Философия жизни. Часть3. Лучшие подруги. Глава 8

                Глава 8.

Следующий день был выходным днём, и Кристина была приглашена провести его вместе с Робертом и его семьей. Её ещё четыре дня назад пригласила Аня поиграть в Монополию вместе со своей семьей. А потом умерла Проня и Кристина не могла справиться со своими чувствами, она еле ходила по дому, рассказы об Анечке-принцессе ей давались с трудом, но Кристина не могла рассказать о причине упадка настроения беспокоившейся Кате. Если бы узнала она правду, то принялась бы утешать Кристину, а девушка бы расплакалась подобно беспомощному ребенку в руках Кати. Кристина не хотела этого, и ей бы пришлось, страдая, работать, если бы Роберт не отвел её в сторону вечером и не сказал ей своё суровое: «На вас лица нет, идите домой, как будет лучше, приходите. Нет, я не вычту эти деньги из вашей зарплаты». И Кристина, попрощавшись с Анечкой и Катей, быстро выбежала из дома Роберта. Сейчас же она лежала с головой под одеялом в постели, Макс сидел на кухне за компьютером, иногда заглядывая к ней и спрашивая, не стало ли ей хуже. Кристина мотала головой и отнекивалась, говорила, что чувствует себя дурно, но скоро всё пройдёт. Она лежала и вспоминала о Проне. Девушка и не могла раньше подумать, что надоедливых криков Прони, её «бизнес-планов» ей будет не хватать. Через какое-то время зашла Мадемуазель, упомянула, что теперь пусть платят деньги ей, что сумма остаётся такой же, только деньги за пользование ванной Аннушка уберёт. Потом не стала мешать, и чёрной тенью удалилась из комнаты Кристины. Девушка понимала, что сил идти сегодня куда-то и играть в Монополию, веселиться и улыбаться, у неё нет, поэтому она выпила чаю и легла снова в постель, проваливаясь в сон. Больше за тот день её никто не тревожил. Иногда Макс заглядывал к ней, но потом исчезал снова на кухне. Так в горе провела Кристина день и ночь, иногда всхлипывая, вспоминая о произошедшем. Тогда Макс приобнимал её и успокаивал.


Но следующим днём всё изменилось. Было воскресенье и обычно в этот день на рынок сходилось много торговцев, поэтому Кристина и Макс шли за продуктами в этот день. Девушка отказалась идти в этот раз, попросила Макса сходить одного. Она лежала в постели, слыша, как Макс хлопает дверью, и не собиралась вставать. Но потом бурление в животе заставило её отправиться в поисках еды на кухню.
Кристина, нехотя встала с постели, оделась в свитер и джинсы, отправилась на кухню, где решила приготовить себе каши и заварить чаю, но кое-что отвлекло её от готовки. На столе Кристина увидела включенным компьютер Макса и всё бы ничего, если бы девушка, желавшая выключить технику, не заметила на рабочем столе в компьютере документ с названием «М.д.». На рабочем столе были документы названные «размышления на тему…», но не было больше никаких сокращений, кроме этого «М.д.». Кристина заинтересовалась. Она была любопытной и, конечно же, этот странно названный документ приковал к себе её внимание.


Девушка открыла документ и увидела большими буквами надпись в самом начале «дневник Макса». Теперь до Кристины дошло, что сокращение «М.д.» ничто иное как «Макс. Дневник». Кристина села за стол, придвинув поближе стул, она была удивлена. Макс никогда не вёл дневников. Он считал, что это бессмысленная трата времени - описывать что-то совсем безынтересное, как своя жизнь. Теперь же она нашла его дневник. Кристина долго думала, читать записи или нет. Она не знала, как лучше будет поступить. Ей казалось, что если Макс завел дневник, а завел он его где-то около месяца назад, как было написано в документе, то есть что-то, что он может скрывать от неё.


« - И он может никогда в этом не признаться – рассуждала девушка – будет лучше, если я узнаю так. Главное, чтобы я дочитала до его прихода». Испугалась девушка и принялась читать записи Макса за последний месяц, пролистывая лист за листом. Первая запись была сделана ровно месяц назад – в начале ноября. Написано было следующее:


«Подумать только, сегодня я столкнулся с настоящими аборигенами, отрицающими мои идеи. Человек, который спорил со мной, оскорбил меня. Меня, уверенного в правоте моих идей. Что никто раньше и не думал о таком. Он обозвал это всё «изобретением колеса заново», смеялся мне в лицо! Он не философ, он никто! Один из тех, кто не воспринимает новшества, прекрасно украшающие наш двадцать первый век! Мужлан. Я хочу ему доказать, что я прав. Я буду читать об идеях, которые ношу в голове, а здесь писать доказательства того, что это прекрасные, ценные идеи! Клянусь, что этот мерзкий человек ответит за свои слова!»


Кристина неприятно поморщилась. Как много негодования в адрес доброго, желающего помочь Роберта. Как много упрёка лишь за то, что Роберт не согласился с её любимым во мнениях. Отчего Макс, такой доброжелательный, как казалось Кристине, к людям, проявляет такую агрессию по отношению к человеку, который не сходится с ним в идеях. Ведь Макс сам говорил, что все идеи надо ценить.


Дальше, в течение остальных дней шли доводы разных философов, научных исследователей, Кристине было сложно понять многие из них, но после каждого она находила комментарии Макса, схожие по своему смыслу между собой. Макс писал: «Я не могу поверить, неужто столь известный и умный человек отрицает это. Но ведь восхищение всеми людьми нужная идея, важная вещь». Потом следующее: «Отчего они пишут, отчего они все пишут, что не может быть равенства одного на всей земле?». Другой комментарий через пару дней: «Почему, почему люди считают, что измены между партнерами аморальны. Неужели новая, современная любовь не принимается ими? Почему они отказываются от столь ценных идей, от полезных идей?» Ещё один комментарий: «Отчего этот философ не признает восхищение всеми выборами человека? Почему, почему они все пишут, что аморальность будет присутствовать всегда в обществе? А примеры? Они дали мне примеры! Кажется, что они словно бьют меня. Бьют камнями по всем частям тела».


Кристина промотала в самый конец записей, боясь, что скоро придёт Макс и ей не удастся прочесть его недавние записи. Запись за день смерти Прони и последующие дни была собранным в один клубок ворохом мыслей.


« Я восхвалял выбор, я восхвалял выбор каждого! Я не порицал, не порицал проституцию, не порицал алкоголизм, наркотики. Потому что это выбор человека! Сегодня она умерла, умерла, так как употребляла наркотики, стала зависимой. Я восхвалял её выбор, считая это естественным выбором человека. Кто-то вот хочет поехать на велосипеде, не на машине, пожалуйста. Так же и она решила. Но она не могла контролировать себя, многие не могут. Я стал читать статью, я видел тех, кто умерли от наркотиков. Я восхвалял её выбор. Я должен был порицать, я должен был порицать. А она находила во мне друга, так как я не порицал. В результате она умерла. Умерла как какая-то дворовая кошка на грязной койке на нижнем этаже дома терпимости. И мне стало противно, ведь не в теории, на практике я теперь понял, что я идиот. Что дерьмо! Я нестоящее дерьмо! Он был прав, он был прав, мои идеи дерьмо! Что я сейчас буду делать, ко мне сейчас придёт, может, Клавдий, что, что я скажу ему? Я скажу, что пей, пей Клавдий, мой друг, а какие тебе цветы на могилку принести? С матушкой покойницей закопать иль отдельный участок? Что я, блять, скажу всему этому миру? Что я лох? Что я козлина, который не добился ничего? Глупец, который просто начал развивать идиотские идеи, которые от авторов ушли, в интернет пришли, а там стадо лохов их слопало? Посоздавало глянцевых картинок с этими «мы уважаем мнение всех». «То, что ты не считаешь мнение своего ребенка весомым - эйджизм». Да блять, если у него текут сопли, он еле встал на ноги. Идиотизм. Глянец, обложка лишь! А там пустота, космос, ха-ха-ха».
Кристина поморщилась, она читала про себя все эти строки голосом Макса. Его голосом, когда наступала истерика. Когда у него начинали дрожать руки, когда он бешено смотрел на неё, когда начинал ругаться матом или же, общаясь раньше  с ней в социальных сетях, писать огромными заглавными буквами, добавляя везде это истеричное «ха-ха-ха». Кристина выключила компьютер, схватилась руками за голову, больно сжала спутанные волосы в ладонях и заморгала, чтобы не заплакать. Она представила, как сейчас Макс придёт с рынка, как обычно начнёт говорить о продавцах, о том, что продают. А между ними тайна, между ними пропасть, всё дальше отделяющая их друг от друга. Словно произошло землетрясение, и огромный разлом образовался в земной коре. И Кристина стоит по одну сторону этой громадной пропасти, а Макс по другую, и уже ничего им не поможет соединиться, они уже слишком далеко друг от друга, уже не близкие, уже не понимающие друг другу люди. Кристина не хотела видеть сейчас Макса, не хотела находиться в обыденной обстановке, когда что-то непостижимое, ужасное совершалось перед её носом. И это скрывал от неё Макс. Когда бы он ей рассказал правду. Через сколько дней?
Кристина быстро надела кроссовки, накинула теплую куртку и бегом унеслась из дома. Так быстро, что Мадемуазель даже не успела спросить её, куда она бежит. Кристина же бежала в другую сторону от рынка, бежала мимо домов, в надежде, что никто из знакомых не встретится ей по пути. Вскоре девушка поняла, что слишком слаба, чтобы бежать на голодный желудок. Кристина перешла на быстрый шаг, она остановилась, прижалась ладонями к коленям и тяжело задышала.
Сегодня на удивление был погожий денёк, солнце ярко светило на голубом небе, не было ни то, что тучи, но и облачка. Вокруг Кристины, обходя её по разным сторонам, проходили люди, побибикала машина, какая-то разваливающаяся газель, и Кристине пришлось отойти в сторону с дороги. 


Казалось, что в такой чудесный день не может быть грустно. Но у Кристины всё совершенно было наоборот. Она еле шла по улице, настолько ей было плохо. Кристина не могла поверить, что идеи, в которые она так слепо верила раньше, которые восхваляла, как восхвалял их Макс, ничто. Идеи, из-за которых она считала Макса гениальным философом, пустышка. Пустота. Они бесполезны. Кристина пыталась иначе взглянуть на мир теперь, без этих идей, пыталась вспомнить о том, как раньше она жила без этих суждений, как раньше она думала. Но Кристина уже не могла перестроиться, она последний год думала идеями Макса, жила его  жизнью, делала всё ради своего возлюбленного. Она считала его гениальным, она влюбилась в него из-за его гениальности. Из-за его необычности. Она увидела в сети его комментарий, целое философское высказывание. Она заинтересовалась им. Он подобно опытному рыбаку поймал её на удочку своих идей и не отпускал. Кристина изменилась ради него, стала его частью, она уже не осознавала, что она полноценный человек, девушка лишь была частью гениального Макса. Сейчас Кристина не знала, что делать. Она еле переставляла ноги, прохожие оборачивались на неё, кто-то злобно шипел ей вслед «напилась» или «накурилась», но она не обращала внимания. Никто из этих людей не мог понять то, что творилось в её душе. Ей вспомнились дедушка и отец, говорившие, что Макс пустышка. Вспомнился Роберт и его убийственные аргументы в пользу того, что Макс пустышка. Кристина начала смеяться, истерика охватила её. Она смеялась, уже не обращая внимания на то, как прохожие шарахаются от неё в сторону.
 

«Если бы я послушала дедушку, папу, я бы не была с ним. Я бы была в отношениях хороших с семьей. Мы бы вместе поехали смотреть на фейерверк, на меня бы не напал дядя. Не было бы аргументов в защиту него. Я во всём виновата. Я - идиотка. Только из-за самой себя я оказалась в Варцлове. В этой преисподней» - Кристина схватилась руками за голову, обхватила длинные спутанные волосы, она смеялась и рыдала, ускоряла шаг. А потом в ней всё успокоилось. Нашло такое удивительное умиротворение. Кристина превратилась в живого мертвеца с темными кругами под глазами, красными щеками и видом загнанной собачонки. Девушка сворачивала с одной улицы на другую, переходила на третью, сворачивала на четвертую. Люди озадаченно смотрели на неё. Все эти хорошо одетые жители благополучных районов. Она могла бы быть тоже так одета, даже лучше. Если бы она послушалась родителей, если бы она сама поняла, что идеи Макса ничто. Но она была ослеплена им, она шла за ним как любая другая влюбленная девчонка следует за своим парнем.


Послышались детские голоса, веселые крики. Шум нарастал, когда Кристина приближалась к катку. Девушку, погруженную в омут своих мыслей, даже посетила на мгновение идея, что она и не подозревала раньше, что в Варцлове есть каток. Потом же Кристина решила, что какое ей дело. Она проходила уже мимо большого катка, на котором катались дети и взрослые, нарезая круги, друг за дружкой, как вдруг её окликнул весёлый девичий голосок.


- Кристя, это ты!


Кристина остановилась на месте. Она повернулась в сторону катка. Когда ей было плохо, мысли с трудом собирались в её голове. И сейчас девушка не в силах была понять, кто её звал, да и зачем. Но потом к бортику катка подъехали счастливая семья: Роберт, Катя и Аня, которая и прокричала Кристине. Девушке так хотелось пройти мимо них, ей хотелось, чтобы её оставили в покое. Она не знала, как теперь ей быть, когда идеи разрушены. Ей предстояло обсудить всё это с Максом, а значит слушать его истерику, его мат. Девушка схватилась ладонью за лицо, она хотела расплакаться вновь. Но заботливая Катя, видя состояние девушки, осторожно на белых коньках, вышла с катка и по асфальтированной дорожке вокруг него, зашагала медленно к Кристине, пытаясь держать равновесие. Потом Катя обняла Кристину, прижала её к себе. Даже Роберт, который обычно игнорировал девушку, вышел с катка и подошёл к Кристине, ревущей, прислонившейся к Кате.


- Бедная, бедная девочка, что с тобой случилось – шептала Катя, гладя Кристину по волосам – моя милая подруга, мой ангел, отчего ты плачешь?


Кристина, которую окончательно пронзили эти слова, такая доброта по отношению к ней со стороны Кати, обняла крепче женщину, а Катя продолжила гладить по голове Кристину. Не выдержала безучастия в этой трогательной сцене и Аня, она выбежала с катка, падая сначала, но потом подымаясь, шатаясь, подходя к Кристине, девочка обнимала её, пыталась ухватить за руку.


- Кристя, Кристя, что случилось?


Роберт, стоявший подле девушки, лишь молчал, он рассуждал о чём-то своём, не произносил этого вслух. Он хотел выяснить, из-за чего плачет Кристина, но знал, что девушка не признается в этом, что её скрытность будет помехой. Роберт решил, что плачет она, возможно, из-за смерти её «сестры». О смерти «развратной девицы» Кате было неизвестно, потому что, Вера ей уже рассказала  о том, что недавно состоялись похороны девицы из публичного дома. Если бы Роберт сказал жене, что у Кристины умерла на днях «сестра», Катя бы моментально поняла, кем она являлась. Были бы шок, плачь, рассуждения о том, насколько «семья» Кристины ужасна. Этого Роберт хотел избежать. Тем не менее, он не мог не принять участие в этой трагедии, он хотел поговорить с Кристиной наедине, утешить её, возможно, как-то помочь этой несчастной девчонке. Благодаря рассказам его жены, её хвалы в честь Кристины, Роберт изменил своё отношение к этой девушке. Изменил своё отношение и после рассказов Ани о том, как много стран знает Кристина. О том, что она предлагала девочке выучить языки, которые знает Анечка-принцесса. И как узнал Роберт от Кати выучить даром, безо всякой платы. Видимо Кристина, и правда очень сильно привязалась к их семье.


- Кристина – наконец обратился к ней Роберт – пойдёмте, присядемте на скамейку около катка. А то вы еле стоите на ногах.


- Да, лучше будет усадить тебя на скамейку – решила Катя, они вместе направились к старой скамейке, с которой отошла уже краска и которая была мокрой после вчерашнего снегопада. Катя усадила Кристину, Аня села подле девушки и крепко обняла её, ласково прошептала – Кристя, любимая, не плачь. 


Роберт же, желавший остаться с девушкой наедине, обратился к жене и дочери – давайте все вместе перекусим, поделимся и с Кристиной. Помнишь, Анечка, там была палатка с разным фастфудом? Посмотрел в сторону палатки на противоположной стороне катка Роберт, к той выстроилась порядочная очередь. Времени бы как раз хватило, чтобы поговорить с девушкой.


- Идите, купите что-нибудь нам всем – обратился Роберт к жене, которая не хотела отпускать Кристину, и Анечке, доставая из кармана куртки кошелек. Уже ожидая вопрос от жены о том, с кем же останется Кристина, плохо себя чувствующая, Роберт поспешил ответить – я посижу пока что с Кристиной.


Жена и дочка переглянулись, они не хотели оставлять Кристину надолго одну, но в то же время желали ей купить вкусной еды, ведь даже маленькая Анечка понимала, что Кристина часто не может себе позволить вкусную и сытную еду. Поэтому мама с дочкой ушли, а Роберт сел подле девушки, он расстегнул наполовину теплую куртку, из-под которой вылез бордовый свитер, и вздохнул – расскажите, Кристина, почему вам так плохо. Это из-за смерти Прони?


Девушка вздрогнула. Откуда он узнал? Кристине вспомнились похороны, вспомнилась своя вина перед этой девушкой, она задрожала всем телом. Мысли так перемешались в её голове, стали столь не сочетаемыми как, к примеру, шоколад и соленый огурец.


- Я знаю, что она вам не родная сестра – продолжил Роберт, девушка смотрела на свои колени, а не на мужчину, сидящего рядом с ней. Она лишь удивилась, отчего он это знает и что последует дальше, её увольнение? Но Кристине было всё равно сейчас на решение Роберта, на её лицо было ноль эмоций, девушка напоминала статую, которую отчего-то усадили на эту скамейку подле катка.


- Я не сказал этого тогда на ужине. Вы славно притворились. Сейчас я не буду донимать вас расспросами, вам плохо. Внимательно глядел Роберт на девушку, на щеке которой замерла слезинка.


- Мне очень плохо – прошептала Кристина.


- Вам была так дорога эта Проня? Уже отводя взгляд от Кристины, сжавшейся и иногда вздрагивавшей, смотрел Роберт на катающиеся фигуры на катке. Вот появился на льду явный профессионал, мальчишка лет десяти, грациозно делающий разные трюки, гоняющий быстро и обращающий внимание всех на себя. Такие всегда появляются на общественных катках, чтобы произвести на себя впечатление.


- Я была несправедлива к Проне – вздохнула Кристина и сложила ладони на коленях, она рассматривала свою грубую, потрескавшуюся кожу на руке – она была проституткой, вы это и так знаете, вы любопытный – мельком взглянула на Роберта Кристина. Мужчина улыбнулся своей легкой, еле заметной улыбкой – есть такое.


- Её я не считала и за человека. Я могла спасти её от наркозависимости, если бы только посмотрела на неё как на человека, не как на вещь. А я поняла это только после её смерти. Кристина больно вцепилась ногтями в ткань джинс, её глаза вновь наполнились слезами – я поняла это после смерти. Мы могли бы спасти.


- Кто мы? Вы и Макс? Не понял сразу Роберт – он вряд ли бы спас её, продолжил бы восхищаться.


- Роберт – девушка повернула голову в сторону мужчины, её волосы спали ей на глаза, Роберт посмотрел на эту худощавую хиленькую девчонку, в его глазах теперь читалась жалость. Он подобно жене своей хотел прижать к себе эту плачущую девушку, но не решился этого сделать, зато он забыл свою привычку говорить с подростками на «вы» и сказал ей простое – что с тобой случилось? Что-то помимо смерти Прони?


- Нет – сначала не хотела говорить Кристина, привычнее ей было замкнуться в себе и не рассказывать то, что её гложет, но потом передумала и просто ответила – хотя, да. Я нашла сегодня дневник Макса. Он разочаровался в своих идеях.
 

- Вот как – задумался Роберт. Он уже давно понял, что эта девушка была поглощена своим парнем. Понял ещё при первой встречи с ней. И когда он разочаровался в идеях, в идеях в которые она так свято верила, это означало одно – она тоже должна разочароваться, должна понять, что все идеи её парня чушь. Всё, что она в нём так ценила, его ум – это чушь.


- Я не знаю теперь, что мне делать – искренне произнесла Кристина – и я не понимаю, почему я говорю это вам.


- Ты можешь со мной всегда поделиться – заметил Роберт, Кристина посмотрела ещё раз на него и потом вздрогнула, ее словно водой окатили. Роберт смотрел на неё таким сочувствующим сопереживающим взглядом, девушка засмущалась.


- Знаете, у нас есть с Максом мечта…


- Поехать на юг? Уточнил Роберт и потом замешкался – мне просто жена упомянула, она нахваливала тебя мне – и Роберт посмотрел в сторону палатки с фастфудом, очередь медленно продвигалась.


- Мне она вас нахваливала.


- Меня всем нахваливают – похвастался, словно был маленьким мальчишкой, Роберт.


- Да, у нас мечта поехать на юг. Но сейчас я не знаю, что будет. Ведь Макс планировал там писать свои идеи, а я сидеть на берегу моря. А сейчас я даже боюсь с ним заговорить о будущем, да что там, я боюсь признаться ему в том, что прочла его дневник. Как я прочла, я сбежала из квартирки. Призналась Кристина, выпрямляясь, закидывая ногу на ногу. Роберт протянул ей носовой платок, чтобы она вытерла слезы, замерзающие на алых разгоряченных щеках.


- Кристина, а ты не думала – смотря на то, как виртуоз продолжает выделывать трюки на катке, рассуждал Роберт – ты не думала, что вы накопите денег на поездку на юг, но что там будете делать. Кем работать? Ты так же будешь работать няней? Зарабатывать совсем немного. И так всю жизнь? Кристина – Роберт с печалью посмотрел на девушку, сидевшую вплотную к нему, на этой крошечной скамейке. Виртуоз упал на лёд, теперь люди столпились вокруг него и помогали ему подняться. Катя и Аня заказывала хот-доги в палатке.


- Я не хочу настаивать на чём-то. Но я вижу, ты очень смышленая. Ты даже предлагала учить Ане иностранные языки. Я был поражен, когда услышал от дочери это. Я не буду спрашивать у тебя, откуда ты всё это знаешь. Нет. Я просто предлагаю тебе ходить в Варцловскую школу и получить ещё больше знаний. Подумай, пожалуйста, об этом – попросил Кристину Роберт, когда Катя и Аня уже подходили к ним, держа каждая в руках по двум хот-догам.


- Угощайся, Кристя – передала сразу же в руки девушки  сосиску в тесте Анечка и забралась девушке на колени. Кристина обняла Аню одной рукой, девушка принялась есть принесенную ей еду, заранее поблагодарив всех членов семейства.
После еды, Аня уговорила девушку покататься с ней на коньках. Катя одолжила девушке свои коньки, у них оказался одинаковый размер, и Кристина вместе с девочкой, держась за руки, каталась на катке круг за кругом. Кристина хорошо умела кататься, она привыкла в столице всю зиму в свободное от учебы время проводить на катке вместе с подругами, поэтому она каталась быстро и ни один раз не упала за всё время катания. Катя и Роберт сидели на скамейке и наблюдали за катающимися дочкой и няней. Катя счастливо произнесла – славная Крис - няня и подруга.


- Да – отозвался Роберт, наблюдая, как эта таинственная девушка, скрывающая свое прошлое, быстро катается, и как учит она Анечку и других окруживших её детей. И улыбается, и хохочет, хотя на самом деле, на сердце её горе.


Рецензии