Танки грязи не боятся

         17 июня 2017 года исполнилась третья годовщина со дня гибели под Луганском (пос. Металлист) двух московских корреспондентов – Корнелюка и Волошина. Многие помнят, что виновница гибели – наводчица Надежда Савченко - осуждена в России, но была амнистирована Президентом РФ, возвратилась в Украину, получила звание Героя Украины и стала депутатом Верховной Рады. Так вот, в кадрах кинохроники, освещавших это событие, видна гусеничная машина, за которую прятался оператор. При виде этого эпизода на меня нахлынули воспоминания…
         Это плавающий гусеничный транспортёр ПТС 2, который выпускался компанией «Лугансктепловоз» (ЛТЗ) по заказу Минобороны. Несколько машин, после распада Союза, остались нереализованными и хранились на складе ЛТЗ. Очевидно, что  во время боевых действий 2014 года, часть машин была использована для обороны Луганска. О том, что представляют эти машины – несколько позже…
           1962 год. После окончания Харьковского политехнического института группа молодых специалистов по распределению прибыла на  Луганский тепловозостроительный завод. Нуждающимся сразу же было предоставлено общежитие. Некоторые из нас, полные самомнения и  амбиций, сразу захотели попасть на работу в конструкторский отдел. Брожение продолжалось несколько дней. Помню, собрал нас Главный инженер – Найш Михаил Наумович: «Ребята, Вы пришли работать на завод, который изготавливает большую номенклатуру  сложнейшей продукции, в том числе тепловозы и газотурбинные установки со свободнопоршневыми генераторами газа (СПГГ). Работая здесь, Вы получите большой багаж знаний, который пригодится Вам на всю жизнь.      Поработайте на производстве, а в отдел Вы всегда успеете. Поверьте моему богатому опыту». Меня оформили мастером участка сборки СПГГ цеха газотурбинных установок.  Мудрейший оказался прав. Я благодарен ему, потому что за время работы в цехе познал металлы (и их свойства), такие как 38ХГС, ХВГ, 38ХМЮА, 1Х18Н9Т и др. ( запомнил на всю жизнь !). Узнал на практике, что такое твёрдость по Бринеллю и Роквеллу, как варится биметалл (обечайка резервуара для ракетного топлива диаметром около 3 м., внутренний слой которого из нержавеющей стали, а наружный из стали 20), что такое межкристаллитная коррозия и многие другие премудрости, которые в институте мы «проходили», но вскользь. Такие базовые знания, конечно, приходились мне во время работы в конструкторском отделе, в котором я проработал 50 лет, пройдя всю цепочку от инженера до начальника отдела; был ведущим по трамвайным вагонам и тепловозу 2ТЭ116УД.
            Справедливости ради нужно отметить, что подготовке молодых специалистов в то время уделялось большое внимание. Мало того, что молодому специалисту по приезду выделялось место в общежитии, но ставили в отдельную очередь молодых специалистов для получения жилья (я, например, получил двухкомнатную квартиру через 8 лет). Правда, с целью закрепления кадров необходимо было отработать по месту распределения не менее трёх лет. Но те, кто хотел, могли получить открепление в Министерстве или Совнархозе, не ожидая окончания трёхлетнего срока.
            Становлению также помогала общественная работа – в комсомоле, партии, профсоюзной организации. Мне тоже пришлось пройти всю эту линейку.
            Мы жили небогато, но покупали в рассрочку мебель, телевизоры, бытовую технику; доступно было бесплатное образование и лечение; каждый год ездили «на моря» и чувствовали «уверенность в завтрашнем дне».
           Были, конечно, и издержки. Это так называемые «несвойственные работы», которые широко практиковались для инженерно – технических работников (ИТР): техпомощь цехам (предпродажная подготовка тепловозов), уборка территории, сельскохозяйственные работы (зато на зиму обеспечивали себя сполна!). А в то же время за рубежом уже проектировали изделия на компьютерах! Создавались передовые технологии! А мы, вместо  зарубежных командировок по изучению опыта конструирования и изготовления машин, широкого посещения выставок и международных ярмарок,- гасили «зелёный пожар».
          …Возвратимся к 1962г. - работа мастером на сборке СПГГ. Что это такое - СПГГ? Свободнопоршневой генератор газа представляет собой объединённый в одном корпусе двухтактный двигатель внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями и поршневой компрессор. Теоретически газотурбинная установка (ГТУ) с СПГГ является серьёзным конкурентом обычной ГТУ (больший к.п.д, меньшая первоначальная стоимость установки).                Первое задание – собрать разобранный  СПГГ – GS-34 фирмы СИГМА (Франция). Дело в том, чтобы спроектировать и изготовить СПГГ собственного производства,- закупили GS – 34, разобрали его, измерили и разработали по образу и подобию  конструкторскую документацию СПГГ необходимой мощности и приемлемых габаритов (китайцы в то время только учились у нас – в прямом и широком смысле!). Были разработаны и построены несколько модификаций СПГГ, в том числе ОР-95, которые были установлены на газотурбовозе ТГ 101-001. При испытаниях на путях МПС газотурбовоз не развил полную мощность (3000 л.с.), затруднена была также регулировка мощности. С уходом энтузиастов и спонсоров этой разновидности двигателей внутреннего сгорания прекратилось производство и испытания СПГГ с ГТУ. Отдел по газотурбинным установкам был расформирован.
          В 1969г. я перешёл на работу в Специальное  конструкторское бюро, которое занималось проектированием, изготовлением и испытаниями плавающих гусеничных транспортёров ПТС-М и ПТС-2. Что представляет собой ПТС-2? Плавающий гусеничный транспортёр, имеющий массу 24,2 т, скорость на суше до 60 км/час., на воде до 12 км/час., предназначен для перевозки грузов и различной техники до 12 т.
          Запас хода по грунтовым дорогам, с пересечением водных преград, составляет 500 км. по суше и до 15 часов на воде. При установке специального оборудования транспортёр может применяться в морских условиях с волнением до трёх баллов. Транспортёр обладает хорошей маневренностью и высокой проходимостью. Машины до сих пор широко используются в инженерных войсках: на кадрах хроники часто мелькают кадры, когда военные помогают вывозить людей и имущество во время наводнений с помощью транспортёров. Широкий спрос имели транспортёры в странах Азии и Африки.
         Конструкция постоянно совершенствовалась – по заданию Минобороны была разработана и изготовлена машина обеспечения переправ(МОП" Держатель"), разработанная на базе плавающего гусеничного транспортёра ПТС-3, массой около 38 т. Он существенно отличался от предыдущей модели: на нём была установлена модификация танкового  дизеля В-84В, задросселированного  на  мощность 710 л.с.; четырёхлопастные гребные винты в насадках, что существенно увеличило скорость движения на воде; экскаваторное и бульдозерное оборудование; лебёдка с повышенным тяговым усилием; гидромонитор (водяная пушка); бурильная установка и др.
        Машина прошла всесторонние проверки и испытания. Запомнились испытания на Десне, под Броварами, где машина переправилась на противоположный  берег и с помощью инженерного оборудования – бульдозера, экскаватора и водяной пушки проделала выход (створ) на берегу для организации последующей переправы. Работа была выполнена и экипаж отправился в часть, когда на пути возникло небольшое болотце, поросшее густой болотной травой, стелившейся под водой. Решили с ходу (не разведав броду!), преодолеть его. Но не тут- то было! Гусеницы скользили по  траве  и машина оставалась на месте! Пришлось вызвать тягач и вытаскивать транспортёр. Так что танки грязи не бояться, но боятся болотной травы!
         Конструктору часто приходиться принимать ответственные решения. Особенно тяжело это происходит, когда находишься в командировке один или возглавляешь группу людей. От принятого тобой решения порой зависит твоя дальнейшая судьба или судьба дела, в котором ты принимаешь участие. Как-то на стадии постройки опытного образца ПТС-2 мне пришлось отправиться в Киев, на завод «Стройдормаш», «добывать» гидроцилиндры для разработанного мною привода подъёма самоокапывателя и откидного борта (действует правило, что за разработку и изготовление опытного образца отвечает конструкторский отдел). Меня заверили, что существует договоренность на уровне Представителей Заказчика (ПЗ) и мне будет открыта «зелёная» улица на приобретение цилиндров. На самом деле, ПЗ якобы поссорился с директором завода и отказался помогать. Пришлось идти самому к директору. Директор: «У меня цилиндры только на план - лишних нет. Если хотите что-то из бракованных корпусов подобрать – посмотрите. Начинку мы Вам дадим». Открыли изолятор брака, достали корпуса. Брак из за того, что при хонинговании внутренней поверхности цилиндра образовались задиры. Поскольку корпуса цилиндров были большей длины, чем мне нужно, а задиры находились на той части, которая не используется, её можно отрезать и получить нужный цилиндр. Об этом я доложил зам. главного конструктора. Он принял мудрое решение: «Тебе виднее, решай сам». Что делать? Формально можно было отказаться от этого варианта, но поджимают сроки изготовления опытного образца и других способов достать цилиндры не видать. Пришлось брать ответственность на себя. Привёз цилиндры на завод, сделал ремонтный вариант чертежей, цилиндры доработали и всё получилось «very well».
        В то время действовали военные  ГОСТы, согласно которым разрабатывался и изготавливался опытный образец изделия, затем проводились заводские и межведомственные испытания. Одним из этапов испытаний - испытание при сорокоградусном морозе. Для этих целей машину ПТС-3 отправили в город Чехов, под Москвой, где находилась испытательная станция с камерой холода Московского автодорожного института. В соответствии с программой машину поставили в бокс и провели замораживание до минус 40 градусов в течение нескольких дней. После окончания заморозки экипаж проделал все необходимые операции по приведению машины в работоспособное состояние: включили обогреватель кабины, подогреватель систем дизеля. После прогрева систем двигателя до нормативных показателей, был проведён запуск дизеля. И здесь произошло не предвиденное: лопнул шланг, соединяющий нагнетающую секцию маслонасоса дизеля с трубой, идущей к дизелю, и густое, замёрзшее масло начало медленно сливаться в поддон машины! Что делать? Чтобы продолжить испытания ( пока масло не слилось и машина не отогрелась) надо срочно заменить шланг! По всему видно, что шланг – слабое звено, надо заменить его на усиленный. Где достать? Звонить на завод, это потерять время, а кроме того отставка машины от испытаний и невыполнение «государева» плана со всеми вытекающими отсюда последствиями.
         Эти мысли терзали меня, когда мы несли с напарником 72-х килограммовую аккумуляторную батарею на подзарядку. И вдруг! На глаза мне попадается лежащий на обочине шланг. Поднимаю его. О, Боже! Это то, что нужно: внутренний диаметр совпадает, один из слоёв армирован проволокой, наружный диаметр с металлической сеткой! Срочно нахожу механиков – водителей, отдаю им шланг и они полезли под машину устанавливать его. Представьте себе, что пришлось вытерпеть водителям и выслушать матюков в мой адрес. При диком холоде (бокс и машина ещё не нагрелись!), голыми руками сняли подмоторный люк, удалили разорванный шланг (а масло льётся на руки и лицо!), установили новый шланг, закрепили его с обеих сторон дополнительно проволокой.  Запуск. Томительное ожидание в течение нескольких минут. Двигатель набрал необходимые обороты, со шлангом всё нормально! Ураааа! Испытания прошли нормально, в установленные сроки.
         Что это было: везение, счастливый случай или судьба? Наверное и то, и другое, и третье. А скорее всего - везёт тому, кто везёт!
          Для развёртывания серийного производства плавающих гусеничных транспортёров был построен новый цех, установлено современное оборудование, в том числе линия для изготовления гусеничной цепи. Но наступили 90-ые годы, рухнул Союз и производство транспортёров на заводе прекратилось. Однако, знамя не упало. КБ «Трансмаш» (Россия), которое имело полный комплект конструкторской документации транспортёров ПТС-2 и ПТС-3, изготовило транспортёр ПТС-4 с дизелем В-84 мощностью 840 л.с., грузоподъёмностью до 18т. на базе танков Т-62 и Т-80.МОП "Держатель" так и остался в гордом одиночестве!
      Изложенное показывает, какие потенциальные возможности заложены на предприятии. Главное – есть коллектив, люди – носители технической информации на генном уровне. При должном инвестировании можно и нужно поднять завод, как градообразующее предприятие. А за ним воспрянет и Луганск!    
          


Рецензии
:-) Оригинальный текст. Главное оптимистичный. Как говорится многогранный... От себя добавлю - танки не боятся не только грязи.... :-)

Артур Грей Эсквайр   15.08.2017 23:02     Заявить о нарушении