Музыкальные истории

У многих баянистов из-за неправильной работы корпуса развивается искривление позвоночника. Сергей закончил наше училище совершенно горбатый. Прозанимавшись два года в институте им. Гнесиных, приехал с концертом совершенно ровненьким, стройненьким. Я удивлялся работе его профессора . Сергей рассказывал, что почти у всех баянистов первых два года преподаватели занимаются исправлением технического брака, накопленного предыдущими занятиями.

Выпускник нашего училища Виктор, после окончания консерватории, поступил учиться в польскую академию музыки на факультет оркестрового дирижирования. Его профессор удивлялся несоответствию длины его рук и роста. Когда Виктор подлечил, выровнял свой позвоночник,- стал выше на двенадцать сантиметров.

  В беседе со мной, только что начавший работать в консерватории, молодой преподаватьель рассказывал, что первые занятия в Ленинградской консерватории Говорушко проводил с ним на репертуаре третьего класса ДМШ над освоением нового для него способа работы. Убедившись, что Николай его освоил, разрешил самостоятельную работу на лёгком материале. Когда я предложил ему в своём классе заниматься освоением способа работы Говорушко, Николай  ответил, что в нашей консерватории другая методика — с первого курса загружать учащихся работой над сложной программой, чтобы не давать возможности им сачковать. И если он начнёт работать над лёгким репертуаром, все преподаватели, особенно зав. Кафедрой будут недовольны.

 Служа в армии, в 1961-м году, после операции аппендицита мне предоставили отпуск при части. Появилась возможность позаниматься на инструменте, но мне запретили до обеда играть на баяне, и пришлось от завтрака до обеда читать ноты без инструмента. После нескольких дней таких занятий, играя на баяне, звучание инструмента не поглощало яркости представлений, и мне казалось, что я играю вдвоём, слышу два звучания. Представления и восприятия.

. Однажды, забавы ради, я решил представить, как бы сыграл это разучиваемое мной произведение выдающийся баянист. И,О, Чудо! В представлении появилось совсем другое, отличное звучание, и я его копировал, играл вместе с Ним. Невидимым, но слышимым. Сейчас это называется музыкально-исполнительским образом. Только я не сам его создал, а попросил кого-то из другого мира проиллюстрировать мне. В педагогической практике лучше не  приглашать через медитацию помощников, а самому создавать музыкально-исполнительский образ.  Это стоит больших затрат энергии.

      Тот, кто пользовался такими помощниками, чаще всего умирают, погибают, уходят в мир иной молодыми, в 25 – 27 лет. В стихах Пушкина часто встречаются строки: --О Муза моя! Ты вновь посетила меня! После небольших любовных излияний, вдохновений, садился,  Муза диктовала, а он писал свои гениальные стихи. До37 лет. ( читай Даниил Андреев.  РОЗА МИРА. 1992г. стр.69-70).

    По-моему, Паганини  такими помощниками пользовался, и после каждого концерта в полуобморочном, полумёртвом состоянии долго отдыхал. Удивительно только,-- как он смог дотянуть до 57? В его биографии часто описываются способы работы, которыми он занимался. Наибольший интерес  вызывает то, что большинство из описанных случаев – игра без инструмента, в уме, в представлении, что вводило в заблуждение пожелавших соревноваться с  Паганини, будто он совсем не занимается, и его легко победить.  В книге Виноградова ОСУЖДЕНИЕ  ПАГАНИНИ такие случаи описаны.     ОЙ.


Рецензии