для похода будут кстати да и мясо повяленное тоже, оно долго не портится, а то с сырым сколько возни, только время зря потеряем.
 - Хорошо, идём за мясом - тряхнул белокурой головой Ивашка - Петро, жди нас, мы скоро.
 - А можно с вами? - попросился Петька - Я же теперь такой же как вы - он оглядел себя со всех сторон - Уж очень охота на вашу деревню вблизи посмотреть, как вы живёте.
 - Пусть идёт - согласилась Мотя - Скажешь если спросят что ты Переславский. Это деревня в 20 верстах от нашей. Заплутал мол, и сестра где то плутает, это я о твоей Даше - пояснила Мотя.
 - Переславский - пробормотал, запоминая название, Петька и устремился за своими новыми товарищами вниз по склону горы к деревне Шугань. Вот он, частокол. Мотя махнула рукой и пригнулась к загороди, разгребая, насыпанную в кучу, осеннюю листву руками. Это был подкоп под изгородь.
 - Моя лазейка! - гордо сказала Мотя - Толька Ивашка про неё и знает.
 - Я всегда через ворота хожу - сказал Ивашка, ныряя в земляное отверстие - Ну сегодня так и быть..
 Петька нырнул следом.
 До своего отчего дома Ивашка и Мотя добрались без приключений, чего нельзя сказать про Петьку. Завидев незнакомца деревенские собаки подняли такой лай что Петька струхнул и хотел было броситься обратно к подкопу но увидав что собак держат мощные железные цепи, немного успокоился и последовал за мелькавшей уже вдали Мотей.
 - Не отставай! - махнула та ему рукой.
 - А у вас сыскные собаки есть? - спросил догнав Мотю Петька.
 - Какие ещё сыскные? - удивилась Мотя -  У нас обычные, охотницкие.
 - Ну это такие собаки которые людей ищут. Дашь например такой собаке какую нибудь вещицу понюхать, которая принадлежала пропавшему. Собака понюхает и по запаху берёт след и идёт по нему до тех пор пока не найдёт хозяина этой вещицы.
 - У нас только по следу зверя ходят, хотя мысль конечно интересная. Можно нашего Бурана взять. Хотя нет - сразу же отмела своё предложение Мотя - Если на татар наскочим он такой лай поднимет, и Дашку твою не спасём и сами в плен попадём.
 - Намордники вы конечно же ещё не придумали - вздохнул Петька.
 - Чего? - не поняла Мотя.
 - Да так - махнул рукой Петька - Проехали.
 - Вот и наш дом - показала Мотя на неказистую, слегка покосившуюся земляную избушку.
 - Сюда бы моего отца с бензопилой да канистру бензина, научил бы он вас как дома строить.
 Мотя уже не стала спрашивать что такое бензопила и бензин. Дорога была каждая минута. Ивашка уже скрылся за дверью жилища и Мотя, мотнув Петьке головой приглашая его в дом последовала за братом.
 Петька вошёл в хижину и сразу же сморщил свой нос. В доме пахло гарью и какой то гадостью, напоминавшей разве что тот запах когда появлялся Игем.
 - Хоть дома ни кого - сказал Ивашка,гремя глиняными чашками и горшками - Пояснять ни чего не придётся.
 Мотя тем временем подняла с пола деревянную крышку и полезла, как догадался Петька, в погреб.
 - Возьми мясо - крикнула из погреба Мотя, протягивая Петьке приличный шмат вяленого мяса.
 - Лосятина? - спросил Петька.
 - Медведь - всё ещё бренча горшками отозвался из угла Ивашка.
 - Ни разу не пробовал - осторожно нюхая мясо произнёс Петька.
 - Не ужели не разу? - раздался за спиной Петьки чей то басистый голос.
 Петька чуть мясо не выронил из рук. Ивашка перестал перебирать горшки и уставился на дверь.
 - Мирон! - воскликнул он.
 Петька повернулся. Перед ним стоял высокий статный молодой мужчина с волевым лицом, с усами и небольшой аккуратной бородкой. Одет он был так же по деревенски. Льяная рубаха на выпуск, грубые шаровары и конечно же лапти. Петька взглянул на строгое лицо Мирона и отвёл глаза.
 - Кто таков? - спросил он Ивашку, ткнув пальцем в Петьку.
 - Я Переславский - шёпотом ответил Петька, застыв на месте.
 - Чей? - не расслышал Мирон.
 - Друг это наш с соседней деревни - пояснила из погреба Мотя и стала подниматься по лестнице. Мирон помог ей.
 - С каких это пор вы с переславскими дружить стали? Они же там все вор на воре. Забыли как они у нас Пеструху украли а потом все петли да капканы поснимали?
 - Может это татары были? - возразил брату Ивашка.
 - Сам ты татарин! - не унимался Мирон - Мы ихнего бондаря в лесу поймали. Он во всём и признался. Так что, малой, корова ваших рук дело?
 - Не-ет! - только и выдавил из себя Петька. А ну как возьмёт его сейчас Мирон и выпорет.
 А Мирон тем временем уже уставился на кусок мяса в Петькиных руках.
 - Та-ак! Сперва корова, теперь вот мясо воруем? Не жирно ли тебе щенок будет с такого то куска?
 - Да что прицепился к парню! - встала на защиту Петьки Мотя - Это я ему мясо дала.
 - Вот я тятьке то всё повыдам - погрозил Моте пальцем Мирон - А ну дай сюда - крикнул он Петьке, отбирая медвежатину.
 Петька беспрекословно отдал мясо и потупил взор. Мирон оглядел всех троих пристальным взглядом.
 - Далеко собрались? - догадливо спросил он. садясь на бочку стоявшую в углу - Давайте рассказывайте а не то запру всех троих и тятьку кликну.
 - Вот у него сестру татары украли - кивнула Мотя головой в сторону Петьки - Мы с Ивашкой помочь хотели.
 - Тю-ю.. - заулыбался Мирон - К татарам в гости значит собрались? Орлы! и где нам вас с тятькой потом искать? Что же ваши переславские сами твою сестру не вызволяют? У тебя ведь наверное и отец и матка есть? - с прищуром и ухмылкой на лице посмотрел на Петьку Мирон.
 - Он сирота - выпалил Ивашка, держа в руках увесистый куль с ржаными сухарями.
 - Хм.. Сирота - задумался Мирон - Тятьку с маткой поди татары порубали?
 - Порубали - вздохнул Петька, сделав жалостливое лицо.
 - Родичей то как звали? - спросил его Мирон.
 Петька не ожидал такого вопроса и выпалил первое что пришло ему в голову.
 - Иван да Марья. А сестру Дашей зовут.
 - Ну и как же вы девку вызволять собрались? Татары, они ведь как собаки, нашего брата за версту чуют. И девку не спасёте и сами сгниёте. Может её уже и в живых то нету. Сестра то большая? - посмотрел Мирон на Петьку.
 - Моих лет. Мы двойняшки - ответил Петька уже смелее, видя что Мирон проникся к Дашкиной участи и хочет помочь ребятам.
 Мирон задумался.
 - Найти твою сестру будет ой как нелегко. Кругом татар видимо невидимо. С момента создания Золотой Орды ханом Батыем большинство татар и монголов покинули наши земли. Но несколько татарских туменов всё же осталось для сбора дани хану. Татары любят золото. За него у них можно выменять хоть самого чёрта ну или хотя бы узнать где находиться твоя сестра.
 - Где же мы возьмём золото? - хмыкнула Мотя - У нас и медь то не всегда водится. А мясом да сухарями татар не задобрить.
 - Золотом говорите? - спросил Петька голосом человека который кажется нашёл выход из положения - У меня кажется есть идея.
 Все вопросительно уставились на Петьку.
 - Фонарик! - воскликнул Петька наверное так же как когда то Архимед вскричал - Эврика! - Ведь он ещё рабочий. А такого чуда татары точно не видели. Да они нам за него сами золота навалят и Дашку из под земли достанут.
 - Что ещё за фонарик? - не понял Мирон.
 Петька резко замолчал поняв что проговорился и придётся всё рассказывать Мирону и откуда он и про перстень.
 - Петро, рассказывай, чего уж - подбодрил товарища Ивашка - А ты, Мирон, обещай что поможешь нам.
 - Ни чего обещать я вам не буду - сердито сказал Мирон - пока вы мне мне всё как на духу не выложите. Ну так что? Спешить мне некуда, так что давай Петро Переславский, начинай.
 Да я и не Переславский вовсе - начал рассказывать Петька.
 - Так - улыбнулся Мирон - Уже лучше. Страсть как не люблю Переславских. Так чей ты?
 - Я из посёлка Радужный. Только вы такой не знаете. Он далеко. Вы даже не представляете как далеко - Петька тяжело вздохнул - Короче я из будущего.
 Мирон и бровью не повёл а только всё сопел ноздрями и хмурился когда Петька начинал сыпать мудрёными словами. Портал, спички. телефон и другие слова он пропускал мимо ушей стараясь понять главное.
 - Так ты водяной раз из колодца выполз - сделал вывод Мирон, когда Петька прервался на каком то слове.
 - Да какой водяной! - возмутился Петька и даже ногой притопнул - Я же говорю - из будущего я. Из времени которое будет только через 800 лет. А колодец - это машина времени. А перстень, вот он - Петька по привычке сунул было руку в карман куртки но тут обнаружил что ни у рубахи ни у штанов карманов не было. - Вот чёрт! - чертыхнулся раздосадованно Петька - перстень то я в куртке оставил.
 - В какой ещё куртке? - хмыкнул Мирон, услыхав опять незнакомое слово.
 - Ну одежда такая - пояснил Петька и уже было направился к двери что бы бежать обратно за перстнем но Мирон вскочил с бочки и перегородил парню дорогу.
 - Ну ну, не спеши. Ишь торопун какой! Ну что Мотя и Иванка - обратился он к брату и сестре - Если действительно этот Петро вам товарищ, да тем более ещё и не Переславский, то я помогу вам. Есть у меня из татар должничёк один. Он раз как то в медвежью яму угодил. Хотел я его там же в этой яме и порешить, нехристя, но вспомнил как тятя наш в плен к ним попал, когда наши при Калке бились. Тогда татары его отпустили за его смелость. Их ратников тогда всего десять осталось. Они сомкнулись в круг и уже приготовились умереть как татарский большой хан приказал не трогать оставшихся и отдав им воинские почести прокричав что то хвалебное на своём языке, отпустил на все четыре стороны. Отпустил я значит этого татарина с богом, но тот догнал меня и спросил моё имя. Я назвал, а он сказал что он воин непобедимой сотни темника Бурундая и зовут его Мункэ. "- Я твой должник - проговорил он, кланяясь, на ломанном славянском языке - Попадёшь к нашим, назови только два имени - Бурундай и Мункэ и тебя не тронут. Запомни это!" Татарин ещё раз поклонился и скрылся в лесной чаще.Так вот найти бы этого Мункэ и я думаю если твоя сестра, или кто она там тебе, жива то мы спасём её.
 - Что ж ты раньше то молчал! - воскликнул Ивашка и прибавил - А я и не знал что наш тятька герой. Он нам с Мотькой про Калку не рассказывал.
 - Он и матке нашей не говорил, И вы смотрите помалкивайте. Отец строго настрого запретил говорить об этом. Узнают про это люди в деревне, появятся много вопросов, как это отца татары в живых оставили. Мол не спроста это.
 - А как же свидетели из того десятка что с вашим отцом вместе бились? - спросил Мирона Петька.
 - Эх ты, малец! Русь то она большая! Княжеств по Руси столько, на пальцах не пересчитаешь. Те что бились, из разных селений, городов, княжеств были. Где их сейчас сыщешь? А кого уже поди и в живых нет.
 Мирон направился к двери - Ладно, я за мечом, ждите меня здесь. Хотя нет, лучше у ворот, не то тятька придёт, вопросы появятся - и хлопнул дощатой дверью.
 - Слава Христосу! Мирон с нами! - воскликнул Ивашка Ну что, мясо есть, сухари я нашёл.  А тебе Петро лучше Мотькиной лазейкой опять воспользоваться. На воротах у нас всегда дозорный стоит. Опять вопросы появятся. К тому же ты пока за своим перстнем сбегаешь. А не то кто нибудь наткнётся на твою одёжу дивную и поминай как звали. Да и сапоги свои не забудь одеть, мы меняться обувой будем. Больно она у тебя эдакая..
 Петька схватил кусок медвежатины который Мирон оставил на бочке, сунул в котомку Ивашке, ещё раз оглядел дом - землянку, как бы фотографируя.
 - Фотоаппарат бы мне - сам себе сказал он.
 - Опять по своему затарабанил - шепнул Ивашка Мотьке и все трое вышли из дома.
 Собаки увидев Петьку залились новым лаем, чем придали ему скорости. Петька пулей пролетел по уже знакомому пути. Какой то сгорбленный дряхлый старик с длинной седой бородой попытался было остановить Петьку, но тот проскочив у старика под рукой и не удосужился остановиться. Подбежав к лазу Петька нырнул в него, да так что чуть не подвернул себе ногу. Вылез с другой стороны забора - частокола, огляделся по сторонам и припустил по едва заметной тропке к тому месту где запрятал свою одежду и где находился его спасительный ключ к дому - перстень. Петька быстро нашёл и тот куст и свою одежду. Перстень тоже был здесь. Он облегчённо вздохнул но тут же призадумался как сейчас с ним быть. Карманов у новой Петькиной одежды не было, а перстень куда то надо было класть. На палец его не наденешь, больно уж смело да и перстень большой, слетит. Его бы на верёвочку да на шею. Надо было у Моти с Ивашкой спросить. Не догадался!
 - Ах, вот! - Петька наклонился над своей курткой - Ну конечно же! Подойдёт затяжка с капюшона.
 Петька развязал концы затяжки на капюшоне и выдернул шнурок. Один конец шнурка он продел сквозь перстень и завязал узел. Проверив узел на прочность он надел шнурок с перстнем на шею. Под рубахой перстня видно не было и создавалось впечатление что на шнурке у него всего навсего нательный крест. Петька не забыл прихватить и карманный фонарик. Если с этим татарином у Мирона ни чего не выйдет то фонарик наверняка сослужит добрую службу и поможет в спасении Дашки.
 Так думал Петро, сбегая со склона горы в сторону ворот где его уже поджидали Мотя, Ивашка, Мирон и два добрых коня. Один из коней по видимому был ни кто иной как Ветер, который вчера сбросил с себя Ивашку.
 - На счёт коней - это вы здорово придумали - похвалил семейную компанию Петька - А то за эти два дня что то я уже натоптался, скоро мозоли на ногах будут.
 - Поедешь с Ванькой - важно сказал Мирон, одетый в потускневшую кольчугу. За поясом на широком кожаном ремне висел внушительных размеров меч.
 " - Вот бы мне такой! - подумал Петька - Ребята бы обзавидовались! Хотя помахать таким силушки явно будет маловато."
 Ивашка помог Петьке залезть на коня. Петька испуганно посмотрел вниз.
 " - Высоко! А как быстро поскачем да брякнусь? Сверну себе шею и поминай как звали!"
 В слух Петька не хотел высказывать свои трусоватые мысли. Во первых он, Петька, не из таких! Мысли мыслями но нужно держать себя в руках. А во вторых перед девчонкой трусить как то было стыдно в двойне. Вон Мотя какая храбрая! И по лесу одна ходит охотиться, и помогать Петьке взялась, а как она на коня забралась так это просто обалдеть. Взлетела!
 - Ванька! Скачем по дороге что на лисьи болота ведёт. Там за болотами говорят два дня назад татар видели. Может они ещё там. По нашим местам они больно то кочевать не любят. Здесь им не степь! Но, Булатко! Вперёд! - крикнул Мирон коню и пихнув его лаптями в бока поскакал в сторону леса, противоположную от той от куда пришли Петька и Ивашка.
 - Держись крепко! - тоже крикнул Петьке Ивашка - Держи вот баул с едой. За спину приладь. Вот так! Ну , с Богом! Ветер, но!
 Коня дважды просить не пришлось. Негромко заржав Ветер слегка приподнялся на дыбы. Петька что есть мочи вцепился в Ивашкины бока.
 - Не боись, не упадём! - успокоил его Ивашка - Конь с уздой, удержимся.
 Ветер сорвался с места и оправдывая своё имя ветром понёсся за умчавшимися вперёд всадниками.
 

               


Рецензии