Даниил Кравченко Зуб

Даниил Кравченко 3  «Зуб»
         
«Это» началось еще в апреле-марте 2017 года. 

Однажды наш друг  «А-второй», идя в гости, прикупил и принес пару пяти  килограммовых мешочков с поджаренным в скорлупе арахисом. Исключительно соблазнительного и вкусного! Ну, я как следует и запал на него! И вот, употребив его с полкило, утром проснулся от сильной ноющей боли в обширной зоне с  правой стороны головы. Долго не мог понять в чем дело, но поглощать орешки впредь полностью прекратил.

Однако, по-видимому, было уже поздно! Мучился многие месяцы. Терпел из последних чахлых сил! И вот, когда доктор «О-вторая» пригласила нас присмотреть за лохматой красавицей Мией, я, немного покочевряжившись, приехал к Ксенечке…

8 августа 2017 г. мы с бабушкой Ксении вылетели из Одессы до Борисполя, затем – до Дюссельдорфа. Полет проходил в целом  удачно и легко! Ну, если не принимать во внимание, что во время полета в Боинге 747, на предельной потолочной высоте «Бука»,  пришлось немного поколдовать над левой половинкой её корсетной группы…

Родственники встретили нас заботливо и ласково. А уже 10 августа мы были в в частной клинике доктора «А-второго»! И тут началось…

Сделали рентген. Доктор «О-вторая», взглянув на панорамный рентгеновский снимок моих зубов, застонала и, схватившись  за голову, начала колотить своего старого клиента почем попадя, многократно повторяя: катастрофа!

Предстояло, используя принцип "Я так хочу", выполнение значительного объема работ по плану «Садовая лестница», поэтому «О-вторая», не откладывая в долгий ящик, с места в карьер принялась ремонтировать зубы главному строителю «китайской стены» и др. объектов на территории Германии.

Рентгеновская  ортопантомограмма показала, что воспалились корни опорного зуба под металлокерамической коронкой. Предпринимать попутку снять её, нарушив конструкцию моста, простоявшего более двух десятков лет, ей очень не хотелось! Было принято решение препарировать зуб в его исходном состоянии.

«О-вторая» с клиентом  попала в эту  клинику доктора "А-второго, впервые. В силу множество причин её оборудование оказалось не в лучшем эксплуатационном состоянии. Но выбора не было…

«О-вторая», имея за своими трудолюбивыми «плечами» большой опыт работы по инфильтрационной анестезии зубов клиента, мысленно перекрестившись, приступила к делу. Вначале она «залезла» в ротовую полость пальцами правой руки, затем левой, пытаясь максимально точно определить место прохождения магистрального сосудисто-нервного пучка.

Через пару минут, взяв в руки длинный шприц с тонкой изогнутой иглой, предварительно наполненного нестандартной экспериментальной комбинированной смесью на основе артикаина, решительно и смело начала колоть им в зоне больного зуба, а затем, войдя в раж, рванной швейной строчкой «зиг-заг» прошлась почти вдоль всей половины правой нижней челюсти. По крайней мере, мне так чудилось!

Шли минуты. «О-вторая», тревожно заглядывая клиенту в глаза, дублируя свой взгляд  отдельными лексемами «второй сигнальной системы», все спрашивала:
 
- Губа занемела?
- А кончик носа?
- Еще нет? Ты уверен? Не врешь? Только говори честно!

Я  «издавал» нечленораздельные звуки, но сам со страхом пытался почувствовать хотя бы какую-либо реакцию на произведенные ею множественные  инъекции. И вот, спустя несколько минут, с радостью сказал:

- Кончик носа начинает неметь!

И тут не только я, но и окружающие нас «зрители» группы поддержки больного, взорвались если не аплодисментами, то громкими возгласами явного облегчения  –  это уж точно! Удалось! После многолетнего перерыва, не работая стоматологом, попала тонюсенькой иголочкой шприца куда следует! Практически с первого раза! «О-вторая» просто молодец! Хотя временами и бывает очень противной неугомонной занудой!

Читателю следует пояснить, что добрую дюжину лет тому, когда этому же клиенту нужно было удалить зуб, в течение часа были испробованы различные препараты, вводимые в неограниченных количествах во все мыслимые и немыслимые зоны все той же нижней правой челюсти, но получаемый результат был исключительно отрицательным! Дело закончилось тем, что молодой докторше «О-второй» была оказана срочная медицинская  помощь по снижению запредельного "сопливого" нервного возбуждения, а подопытный пациент пару дней, продолжая испытывать адскую боль, даже помыслить о возможном возвращении в полу подпольное «лечебное» учреждение, для продолжения средневековых пыток, не решался. Чем все это закончилось? Да тем, что пациент, гневно выражаясь на трех международных языках, включая приблатнённый русский, буквально заставил доктора вставить в свои уши заглушки, дабы, не слыша криков и нытья, без никакой анестезии закончить начатое! Что и было, в конце концов, успешно сделано! Думаю, что теперь читателю понятно предоперационное волнение, как пациента, так и доктора!
 

И вот 10 августа 2017 года, «О-вторая», взяв в руки грязноватый «шланг» со стареньким наконечником с воздушной турбиной, в которую непрерывно и попеременно вставлялись различные боры (стандартные, крупнозернистые, мелкозернистые и др.), приступила к работе! Да! Было моментами больно, но для «мазохиста» это обычная норма ощущений.

Пройдя зону эмали с центром в области фиссуры, затем слой дентина, «О-вторая»  погрузилась быстро вращающимся (более 200000 оборотов в минуту) бором в пульпувую камеру. Секундами позже по корневому каналу дошла до апикального отверстия и, пройдя сквозь него коронально-апикальным  кримером, чуть было не выскочила в дентинную зону прохождения магистрального сосудисто-нервного пучка…

Поиск входных отверстий в других каналах зуба и их «разработка» прошел на удивление успешно и быстро! Точно также как и: определение длины каждого корневого канала; механическая обработка корневых каналов; предварительное  «пломбирование»  корневых каналов гуттаперчевыми конусовидными  штифтами (т.н. латеральрная конденсация) и т.п. Затем ассистентка у самого левого глаза щелчком зажгла здоровенную, пылающим синим пламенем, газовую зажигалку, в котором "О-вторая" нагрела до вишневого свечения наконечник Г-образного шпателя. Ну а когда докторша приступила к "отсечения" лишних (торчащих пучком) гуттаперчевых острых конусных иголочек, да так, что из полости рта повалил густой столб сизого дыма с запахом горящей резины, пациент, прощаясь с жизнью,  начал мысленно шептать молитву "Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое..."

Каждый опытный читатель знает: качественное лечение зуба предусматривает, чтобы  корневые каналы  были хорошо запломбированы до самой верхушки корня, но не более того! Если запломбировать зуб не до верхушки корня, то в просвете не до конца запломбированной части канала начинает размножаться микрофлора. Ну а выход пломбировочного материала за верхушку корня со временем приведет к разрушению костной ткани у верхушки корня, развитию там гнойного воспаления и т.п., что недопустимо!

Цель механической обработки каналов самоочевидна: расширить корневой канал, сделать его пригодным для качественного пломбирования. Необработанные каналы в большинстве случаев очень узкие, имеют множество незаметных сужений и расширений, которые не позволяют надлежащим образом заполнить их пломбировочным веществом на всем протяжении канала. Таким образом, с помощью ручной  механической обработки  убираются все сужения и неровности вдоль корневого канала, а также осуществляется  его расширение до максимально допустимого размера. Но, главное - крайне желательно не выходить за зону апикального отверстия в каждом корне зуба.

К сожалению,  несмотря на заметные теоретические и практические успехи в этой области, и доныне в ней далеко не все и не до конца гладко!

Здесь автор считает необходимым заметить, что «О-второй» еще во время учебы в Донецком медицинском университете им. Горького, удалось изобрести  и изготовить рабочий  макет определения места нахождения апикального отверстия в корнях зуба, но из-за безалаберности и длинного ряда других причин, он не был доведен до образца, пригодного для комфортной эксплуатации. Остается лишь поблагодарить практичных японцев: они, хотя и спустя десяток лет, но такое устройство довели «до ума» и сейчас успешно поставляют его во многие страны мира (см. например, http://www.findpatent.ru/patent/248/2488366.html «Устройство и способ  определения положения верхушки корня зуба»).

Для справки замечу, что электрометрический метод (метод электронной апекслокации) позволяет достаточно точно определять момент прохождения приграничной зоны корневого канала. Метод основан на том, что сопротивление тканей зуба намного выше, чем слизистой оболочки полости рта, поэтому фиксация электродов на губе и в канале зуба не вызывает замыкания электрической цепи, пока электрод, помещенный в канал, не достигает физиологического сужения (тканей периодонта). При этом цепь замыкается, что сопровождается звуковым и световым сигналами. Точность определения положения апикального отверстия при электрометрическом методе колеблется от 55 до 95% в зависимости от конструкции апекслокатора и условий проведения измерений. Поэтому, как видно, данный метод, к сожалению, дает представление лишь об ориентировочной длине корневого канала.
 
Справедливости ради следует констатировать, что этот и другие методы все еще не могут заменить рентгенологический  метод исследования, особенно в зубах с незавершенным ростом корней. 

Резюмируя, отмечу: все современные апекслокаторы измеряют именно «эту»  точку падения сопротивления в момент прохождения зоны апикального отверстия. Ни один апекслокатор не может измерять длину корневого канала, поэтому невозможно  получить МЕТРИЧЕСКИЙ  результат, даже если апекслокатор  имеет красочное многоцветное подобие «миллиметровой» шкалы (из-за весьма значительной погрешности измерения длины каналов зуба).

Итак, в конце концов, хотя уже и в условиях другой клиники, все каналы были успешно пройдены и запломбированы.

К сожалению  для пациента, рядом со злосчастным зубом находился еще один здоровенный зуб, на протяжении ряда лет рукотворно разрушенный практически до основания. В свое время, примерно десяток лет тому, над ним  «хорошо» поработало (и за большие деньги!), уже точно и не припомню, не менее 5-6 сокурсниц  «О-второй», которая к тому времени, уже работала в одром из городов в Германии. Так вот, эта полудюжина сокурсниц над злосчастным зубом поработала так, что теперь он вне всяких сомнений подлежал демонтажу! Печально, но безруких ремесленников в годы нашей зрелости «Родина» умела успешно штамповать целыми курсовыми потоками! Не уверен, что и ныне Донецкий медицинский национальный университет Донецкой народной республики заметно улучшил качество подготовки кадров…

Но продолжу. «О-вторая», явно торопясь, раз за разом заглядывая  в глаза клиенту,  спрашивала:

- Так  что будем делать с остатками зуба (шейки зуба уже не было и в помине)? Затем продолжила:
 
- Давай договоримся: если будет больно, то ты его удалишь либо в Одессе, или же  мы  займемся им позже! Сейчас я опаздываю, поэтому… не обессудь!

К этому моменту анестезия зуба набрала полную силу, поэтому я с большим трудом лишь жестами просил «О-вторую» еще хотя бы немного продолжить свою целительную работу. 

«О-вторая», собрав местный консилиум врачей, после краткого совещания, вновь   обращаясь ко мне, сказала:

- Итак! Если будет очень больно, не терпи и дай мне знать! Не хватало мне еще здесь заниматься срочным вызовом катафалка! Тем более, что такое мероприятие тянет не на одну тысячу неприятностей! И не только для тебя, уважаемый мой клиент, но и для тех, которые успешно переживут такую безвременную, как некоторым кажется, потерю. Тебе все понятно? Тогда вперед! 

Затем, поразмыслив, добавила:
 
- Я  буду «выколупывать»  твои корни! Ок?

Тут я вновь пришел в дикий ужас, не понимая: как можно многочасовую работу свести до её полного уничтожения! Скосив глаза в правую сторону, заметил, что «О-вторая» держит в правой руке какую-то изогнутую остро заточенную трехгранную  хрень, беспечно и залихватски размахивая ею прямо у моих глаз, как бы пытаясь усыпить меня  блестящей, еще не окровавленной её поверхностью.

Ну а дальше… А дальше, хрупкая, с приятной внешностью, «О-вторая» так активно и безжалостно начала, не оглядываясь на пациента, орудовать этим «инструментом», что я только успевал расширенными перекошенными  глазами следить за её руками, которыми  куски моей зубной плоти раз за разом  победно и громко «сбрасывались» на металлический поднос, издавая при этом всем знакомый лязгающий звук.

Благодарение Богу, мне не довелось бывать в подвалах Мюллера, но его костоправы,  думается, вряд ли бы были более искусны в своей «работе», чем моя драгоценная докторша «О-вторая»! Ну разве лишь с той разницей, что рот её клиента, полностью  забитый инструментами, руками, отсосами и ватными тампонами априори не мог издавать громогласных душераздирающих криков и проклятий…

И только когда я увидел её окровавленные руки, победно держащие последний здоровенный клювообразный корень, понял, что говоря о «корнях» она имела ввиду не  препарированные корни зуба, а именно остатки некогда здорового и суммарно весьма, повторяюсь, дорогого, полученного в дар от моих родителей, хлебогрызка.

Продолжение следует…

Даниил

Германия

Август 2017.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.