Как я добивалась раздельного обучения мальчиков и

Как я добивалась раздельного обучения мальчиков и девочек в смешанной школе впервые в Советском Союзе. Мой опыт.1987 год
И опять первое сентября. Опять тоска и воспоминания. Но воспоминания светлые, о значимых, для меня, событиях. Могу с гордостью и уверенностью сказать, что я была первой ласточкой в создании эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек в смешанной школе в Советском Союзе. Это был 1987 год. Через три года после известных событий в республике. В очень сложное время, полное разных событий и изменений во всём. В Алма-Ате, в школе 128, в новой школе, мы решились на внедрение в практику работы множество идей и экспериментов.. Я уже писала об этом в своих рассказах. Но не так подробно, как расскажу сегодня.

Итак:

Более пятидесяти лет назад наша семья жила в небольшом городе угольщиков, под Кемерово, там я пошла в первый класс. Меня посадили за одну парту с мальчиком. Его звали Вова Соловьев. Я очень смущалась. Я стеснялась смотреть в его сторону, поднимать руку, отвечать на вопросы учителя. Короче, видимо, я влюбилась! Если так можно назвать симпатию семилетней девочки к мальчику-однокласснику. Мне нравился этот пацан, шустрый, умный и, тогда казалось мне, очень красивый! Через год мы уехали из этого города. И Вовка так и засел в моем сердце. А мой первый класс пошел насмарку, так как я могла свободно выходить к доске, читать вслух и рассказывать стишки, только тогда, когда Вовка болел. А болел он частенько, это меня и спасало.

В семидесятых, спокойных годах, мне пришлось поработать в московском детском саду, чтобы устроить туда дочку. Иначе – мест в детских садах не дождёшься. За что я очень благодарна судьбе. Сколько курсов тогда я посетила, сколько семинаров в Москве, не счесть! Вот именно тогда стала замечать, что девочки и мальчики, где-то с трех лет, или чуть ранее, начинают играть раздельно, находясь в одной группе. Мальчики четко отделяются от девочек примерно после четырех лет. Никто им не навязывает этого разделения. Дети, мальчики и девочки, сами решают свои проблемы в играх, сбиваясь в однополые стайки! Уже тогда я стала вести дневники наблюдений, делать записи, выводы, заключения.

Затем, работая уже в начальных классах, я внимательно следила за отношениями детей в классе. Практика доказывала, что мальчики и девочки развиваются неравномерно! Мальчики «отстают» от девочек в развитии, примерно, на пару лет. Они хуже учатся в начальной школе, зря их тиранят родители, об этом я всегда говорила, за что часто не нравилась некоторым мамам, они торопили события, этим ущемляя психологию своих сыновей! Девочек же - чаще хвалят учителя за усидчивость и успеваемость. Заметила, что девочки могут и на перемене продолжать работать, а мальчишки уже вовсю гоняют по коридорам, забыв, о чем был урок. У мальчиков и девочек разные особенности мышления, восприятие окружающего мира, поэтому и подходить к ним надо по-разному! Индивидуально, учитывая психологические особенности детей.

Мальчикам больше нравятся соревнования, они входят в азарт, хотят победить. Девочки же – расстраиваются и не любят проигрывать… Мальчиков нерадивая учительница чаще наказывает при девочках, или ругает девочку за огрехи, а это остается в сердце или душе ребенка неизлечимой раной надолго, а если там, в классе, симпатия?

Только умная, грамотная, терпеливая, любящая детей учительница не даст повода ребенку затаить в сердце боль и обиду…

Можно достаточно долго говорить о разнице в психологии мальчиков и девочек!

Самой важной работой для меня стала работа завуча в школе 128, где проводилось много новых начинаний и экспериментов! Школа 128, куда я ушла по приглашению коллег из ГорОНО. В эту новую школу они ушли работать по-новому , она с первых же дней славилась яркими начинаниями и экспериментами! Вся республика - директора, завучи - на базе нашей школы учились на семинарах, которые проводили мы, администрация школы. Я читала лекции по руководству и контролю в школе, по организации начального обучения в первой и второй половине дня. Меня пригласили сюда завучем. И, бросив свою методическую работу работу в ИУУ, где я руководила внедрением новаторских начинаний в республике, ушла на пустое поле, где мы смело "сеяли" всё новое! Самое новаторское и … в то время, порой, скандальное, многим, изначально – непонятное.

Экспериментов было море! А сколько пришлось мне биться с Министерством образования Советского Союза в Москве( все фамилии их помню и лица, и слова), с Министерством образования Казахстана, чтобы разрешили новый эксперимент в нашей школе, узаконить мою авторскую школу, –« Раздельное обучение мальчиков и девочек в условиях смешанной школы»! Никакого разрешения никто не давал! Я уже начинала работать над своей авторской школой по данной теме!

Поездка в Москву была сложной и нервной. Меня швыряли, в полном смысле этого слова, из кабинета в кабинет, снимая с себя всю ответственность за конечный результат эксперимента. Я приехала во второй раз в Москву. Теперь у меня была кипа исписанных от руки бумаг с подробным описанием своего эксперимента в условиях нашей школы. И подробное описание конечного результата-чего мы ждём!

В Советском Союзе после обучения детей раздельно в пятидесятые годы прошлого века, еще не было подобного. Меня открыто обвиняли в том, что я хочу вернуть школу в дореволюционную Россию! Так и говорили мне прямым текстом! И посылали из кабинета в кабинет. До сих пор помню эти коридоры и казённые двери, открывающиеся тяжело и мрачные кабинеты с узкими высокими окнами. Может быть мне уже это так казалось от отчаяния?

Уважаемые люди в МНО мне подробно объясняли, то, о чём я уже хорошо знала- что до 1917 г все обучение было раздельным. После Октября всё обучение стало совместным. С 43-го до 54-го года была попытка ввести раздельное обучение. Но Сталин отменил его, как несовместимое с социалистическим обществом. убеждали меня, что нам не нужен Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для мальчиков.

Меня отправили в министерство образования Республики Кзахстан на усмотрение тамошнего Министерства. И… ура! Меня поняли и пошли навстречу!

С Министром мы встречались несколько раз. Благодаря тому, что я была в городе человек уже известный, работая в ИУУ, так как наш кабинет во главе с Критининой Г.,занимался организацией нового эксперимента в республике : «Организация обучения детей с шестилетнего возраста в Казахстане», то мне доверили, правда с трудом, и этот мой авторский эксперимент- раздельное обучение мальчиков и девочек в условиях смешанной школы.

Итак. Взяли шестые классы. Самые трудные, сборные. Школа была новой. Все требовало корректировки! Шестых классов было пять. А в школе - более семидесяти классов... Выбрали самых «неподдающихся» детей, обсудив все нюансы с родителями. Получили «добро» с их стороны. Образовалось три смешанных класса, один класс мальчиков – плохоуспевайчиков и девочек – тихонечек.

Разработали особые программы, с учетом психологии детей данного возраста, программу внеклассной работы. Дело пошло! Коллектив учителей был молодой, грамотный, поддающийся на всякие новшества и эксперименты. Работали увлеченно и с азартом!

Туктасова Людмила Мубараковна, Ерыгина Людмила Георгиевна, Кошман Лариса и я, Одинцова Галина. Вот таким коллективом мы взялись за это грандиозное дело. Определили учителей в экспериментальные классы, сделали учебные программы и программы по внеклассной работе.

На следующий год запланировали начать эксперимент уже с первого класса. Готовили программы, учителей, планировали привлечь к эксперименту и казахские классы.

А теперь – коротко.

Успеваемость в экспериментальных классах классах резко повысилась.

Дети стали спокойнее и уравновешеннее.

Мальчики частенько приглашали девочек то в парк, то в театр, девочкам это нравилось и отношения между ними были не агрессивными, а более дружескими.

К праздникам ученики готовили подарки друг другу, подкладывая их в класс, когда одаряемых там не было! Восторг! Обсуждение! Разрешалось меняться подарками между собой… Много чего можно рассказать…

Во втором полугодии некоторые дисциплины совмещали, делая одну лекцию на два класса. Вначале полугодия - рассаживались мальчики и девочки раздельно, к концу года – вперемежку….

И много чего открылось для нас, педагогов... Первые результаты эксперимента нас радовали! Мы готовились запустить с нового учебного года два первых раздельных класса, четыре – совместных… Готовили программы и внеклассные мероприятия совместно со смешанными классами….

Планов было много…. Шёл 1991год…

В 1991 году школу сделали почти полностью казахской. То есть перевели на обучение на казахском языке. Пришлось выводить русскоязычные классы в другие школы. Возрос повальный отъезд русскоязычного населения из республики.

Об авторской школе по раздельному обучению мы широко рассказывали на своих семинарах на базе нашей школы. И , уже через года два, я узнала, что такие школы открываются и в других регионах. Но ... Это были первые , которые закрывались быстро, не выдерживая трудностей.

В 1992 году мы переехали в Благовещенск. Это было для меня самое трудное время в моей жизни.

Как было адаптироваться, привыкнуть к новому статусу, наладить новую жизнь и вообще, как научиться жить в новой роли?

Было страшно трудно. Депрессия, ностальгия, но всё пережито, всё позади.

Устроилась на работу в частную школу «Наш дом» . И Светлана Юрьевна Городович поддержала меня-начали историю школы с раздельного обучения мальчиков и девочек в условиях смешанной школы.

Наконец-то я взяла первый класс мальчиков в 1993 году! Вот они, в бордовых пиджачках, с бантиком вместо галстука, передо мной. В моих руках их жизнь и дальнейшая судьба! Какие они разные, какие хорошенькие и уже мои, родные! Я начинаю с ними работать по своей индивидуальной методике, отработанной годами, благодаря тем ярким и грамотным учителям, уроки которых посещала. Работая инспектором, затем методистом по начальному обучению в Алма-Ате, я посетила более пяти тысяч уроков у разных учителей!

Знаю, что мальчики намного ранимее, чем девочки. Они страдают больше, но мы этого не умеем замечать, потому что – мальчик – мужчина, а не индивидум, со своими мыслями и взглядами. Они более сообразительны в рискованных ситуациях, более активны в свободной обстановке. Мальчики, которые учатся отдельно от девочек ( парадокс!) быстрее растут. К выпуску из школы – они выше своих сверстников! У них лучше осанка. Они не горбятся, потому что им не надо смущаться, прятаться от взглядов девчонок и т.д. Об этом позже. В первом классе речь мальчиков намного беднее, чем у девочек. И пишут мальчики не так красиво, они более неряшливы, но у них развито пространственное представление. Они более склонны к математике и геометрии. Учитывая эти и многие другие особенности психологии, я начала свой путь обучения и воспитания своих учеников. Скажу сразу – сильно мешали родители, стоявшие за дверью и заглядывающие в дверную щель. Постоянно требующие домашних заданий, которых я почти не давала детям. Учитель должен обучать на уроке! Многим – это не нравилось, мне было трудно объяснить им, что дети и так устают, дома пусть будут детьми! Многие мамы кроме любви к своим сыновьям – ничего не хотели знать. Им хотелось сразу потрясающих результатов, а если их нет – значит – плохой учитель.Но таких были – единицы.

Никогда не заставляла сидеть детей за партами «солдатиками», сложа послушно руки и слушая учителя, смотреть ей в глаза. На моих уроках всегда было шумно. Дети работали. Они сами искали истину. Сами выходили на правило, которого я добивалась. Были дети, которые не успевали усваивать материал. Например, мальчик, приехавший из Китая, просто терялся, ничего не понимая. Всем классом, отдельно для него повторяли много раз то, что он должен был усвоить. А я, сидя ночами, готовясь к урокам, простым карандашом, прописывала в его тетрадке все, что дети должны будут написать на уроках самостоятельно. Он все это обводил и читал мне, с большим трудом, вслух! Как ему помогали одноклассники! Он вырос самоуверенным в себе человеком! А как переживала его мама, только ее вера в меня помогла нам его сделать самоуверенным, надежным человеком! Мальчик Ваня, приехавший из другой республики во второй класс. Я ему всегда, шутя, говорила : Ваня! Я ваша навеки! Потому что Ваня наш был неуверенным, потерянным в первое время, но он не потерялся в массе всего класса. А карабкался к знаниям, все дети помогали ему читать, решать, писать и ни разу никто его не упрекнул в отставании. Потом Ваня «проснулся», понял, что он – молодец и пошло и поехало! Сейчас он артист в театре Москвы. Был мальчик, который прекрасно рисовал! Он высиживал только полурока, а потом спускался на пол и рисовал. Как его уважали дети! За его талант!Но его грамотные родители все понимали, не упрекали меня в том, что я его не заставляю учиться насильно. Парень вырос, выучился. Отличный парень. А был ученик.... И еще .... и еще.... О каждом можно говорить часами, помню каждого и о каждом!

Учитывая психологию мальчиков, я строила уроки так, чтобы они всегда были в движении. Они сами готовили новые темы. Сами доказывали мне, где я наделала ошибок, потом всем классом ухахатывались, что я такая неумеха. Ошиблась. С первого полугодия в первом классе я начала давать перспективные знания. Наряду с обучением грамоте, много внимания, уделяла звуко-буквенному анализу слов, вводила понятия – части речи, части слова и т.д. К третьему классу – мои ученики легко разбирали сложные предложения.

А еще я их учила списывать! Своим ученикам говорила так: умело списать – надо иметь талант. Проводила ложные контрольные уроки, диктанты, где можно было подсмотреть в тетрадь соседа. Никогда никто из учеников не прикрывал свою тетрадь ладошкой. Помогали друг другу по полной. А настоящие контрольные работы были не стрессом, а праздником, потому что им самим было интересно, чему же они, наконец-то научились! Вот так играя и веселясь, мы учились. Читали много стихов. Не детских, а настоящих. Русская и современная поэзия под музыку и при свечах звучала на наших совместных с девочками уроках. Даже выходили к студентам педучилища со своими лирическими концертами… Поставили, совместно с девочками и родителями спектакль по сказке Атуана де Сент - Экзюпери « Маленький принц»… Это было что-то!

И ещё! Очень важно. Я не считаю, что мальчиков должны обучать только мужчины, а девочек только женщины. Это глупо и необоснованно. У детей должна быть полная полноценная семья.

Там должны быть и мама и папа. Это моё мнение, от которого я никогда не откажусь!

P.S.

Плюсы или что говорят сторонники раздельного обучения

Головной мозг у мужчин и женщин отличается. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты.
Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе. Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.
Дети на совместном обучении перенимают общие черты, девочки становятся мужеподобными, а мальчики — женоподобными.
Теряется романтика сексуальных отношений в будущем. Ещё в школе девочки перестают уважать мальчиков (и наоборот) и несут эти стереотипы во взрослую жизнь. (С)
Минусы или что говорят противники раздельного обучения

Дети различаются не только по половому признаку, но и по психотипу. Среди мальчиков есть тихони и забияки, среди девочек тоже. Будет ли комфортно спокойному мальчику, у которого превалирует правое полушарие, в классе, где всё обучение построено на то, что основное полушарие — левое? Ребёнок будет ощущать себя так же некомфортно, а, возможно, ещё хуже, так как он становится необычным, другим, то есть — изгоем.
Раздельное образование подразумевает разный набор предметов. Но в нашем обществе нет чёткого разделения профессий на мужские и женские, так зачем искусственно обделять детей в школах?
Результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей. Плохой учитель не даст ничего хорошего ребёнку ни при совместном, ни при раздельном обучении.
В нашем обществе утерян «институт семьи». Родители десятилетиями отлучены от своих детей, зарабатывая деньги на пропитание, поэтому школа становится важным «институтом жизни». При совместном обучении дети вырабатывают стереотипы межполовых отношений в школе, при раздельном обучении это практически невозможно.(С)

 


Рецензии