Числа и идентичность. Глава 53

1. В двух прошлых главах мы познакомились с идеями творца лежневой теории общества и идеолога южной рабовладельческой империи сенатора из Южной Каролины Джеймса Генри Хэммонда (1807-1864). Используя контекстограмму я проанализировал текст программной речи Хаммонда в сенате (март 1858)в защиту рабства, как неизбежного и универсального положения низших классов общества в любой развитой цивилизации.

2. В ходе контекстологического анализа мы обнаружили, что основные смысловые парадигмы идентичности, которые использует Хэммонд, это эгономика CFD (включая две составляющие ее вертикальные парадигмы эгономного богатства или хрематономики CFH от греческого слова ta chremata богатство и бесконтрольной и неограниченной власти субъекта власти F над захваченной частью мировых ресурсов в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D или иначе говоря архономики FDH) и рыночно-аристократическая морфономика BDH (где В это связанное с аристократией верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм, Н это нижнее среднее контекстное поле ценностей, ВН это полувертикальная дифференциальная диагональ социальных статусов, а ВD в нисходящем векторном прочтении это формативная диагональ, утверждающая господство этих форм в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D). Помимо этого в тексте Хэммонда обнаруживается присутствие фрагментономики GED (привилегированные "свои" белые инсайдеры в среднем правом контекстном поле "своих" G, удерживающие в рабском положении D "чужих" в среднем левом контекстном поле "чужих" Е, то есть черное или цветное порабощенное население).

3. О личности самого Джеймса Генри Хэммонда известно достаточно много. Сохранились его письма к сыну, а в 1989 г. были опубликованы его тайные дневники.Сын поселившегося в Южной Каролине учителя из Массачусетса он изучал право в колледже Южной Каролины, а затем в возрасте 23 лет посватался к богатой 17 летней невесте Кэтрин Фицсиммонс. Семья невесты сначала отвергла сватовство Хэммонда, полагая, что он делает это в погоне за приданым (как сам он позднее признавался в письме к сыну бедные красавицы никогда не имели для него привлекательности, красота, замечал он в этом письме, обязательно должна быть "позолочена"), но в конце концов настойчивость Хэммонда взяла свое.

4. Женившись на Кэтрин он оказался собственником крупной плантации с 147 рабами и до конца жизни ощущал себя прежде всего плантатором. Смертность рабов на его плантации была значительно выше средней, несмотря (или может быть благодаря) его усилиям регламентировать и определить все многочисленные обязанности рабского населения.

5. Хэммонд начал политическую карьеру и был избран в Конгресс, но болезнь желудка заставила его временно прервать свои занятия политикой. Отправившись с женой и маленьким сыном в Европу для поправки здоровья он очутился в Бельгии. Когда в гостинице ему подали слишком большой по его мнению счет, он отказался его платить и приказал немедленно запрягать лошадей. Гостиничный слуга, перехватив вожжи, пытался помешать отъезду не заплатившего постояльца. Это было достаточно для того, чтобы Хэммонд, не терпевший своеволия низших классов (этих белых рабов по его более поздней теории), напал на него и жестоко избил тростью. Такое поведения плантатора возможно могло бы сойти ему с рук в Южной Каролине, но бельгийские власти думали по другому. Хэммонд был арестован, провел ночь в тюрьме, должен был внести денежный залог в 500 франков и поспешил покинуть страну.(см. описание этого эпизода в очерке Ciaran Conliffe, James Henry Hammond, Pro-Slavery Paedophile Politician 2016).

6. В 1842 г. Хэммонд был избран губернатором Южной Каролины. Будучи в этой должности он занялся реорганизацией местного ополчения и агитацией за выход из США в ответ на повышение федеральных налогов. Но после окончания срока пребывания в губернаторской должности в его многообещающей карьере возникло неожиданное препятствие.

7. Четыре дочери подростка родственника его жены и политического союзника Уэйда Хэмптона II нередко останавливались в доме Хэммонда. Хэммонд воспользовался этой возможностью для систематического полового злоупотребления, ответственность за которое по его мнению, сохранившемуся в дневнике, несли сами девочки в силу своей чрезмерной сексуальной привлекательности.Хэммонд таким образом представил себя не параномным FBD половым маньяком F, злоупотребляющим своей властью и положением взрослого родственника(распорядительная линия FD)чтобы насытиться красотой В своих жертв (нисходящая формативная диагональ BD) а невинной гедономной GBD жертвой D победившeй его страсти к чужой красоте близких к нему людей(среднее правое контекстное поле "своих" G идиономная линия GB и победительная/перформативная линия GD в нисходящем векторном прочтении), что давало ему хорошее оправдание в собственных глазах. 

8. Когда одна из них рассказала отцу о том, что делает с ними дядя Хэммонд, Хэмптон решил дать делу огласку и таким образом скомпрометировать влиятельного политика и помешать его избранию в сенат. Хотя ему удалось тем самым временно приостановить карьеру Хэммонда и подорвать его репутацию в приличном обществе Южной Каролины, ни одна из его дочерей впоследствии так и не смогла выйти замуж. Хэммонд в дневнике жалуется на "грубую чувствительность" ("coarse sensitivity") Хэмптона, его собственная чувствительность очевидно достаточно тонка, чтобы позволить ему не заметить страдания, причиненного им самим.

9. Как у многих плантаторов у Хэммонда была черная наложница Луиза, с которой он вступил в связь в 1838 году, когда ей было 18 лет. К этому времени у Луизы была маленькая дочь, когда девочке исполнилось 12 лет в 1850м году Хэммонд вступил в связь и с ней. На этом терпение жены Хэммонда кончилось и в знак протеста она временно уехала от него с детьми в семью своего отца. И снова Хэммонд в дневнике представляет себя жертвой чужой бесчувственности, на сей раз виновниками его страданий оказываются родственники жены: " Я считаю, что во всем виновато ужасное родство, которое Сатана склонил меня установить с вульгарной семьей Фицсиммонсов, низкое ирландское происхождение которых и их лицемерие можно только сравнить с их низкой ирландской гордостью, эгоизмом и полным отсутствием воспитания и хорошего тона" (цит. по Conliffe 2016 см. выше)

10. Возобновив свою политическую карьеру Хэммонд добился избрания в сенат США от Южной Каролины. Там он и произнес свою наделавшую много шуму речь (1858), в которой обосновывал желательность отделения Юга, мечтал о мировой рабовладельческой империи и доказывал универсальность, благотворность и необходимость порабощения нижних слоев общества во всех цивилизациях. Эта лежневая теория общества воспринималась современниками достаточно серьезно, чтобы сам Авраам Линкольн накануне своего избрания в президенты от недавно созданной на основе программы систематического ограничения рабства (с тем чтобы положить конец его дальнейшему распространению) республиканской партии, счел нужным специально заняться ее опровержением в одной из своих речей этой эпохи (1859). Об этой речи Линкольна мы поговорим в следующей главе.

11. Интересно, что смысловая парадигма неограниченной власти параномика BFD (греческий предлог пара здесь значит "против" то есть буквально противозаконие), которую я использовал выше, чтобы представить в контекстограмме поведение Хэммонда по отношению к дочерям Хэмптона, имеет общую формативную линию BD с морфономикой BDH и общую распорядительную линию силового контроля FD с архономикой HFD, то есть левой половиной эгономики CFD. Иными словами она соединяет между собой две основные смысловые парадигмы идентичности, задействованные в программной речи Хэммонда.

12. Что касается другой упомянутой выше парадигмы чувственных удовольствий гедономики GBD, то она в свою очередь имеет общую линию BD с морфономикой и общую нисходящую перформативную/победительную линию GD с фрагментономикой GDE, третьей из задействованных в речи Хэммонда смысловых парадигм идентичности. То есть гедономика соединяет между собой морфономику и фрагментономику.

13. Такие совпадения вряд ли случайны: они указывают на тесную связь между личным поведением Хэммонда и его политической позицией. В обоих случаях речь идет о регрессии экзистенциальной пропозиции, сведении действительности к данности: авторитета к неограниченной власти, красоты к половому удовольствию, родственных отношений к деньгам и карьере, послушания к рабской пассивности и абсолютному подчинению. Паразитически разросшееся эго интересует только непосредственный результат, а когда стремление любой ценой достичь этого результата, пройдя по чужим жизням, наталкивается на сопротивление,изощренный эгоцентризм гарантирует свободу от ответственности и избавляет от чувства вины, доказывая неизбежность такого поведения нуждами и потребностями данности, как овеществленной и опредмеченной воли эгономного субьекта.

14. Внутри эгономики CFD эта воля эгономного субъекта власти F ориентирована вниз к представляющий моментальную данность нижней репрезентационной горизонтали рыночного обмена DC и это общее движение вниз большей части векторных линий смысловых парадигм идентичности (формативная линия BD, распорядительная линия FD, победительная линия GD и т.д.) похоже не укрылось от самого Хэммонда с его развитой способностью к самонаблюдению. По крайней мере в своем дневнике он жалуется на то, "опускание вниз души и тела...было моим спутником с того времени, как я себя помню" ("sinking of the soul and body...has been my companion from my earliest recollection")и восклицает: "Боже мой! Что же я такого сделал или упустил сделать, чтобы заслужить такую судьбу?" ("My God! What have I done or omitted to do to deserve this fate?).

Примечания.

3. См. цитаты из писем Хэммонда в очерке Rosellen Brown, Monster of All he surveyed (The New York Times January 29, 1989 доступно в сети)

14. Цит. там же.   


Рецензии