Рында

(памяти отца)

Мой отец всегда с улыбкой говорил, что дома у него одни бабы. И, правда, - мама, я с сестрой, кошка... Отец же любил охоту, рыбалку, очень любил лес, ходить за грибами. Жили они с мамой круглый год на берегу Ладоги, и отец решил взять себе пса. Как раз у друга, рыбака, ощенилась его лайка, отличная охотница. Когда отец приехал за щенком, твёрдо решил взять мальчика. Но, пока они с другом разговаривали во дворе, единственная в достаточно большом помёте девчуха подползла к отцу и стала жевать шнурки на его ботинках. Ну что было делать? Она сама его выбрала. Отец только руками развёл, и взял именно её.

Назвал он собаку Рындой. Да, батя был военным моряком, как вы, наверное, догадались (рында  —  звон судового колокола в полдень).
Рында была весёлым непоседливым созданием. Она очень любила забираться ко мне на колени и лежать, прижавшись к животу, когда я частенько в солнечную погоду садилась на ступени крыльца и отдыхала, так как ждала сына и уже была на большом сроке.
Я думала, что будет как в кино. Знаете, рождается мальчик, и в это же примерно время рождается для него жеребёнок и собака. И они вместе всю жизнь, верные друзья... Жеребёнка у нас не было, только собака.

И вот, по прошествии некоторого времени, я с сыном приехала пожить летом на дачу. Рында к тому времени уже подросла, а сын начал ходить. Вопреки ожиданиям и нашим прежним тёплым отношениям, собака не особо меня воспринимала, как значимого члена семьи. Слушалась и беззаветно любила она только отца.  Маму, которая её практически и вырастила, - кормила, лечила и обихаживала, Рында вообще считала, видимо, "своим человеком", нянькой-кормилицей. Когда же я пыталась дать собаке какую-либо команду, это вызывало только удивление, явственно отражающееся в выражении её симпатичной морды. Чистопородной лайкой её трудно было назвать, но она была красивой, ладной и знала, что все её любят. Она свободно бегала по двору, аккуратно по дорожкам, уважая батину картошку и зелень.
Как вскоре выяснилось, Рында была весьма коварной особой.  Сын ходил уже хорошо, но периодически как-то оказывался носом в зелени, оглашая окрестности громким рёвом.  Сразу я не могла понять почему он так часто падает, а потом уследила. Когда никто из взрослых не видел, хитрая ревнивая собака быстро толкала мальчика головой снизу вверх, и тот кубарем летел в картошку или на грядку. Так она устраняла "конкурента". В этот раз я строго выговорила Рынде, но она только отвернулась от меня. Ну что с ней было  делать...

Изменил наши отношения один случай.
Я с сыном пошла гулять в лес и взяла на поводке Рынду, заодно выгулять. Хотелось побродить по берегу Ладоги подольше, поэтому сын ехал в лёгкой сидячей коляске.  Повод я отпустила подлиннее, чтобы собака свободно бежала рядом. Но она не слушалась, перебегала с одной стороны дороги на другую, залезала в канаву и, в один момент, метнувшись за чем-то в траве, неожиданно опрокинула коляску. Сын упал на бок, громко зарыдал, лицо его было довольно сильно оцарапано, в земле, из широкой ссадины сочилась кровь... Всё происшедшее свернулось в одно целое в моём восприятии и происходило очень быстро. Я зыркнула на собаку, она стояла и наблюдала, но было не до неё. Я уже на коленях, подхватила сына, поставила коляску, и на какой-то миг замерла, не зная чем очистить ссадину. Что-то природное, древнее, материнское взметнулось во мне внутри, и я, неожиданно для самой себя, стала языком вылизывать его раненую щёчку и сплёвывать мелкие прилипшие к ссадине камешки и землю... Сын немного опешил, но затих и быстро успокоился. И тут я заметила, как на меня смотрит Рында. Всё это время она тихо стояла рядом и наблюдала. В её взгляде было что-то "человеческое" - удивление, сожаление, понимание...
Мы продолжили прогулку. На берегу Ладоги я отпустила Рынду побегать. Она унеслась в лес, но периодически прибегала и виновато заглядывала мне в глаза, будто проверяла, простила ли я  её.

С этого момента Рында очень изменилась. Она перестала обижать моего мальчика, а меня приняла, видимо, как часть своего любимого хозяина, и даже  иногда слушалась.

Отец очень любил Рынду. Когда пришло  время, он даже  не смог сам её похоронить, друга попросил. Хотя был сильным мужчиной, ведь столько женщин рядом с ним были счастливы. Только мы не всегда понимали это счастье.

 


Фото https://unsplash.com/photos/vU8V5FdK6VY


Рецензии