Джаркент

ДЖАРКЕНТ.  Вряд ли кто знает что обозначает это слово.  Это город.  Город, который в советском союзе носил славное имя защитников МОСКВЫ от фашистов - ПАНФИЛОВ.

Были в этом отряде СЛАВЫ и казахстанцы!  А я попала в этот город после войны и он назывался ещё Джаркентом. 

В этом городе родилась моя  первая детская мечта: работать в Сельмаге, когда вырасту. Сельский магазин  состоял из двух отделов: продовольственного и ширпотребного.

Продотдел пах хлебом. В другом была волшебная витрина: броши, колечки, серёжки, нитки мулинэ и прочие  вещи волшебной красоты. Я чётко просчитала: в отделе КРАСОТЫ буду работать, а в другом ХЛЕБА есть сколько захочу! 

Мечте  не суждено  было сбыться: хлеба я наелась раньше, чем выросла. Но другая мечта пришла на смену. ПАГОДА. Однажды мелькнуло передо мной чудо восточной архитектуры и скрылось за деревьями: мы проехали мимо.

Плавно изогнутая крыша пАгоды с резьбой и драконами,с какими то столбиками по краям - всё это манило восточной сказкой...Так я и жила с этой Мечтой много лет.   

НО в этом знойном городе были ещё два магнита: летний кинотеатр и БАЗАР. Это заветное слово тот час будило воображение и горы винограда, персиков, слив, груш, варёной кукурузы и рулоны пастилы из яблок, урюка и всего прочего вкусного в виде курта, иримшыка и лепёшек вызывало слёзы на глазах от острого желания всё ЭТО съесть, съесть и ещё раз съесть. 

К сожалению, БАЗАР не входил в список ежедневных посещений, а кинотеатр  и того реже.       Но ОДНО посещение врезалось в детскую память и свежо по сей день. 

Вечером шли радостные,весёлые:-"в кино!". Торопились, чтобы не опоздать, а то мест не хватит. В летнем просмотровом "зале"(на скамейках,под деревьями перед экраном-простынёй) машина, один раз в неделю привозившая фильм,спокойно ждала  зрителей. 

Пришли,сели:дети на земле перед экраном,и вот... Движок застрекотал, экран засветился и появились молодые  прекрасные лица Табакова, Гурзо, Макаровой и ВСЕ затихли... Просто  ОКАМЕНЕЛИ...

А заключительные кадры, когда избитых молодых вчерашних десятиклассников сбрасывают в шахту живыми, отозвались стоном и рыданиями...

Плакали ВСЕ!  Дети, старики, взрослые, мужчины и женщины... Поникшие плечи сотрясали рыдания,ни одна голова не поднялась и никто не встал к выходу...

Экран погас, передвижка уехала... Мы шли домой молча. Я помню как большого труда мне стоило переставлять ноги,- они были свинцовыми! Не шли. А на следующий день в школе весь десятый класс дружно покинул урок немецкого:-"Мы фашистский язык учить не будем!..."


Рецензии
Хорошая зарисовка, сразу становится понятно чем советские люди не угодны Западному миру. Мы были отзывчивее и честнее к происходящему вокруг нас, в отличие от их "калькуляторного образа жизни".
Нас называли неулыбчивыми, но мы улыбались, не всюду и везде "наклеенной улыбкой", а там, где это было уместно. И мы отзывались на несправедливость, хотя и был страх репрессий.
Удачи!

Александр Карпекин   24.09.2017 02:22     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв. Приятно сознавать, что я не одинока и у меня есть единомышленники. Спасибо! Очень рада.

Варакушка 5   24.09.2017 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.