Сталин и Казахстан

 
                Сталин и Казахстан.

Недавно посмотрел  ток-шоу   «Поединок»  с  Владимиром Соловьёвым  между Жириновским и  Стариковым,  где обсуждалась  фигура Сталина.  Жириновский как всегда критиковал его,  а  Стариков защищал.
Такую  фигуру  как  Сталин,  я  считаю,  нельзя выставлять на всеобщее обсуждение,  хороший или плохой,  больше вреда или пользы  принёс   людям.
Как никто из всех мировых лидеров,  повлиявших на мировую историю,  его фигура столь масштабна и противоречива,  что нельзя его односторонне причислять к добрым или злым гениям.  Никогда не умолкнут споры о нём, каждый пишущий, каждый рассуждающий о Сталине,  найдёт для себя  то,  что  хочет  видеть в нём,  положительного или отрицательного.
Лучше всех по этому поводу сказал Путин;  - «Когда Сталин 1927 году принимал страну,  она  была аграрно-отсталой  и  разрушенной  после двух войн.  А когда сдавал её  в 53 году,  это уже  была  индустриально могучая,  с развитой промышленностью,  мировым лидером наравне с США, контролировавшая Азию и Восточную Европу.  Но нельзя забывать, что при нём  и  не без его участия  были проведены коллективизация,  с последующим голодомором,  Гулаг,  репрессии, депортации, когда целые народы   в одночасье грузили в товарники и отправляли в лютые морозы  в безлюдные степи  и  т.д.  В  постсоветском  пространстве  практически нет ни одного семейства  где,  чей бы предок не пострадал в годы репрессии ».
В связи с этим, я хотел бы отметить, что происходило в Казахстане во время  коллективизации.
Насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни,  привели к огромным жертвам среди коренного населения.  В википедии  указано, что в 1932-33 годах  погибло  от 1млн  до 1,8 млн  людей,  плюс  1млн откочевали в сопредельные страны.  У казахских историков потери составили от голода  4 млн  человек,  в некоторых районах до 70 % населения.  Падеж табунов лошадей составил  до 40 млн. голов.

Привожу выдержку из интернета. 
«Сведения казахского национального лидера Алихана Букейхана раскрывают истинные масштабы голода 1932–1933 годов: численность казахов сократилась с 6,47 миллиона в 1924 году до 2,1 миллиона в 1937 году. Массовый арест интеллигенции «Алаш» в 1929 году свидетельствует, что это было спланированной акцией по уничтожению казахской национальной идентичности, самосознания народа.
Среди казахских историков и демографов до сих пор нет единого мнения не только о числе пострадавших казахов от голода 1932-1933 годов, но и о том, какую численность составляли казахи до этой трагедии. Важно подчеркнуть, что все противоречия о сравнительном числе жертв национального бедствия народа происходили из-за отсутствия, точнее, из-за сокрытия достоверных статистических сведений о подлинной численности казахов накануне массового голода. Немалую лепту в эти противоречия, чаще всего намеренно, вносят учёные из России, которые пытаются опровергнуть исследования казахских историков и демографов 1990-х годов и занижают количество погибших от голода  и откочевавших в сопредельные страны казахов, опираясь лишь на официальные статистические данные советского руководства».
Любой здравомыслящий человек ужаснётся от таких цифр.  Даже во времена джунгарского  нашествия,  продолжавшего с незначительными перерывами  сто лет,  в юго-восточном Казахстане  погибло  не более миллиона людей. А тут вроде бы пришла своя  власть рабочих и крестьян.
Напрашивается вопрос, зачем и с чьей руки произошла такая ужасная  трагедия народа.  По моему мнению,  могут быть только три причины.

-  Природная  жестокость и кровожадность Сталина.
-  Не продуманная политика, вследствие чего произошёл голод.
-  Преднамеренное решение.
Первые два я отметаю, потому, что у таких мировых лидеров как Сталин,  не может быть простых человеческих чувств,  может и есть,  но холодный разум политика подавляет их  и  принимает только те решения, которые  столь необходимы  в данный период истории  для возглавляемого им государства, а тем более империи.  Я считаю,  это было глубоко продуманное решение,  с далеко идущими целями.
Стратегическая задача Сталина была удержать Казахстан в сфере своего влияния.   Не потерять столь обширную и  близко  лежащую территорию,  накрепко  привязав  к России.
Наверняка Сталин понимал, что нельзя такой народ,  у которого тысячелетиями сложился кочевой образ жизни,  когда у каждого рода  веками определились свои кочевые пути,  в одночасье посадить на оседлый образ жизни.  Наверняка понимал, начнётся голод,  нечем будет кормить скот,  так как казахи никогда не заготавливали на зиму сена.
В связи с этим хочу сказать о Солженицыне,  который,  своим высказыванием  втоптал в грязь целый народ,  мол,  кочуют, сами не зная где.
Наверно можно было попытаться  постепенно  перейти на оседлость.   Но  Сталин  чётко понимал, что постепенного и мягкого,  а  следовательно  длительного перехода не получится,  этот переход  может  растянутся  на несколько поколений.  Кочевники по своей природе гордый и независимый народ,  характер и образ жизни людей складывается применительно к географии.   Добровольно никто не будет отдавать свой скот, что требовала коллективизация для перехода на оседлость в колхозы.  Да и Китай с Ираном могли  подсуетится  и  попытаются отделить  юго-восток  Казахстана.
И Сталин решил одним ударом разрубить это гордиев узел, одним махом решить эту проблему.  Пусть погибнет большая часть населения, важна была сама территория Казахстана,  а не люди проживающие на ней.  В России достаточно своего народа для переселения,  а казахские  женщины ещё  нарожают.
Так, что этот голод был преднамеренно спровоцирован,   когда перед коллективизацией было вывезено всё зерно с территории Казахстана.  Для этой  цели и был поставлен во главе республики столь безжалостный фанатик   как  Голощёкин,  которого в последующем нельзя было оставлять в живых  и  заслуженно расстреляли в 37 году.
Так и получилось,  как и планировала  жестокая мудрость Вождя,  следующее поколение наших родителей  выросло на крепкой идеологии Советского социализма,  а  поколение 50-60-х годов,   тем более.   Мы уже не мыслили себя без России,  без старшего брата. 
Был единый  Союз,  единый советский народ  и единый  русский язык.

Извечный вопрос.  Оправдывает ли цель  пути его достижения.               
У Сталина хватило твёрдости идти к цели возрождения  России  по жертвам многих народов.   Хватило решимости,   что конечная цель объединения  Империи оправдывает любые жертвы.
               
                ШЕО    02.03.17.


Рецензии