О доме, построенном на камне...

"Атаман конной сотни красноярских казаков Милослав Кольцов на правом берегу Енисея закупил у арийских татар десяток лошадей и со своими друзьями Потылициными в конце мая 1632 года отправился по берегу Енисея вниз к устью речки Ясаулки. Там, чуть ниже чудесного соснового бора облюбовал он себе место угожее и решил обозначить его, закрепить за собой, чтобы в будущем построить зимовье.»
Из книги Виктора Александровича Аференко "От казачьих форпостов до атомграда" 2000г.
 
Какой трепет охватывает душу и сердце, когда вдруг понимаешь, что сейчас, в этот самый момент ты дышишь воздухом далекого прошлого, наблюдаешь за людьми в странных одеждах, изучаешь их быт и нравы. И еще большее волнение охватывает при виде знакомых мест, которые пока не тронуты достижениями современной цивилизации. Лишь знакомый изгиб реки, линия горизонта и рельеф окрестностей, дают понять, что здесь исторические корни твоей малой родины. Такие необычные путешествия в прошлое может совершить каждый из нас, полистав нужную книгу, послушав интересный рассказ знающего человека.
«Милослав выделялся среди всех острожных служивых ростом, голосом и нравом дерзким, иногда буйным. С казаками ехал переводчик из местных, знающий татарский язык. Все племена в округе на этом языке общались, свои родные языки хранили в основном старейшины родов.
В устье Ясаулки стояли юрты. Мужчины, вероятно, уехали пасти скот и на рыбалку. К неожиданным гостям вышли два старика, женщины и много детей.
Милослав спешился: «Переведи им, что не тронем!». Начался диалог через переводчика: «Мы начнем строить здесь рядом избы. Отнесите юрты выше по речке, и будем жить мирно, чтобы ни вы к нам не лезли, ни мы к вам», -читаю я в книге В.А Афренко, почетного гражданина Железногорска, писателя, краеведа, учителя.
Вот так началась история деревни Милославская, за которой в последующем закрепилось название Ясауловка (постепенно «Я» перешло в «Е»). В начале 18 века деревня приобрела статус села, так как на её территории была воздвигнута Спасская церковь. Из книги В.А. Аференко: «А теперь откроем дело №1 из фонда 730 краевого госархива — «Метрическую книгу, учиненную епархией Тобольской губернии Красноярского заказа, округи Есауловской Спасской церкви за 1769-1920г.г.» и прочтем записи «о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1801 году, сделанные священником Петром Серебряковым с причетниками».
В том году в приходе Есауловской церкви родились 76 детей, умерло же 69 человек — в их числе 21 ребенок до 5 лет.
Старейшими жителями были Гаврила Иванович Барташов (от роду 91 год) и Стефан Семенович Худоногов (83 года). В Есаулово проживали три семьи духовных лиц, 12 семей военных, 52 семьи крестьян, 8 семей мещан — всего около 400 человек: Максимовы, Злобины, Щуплевы, Никифоровы, Истомины, Макаровы, Калпаковы, Худоноговы, Беляиины, Мартыновы, Чанчиковы, Епистратовы и др.
Поражает разнообразие имен, многие из которых восходят к греко-византийскому списку: Аристарх, Андроник, Прокл, Варфоломей, Корниил, Аринарх, Мардарий, Мисаил, Хиония, Макрида, Епистимия...
В 1902 году в Есаулово проживали 3 семьи, и в них 12 человек «духовных», 20 семей «военных» (125 душ), в том числе унтер-офицер Терентьев Иван 34-х лет с женой Елизаветой и тремя детьми; 5 семей красноярских мещан (37 «едоков»); 667 крестьян и 294 поселенца -всего 1135 человек. По сибирским нормам — много!»
Удивительные исторические зарисовки! Мы наблюдаем время, когда главным социальным органом власти была - церковь. Все факты рождения и смерти, а так же бракосочетания  регистрировались местным духовенством. То есть самые важные события в жизни людей были неразрывно связаны с основными таинствами христианской жизни: детей в обязательном порядке крестили, молодожен венчали, умерших отпевали. Богослужения с исповедью и причастием были неотъемлемой частью жизни сибирских православных христиан.
Наше время замечательно тем, что возрождение духовной жизни малых и больших городов, сел и деревень набирает темпы. Здесь и там мы слышим о проектах восстановления храмов и монастырей, а самое радостное то, что идеи и добрые помыслы претворяются в жизнь. Золотые купола новых храмов блестят во славе Божьей, колокольный звон их призывает народ к покаянию и спасению. Особую радость ощущаешь, когда благодать Господа спускается на твою землю и, за окнами отчего дома, вдруг вырастает матушка-церковь. Бог промышляет руками людей. Не по мановению волшебной палочки происходят чудесные возрождения духовных пристанищ, молитвами и трудами простых христиан налаживается стройка новых и старых храмов.
Усов Сергей Клавдеевич стал идейным вдохновителем возрождения Спасского храма в селе Есаулово, который по его словам был разрушен в послевоенные годы. В 30-ые годы, рассказывает Сергей Клавдеевич, прошли последние службы в стенах белокаменной трехпрестольной церкви, которая объединяла четыре деревни: Киндяково, Терентьево, Ермолаево и поселок Белорусский (ныне Подгорный). Внимательное изучение архивов Усовым С.К. позволяет нам восстановить образ старого храма. Оказывается, что изначально он был сооружен из дерева, а в 1802 году его, руками местных христиан, добротно выложили камнем. Со временем к главному престолу в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, добавили южный престол во имя св. Прокопия Устюжского и северный во имя святителя Николая Чудотворца. Всё население Есаулово и близлежащих деревень было православным. «Из 2180 человек двое католиков и 10 евреев» (справка из краевого архива). «Приход Спасского храма был большой и богатый, -продолжает свой рассказ Сергей Клавдеевич, -большие земельные и лесные наделы, покосы исчислялись многими десятинами. Это была крупненйшая церковь в пригороде Красноярска».
Фундамент храма сохранился до сих пор, прочный, из обточенных камней, он не дал проложить на том месте водопровод. Никакая спец.техника не смогла убрать его, настолько добросовестно был сделан он руками людей. На ум сразу пришла притча о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке. Как важно в этой жизни закладывать свои принципы и убеждения на твердый камень веры и Слова, тогда не страшны будут ветра страстей и реки искушений, тогда будет смелость идти вперед, мужество- преодолевать все испытания, тогда будут силылюбить, если тебя ненавидят, силы встать, если ты упал.  Вот и Спасский храм, благодаря своему прочному фундаменту, вскоре поднимется с колен. Сергей Клавдеевич с радостью сообщил о том, что 29 августа 2014 года в день Спаса Нерукотворного, пройдет первая Божественная литургия в стенах временного молитвенного дома, что стоит прямо напротив поклонного креста, установленного в прошлом году протоиереем НиколаемЧихичиным и иереем Сергием Гридиным.
Сергей Клавдеевич уверен, что Господь благословляет нелегкий путь строительства Спасского храма. Очень легко смогли оформить все документы на восстановление исторического и духовного памятника культуры.  Администрация, в лице главы Есаульского сельсовета Аникина Ивана Федоровича, всячески способствует в добром намерении восстановить духовный оплот старинного села. Есть благословение митрополита, финансовая поддержка спонсоров, желание сельчан и …прочный, каменный фундамент самого храма. Намоленное место, где чудесным образом,  не смогли поставить магазины, жилые дома, протянуть водопровод  и т.д. Место, где во время раскопок был найден старинный крест с именами царей, который, вероятно, был закладным в старом храме. Место, где скорее  всего, по мнению Сергея Усова, хранились мощи святых старцев.
Будущий храм по благословению митрополита будет окормляться отцом Николаем, настоятелем Введенского храма г. Сосновоборска. Чем можем мы, простые прихожане, помочь нашему батюшке в таком ответственном деле? Своей молитвою. Ведь известно, «Там, где двое или троесобраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). Давайте соборно помолимся о благополучном восстановлении Спасского храма в с. Есаулово,о появлении крепкого и доброго прихода при нем, о том, чтобы восторжествовала Воля Божья руками неравнодушных людей. И помоги нам Господи!


Рецензии