Беседа с журналисткой

         


                Глава из неоконченного романа.

 

 

       - Здравствуйте, Вероника. Моросит, а вы с завидной точностью опять на утренней пробежке.

      - И вам крепкого здоровья, Николай. Смотрю, вы  решились только на прогулку под зонтиком. Я побегу дальше, и если  у вас есть  желание пообщаться, то через пятнадцать минут ждите меня обратно, у меня сегодня выходной.

      - Хорошо, давно хочу, без спешки, с вами поговорить. Буду ждать вас в парке,  в  беседке, возле большого дуба.

 

      Вот кого уже сама профессия заставляет смотреть в лицо завтрашнего дня. Кто-то боится будущего, кто-то надеется на него, а кто-то пытается его формировать. Стремление лично влиять на будущее кажется весьма самонадеянным, но, как знать, может  творческий подход к действительности, сдвигает нас в ряду предопределённостей именно к желаемому варианту? Однако для этого надо быть убеждённым во множестве сосуществующих, близких по своей природе миров. В любом случае, записавшиеся в строители будущего, полагаются на веру, что оно не предопределенно, хотя бы в деталях. Надежда, основанная на вере в торжество того, что любишь, двигает горы. Вот только все мы любим ни одно и то же, поэтому одного мира, как ни крути, для наших претензий мало.  Иначе было бы достаточно маятника двух разных идей, чтобы развалить единственный мир. Он бы уже давно не выдержал нагромождение человеческих желаний, но если они есть, значит, каждое имеет свой пункт назначения. Нас уже не удивляют достижения технического прогресса, которые раньше воспринимались бы, как чудо – мы направляем свой взор на ещё более фантастические проекты. Вряд ли бы один мир смог вместить в себя все наши мечты и не взорваться от противоречий, каждый из нас - первооткрыватель своих миров. Пожалуй, мы не только симулируем, но и живём в них. Каждая идея это приглашение от вселенной миров к новому путешествию.

 

      - Вы всё-таки меня дождались, приятно удивлена. Широко известные люди, ввиду своей занятости, редко держат свои обещания, кроме тех, конечно, которые ради пиара были даны на публику. Хотя от политиков не дождаться исполнения даже самых громких заявлений.

     - Коль ваше  призвание освещать порядок и законность происходящего и отслеживать их нарушения, у меня к вам могущий показаться несколько странным, но вполне логичный вопрос. Почему не наказывают бобров за строительство без разрешения, а медведя за уклонение от налогов на землю? Но стоит человеку по собственному желанию поселиться в лесу или горах, тогда его можно по нескольким статьям законодательства  изгнать оттуда и наказать, не так ли?

     - Да, но это не распространяется на дикие племена, или на общины, которые сотни лет традиционно находятся на определённой территории. Хотя, конечно, с индейцами Северной Америки поступили  по закону, их исключающему. Но с волками, при необходимости, тоже не церемонятся. Что ж, цивилизованное человечество, на правах хозяина, диктует на Земле свои условия.

     - Надо понимать - я, родившись в цивилизованном обществе, автоматически становлюсь  гражданской единицей образованного им государства и полностью ему принадлежу. Даже по достижению зрелости, у меня нет права отказаться от его опеки, и весь трудоспособный возраст я обязан  работать на  благо государства, рассчитывая на скудную помощь в старости. По сути, каждая родившаяся овца, становится собственностью семьи пастуха. Возможное беспокойство овцы сдерживается убеждениями, что она имеет право на маленькие вольности и даже может быть избранной в пастушескую семью, но, на самом деле, самое большое повышение для неё – стать козлом провокатором.

     - Как  политические лидеры? Ха-ха-ха-ха-ха! И если кто-то из них хорошо справляется на своей должности, то может остаться на второй срок. Ха-ха-ха-ха-ха! Да,  овцы ничего не решают, но они могут сопротивляться и, тем самым, вынуждать пастушескую семью вести себя цивилизовано.

     - Особенно чувствуется цивилизованный подход, глядя на современные войны. И откуда так много оружия и денег у злодеев-террористов? Может развязываемые гражданские войны и вспышки террора именно для того, чтобы овцы постепенно отказывались от своих последних вольностей и давали стричь себя почаще?

       - Расширенные полномочия спецслужб и увеличение пенсионного возраста – диктат нашего времени. Общество  разрастается, технический прогресс  облегчает жизнь граждан и, в тоже время, увеличивает риски.

     - Ага, вы ещё добавьте, что мировая экономика якобы становится всё менее управляемой, и что тотальный контроль скоро станет жизненной необходимостью.

     - Да, оглянуться не успеем, как нам придётся выбирать между свободой и жизнью. И выбор очевиден, ибо кто захочет свободы полной страха?

      - Это и есть овечья участь, но мы же разумные люди. Сколько ещё будем уподоблять себя стаду, и ждать от пастуха решения?

      - Не преувеличивайте насчёт разумности. Основная масса людей только начинает умнеть, ими движут в основном животные инстинкты и личная выгода. Я вынуждена признать, равенство возможностей для человечества сейчас слишком опасно.

      - А насколько перспективны нынешние взаимоотношения между пастушеской семьёй и стадом? Похоже, никто не собирается вытягивать человечество из болота страстей, наоборот, его удерживают там всеми способами. Воспитывать и развивать новое поколение убыточно и опасно для  придерживающих власть особей. Страх наказания, которым так же грешат  все известные религии, остаётся главенствующим способом воздействия на сознание граждан.

     - К духовности насильно не притянешь, люди, слава Богу, пока не лишены выбора, что им читать, смотреть, о чём думать.

     - Да, но с такими программами обучения в школах и ценностями прививаемыми киноиндустрией, человек вообще перестаёт быть способным к самостоятельному мышлению, а большинство лучше умрут, чем будут думать. Скажите, вы пишите статьи, где есть варианты решений возникшей проблемы, или просто заявляете об очередной несправедливости, и ничего, кроме недовольства и чувства бессилия, типа: "Ну, когда же это прекратится?", предложить не можете?
      
    - Чаще второе.  Согласна, нужны конструктивные предложения, это наиболее весомый камень в огород хитрецов. Но кто их будет применять, если пастухи живут своей жизнью, и она, по всей видимости, их весьма устраивает?  Начать призывать простых граждан к саботажу несправедливо оплачиваемого труда и недоверию правительству? Меня, в лучшем случае, тут же выгонят из редакции, а в худшем, посадят за решетку или отправят в психушку.

      - Платон был прав, заявляя, что государство может быть справедливым лишь в том случае, если им будут управлять философы. Кому, как не им, понимать необходимость гармонии? Неужели государства так и будут ловушками эксплуатации целых народов? Однако заведомая несправедливость - бумеранг на жадные недалёкие головы. Опасно затевать нечестные игры, да ещё на человеческих чувствах, здесь могут просчитаться даже великие гроссмейстеры.
      
      - Да, ложь - ненадёжный попутчик, особенно в масштабном строительстве. Я сама не пойму, сколько можно затейникам, направляющим человечество, обкрадывать самих себя, когда уже при своей жизни они могли бы увидеть его великое мирное будущее и быть спокойными за своих наследников? Зачем искать прибыль от продажи оружия, или завтра хоть потоп?

     - Короткие умы так и размышляют: если кто-то желает нажать на курок, надо продать ему эту возможность, и чтобы потом взять с него за последствия, а с предполагаемой жертвы - за обеспечение "защиты".  Какая-то странная гарантия мира - начищать орудия и наполнять склады и шахты боеприпасами.

   - А как же возможные космические захватчики? Ведь надо и к ним быть готовыми. Да и как же расстаться со сказкой, что войны - двигатели прогресса?

       - Вот только насколько и куда продвинут человечество ядерные войны? Если, конечно, нет желания начать все с чистого листа, и, главное, чтобы было кому. 

    - Почему же, я слышала и даже смотрела видео о том, что элита готовит себе подземные города.  Может в этом и весь смысл хвалённого прогресса: как-то выжить останкам человечества после неминуемой катастрофы или ужасного конфликта, связанных с хаосом человеческих желаний, и обеспечить себе выживание в будущем за счёт полной роботизации жизненного пространства?

    - Но ведь напичкивание своего тела чипами -  равносильно превращению себя в биоробота. Так что ж, мы будем изменяться и расти лишь по заложенным в нас кем-то программам?  То есть, этот кто-то будет лучше всех знать - и даже лучше самой матушки природы -  каким желательно быть человеку?
      
     - Возможно и так, почему этот кто-то не должен иметь права считать себя гласом природы? Тем более, если он прошел ее основной экзамен: "Кто сильнее - тот и прав". 

    - Каждый может быть прав в той или иной ситуации, у всех есть свое место под солнцем, но доказывать через силу, что твои ценности лучше других, разве не варварство?

     - Я тоже так думала, однако не так давно поняла, что ошибалась. Нам не знакома ситуация выживания малого народа, в рассеянии среди чуждых культур, особенно, когда сохранение самоидентичности - веры и традиций своих предков - вопрос жизни и смерти с перспективой на вечность, когда его самоуважение держится на непомерной амбиции богоизбранности. Он просто вынужден сражаться всеми способами против чужих ценностей и отчаянно доказывать свои, не стесняясь в средствах, ибо сомнение в своей правоте равносильно измене Богу.

    - То есть, вы хотите сказать, что библейская история может повториться, неисправимые народы, на крайний случай, можно будет смыть великим потопом или пропустить через очистительный огонь?

   - Да, фанатики это страшная безумная сила, они уверены, что их рукой движет Бог.

    - Мне кажется, еще страшнее гордецы, их гораздо больше, они - фанатики собственного эго, и верят только его сказкам. Тот, кто детально изучил искусственную природу эго, умеет хорошо управлять его владельцами. Он давно понял, что этот внутренний божок порой имеет власть над человеком больше, чем страх.
 
    - Я согласна, расширенная персонификация инстинкта самосохранения это великая находка для управления человеком в социуме. Можно сказать, общество, воспитывая, окультуривая человека, вживляет своё я в его сознание, и оно, срастаясь с индивидуальным я, создаёт в нем личность, творит иллюзию, что многие из мыслей, чувств и притязаний человека принадлежат именно ему.  А уж себе он поверит быстрее, чем кому-то.

    - И все было бы хорошо - человек, как достойный носитель отшлифованной культуры - если бы не хитрые мастера манипуляции и собственная человеческая червоточина - жажда самоопределения,  вырывающаяся из его индивидуальности. Манипуляторы, зная об этом естественном стремлении, перевели стрелку на самовлюбленность, а любовь, как правило, во многом слепа. Так окончательно и оформилось эго - гремучая смесь традиций, страхов и самовлюблённости, прочный канат, которым можно удерживать человека и тянуть куда заблагорассудится.

    - Надо признать, без эго человек оставался бы дикарём и по сей день. Именно амбиции и конкуренция помогли человеку стать организованным и нравственно дисциплинированным существом.

    - Да, но не забудьте добавить о побочном эффекте этих двух стимулов - от них он стал так же слепым и жадным существом, находящим выгоду даже там, где её на самом деле нет.

   - Это как?

    - У так называемого дикаря, всегда есть  поправка на естественный ход вещей, он не забывает о главном для поддержки своего существования, но и не перенапрягает себя. Природа - лучший регулятор и эталон для настройки биоритмов.  В искусственной жизни цивилизованного человека совсем другие противоестественные ритмы, место его обитания стало царством иллюзий. Живя ими, он надстраивает гипертрофированные, а так же надуманные смыслы над подлинной основой своего бытия.
   
    - Все правильно, в искусственной атмосфере неизбежна подвижная основа, всякий раз слагаемая из подручных смыслов.  Насколько она жизнеспособна это уже второй вопрос, тем более в быстро меняющемся  техногенном мире человек вынужден постоянно преобразовывать ведущие ценности и множество своих привычек. Он должен быть изворотливым и подвижным, раз уж выбрал быстро текущий искусственный мир.  Вопрос о подлинной основе современный человек отсылает к философам, так как сам для себя стал интригой, ему уже нравится быть экспериментом каждый день набирающей обороты цивилизации. 
 
     - Голубушка, вы хотите сказать, что заданная природой траектория развития человеческого интеллекта наконец-то начала соответствовать внешним условиям, пусть даже искусственно созданным?

   - Мы только так и сможем узнать о возможностях нашего разума, всё время преображая окружающий мир и, соответственно, себя.

   - Допустим, возможности бесконечны, и что дальше?  Обитая на Земле, нам что, надо постоянно готовиться к другим мирам, или всё время искажать условия бытия и даруемые природой ритмы, ради возбуждающего желания перемен? Нельзя ли просто научиться быть в гармонии с Землёй, а не искать техногенного рая? Может быть, овладев искусством земного обитания, для человеческого разума откроются совсем иные перспективы? Может, достаточно преображать свой внутренний мир, и скучная действительность будет оживать в новых красках и формах? Не кажется ли вам, что люди очень скоро превратятся в душевнобольных наркоманов, повисших на игле искусственных инъекций технического прогресса?

    - К сожалению уже, в большинстве, таковыми стали. Но есть еще слабая надежда на разум верховодцев этой ненасытной цивилизации, что он возобладает над их недалекой, по сути, хитростью, а так же на мудрую активность наблюдающих со стороны. Мне, например, страшновато, видеть куда все катится и не знать, что делать, словно я невольная участница пира во время чумы. Вы знаете как побороть эпидемию пришедшую из виртуального мира,  суггестию и суррогаты цивилизации?

   - В этой ситуации поможет лишь честность, и не только по отношению к другим, а,  прежде всего, к себе. Надо стараться быть не всего лишь нравственным, но, главное, сознательным существом, понимание рождается из осознания, мораль это памперс, буфер для страстей, их ограничивающий, но не преображающий. Запреты разуму не попутчики. В шлагбаумах, чтобы их было, как можно больше, нуждаются манипуляторы, уж они-то знают, где их опустить, а где поднять и насколько.
               
   - О да, достаточно вспомнить о лабиринтах правовых ограничений, судах, министерствах, администрациях и всевозможных службах, чтобы представить масштабы манипуляции людьми. Наверное, хватило бы и десятой части чиновников для  благополучного управления страной.

   - А куда будут определять своих детей бюрократы? Они все сделают для того, чтобы их штат постоянно разрастался, грязная работа не для их отпрысков. Теперь тяжелый труд - удел обманутых народов, забывших свои ценности и потерявших элиту, истинных носителей родной культуры.

    - Как это могло произойти, чтобы я чувствовала себя чужой на родной земле?

    - Скажу вам твёрдо одно: уж точно всё случилось не по, так называемым, историческим законам развития общества. Доверчивые народы склонны забывать, что слово может быть страшнее меча, а чуждая идея - хуже рабства.

    - О да, наша открытая и дружная, по своей сути, культура оказалась беззащитной против коварной информационной войны. Сначала нанятые князья упразднили народное Вече, установив династию, а потом их наследники насильно заменили веру предков и назвались царями, отделившись со свитой от славянских корней. И что удивительного в том, что, в итоге, сам уже народ под влиянием скотского отношения к себе и лживых обещаний картавых оборотней, сверг свою лицемерную элиту, косящуюся на чужеземную культуру и презирающую собственный народ?  Вот только к власти  на спине народа пришли завистники и ростовщики, у которых двуличие и хитрость являются главным признаком разума. И опять новый виток тирании, обмана и предательства! Я как-то подумала, может славяне были и остаются главными космополитами на Земле? Ведь столетиями многострадально пропуская через себя чужеродные ценности, мы всё-таки не потеряли свои главные качества, сохраняющие в человеке человека!

   - Мы почти всё растеряли, осталась шаткая надежда на славянские корни в нашем языке, что именно они,  как бы их не пытались исказить, имеют ёмкую форму, ритм, а так же мелодику, необходимые для развития осознанности, поддерживающие широту человеческой души и мысли.  Наш язык  ещё сохраняет в себе славянский дух и мы, не зная того, благодаря ему имеем иммунитет к узостям и низостям, а лжецам нет покоя.

  - Ох, не бывает так, чтобы нечто, само по себе, всегда и верно влияло на разум. Одурманены головушки у нашего народа водочкой и всевозможной клеветой. Он слишком чувствителен к образам, поэтому все так же актуальна русская поговорка: "Чем нелепее молва, тем больше веры". И мне, как журналистке, это до боли знакомо.

   - Ну что ж, уважаемая Вероника, нам остаётся вносить посильную лепту в исправление существующего положения в головах нашего народа. Я вижу, что не так уж там всё безнадежно. До встречи, на утренних прогулках, рад что нашел вас искренним собеседником.

  - Я тоже рада. Дай Бог, чтобы у нас получилось намеченное.


Рецензии