Евросоюз - Россия. Статья первая

     JAN DISSIDENT:

     ЕС–РОССИЯ

     [ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ]

     [Начало: (http://www.proza.ru/2016/11/24/369)]

      
     СТАТЬЯ I:

     ЕС–РОССИЯ: Кто–кого?

     (попытка выдвижения политического памфлета)

     ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

     В силу ряда обстоятельств, мне пришлось несколько изменить первоначально задуманную версию этого поста, заметно расширяя структуру и обогащая содержание работы. Необходимые аргументации такого реструктурирования невероятно простой работы изложены в предыдущей части этой публикации, и нет надобности их повторить. А здесь замечу лишь следующее.

     В наши дни планета Земля сильно взбудоражена. Мировое сообщество живёт в необычайно непредсказуемое для спокойного выстраивания своего существования время. Мир целиком и полностью охвачен некой необъяснимой паникой, имеющей тенденцию к перерастанию во всевозможную суету. Миром движет этакая абсурдная интрига. Такое ощущение, что мир не движется к очередным переменам, он стремится к гибели, к своему «концу» в буквальном смысле. Здесь во всех действиях основных игроков–участников этой загадочной интриги доминирует информационное противостояние. Точнее, они реализуют эту интригу, опираясь на данные, полученные действием их разведслужб и у своих агентов влияния, функционирующих исключительно в информационном пространстве – работая со СМИ.

     Вот эти соображения и тревоги и заставили меня несколько переделать свою крохотную работу. Моя скромная задача, поставленная в рамках этого цикла публикаций – выяснить ситуацию с характером запутанности представления большинства пользователей русскоязычных соц.сетей о двойственной морали ЕС, и раскрыть истинное положение в взаимодействии между ЕС и РФ. И насколько мне удалось осуществить эту идею, не мне судить.

     АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ: (*)
     ----------------------

     (*) Замысел авторский – первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах;...

     Замысел авторский – Словарь литературоведческих... (enc–dic.com›Zamsel–avtorski–9)

     Прежде чем приступить к изложению текста, я решился долго не затягивая идею выработки сюжета, разобраться с окончательным определением авторского замысла, и в качестве такового я остановился на выдвижении политического памфлета, пускай даже в самой сжатой форме. Пожалуй, это и станет моим твёрдым и завершающим авторским определением.

     I – ЧТО ТАКОЕ ПАМФЛЕТ?

     Что такое памфлет? Особенности жанра – Читайте подробнее на FB.ru:

    
     Это – разновидности художественно–публицистического произведения. Обычно он направлен против действующего политического строя либо отдельных его сторон.

     A) Специфика

     Памфлет – жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

     Читайте подробнее на FB.ru:

    
     B) Отражение действительности

     Чтобы в полной мере понять, что такое памфлет, следует помнить, что он имеет в виду конкретное лицо и определенные факты. В нём исключен вымысел. Художественная манера автора подобного произведения усложняется особенностями сатиры, а также различными видами гиперболизации и даже иронии. Итак, давайте ещё раз попробуем наиболее полно и при этом в рамках одного определения ответить на вопрос, что такое памфлет. Речь идет о виде политически насыщенной, главным образом публицистической литературы, который близок по ряду признаков к сатире.

     Памфлетность может присутствовать также в художественной литературе. В данном случае речь идет о введении в вымышленный сюжет произведения персонажа, который представляет портретную характеристику определенного лица, точное описание поведения или внешности. Отношение памфлета и литературы многоразлично. Определяется оно историческими условиями. Таким образом, памфлет обеспечивает взаимоотношения художественной литературы и публицистики. Их взаимопереходы происходят в определённых исторических условиях.

     C) История

     Если говорить о том, что такое памфлет, следует отметить, что это слово возникло в XIV в. Первоначально так называли непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр это явление сложилось во времена Реформации. Присущие памфлету черты – полемическая направленность, злободневность, тенденциозность – сложились ещё в древние времена в речах, диатрибах и инвективах. Поговорим об этих явлениях немного подробнее.

     Диатриба – это жанр античной литературы, который был создан философами–киниками в III в. до н.э. Речь идёт о беседе на философские, в основном моральные темы. Она включала уничтожающую полемику, которая велась с воображаемым противником, и резкие нападки личного характера. Жанр диатрибы лёг впоследствии в основу будущей христианской проповеди.

     D) Основа

     Творчество киников, которые отрицали основные устои и ценности сообщества, имело выраженный сатирический подтекст. Своеобразную литературу создал киник по имени Менипп из Годары. Философско–сатирические диалоги этого автора обрамлены в фантастическое повествование. Такой подход позволял едко и остроумно высмеивать человеческие слабости и философские школы. Произведения Мениппа до наших дней не сохранились. Однако подражания и ссылки на эти труды многочисленны. Мениппову сатиру создавали писатели Марк Теренций Варрон и Лукиана.

     Литературная сатира породила и памфлетно–публицистическое ответвление. В Риме обличительное начало проявилось в инвективе – поношении лица. Литературные формы этого явления многообразны: полемические речи и статьи, эпиграммы. Политическая составляющая в инвективе имеет характер очернительства определенного лица. Таково сочинение «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» авторства Саллюстия. Эта работа старается уничтожить указанного там человека морально, как семьянина, политического деятеля, продажного защитника, ведущего незаконную деятельность в суде.

     Цицерон ответил не менее оскорбительной и резкой инвективой. Такой жанр стал распространённой формой политической борьбы на территории Рима. Цицерон выпустил инвективу против Клодия. Она и подобные творения также стали фундаментом появления описываемого нами жанра.

     Теперь вы знаете, что такое памфлет. Надеюсь, эти знания вам пригодятся.

     E) Памфлет – Студопедия (studopedia.ru›11_186889_pamflet.html)

     Памфлетисты избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и ... Приемы выражения авторского присутствия в тексте памфлета самые разнообразные.

     Для современного памфлета такая прямая субъективная оценка – строевой элемент, входящий в систему других способов выражения социальной и индивидуальной субъективной оценочности, текстовая норма.

     F) Памфлет: объект, цель, методы. Специфика предмета. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона.
    
     I.1 – СОБСТВЕННО ПАМФЛЕТ

     A) Значение слова

     В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «всё воспламеняю» или «все испепеляю». Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса–громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

     B) Происхождение памфлета

     Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И всё же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.

     C) Характеристика

     В какой–то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

     Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно–публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

     Признаки памфлета – выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.

     Полемическое противостояние различных точек зрения – жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое понимание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахождение взамен им новых истин.

     Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает её критике, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.

     Наиболее существенными признаками, характеризующими памфлет как жанр, являются синтез сатирических художественных и публицистических образных средств; Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конструкция, создаёт новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст – это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д.

     Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном отображении реальности. Памфлетисты избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.

     Обличение в памфлете может быть как открытым (прямым), так и завуалированным, или косвенным (непрямым). В зависимости от типа обличения – прямое и непрямое – различают и модификации памфлета.

     Обличение проявляется открыто, когда автор по ходу повествования при помощи таких приемов, как саркастические отступления, едкие, гневные ремарки, высказывает своё отношение к политику, событию, социальному явлению. Открытое обличение имеет целью сатирическое заострение и обобщение.

     Памфлет, насыщенный грубой, бранной лексикой, легко трансформируется в инвективу, причём не только из фрагмента, но и из всего текста в целом трудно понять, о чем идет речь – настолько эмоции вытесняют смысл.

     Непрямое обличение требует от автора текста создания масок, за которыми он бы прятался. Они появляются в тех модификациях памфлета, в которых автор создаёт художественные образы.

     Для сатирического отображения памфлетист широко использует в своем творчестве аллегорию, буффонаду, гиперболу, гротеск, иносказание, пародию, сарказм и другие средства создания социально–комического.

     Памфлету с непрямым обличением свойственно парадоксальное развитие сатирической мысли. Автор должен увидеть парадокс в жизни и показать его. Достижению этой цели подчинены все сатирико–публицистические средства и сюжетно–композиционная структура текста.

     Образы используются памфлетистами в полемических целях, поэтому связь с прототипами открытая, смысл образа – в его политической оценке. В тех памфлетах, где действие развивается стремительно, реже встречаются описания (интерьеры, пейзажи), в повествовании сокращаются эпизоды, отсутствуют портреты персонажей.
    
     Присутствие автора в тексте памфлета всегда подразумевается, хотя может не выражаться открыто. Приемы выражения авторского присутствия в тексте памфлета самые разнообразные. Например, автор призывает читателей в единомышленники.

     Масштабность критики в памфлете очевидна: памфлет – критика не нравов, а социальных явлений. Это злободневное сатирическое произведение, смысл которого в конкретном социально–политическом обличении, направленном на полную дискредитацию объекта критики.

     D) Цель

     Цель памфлета – вызвать у читателя негодование, порой ненависть. Он особенно востребован во время войны, в том числе информационной.

     Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, средства комического – сарказм, ирония.

     II – ПОЧЕМУ ИМЕННО ПАМФЛЕТ?

     Памфле;т (от англ. pamphlet – брошюра, буклет) – разновидность художественно–публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т.п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

     История: Слово «Памфлет» появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты – тенденциозность, злободневность, полемическая направленность – складываются ещё в древности в обличительных речах, т.н. диатрибах и инвективах. Желающие могут эту тему детально изучать в Интернет–ресурсах. (ru.wikipedia.org›Памфлет )
     Памфлетная публицистика. Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) ... Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. В 1644 году Джон Мильтон был привлечен к суду.

     Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно долго, охватив середину 17 столетия. Самые бурные и яркие события относятся к 40–м годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания – газеты, журналы – были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю. Политическая же дискуссия велась с помощью памфлетов, которые с полным правом могут быть представлены в качестве основной формы журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции.

     Но прежде, чем перейти непосредственно к анализу памфлетов, следует отметить несколько еженедельных изданий, выходивших в Лондоне в 40–е годы, владельцы которых вступали в политические дискуссии. Это, уже известный нам, «Mercurius Britanicus» («Британский вестник»), издававшийся в период с 1643 по 1646 год Марчмондом Нидхемом. Со страниц этого издания Нидхем выступал с критическими статьями против короля, что послужило поводом для его привлечения к судебной ответственности. С 1647 года Нидхем направляет свое оружие против Кромвеля, используя новое издание «Mercurius pragmaticus» («Полезный вестник»), за что после казни короля в 1649 году был судим Кромвелем. Но и из этой ситуации «хамелеон английской революции» выходит благополучно и с 1650 года приступает к изданию «Mercurius Politicus» («Политический вестник»), который продолжает выходить до 1660 года.

     От имени генерала Т. Ферфакса издавался довольно популярный еженедельник «A Perfect Diurnal», или «Journal». Взгляды левеллеров отражала «Moderate», издававшаяся Мобботом.

     Что же касается памфлетной публицистики, то она была представлена огромным количеством названий и целой плеядой имен. Уже упомянутый М. Нидхем, помимо издания газет, активно занимался памфлетным творчеством. Широко известен его памфлет "Защита дела английской республики", написанный после казни короля Карла 1.
    
     Последователем Т. Гоббса (он был представителем правого крыла, то есть роялистом – сторонником абсолютной монархии, исходил из идеи порочности людей он делал вывод о невозможности демократии, а необходимости сильной власти короля) в журналистике был Генри Паркер, юрист, представитель партии индепендентов, активно участвовавший в полемике между парламентом и королем. До 1649 года Паркер в своих ответах на послания короля парламенту излагал взгляды лидеров парламента на политическое устройство общества. Так же, как и Гоббс, он строит свои объяснения существующих отношений с точки зрения естественного права и договорного государства, но остается при этом сторонником монархии.

     Самые яркие, блестящие представители английской памфлетной журналистики были среди противников монархии. Их творчество оказало сильное влияние на развитие взглядов лидеров буржуазных революций в других странах, в частности в США, и во Франции. Особого внимания заслуживают Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли.

     Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в Англии в период становления буржуазного общества. Мильтон оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно–ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Он начинал с критики клерикализма, деспотии католической церкви, а затем перешел к пропаганде идей народовластия. Трактат Мильтона «Права и обязанности короля и правителей» послужил прямым обоснованием приговора суда и казни Карла 1. В этом трактате (1649) он формулирует основные положения своей теории народовластия. «Люди, – пишет Мильтон, – от природы рождаются свободными, неся в себе образ и подобие самого бога; они имеют преимущества перед всеми другими живыми существами, ибо рождены повелевать, а не повиноваться». Эволюция политических взглядов Мильтона была следующей: В 40–х годах в антиепископальных трактатах он писал о необходимости ограничения монархии, а в 1649 году в памфлетах «Права и обязанности короля и правителей» и «Иконоборец» уже утверждал законность народовластия. После выступления Мильтона в суде в качестве обвинителя английского монарха и казни короля сторонники последнего издали и распространили памфлет «Икона короля», где Карл был представлен как святой мученик. «Иконоборец» был ответом монархистам. Мильтон вступил в полемику с ними.

     Дальнейшее его творчество свидетельствует о том, что он оставался республиканцем до конца, и сохранил эти убеждения и после реставрации монархии в Англии. Таковы его позиции в «Защите английского народа» (1650 г.), «Второй защите английского народа» (1654 г.), «Быстром и легком пути установления республики» (1660 г.).

     Мильтон был сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля, Он занимал в правительстве, созданном революцией, пост латинского секретаря. Когда Кромвель стал практически единоличным диктатором, Мильтон написал стихотворение, обращенное к нему, в котором выражал надежду, что его могущественный друг не станет притеснителем свободы. Об этом же писал он, обращаясь к Кромвелю во «Второй защите английского народа»: «Испытав столько страданий, пройдя через столь великие опасности в борьбе за свободу, не соверши насилия над нею и не допусти ущерба ей со стороны кого–либо другого».

     Памфлеты Джона Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими целями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

     Выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции был Джон Лильберн, лидер левого крыла партии индепендентов. Лильберн – страстный борец и противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались памфлеты Лильберна «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645г.), «Новые цепи Англии» (1649 г.) и «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.).

     Творчество Лильберна оказало серьезное влияние на мировоззрение такого деятеля Великой французской революции, как Мирабо.

     Гораздо дальше в критике власти пошёл третий английский публицист этого периода Джерард Уинстенли. Он опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он был социалистом-утопистом и требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность очень близки взглядам Сен–Симона, Мора, Фурье, их можно квалифицировать как утопический коммунизм. Уинстенли писал, что земля сотворена для того, чтобы быть общей сокровищницей, она должна принадлежать всем «как зверям, так и людям», ибо создана «как общий фонд для всех». Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её «беспокойным дьяволом». При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет – «Закон свободы». В дальнейшем, идеи Уинстенли развил в период Великой французской революции Г. Бабёф.

     Во второй половине 17 века в Англии возникла и сатирическая печать. Примером сатирического издания является вигский еженедельник «Еженедельные советы из Рима». Причиной столь необычного названия является журналистский прием, иногда применявшийся в 17–18 вв.: газета велась как бы от имени политических противников, но в виде пародии. На страницах этого издания ненавистный вигам папа римский давал советы партии тори, как лучше управлять Англией. Эти советы были утрированными, доведенными до абсурда, и давались в юмористической форме. Разумеется, газета издавалась в глубоком подполье. Но сыскная служба работала исправно, и вскоре отважный издатель еженедельника Генри Карр был арестован.

     Для Англии конца 17 века характерны 4 типа периодических изданий: информационные, аналитические, сатирические и рекламные. Первые были нацелены, прежде всего, на коммерческий успех и предназначались для всех. То же можно сказать и о рекламных изданиях, добавив, однако, что главные средства они получали не от читателей, а от заказчиков рекламы. Их достаточно широкое распространение вызвано, в значительной мере, ненормальным положением, в котором оказалась печать, стесненная различными ограничениями.

     Аналитические издания были нацелены не столько на коммерческий, сколько на политический успех. Как в случае с рекламными изданиями, газета здесь была не самостоятельной целью, а средством к достижению другой, более важной цели, будь то сбыт товаров или захват и удержание власти.

     Нельзя считать коммерческими изданиями и подпольные сатирические газеты того времени. По своей пропагандистской роли они были ближе к аналитическим и использовались в качестве средства политической борьбы. Различие состояло лишь в форме пропаганды. Сочетание аналитических и информационных жанров на страницах газет конца 17 века – явление достаточно редкое, хотя в годы революции оно было обычным.

     Макет газеты был крайне примитивным. Обычно газета представляла собой лист небольшого формата, на котором в две колонки размещались материалы, разделенные абзацами. Заголовки применялись редко.

     Спрос на новости в период реставрации был необычайно велик. Как говорил прокурор в обвинительной речи против Карра, «многие родители лишают детей хлеба, чтобы купить памфлет. Искушение так велико, что в их кармане не задерживаются и 2 пенни». Несмотря на такую «заботу» о детях, возникло ещё несколько подпольных газет. Но всё же пресса того времени не могла удовлетворить потребность в новостях. Поэтому вновь возрождаются «летучие листки». Важным местом обмена информацией становятся трактиры, которые делятся на вигские и торийские. Итогом первого периода развития английской журналистики стал разрыв между предложением новостей и спросом на них. Это ненормальное положение объяснялось прежде всего политикой правительства, сковавшего печать цепями цензуры.

     Жаркие споры вели между собой английские публицисты этого периода по поводу проблемы свободы вообще и свободы печати в особенности.

     ССЫЛКА: Английская журналистика 17 века и английская концепция...
(works.doklad.ru›view/oPBfxj_wDFM.html)

     ***

     Из публикации «Ельцин погрузился как гнилой топляк» (Завтра. № 1.2000)

     «Ельцин ушёл жалко и отвратительно. Сбежал из власти. Ненавидимый, сгнивший, был отторгнут страной, которая всеми своими сословиями молила о его скорейшей смерти, всеми слезами и проклятиями приближала его крах. Страшась расплаты, он просил не прощения, а умолял о пощаде. Как наваждение ада, он захватил великое государство. Самодур, невежда, бражник, бессмысленный и злой истукан оживлялся на мгновение лишь тогда, когда уничтожался очередной ломоть жизни – погибал Советский Союз, или истреблялся Черноморский флот, или горел под пушками Парламент, или погибал под бомбами Грозный. Он – уродство истории, её вывих и опухоль. Он – извращение человечества, погубил свою Родину-мать, казнил свой народ, который в каждый год ельцинского ига уменьшался на миллион человек. Пишется Чёрная книга его преступлений, куда занесут каждую пядь земли, отторгнутую им от России, каждый военный секрет, переданный ЦРУ, каждый алмаз или рубль, отданные бандиту, вору. Самый худший из всех, кого породила гнилая верхушка партии, он окружил себя негодяями, плутами, придурками, которые чавкали у золотой кормушки, безобразничали у святынь, дергали его за фалды, парили в бане, учили играть на деревянных ложках, наливали в стакан.

     А в это время по всей России катился стон, взрывались дома, падали самолеты, ловкие израильтяне скупали за гроши русский алюминий и голая блудница показывала свой срам у алтарей и усыпальниц героев.

     Когда он зачитывал свой жалкий текст своего отречения, он выглядел как огрызок заплесневелого сыра, проклеванный насквозь пороками, болезнями, и в дырки проглядывали лица его напуганной нечестной родни. Страна оттолкнула его, как пушкинский рыбак отталкивает веслом утопленника, и он, разбухший, без глаз, с языком, в который впились раки, пиявки и улитки, поплыл в безвременье, напоминая кусок гнилой мешковины.

     И вот мы видим Путина. Что мы знаем о восходящей звезде? Знаем, что это звезда не заморская, не вифлиемская. Она напоминает большую, разгорающуюся рекламу, созданную из стеклянных трубок, наполненных светящимся газом. Эту искусственную звезду создали Волошин, Дьяченко, Борис Березовский, Анатолий Чубайс, все, кто хотел бы сохранить после Ельцина замки, заводы, прииски, банковские миллиарды, получить неприкосновенность, спрятать концы в воду, по-прежнему вывозить за рубеж капиталы, по-прежнему кормить людей жмыхом. Свет этой галлюциногенной звезды наполнен мерцанием взрывов на Каширке и в Волгодонске, пожарами Дагестана, белой плазмой реактивных установок, ведущих огонь по Басаеву и Хоттабу. Это Звезда Зверя, которому имя «Медведь». Этой звезде уже поклонились управители земель и губерний, борцы, певцы, ловцы, продавцы. Еще трудно сказать, сколько у звезды концов, но рисовал её Березовский. Упадёт ли она на русскую землю, как звезда–полынь, испепелив половину народа, превратив другую в работников МЧС, – покажет время.

     Станем внимательно, уповая на добро, наблюдать за Путиным. Если он не оборотень, превратившийся в человека из подземного нетопыря, если он русский, то не сможет обратить во зло ту надежду и наивное доверие, которым наградил его измученный Ельциным, жаждущий перемен народ.

     Однако будем помнить, что наивность, святая простота и доверчивость русских вскормили Горбачева и Ельцина. Эту наивность бессовестно используют телевизионные маги и чернокнижники, уводя Россию из истории, направляя ее в темные лабиринты и тупики, из которых выход покажет Светлый, Богоозарённый Герой.
    
     Основное отличие этого текста от ранее рассмотренного фельетона О. Жадана «Бумаготворительный падеж» бросается в глаза. И заключается оно в следующем. Автор фельетона высмеивает лишь отдельные недостатки (как это ему кажется) в деятельности правительства Москвы. При этом он не пытается морально уничтожить тех, кто совершает промахи в своей деятельности, и даже обходится без опубликования имен героев своего фельетона. Главное для него – с помощью сатиры сделать названные в фельетоне действия правительства города достоянием общественного внимания с целью их (этих недостатков) последующего устранения».

     Что же касается памфлета Александра Проханова «Ельцин погрузился как гнилой топляк», то это – своего рода оружие, это та «молния», которой он, подобно Зевсу, пытается испепелить своего политического врага Б. Ельцина. Ведь, как известно, газета «Завтра», в которой работает писатель, называет себя газетой духовной оппозиции Государства Российского. Она последовательно клеймила позором «продажный оккупационный режим Б. Ельцина» до последнего дня его пребывания у власти и не преминула отметить этот уход очередной уничижительной публикацией, каковой и стал памфлет А. Проханова.

     ***

     Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно–публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра относят, прежде всего, гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

     III – СОБСТВЕННО МОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАМФЛЕТ

     Он был изложен в предыдущей части этого цикла публикаций, и, пожалуй, таковым и остаётся:

     ЕС–РОССИЯ

     Кто–кого?

     (попытка выдвижения политического памфлета)

     Вопрос стоит именно так.

     Конечно, с позиции ЕС.

     Борьба, в этой плоскости, носит конфронтационный характер, точнее – близка к противостоянию.

     И это противостояние, похоже, ужесточается.

     ***

     Раскрытой его сути займусь в следующей статье.

     Завершающая часть:

     Евросоюз-Россия. Статья вторая  (http://www.proza.ru/2017/09/12/1670)


Рецензии
утопленник всё болтается в проруби-а мы в ней воду берём...

отсюда все наши беды...надо б выловить и сжечь!!!

с добр нч!

Ник.Чарус   21.03.2019 13:30     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые слова!

Безымянный1   22.03.2019 00:27   Заявить о нарушении
Очень интересно. Благодарю за исчерпывающую информацию С уважением,

Ольга Щербакова 2   06.07.2019 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.