этим летом

           Сказать,что это было худшее лето в моей жизни-просто ничего не сказать.
Просто оно испытывало мой запас прочности .А насколько меня хватит...
           Снова и снова на ум приходили слова нетленного поэта:"Ах,лето русское,любил бы я тебя,когда  б не комары да мошки!"Тут дело было вовсе не в комарах.
           Поначалу все шло хорошо.Близился конец учебного года.В учительской царил деловой шум:отчеты по предметам,отчеты по мероприятиям,открытие летнего лагеря,прием "хвостов" у учеников,переигравших в футбол и совершенно выпавших из родительской темы:"Ты уроки выучил?Покажи,что получил!"Я провела четыре урока и,совершенно охрипнув от постоянного пения песенок  на английском,-а у меня в подчинении вся начальная школа-,сидела с опустошенным видом,цедила остывший зеленый чай и мысленно проклинала эту невероятную жару,которая обрушилась на нас в конце мая.Где эти волшебные дни цветущих вишен и абрикосов,нежный аромат касатиков в палисадниках,заливистый свист скворцов и метание степных чаек над сельским ставком,зеленеющие щетинкой озими поля и радостное приветствие коров на лугу поутру!Все это подернулось печатью увядания, убивающего своим жаром лучей солнца.
           Именно в этот день я узнала,что мой самый беспокойный ученик сломал пятку,и ,не признавшись родителям,еще два дня ходил с героическим лицом и неподдельным видом боли на румяном лице,хромая,морщась и наслаждался реакцией на вопрос:"Что с ногой ?",отвечая обыденно просто:"Это на футболе..."Далее,не дожидаясь следующего вопроса,уходил вдоль по коридору.
Мама Николая,Вера ильинична,приехала с ним на следующий день и зашла вместе с сыном в школу,чтобы утрясти все вопросы с  итоговыми контрольными и экзаменом ,который через две недели предстояло сдавать.Меня ожидал разговор с мамой.
-Татьяна Ивановна!Ну что нам делать с английским?Не хочет он его учить.Не нужен он ему,говорит.Что же мне его за это?Из дому выгнать?!
Я представила,сколько переводов и всего остального Николай стойко и неотвратимо не делал,не взирая на мои с ним душевные разговоры,систематически пряча за стендами дневник,кричащий двойками о нашем противостоянии.Мне стало грустно.
-Да вы уж как -нибудь там его спросите.Чуть-чуть,а мы на следующий год его заставим...
Я стояла и молча смотрела на её уставшие и рано постаревшие серые глаза,тяжелое,грузное тело,некогда бывшее гордостью молодой Верочки,корявые,натруженные руки и налившиеся от работы-вручную доила коров-руки.
-Вера ильинична!Кем хочет стать ваш Коля?
-У него лучше всего получается сваркой работать,еще отцу на тракторе помогает пахать там или еще что скажут,делать.По хозяйству он у нас наравне с батей работает:накосить,накормить,убрать,напилить.Трудится не из-под палки,на совесть.Помогите...

Уже в который раз,наступая на горло своей педагогической гордости,я подумала:"Что-то у нас в министерстве делается не так,неправильно.Не все вырастают до Ломоносовых,но чудесные сварщики,полеводы и хлеборобы ...  Где же их взять?И что бы ели все эти дипломаты и где бы жили,на чем катались,если бы не простые трудяги,приземленные,приземлившиеся на эту землю-кормилицу и не желающие слушать все  эти "хелло!окей!бай!".Им не до этих "материальных" слов.Призыв:"Хлеба и зрелищ" не случайно начинался  с хлеба.Для всех,всегда.в каждом обществе.
Я улыбнулась и сказала:"Будет вам счастье."

      Схлынул шум перемены ,а я взяла вещи и направилась домой.Добираться к трассе предстояло через все село.Автобусы в него не заезжали:уж слишком небольшое было оно,чтобы сюда так часто кто-то приезжал.Так вот и работала:утром -на попутке с хлебовозкой,вечером-пешком на трассу.
        Пока шла,размышляла над её,Веры Ильиничны,словами и смыслом моей работы.Сегодня я его потеряла,кажется,навсегда.Что же я делала все эти сорок лет?!
         Сколько полезного ?Сколько бесполезного?Неужели зря выбрала такой путь?Радость была столь редким гостем после урока,что усталость навечно поселилась в душе.От такого поворота мыслей бросило в жар.
        Неожиданно пронеслось:"Как учитель,ты состоялась,теперь дело за малым-решиться сделать следующий шаг.Лишь бы он оказался правильным!"
         Отзвенел последний звонок.Я прошлась по гулким пустынным коридорам,заглянула в классы,прислушалась к звукам отъезжающего школьного автобуса.
        Прошло еще две недели.Недописанное заявление об уходе все еще хранилось среди всех бумаг.Я ожидала какого-то тайного знака,толчка,который бы помог мне определиться.
          Страшно остаться без работы.Пенсия невелика.Сын-студент,война на пороге.За-против-не определишься.Наступал на пятки маю июнь.Мне исполнился шестьдесят один.И тут началась жара...


          Наверное,она решила все за меня.Тугой палящий воздух с самого утра нагревал пространство:балкон,улицу,стадион возле дома.Даже в саду на даче было невыносимо душно.Среди ветвей повисала знойная паутина.Хотелось под прохладную струю воды ли,кондиционера ли.Хотелось избавиться от головной боли,беспокойного сна,потерянных от безделья часов в ожидании вечера или утра,чтобы осмелиться что-нибудь сделать полезное.
          Я вспомнила первые сентябрьские недели в школе,такие же жаркие ,пахнущие вдобавок краской,кабинеты,изнывающих от духоты учеников,грохот разрывов на соседнем полигоне и снова долгую дорогу домой .Пешком.К трассе.Без особой надежды поймать скоро попутку.Для чего все это? Дипломаты здесь не появятся в необозримом будущем ни через год,ни через пять.Я могу прождать этого еще очень долго и...не дождаться вовсе.А рядом растут мои внуки.Их жизнь пролетает мимо меня,кто-то ,такой же усталый,учит их,не надеясь что именно это пригодится мальчишкам в жизни.
          Листок с недописанной датой на заявлении приобрел законченные формы.Я смотрела на него и возникало ощущение ,что сейчас мне предстоит нырнуть в источник,а насколько там холодна или горяча вода,я не могла представить.Нырнуть?
          Нырнуть! и поток свежего воздуха был оценен.А на термометре сегодня обещали сорок один в тени.
         Это еще только июль.То ли еще будет! А впереди осень.Без меня.Я пробую себя в роли...писателя и поэта.Столько накопилось всего,что я хотела бы озвучить.Для земных -сварщиков,поваров,продавцов,народных дипломатов.
                август,2017 г.


Рецензии