Мэйдэй
MAYDAY – рвануло из судовой радиостанции дрожащим голосом передающего сигнал бедствия капитана другого судна и вахтенный штурман на каждом, услышавшим этот позывной корабле, хватает карандаш и любой клочок бумаги, чтобы успеть записать координаты и характер повреждений судна, попавшего в беду, а потом бросается к кнопке судовой авральной сигнализации или к телефону, чтобы немедленно вызвать капитана на мостик.
MAYDAY – время начинает свой новый отсчёт и совсем не смешно видеть на мостике полуодетого капитана в тапочках на босу ногу, передающего подтверждение о приёме сигнала бедствия.
MAYDAY - в эфире наступает тишина, изредка нарушаемая подтверждением принятого сигнала бедствия другими кораблями.
MAYDAY – штурман наносит на карту координаты терпящего бедствие судна и рассчитывает время прибытия своего судна в точку бедствия.
MAYDAY – привычная за многие годы лёгкая дрожь палубы от работающего в обычном режиме двигателя усиливается почти до тряски – остановлены все лишние судовые потребители мощности и только главный двигатель теперь царь и бог, ведь от него зависит, как быстро судно прибудет в аварийные координаты.
MAYDAY – и уже совсем не важно - день сейчас или ночь, важно успеть приготовиться и помочь таким же, как и мы, морякам, независимо от их национальности или вероисповедования.
MAYDAY – пожар? – проверить все противопожарные системы, подготовить огнетушители и костюмы пожарных.
MAYDAY - столкновение в море? человек за бортом? – проверить запуск двигателей спасательных шлюпок! Проверяли пять дней назад? К дьяволу! Проверить ещё и ещё раз! Проверить и доложить!!! В шлюпки доставить одеяла, пледы! Кок на камбузе кипятит воду для чая и варит крепкий бульон, ведь человек даже в тропических водах теряет температуру тела очень быстро. Боцман, подготовить грузовые сетки и дели и развесить их по бортам до самой воды, чтобы человеку в воде можно было вцепиться в них мёртвой хваткой!
MAYDAY – каюты пустеют, экипаж готовится к спасению людей и главная мысль – успеем ли? И даже если двигатель будет красным от перегрева, а судно не успеет прибыть в нужный момент в координаты бедствия и спасать будет некого, чувство вины надолго поселится в душах моряков.
MAYDAY – закончены все приготовления и матросы собираются в курилке. Курят и ждут. Молчат. А о чём сейчас можно говорить? Все мысли только об одном – успеть!
MAYDAY – на экране локатора эхосигналы от других кораблей и все они держат курс в точку Беды. Давайте, моряки, поднажмите! Вы ближе нас, вы придёте раньше!
MAYDAY – операция по спасению началась - вот уже один корабль закружил вокруг чего-то или кого-то, вот от его борта отошла шлюпка, торопясь туда, где оранжевеют на воде пятна спасательных жилетов. Кого поднимут – живых или мёртвых? Одно ясно наверняка - поднимут на борт всех!
MAYDAY – над морем завис вывалившийся из облаков вертолёт с огромными буквами SAR на борту – это прилетели профессионалы-спасатели и у терпящих бедствие появились дополнительные шансы на продолжение жить!
MAYDAY – нет ничего печальней для моряка, чем находиться на судне, лежащем в дрейфе и мерно раскачивающимся с борта на борт на крутой зыби. Нет надобности участвовать в спасении, координатор в точке бедствия приказал находиться поблизости и ожидать дальнейших указаний. Телеграф переведён в положение «Стоп». Легли в дрейф. Ждём. Курим. Молчим. Слушаем переговоры спасателей.
MAYDAY RELAY– операция по спасению закончена, всем спасибо! Суда могут следовать по назначению. От мест отойти! Имущество, использованное при подготовке к спасательным операциям разложить по штатным местам и закрепить по-штормовому!
MAYDAY… Удачи всем и попутного ветра! Сегодня спасали не нас. Сегодня спасали не мы. Но мы знаем, что в случае беды надежда умрёт последней. Храни нас Бог! Храни вас Бог, моряки мирового Океана!
Следуем своим курсом…
14.08.2017
Северное море
Переход Гданьск-Тромсё
Свидетельство о публикации №217081400710
Михаил Бортников 19.02.2019 10:14 Заявить о нарушении
У вас в "подвале" свои тяжёлые обязанности в случае беды. Всегда относился с уважением к толковым "дизелитикам" :) и с не меньшим уважением к судовому оборудованию и механизмам, стараясь не перегружать их без крайней необходимости.
Напрямую в спасениях не участвовал, а вот в дрейфе в координатах бедствия приходилось лежать несколько раз в ожидании распоряжений координатора. В Бискае, Норвежском море и в северной Атлантике. Очень неприятное это чувство - ожидание. Хочется вмешаться, но...
С уважением
ВР
Виктор Румянцев 19.02.2019 10:26 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 19.02.2019 11:17 Заявить о нарушении