О Смерти

Прошло два дня после просмотра мной видео, где два довольно молодых психолога говорили на тему Смерти. Они серьёзно и вдумчиво рассуждали о том, что до 35 лет мы поднимаемся в гору, а уже после - спускаемся - то есть направляемся потихоньку в сторону смерти. И что спускаться всегда тяжелее.
Спускаться гораздо тяжелее - подтверждаю. Никто не учит спускаться, вокруг полно приглашений на вершину Эвереста.
И я, например, слышу, как по другому склону весело стучат многочисленные ледорубы. А рядом со мной никого нет в силу того, что люди моего возраста обходят стороной эту тему.
Интересная штука жизнь - когда всё впереди - ты стремишься вверх, обвешанный первыми мужьями-женами, детьми, работами.
А во второй - спускаешься вниз, облепленный осознаваниями событий первой половины жизни и придавленный тем, что времени осталось мало.
Благодарна людям, которые поднимают эту тему - как будто подняв голову, я вдруг вижу далеко вверху над собой свет фонарика - как факт, что кто-то тоже спускается "выше этажом", что я на этом склоне не одна.
И тогда я могу писать планы на жизнь. И удивляться этому.

Я поняла, в чём для меня смысл того самого Memento Mori.
Постоянно думать о смерти и о том, что можно умереть в любой момент - это вряд ли поможет мне ярче испытывать радость от жизни. Это так.
Но мне важно и нужно иногда поговорить о ней - смерть, как и любое явление нашей жизни имеет на это право.
Поговорить не как об отвлеченном явлении, а о её принадлежности ко мне лично.
Мне не с кем было поговорить так, как следует говорить об этом.
А два дня назад я вспомнила и поплакала о ней и о себе на пути к ней.
Вплетение Смерти в мою личную историю помогло принятию моей дальнейшей Жизни, как ни странно это для меня сейчас.
Я не могла строить планы на жизнь, пока не поговорила о Смерти.
Как будто она дала мне разрешение.

Всё, что исключено, взывает к вниманию, настойчиво проявляется как может.
Исключать Смерть из своей жизни весьма небезопасно.
Она всё равно заставит обратить на себя наше внимание
Иногда уродливо - в виде страхов и болячек.
Иногда угрожающе проявляется в значимых для нас людях смертельными болезнями.
На самом деле это не угроза. Смерть тоже хочет жить. Быть с нами в этом мире. На равных.
Важно иногда остановиться и посмотреть на неё - не нагло и презрительно, а с уважением. Поразмышлять о ней. Примириться с ней.
И идти дальше жить.


Рецензии