Форсируя Днепр

             
   29-го октября 2013 года в Днепропетровске прошла самая масштабная  реконструкция битвы с фашистскими захватчиками при форсировании  Днепра во время Великой Отечественной войны. В то время гражданской войны на Украине еще не было, и юбилей, посвященный 70-летию этого серьезного сражения, отмечали общими силами. В реконструкции  участвовали солдаты и офицеры 26 клубов  из Украины, России, Беларуси – свыше 1,5 тысяч человек.  Как и 70 лет назад, войска Красной Армии форсировали реку. В реконструкции «Битвы за Днепр» были задействовали свыше 170 единиц техники: танки Т-34 и «Пантера», немецкий бронетранспортер «Ганомаг», советский бронеавтомобиль БА-64Б, БМ- 13 «Катюша», полевые и зенитные пушки периода войны  44 мм и ЗИС- 3, немецкие ПАК-40,  артиллерийские орудия, минометы;  современная военная техника – понтонно-мостовая, бронетанковая (БМД- 2, БТР-80), артиллерийские системы «Смерч», «Град», «Ураган», средства противовоздушной обороны ЗРК «Оса», ЗУ- 23-2. В воздушном бое участвовали 4 самолета.
   Реконструкция форсирования реки Днепр началась передовыми отрядами, к которым  подключились и главные десантные отряды Красной Армии. Они захватили плацдарм на правом берегу. Во время сцены форсирования второй волны десанта, немецкие войска начали контратаку на левом фланге, которая была успешно остановлена войсками Красной Армии. На левом фланге подразделения десанта Красной Армии прорвали узкий участок обороны, окружили подразделения немецких войск, уничтожили живую силу, пушки и танк "Пантера" и в центре немецких боевых порядков  завершили их разгром. Над полем было установлено Красное знамя. Во время реконструкции свыше 200 взрывов имитировали огонь артиллерии и удары авиации.
    Реконструкция исторических событий - это возможность для зрителей, особенно для молодежи, воочию увидеть величие героизма воинов освободителей. Командование вермахта на западном берегу Днепра создало защитную линию «Восточный вал», рассчитывая, что это станет  препятствием для войск Красной Армии. На одном из совещаний Гитлер заявлял, что скорее Днепр потечет вспять, чем русские преодолеют его.
 
Справка

Битва за Днепр - ряд стратегических операций Великой Отечественной войны. С обеих сторон в битве приняло участие до 4 миллионов солдат.  Фронт растянулся на 1400 километров. Битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой истории и  самой кровопролитной -  число потерь с обеих сторон (с учетом убитых и раненых) составило от 1,7 млн. до 2,7 млн. человек.

Основными сражениями в битве за Днепр стали:
• Чернигово - Припятьская операция (26 августа - 30 сентября 1943) 
• Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943)
• Мелитопольская операция (26 сентября - 5 ноября 1943)
• Запорожская операция (10 - 14 октября 1943) 
• Киевская наступательная операция (3 - 13 ноября 1943 )
• Киевская оборонительная операция (13 ноября - 23 декабря 1943 ).

   Всего в операциях было задействовано 36 общевойсковых, 4 танковых и 5 воздушных армий. Советским войскам противостояли два крупнейших немецких группировки: группы армий  «Центр"  (командующий - генерал - фельдмаршал Г.Клюге)  и группы армий " Юг " ( командующий - генерал - фельдмаршал Э.Манштейн ) в составе 62 дивизий, в том числе 14 танковых и моторизованных. Наземные войска поддерживались силами 4 - го и 6 - го воздушных флотов. В количественном составе  это 1240000 человек, 12 600 орудий, 2100 танков, 2100 самолетов.

   Особенно трудно пришлось воинам-десантникам, которые плохо были подготовлены к операции. Даже в фундаментальном труде «ВДВ в годы ВМВ» все «острые углы», связанные с судьбой днепровских десантников, сглажены. Вот воспоминания одного из участников этой операции: «...Мы видели весь этот кошмар. Трассеры зажигательных пуль прошивали парашюты, а парашюты все из капрона и перкали, вспыхивали моментально. В небе сразу появились десятки горящих факелов. Так погибали, не успев принять бой на земле, так сгорали в небе наши товарищи. Мы видели все... Как падали два подбитых «Дугласа», из которых еще не успели прыгнуть бойцы. Ребята сыпались из самолетов и падали камнем вниз, не имея возможности раскрыть парашют. Все пространство вокруг нас было в белых пятнах парашютов. И трупы, трупы:  убитые, сгоревшие, разбившиеся десантники...»

   Из Свердловской области в Днепровском десанте участвовали Н.П. Абалмасов,
 Г.Г. Баюнкин, Ю.Ф. Быков, Д.Ф. Глазырин, В.А.Дьяков, А.Ф. Коноплев, А.С. Панов, В.С. Пичугин, В.Н. Сахаров, В.Ф. Хабаров, А.Г. Чернозипунников и другие. У Н.П. Абалмасова купол парашюта был пробит снарядом. От гибели его спасло то, что он приземлился на копну соломы,  потом попал в плен.
   Вместе с мужчинами в Днепровском воздушном десанте мужественно сражались и женщины: В.И. Королева, Т.И. Кислицына, Г.С. Помидорова, Н.И. Ильина и другие. Шестьдесят пять суток в тылу немецких войск была санинструктор Н.И. Гагарина. Она вынесла с поля боя и спасла жизнь двадцати одному воину-десантнику в ночном бою у деревни Лозовок с 12-го на 13-е ноября.
    Днепровская воздушно-десантная операция была последней крупной операцией в годы Великой Отечественной войны. И хотя главная цель операции (захват рубежа западнее и северо-западнее Великого Букрина и недопущение подхода противника к нашим плацдармам) не была достигнута, тем не менее, десантники содействовали успешному форсированию Днепра соединениями 52-й армии.
   Днепровская воздушно-десантная операция выявила некоторые слабые стороны ВДВ: зависимость их высадки от погодных условий, уязвимость их в момент приземления в тылу врага, слабую техническую оснащенность и другое. Несмотря на массовый героизм, проявленный советскими парашютистами, цели десанта не были достигнуты. По первым результатам выброски Днепровско¬го десанта Ставка ВГК отреагировала немедленно. 3 октября 1943 года вышла Директива Ставки № 20213 «О причинах неудачи воздушного десанта на Воро¬нежском фронте». Однако, несмотря на это, штабом Южного фронта была спланирована опера¬ция, которая предусматривала высадку за Днепр частей 6-й и 7-й гв. бригад, и тут же, 13 октября 1943 г., вышла Директива Ставки № 2 20222, которая прямо ука-зывала на запрещение выброски ночных воздушных десантов.  Эти моменты долго держались в секрете и только в послевоенные годы по  этим вопросам были сделаны соответствующие выводы.
   Наша землячка Надежда Ивановна Гагарина (Михайлова), которой при форсировании Днепра было всего 16 лет, будучи единственным оставшимся в живых медицинским
работником батальона, наравне со всеми  десантниками стойко переносила выпавшие на ее долю испытания и была награждена медалью «3а боевые заслуги». В мае 1994 года в Екатеринбурге она открыла музей ВДВ «Крылатая гвардия» и стала его директором. Здесь по крупицам собираются сведения о мужественных десантниках всех войн и участниках военных операций  в порядке братской помощи.
   Накануне Всероссийского праздника, Дня народного единства,  и Дня победы в музее ВДВ «Крылатая гвардия» в Екатеринбурге  всегда проходят праздники. На нем присутствуют школьники, которые знакомятся с экспонатами музея и с интересом слушают рассказы о героях-десантниках. Это часть военно-патриотической работы с молодежью, которую ведут сотрудники музея, учитывая тот факт, что, к сожалению, в школах теперь отсутствует эта важная составляющая воспитательного процесса.
    «Странные эти русские, – иногда можно услышать от иностранных коллег,– проходят десятки лет, а они все празднуют День победы и все знаменательные даты, связанные с той далекой войной…» Такой уж у нас менталитет: когда приходит беда, стеной стоять за свою свободу и независимость и помнить о героях. Только во все времена были людишки, по-другому и не скажешь, которые предавали и бессовестно бежали, спасая свою шкуру.
    В боях при форсировании Днепра участвовал и мой отец, Дьяков Владимир Александрович. В июне 1941 года  их десятый класс школы №1 г. Полевского получил аттестаты зрелости, и все, кому уже исполнилось восемнадцать лет,  по комсомольским путевкам ушли на фронт. Другие попали в разные военные училища и через год были демобилизованы в армию. Вернулись с войны из этого класса лишь двое: мой отец и его друг Пастухов.
    Отца-десантника ранило на Днепре, на переправе. В страшной нечеловеческой мясорубке боевые друзья не бросали товарищей. Отца, с тяжелым  пулевым ранением, вытащили из холодного водоворота на берег, где его подобрали санитары и на себе перетащили в санчасть, потом переправили в  свердловский госпиталь. Пуля прошила легкие и застряла возле сердца. Врачи на такую  серьезную операцию в то время не решились, и отец долгое время носил в себе осколок свинца, будучи на волосок от смерти. И только через десять лет пулю вынули, и отец, выйдя из госпиталя, показал мне, несмышленой дошкольнице, этот зловещий кусочек войны, завернутый в  носовой платочек.
    А спустя двадцать лет случилась беда. Резиновая рыбацкая лодка перевернулась на середине озера, и отец, будучи в больших резиновых сапогах, сразу пошел на дно – подвели простреленные легкие. Друг, с которым они были в одной лодке, испугался и, даже не позвав никого на помощь, укатил домой. Только на другие сутки с помощью водолаза достали тело отца. А незадачливый друг, не выдержав натиска родни, ретировался из города в неизвестном направлении. Вот ведь оказия: при форсировании Днепра, раненый, выжил, потому что вокруг была братская  поддержка, а тут – предательство труса, у которого не было испытаний войной… Именно такие люди становились немецкими полицаями, проводили карательные операции. Мой отец  добился бы многого, не случись эта трагедия. Сейчас его портрет висит в музее Северского трубного завода, где он работал заместителем начальника паросилового цеха, был секретарем парторганизации, рационализатором, общественником.
   Обидно, однако, сознавать, что в настоящее время почти забыты традиции военно-патриотического воспитания в школе, которые присутствовали в советские времена. Уходят из жизни ветераны, а молодое поколение приобщается к войне  лишь через компьютерные игры, которые учат беспощадно убивать, любыми изощренными современными средствами. Исчезает гуманитарно-познавательная  функция у мальчишек, которые стараются «откосить» от службы в армии, где царит так называемая дедовщина. Но жив еще в народе священный оборонительный дух, есть, слава богу, настоящие защитники Отечества – это у нас от героических отцов и дедов.

  P.S. Этот материал был написан до начала печальных событий на Украине, переросших в гражданскую войну. Подняли голову фашиствующие элементы и заговорили о ненависти к русским, с которыми связывают народы Украины славянские корни. Я написала стихи об этом.
 

 С сожалением – о гражданской войне на Украине

А на Днепре – зима
вокруг хмельного лета,
лепечут пули посреди полей,
военный маг, придуманный столетьем,
с паучьей свастикой кусает все больней.

И семь десятков лет, как ни бывало,
когда война великая, как пыль,
гонимая не памятью овальной
на обелисках, не братскими рядами, где ковыль,
где мой отец, форсируя Днепровье,

разбавил воды преданнейшей кровью
и пулю возле сердца все берег,
пока хирург военный оберег
не подарил мне в искреннем платочке
и не поставил на войне той точку…

Но вот опять «виновны»  москали,
и свежий снова бряцает скелет,
и киевско-славянской дружбы нет,
хоть в телескоп смотри, а хоть в лорнет,–
топорщится кровавый силуэт…


Рецензии