Числа и идентичность. Глава 52

1. В прошлой главе мы рассматривали лежневую теорию общества, сформулированную защитником южного рабовладения сенатором от Южной Каролины Джеймсом Генри Хаммондом в своей речи по поводу принятия штата Канзас в состав США (обычно эта речь известна под названием "Хлопок это царь" Cotton is king). Эта теория утверждала, что рабство является универсальной характеристикой положения низшего класса внутри всех развитых обществ и следовательно необходимым условием для развития цивилизации.

2. Отличие "северных рабов" т.е. промышленных рабочих Севера заключается, по мнению Хэммонда, в том, что во-первых они принадлежат к призванной господствовать белой расе и поэтому их (неизбежное с точки зрения Хэммонда при отсутствии достаточного количества черных невольников)порабощение является большей несправедливостью, чем южное рабство, a вторых в том, что их труд гораздо хуже оплачивается и их северные работодатели не чувствуют никакой ответственности по отношению к ним и, в отличие от заботящихся о своих рабах патриархальных проксимономных рабовладельцев Юга, легко бросают их на произвол судьбы, как ненужную вещь, избавившись от них при малейшем неудобстве.

3. Хэммонд, сделавший солидную политическую карьеру (он побывал и в должности губернатора родной Южной Каролины), кстати говоря, принадлежал к кружку южной политически ангажированной рабовладельческой интеллигенции, считавшей необходимой реформу рабства в плане письменной регламентации многочисленных обязанностей рабов. Однако несмотря на усилия Хэммонда в этом направлении рабам на плантациях Хэммонда почему то жилось невесело, во всяком случае смертность среди них была выше средней. О других особенностях личности Хэммонда мы поговорим позже, а пока вернемся к его идеям.

4. В первой части своей речи Хэммонд набрасывает перед своими слушателями грандиозную картину будущей независимой южной рабовладельческой империи, как мировой экономической и политической силы. Таким образом освобождение южан (в контекстограмме правое нижнее контекстное поле автономных собственников С рабовладельческих плантаций с их гигантскими природными сырьевыми ресурсами и послушной рабочей силой D)от обременительного контроля Севера с его неудобными высокими протекционистскими тарифами на ввоз промышленных товаров нужных для сельскохозяйственного Юга и приобретение Югом самостоятельной политической субьектности (среднее верхнее контекстное поле субъекта власти F)должны, по мнению Хэммонда, привести к бурному расцвету южного общества.

5. Итак в первой части речи перед нами прежде всего основная парадигма рыночного государства эгономика CFD с характерным для нее сочетанием рыночного механизма (нижняя репрезентационная горизонталь DC)с внеэкономическим принуждением и контролем (полувертикальная диспозитивная/распорядительная линия FD, определяющая силовой контроль субъекта власти F над захваченной долей мировых ресурсов и сырья в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D).

6. Ниже я даю (с сокращениями) перевод этой первой части речи Хэммонда. При этом я опускаю длинное вступление, в котором он обсуждает ситуацию в Канзасе и напряженные отношения между Югом и Севером, а также отвергает принцип народного суверенитета (к которому апеллировали сторонники свободного Канзаса, рассчитывавшие на тот факт, что большинство избирателей были выходцами с Севера)на том основании, что народ во всех странах недостаточно умен для того, чтобы управлять собой и должен поэтому доверить дело управления государством политической элите, сохранив только право голоса.

7. Здесь явственно просматриваются морфономные аспекты политического мировоззрения Хэммонда: парадигма рыночно иерархической морфономики BHD, которая, как я отметил в одной из предшествующих глав, в середине 19 века в ходе интеграции Юга в систему мирового рынка, приходит на смену патриархальной и локальной проксимономике СВН в качестве смысловой доминанты южной конфигурации идентичности, задана сочетанием дифференциальной полувертикальной диагонали ВН т.е. лестницы социальных статусов (от рабов в нижнем среднем контекстном поле ценностей Н до плантаторской аристократии в верхнем правом контекстном поле совершенных жизненных форм В)с рыночной частью нижней репрезентационной горизонтали HD (соединяющей среднее нижнее контекстное поле ценностей Н с левым нижним контекстным полем мира/рынка D).

8. Но особенностью Хэммонда и представляемой им влиятельной группы идеологов южного рабства было то, что морфономика BHD у него выступает не сама по себе, а в комбинации с основной парадигмой глобализованного рыночного государства эгономикой CFD и в особенности в связи с левой половиной эгономики-архономикой FHD, т.е. парадигмой силового, не ограниченного правовыми рамками контроля (отображаемого распорядительной линией FD)субъекта власти F над ресурсами рабочей силы и сырья в контекстном поле мира/рынка D. Лежневая теория универсального рабства низших классов, предполагающая тупость и пассивность рабочей силы D, контролируемой извне представителями власти F(т.е. начальниками)хорошо вписывается в архономику FHD.

9. Интересно, что числовой анализ также обнаруживает глубокую связь между морфономикой BHD и архономикой FHD. Если рассматривать простую нумерационную форму архономики F 7 H 9 D 5  как сочетание множителей 79 и 5, то умножение 79 на 5 дает нам нумерационную форму морфономики В 3 Н 9 D 5.

10. Однако пора вернуться к тексту речи. Выразив свое недоверие к замыслам и манипуляциям северных политиков Хэммонд затем переходит к занимающей его идее независимого южного рабовладельческого государства:

Что касается нас на Юге вы по крайней мере имеете гарантии добросовестности, которые никогда не были нарушены. Но какая у нас гарантия того, что если вы будете иметь это правительство, во всех его департаментах в вашем распоряжении, то даже если мы подчинимся тому, на что сенатор уговаривает нас согласиться, то есть на ограничение рабства его нынешней территорией и даже на преобразование Верховного Суда, вы не будете грабить нас своими тарифами (о недовольстве южных плантаторов выгодными северным капиталистам высокими протекционистскими тарифами на ввоз промышленных изделий из Европы см. выше Л. Б.)...какая у нас гарантия, что вы не займетесь освобождением наших рабов или, по крайней мере предпримите попытку это сделать? Мы не можем полагаться на вашу добросовестность, если вы находитесь у власти, вы всякий раз нарушали свои обещания....Я думаю, что мне стоит попытаться сопоставить Юг и Север лицом к лицу и посмотреть какие ресурсы каждый из нас может иметь в случае раздельной организации.

Если мы не приобретем больше ни фута территории для Юга, взгляните-ка на него: 850 тысяч квадратных миль. Столько же, сколько Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Испания вместе взятые. Разве этой территории недостаточно, чтобы создать империю, которая будет править миром (Is not that territory enough to make an empire that shall rule the world?)?...Но на этой территории расположена  великая долина Миссисипи, которая сейчас является реальным центром и скоро будет признана центром мировой империи (now the real and soon to be acknowledged seat of the empire of the world)... Нам сейчас принадлежит наиболее ценная часть ее и хотя те,кто поселился выше нас (то есть севернее, где расположены свободные северные штаты так называемого Среднего Запада, района Великих Озер с быстро растущим в это время городским центром Чикаго ЛБ)другое поколение будет говорить по другому. они наши по всем законам природы (иными словами Хэммонд предусмотрительно противопоставляет закон географической близости непрочным человеческим установлениям, заранее создавая тем самым предлог для будущей рабовладельческой экспансии в северном направлении ЛБ), рабский труд освоит каждый фут этой великой долины, там, где только будет выгодно его использовать (характерная для эгономики комбинация рыночных и властных критериев для определения политической стратегии ЛБ)и некоторые из тех, кто его не используют, скоро будут соединены с нами такими связями, которые сделают нас неразделимыми.

Железный конь (паровоз ЛБ)скоро будет стучать по солнечным равнинам Юга, чтобы привезти продукты верховьев этой долины в наши (то есть южные, привет родная Южная Каролина! ЛБ)атлантические порты, также, как сейчас он делает это на ледяном Севере...

На этой великолепной территории живет население, которое в четыре раз больше того населения, которое было в момент отделения этих колоний (т.е. британских колоний в момент Американской революции ЛБ)и в сотню раз сильнее...В наших мобилизационных списках более миллиона человек. В оборонительной войне, в случае чрезвычайных обстоятельств все они могут быть призваны. В любое время Юг может собрать, снарядить и поддерживать в полевых условиях армию большую, чем может послать против нее любая земная власть и это армия настоящих солдат, людей, вскормленных на спинах лошадей и привыкших держать в руках ружья... (тонкий намек на сравнительную военную некомпетентность северных фермеров и рабочих, о которой в это время много рассуждали на Юге ЛБ). Здесь Хэммонд в вежливой форме напоминает северным слушателям о неоспоримом превосходстве Юга в силовой сфере, т.е. в области левой половины эгономики CFD архономики FHD.

Подсластив эту пилюлю учтивым комплиментом по поводу храбрости и энергии северян Хэммонд затем переходит к размышлениям на тему правой половины той же эгономной парадигмы идентичности, а именно хрематономики FHC(от греческого слова chremata богатство).

"Сила нации зависит в большой степени от ее богатства, а богатство нации также как богатство человека, определяется излишками производства....Если человек стоит миллион долларов и проедает этот доход, является ли он богачом? Может ли он позволить себе предпринять что нибудь новое? И может ли народ в этом положении строить корабли и дороги и отправляться на войну? Все мирные и военные начинания зависят от того, есть ли у народа излишки продукции. Они могут буть счастливы, они могут чувствовать себя комфортабельно, они могут получать удовольствие потребляя то, что они производят, но они не богаты н не сильны."

11. Хэммонд здесь обнаруживает характерное непонимание роли и значения кредита в развитом капиталистическом обществе. Впрочем он может быть не настолько наивен, как кажется. Когда началась Гражданская война северное правительство Линкольна испытывало большие финансовые затруднения, поскольку английские банкиры, частью нейтральные, частью сочувствовавшие Югу не были готовы подписаться на военные займы. И тогда Линкольн по совету экономиста Генри Кери (ирландца по происхождению, ненавидевшего британскую рыночную глобализацию с ее антагонизмом между трудом и капиталом и противопоставлявшего ей идущую от Сен Симона идею широкого общественного сотрудничества между рабочими и капиталистами, нечто вроде раннего варианта более позднего французского солидаризма)решил пойти на дополнительную денежную эмиссию так называемых гринбеков,которые правительство должно было выкупить после войны, то есть по сути дела на внутренний народный заем.

12. Это дало возможность организовать снабжение северных армий и успешно закончить войну. Что касается Юга, то средств заваленной деньгами плантаторской аристократии, которым придавал такое значение Хэммонд оказалось в конечном счете недостаточно для длительного военного конфликта, экономические лишения и нехватки способствовали поражению южной армии на последнем этапе войны.

13. Указывая на высокую стоимость южного экспорта (т.е. в основном хлопка, 80 процентов американского хлопка производилось на Юге)Хэммонд предполагает, что при отсутствии высоких северных тарифов Юг будет гораздо богаче Севера

" С четвертью нынешнего тарифа он будет иметь доход, который будет достаточен для всех его нужд (имеются в виду нужды южного государства отличие от частных лиц ЛБ), ибо Юг никогда не пойдет на войну, он не будет нуждаться в армии и флоте (очевидно Хэммонд предполагает, что запланированная им экспансия Юга на Север и присоединение района Великих Озер будет мирным процессом, живущие там северяне просто захотят присоединиться к своим богатым южным собратьям ЛБ), кроме нескольких гарнизонов на границах и нескольких таможенных катеров. Войну вскармливает торговля. Необходимость сбывать по всему миру промышленные товары заставляет держать флот и заниматься торговлей. Но нам ничего не нужно делать, кроме как снять ограничения на иностранные товары и открыть наши порты и весь мир явится к нам торговать. Они будут только рады привезти их к нам и нам не надо будет мечтать о войне. И действительно никогда еще Юг не имел справедливого повода для войны. Всякий раз, когда он (в подлиннике женский род она ЛБ)доставал свой меч, он делал это ради чести и эта честь была выражением лояльности по отношению к сестринским колониям и штатам, которые всегда грабили ее и злословили на ее счет...Может ли какая нибудь разумная нация идти на войну с хлопком? Мы можем целый мир положить к нашим ногам без выстрела и без того, чтобы обнажить меч." (Hammond 1858).

14. Хэммонд здесь имеет в виду острую зависимость европейской текстильной промышленности от южного хлопка, на которую сильно рассчитывали южные плантаторы в начале Гражданской войны. По их мнению, чтобы сохранить свои текстильные фабрики и обеспечить рабочих Англия неминуемо должна будет объявить войну Северу, поэтому в начале войны правительство Южной Конфедерации объявило запрет на вывоз хлопка, рассчитывая тем самым добиться такого результата. Но эти расчеты не оправдались по многим причинам: спрос на рынке оказался ниже чем полагали, запасы выше, к тому же появились другие производители (Египет, Индия и пр.), не последнюю роль сыграла в сохранении нейтралитета Англии и пролинкольновская позиция правительства Российской империи, российский флот был готов прийти на помощь Северу в случае если Англия вступит в войну на стороне Юга.

15. Последний отрывок Хэммонда обнаруживает архаичные, прежде всего морфономные BHD, а также тимономные BHG (от греческого слова time честь) аспекты его идеологической конструкции. Его идея, что не нужно ничего делать (т.е. не развивать свою экономику), а только ждать, пока иностранные покупатели возьмут собранный рабами хлопок и щедро за него заплатят, напоминает рассуждения одного испанского дворянина 17 века (не Дон Кихота!), гордившегося тем, что со всей Европы купцы везут товары в Мадрид, где за них расплачиваются добытым в американских колониях серебром и золотом. Рабовладение здесь проявляет способность обрекать на пассивность и неподвижность не только рабов но и их господ, способствуя постепенной деградации последних, привыкающих во всем зависеть от других, по глубокому наблюдению Гегеля (в Феноменологии Духа, опубликованной в 1807г. вскоре после отмены английской работорговли).

16 . Такая деградация, постепенный внутренний распад личности характерна для фрагментономики (в нисходящем векторном прочтении GDE), в особенности тогда, когда она сопровождается гедономикой GDB, имеющей с ней общую сторону GD. Хэммонд в цитированной выше речи много говорит о богатстве и мало (то есть почти ничего) о создающем это богатство труде, плоды которого присваивает себе рабовладельческая верхушка. Проводимая им идея того, что сила индивидов и наций эквивалентна богатству и зависит от него не выдерживает испытания историческим опытом.

 


Рецензии