Голос взыскующей совести интервью

 
Беседа с другом детства Василия Шукшина Иваном Калугиным
                в Новоалтайске в мае 1998 года


     Мир детства, наполненный яркими красками родной природы, для творческого человека - источник постоянного вдохновения, Василия Макаровича Шукшина, актера, режиссера, писателя, который брал свое вдохновение на своей малой родине. Он ушел из жизни во время съемок фильма "Они сражались за Родину". Его талантливые работы, память о нем живут в сердцах истинных ценителей искусства и тех, кто знал его лично.
     Иван Ефимович Калугин из тех, кому посчастливилось быть близким другом Шукшина. Выросший вместе с Шукшиным в Сростках, в 90-х годах минувшего века он жил в Новоалтайске. Я в то время была в командировке на Алтае как спецкор российского еженедельника «Военный железнодорожник». Узнав о Калугине, поехала из Барнаула на встречу с ним.

     В 70 лет Ивана Ефимовича Калугина грех было назвать стариком: по-сибирски крепкий, с цепкой памятью, живой и подвижный. Инженер по образованию, он работал главным механиком Новоалтайского вагоностроительного завода. Свое родное село Сростки, друга детства Васю Шукшина, с которым он всегда поддерживал теплые отношения,  он никогда не забывал.

     – Иван Ефимович, о Василии Макаровиче Шукшине уже много было написано, но всегда интересна память близких людей. Расскажите о своем детстве.

    - Наше родное село Сростки, расположенное в предгорьях Алтая, находится в сорока километрах от Бийска. Знаменитый Чуйский тракт шумит неподалеку. Необычайно красива гора Бекет, которую мы, мальцы, всю облазили. А река нашего детства Катунь, возле которой затевались все наши игры! На ее кудрявых берегах и островках протекала наша ребячья жизнь. Собирались табунком, бегали, рыбачили лазили по деревьям. Нас, деревенских детей, хлебнувших военного и послевоенного лиха, кормила природа. По весне, бывало, ели кислицу, солодку, потом, когда вылезал из-под  теплой земли слезун, грызли его, затем - луковицы саранки, кандыка, ели и так называемые пучки. Затем поспевали ягоды: земляника, крупная, словно виноград, смородина, клубника, боярка, черемуха, облепиха. Это - наши алтайские витамины.
     Деревенская жизнь однако была нелегкой. Ребятишки много работали, помогая взрослым. Мы с Васей пахали, боронили, работали на жатках и косилках, скирдовали сено, возили зерно. В 1933 году отца Шукшина, Макара Леонтьевича, арестовали органы ОГПУ, и только в 1956 году он был посмертно реабилитирован. Мать Шукшина, Мария Сергеевна, имея двоих детей (в том числе дочь Наташу), очень бедствовала и только спустя несколько лет снова вышла замуж. Но отчим, Павел Николаевич Куксин, погиб на фронте Великой Отечественной войны. Известно, что Василий Макарович Шукшин собирался снять фильм "Вот моя деревня" и в 1970 году даже написал сценарий, который начинался так: "Вот моя деревня. Вот мой дом родной... А вот мать моя. Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз - в 31 год, в 1942 году. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын ее вышел в люди, большой человек в городе. Я у нее учился писать рассказы..."
 
     –Мария Сергеевна действительно оказывала большое влияние на сына?

     – Да, это так. Мать Шукшина, по профессии парикмахер, была одаренной натурой, душа ее была открыта народному слову, песне, природе. Она чутко понимала все стремления сына. Военную службу мы оба проходили во флоте: я – на Балтийском, Василий–на Черном море.
     Отслужили, значит... Помню, Мария Сергеевна говорит мне: "Зайди к нам, Вася приехал..." Захожу, вижу: Вася сидит в горнице бледный, осунувшийся. Оказалось, отправили его домой долечиваться – обнаружили язву желудка. Мария Сергеевна способствовала его быстрому выздоровлению. Вася экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости, стал работать директором вечерней школы, преподавал русский язык и литературу. Сам все время писал. После семилетки учился в Бийском автомобильном техникуме, но оставил его.
     Известно, что он многое перепробовал, прежде чем найти себя. Работал на строительстве турбинного завода в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья - грузчиком, учеником маляра, слесарем-такелажником. Да, это все он прошел еще до службы во флоте – изучал изнутри беспокойную жизнь и прежде всего себя...Однажды Мария Сергеевна зазвала меня в дом: "Вася собирается учиться..."
     – И куда ты собрался, Василий? - спрашиваю его.
     –Хочу на партработу, - отвечает.
     –А твое ли это дело? - упорствует мать.
     –Хорошо. В институт пойду! - сказал он решительно.
     Поехал в Москву и поступил сразу в два института: в историко-архивный и во ВГИК. Но выбор он остановил на ВГИКе, учился на режиссера у Михаила Ромма.

     –Творчество Василия Макаровича Шукшина выходило из родной благодатной почвы. Он черпал сюжеты из реальной жизни. Делился ли он с вами, Иван Ефимович, как со своим близким другом, своими замыслами?

     – Василий Макарович был из тех редких людей, для которых друг детства - друг на всю жизнь. Живя в Москве, делая свои роли и фильмы, которые несли Шукшину известность, он все же нуждался в одобрении своих земляков. Часто приезжал в Сростки. В фильме "Печки-лавочки", снимавшемся на берегу Катуни, участвуют наши деревенские бабы-певуньи  Буркина, Малышева и другие. А в "Калине красной" артист Ванин (на которого в бане плеснул Егор Прокудин ковш кипятка) – наш алтайский, с Ребрихи... Идея фильма "Живет такой парень" тоже зародилась на местном материале. Жил в наших краях шофер Колька Снегирев, который погиб, сорвавшись вместе с машиной с моста. Даже песню про него у нас сочинили. "Вот возьму эту песню, – говорил Шукшин, – и будет она пронизывать весь фильм..." Так и сделал.
     Фильм Шукшина "Живет такой парень" получил в 1964 году первую премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде – за жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение. Но Шукшин был недоволен собой: "Я хотел рассказать о хорошем, добром парне, который как бы развозит на своем "газике" доброту людям... Нет, мне надо было подмахнуть парню "геройский поступок"... Сработала проклятая, въедливая привычка: много видел подобных поступков у других авторов и сам поступил так же... Почаще надо останавливать руку, а то она нарабатывает нехорошую инерцию..." Так он отзывался о фильме.

     – Критически относился Шукшин и к фильму "Калина красная", получившему диплом на Международном кинофестивале в Каннах. А вы, Иван Ефимович, как относитесь к этому фильму?

     –"Калина красная"– мой любимый фильм. В главном герое, Егоре Прокудине, переплелось все: смелость и шутовство, жестокость и достоинство. Но он, несмотря на блатное тюремное прошлое, стремится вновь ухватиться за честную жизнь. Вообще сильные характеры в картинах и в литературе у Шукшина привлекают. Сам он говорил, что борьба за человека никогда не кончается, имея в виду отрицательных героев.
     Возьмем, к примеру, роман "Любавины", о котором слишком неистовые критики писали "где все – кряжистые, звероватые и все кругом закуржавело..." В нем – острота социальной борьбы показана зримо и ярко. Вот Витька Любавин, который в день свадьбы украл хомут... Ему устраивают самосуд. Вешают на него хомут и дугу, в зубы – замок от амбара, из которого он совершил кражу, и ведут по улице... Это – сцена из жизни. Мой отец был тому свидетель. Правда, Любавины – фамилия выдуманная. Это скорее прозвище. Конечно, не тем ценен роман, что достоверно описывает реальность, а тем, что правдой достает до сердца, как и другие герои его книг.
     Я имею полное собрание сочинений Шукшина и перечитываю его порой. Беспощаден он был к себе в смысле работы. Его друг, артист  Георгий Бурков, вспоминал, что он все время ходил с тетрадочкой и писал везде, где придется, – на съемках, в дороге, в больнице.

     – Иван Ефимович, в Москве вы тоже встречались с Шукшиным?

     –А как же. Я туда частенько приезжал. Помню, позвонил ему. Условились встретиться на площади Пушкина. Потом поехали на киностудию имени Горького. Вася долго оформлял пропуск – решил мне устроить экскурсию. Показал, как снимают дубли, как делается бутафория – пожар, снег, прямо в павильоне. Артисты в промежутках там чаевничали, пекли блины. Все крутились возле него: "Василий Макаро¬вич... Василий Макарович..." Некоторые даже обниматься лезли.
     – Чего это они? - спрашиваю у Шукшина.
     – Да вот, – говорит, – лебезят, хотят у меня сниматься, работа-то не у всех есть сейчас...
     Шукшин был человеком искренним, бескомпромиссным. В молодости, перед отъездом в Москву, женился на алтайской девушке Марии Шуйской. Я был тогда свидетелем у него на свадьбе. А уж позднее встретил он Лидию Федосееву. Так бывший тесть, Шумский, ездил к нему в столицу разбираться в обиде за дочь. Потом Василий приезжал с женой и двумя дочерьми в Сростки – родной дом для него многое значил...

     – Вы знаете о последних годах его жизни, Иван Ефимович, ведь писали о нем разное?

     – Знаю я одно. Василий Макарович много работал: и  как актер, и как режиссер, и как писатель. Он не мог выбрать что-то одно, потому что был разносторонне талантлив. Говорят, что он пил. Ну, с кем ни бывало? Когда мы встречались с ним в последний раз, он вообще спиртного в рот не брал. Завистников, злопыхателей было немало. Вот и переживал он, жаловался на сердце. Я говорю об этом всегда и везде, когда меня при-глашают на встречи...
     Сердце у него и отказало во сне, 2 октября  1974 года, на Дону, в каюте теплохода «Дунай», после очередного дня съемок  фильма «Они сражались за Родину». На столе в каюте Шукшина лежала раскрытая  тетрадь с повестью для театра «А поутру они проснулись». Так описывал этот день актер и его друг Георгий Бурков.
      А вот как отозвался о Василие Макаровиче Шукшине  известный писатель Валентин Распутин: «Все, что сделано Шукшиным в искусстве, освящено у него этим требовательным понятием, этой страстью и болью, которым он заставил внимать всех…Читателям и зрителям Василия Шукшина была и остается вся Россия от самых высоких умов до самых падших душ, его талант – это прежде всего голос взыскующей совести.» Самое главное, что его творчество  интересно и сегодня.

     –Спасибо, Иван Ефимович, за то, что вы – один из тех, кто помогает сохранить о Шукшине  добрую память. Всего вам доброго, вам, и вашим двум сыновьям и трем внукам, живущим в самобытном алтайском крае!

  P.S.   Иван Ефимович Калугин скончался в 2004 году. Об этом мне сообщили работники музея Шукшина в Сростках.


Рецензии