Вред от лжи

Является ли способность умело врать признаком высокого интеллекта? Ведь с одной стороны, умение обманывать с пользой для себя в большинстве случаев является полезным навыком. К тому же, никто не отменял понятие «ложь во благо» - особый вид обмана, предназначение которого – уберечь все стороны от «пагубного» воздействия правды. Но действительно ли ложь может уберечь от негативных последствий, или всё же сама по себе приносит значительный вред?

Эмпирическим методом можно легко установить, что обман (или же способность обманывать) наносит ущерб ни столько тому, кому врут, а сколько тому, кто врёт.
Основной урон в этом случае наносится интеллектуальной способности «обманщика». У любителей «приукрасить правду» рано наблюдаются расстройства памяти, психические заболевания, ухудшается восприятие и т.д. И не зря в отдельную категорию психологических болезней внесено понятие «патологический врун» - индивид, попросту не способный говорить правду.
Примером пагубного воздействия «неправды» на интеллектуальные и адаптивные способности является детское враньё. Основными носителями данного явления, как правило, являются непослушные дети, прогуливающие школу и отстающие в усваивании учебного материала. Тем не менее, они зачастую пользуются авторитетом у сверстников из-за своей способности умело «отбрехаться» и «отмазаться» перед взрослыми.
Чтобы представить, почему так происходит, следует разобраться в основных понятиях, приведённых ниже.

Память - способность к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) нашего опыта, информации. Она представляет собой один из основных познавательных процессов, вместе с функцией внимания обеспечивает эффективность восприятия, мышления, а также является важнейшей предпосылкой интеллекта. (В.В. Дунаевский).

Пропустив подробности физиологических процессов памяти, следует отметить, что ретенция делится на два вида: кратковременную (оперативную) и долгосрочную. Чем отличается – наверняка и так понятно. Интересным является то, что долгосрочное сохранение информации также отражается на ДНК, и способно передаться потомкам в зашифрованном виде, что играет значительную роль как в онтогенезе (индивидуальном развитии организма от зачатия до смерти), так и в филогенезе (развитие биологического вида, рода, поколений индивидов).
Что касается самого интеллекта, то он не является самостоятельной психической функцией – это совокупный результат всех познавательных процессов, а также уровень способностей, потенциальных возможностей человека. К предпосылкам интеллекта относятся психические процессы, обеспечивающие восприятие, накопление, хранение информации, а также анализ приобретенного опыта. (В.В.Дунаевский).
Таким образом, можно заметить, что память и интеллект – это взаимосвязанные элементы формирования психической составляющей личности.

Касательно механизма возникновения патологий (этиология) психических заболеваний, что простыми словами его можно ассоциировать с памятью компьютера. Точнее, с создаваемыми ярлыками. Любой ярлык, как правило, имеет источник. Активируя ярлык, пользователь запускает программу, закреплённую за данным ярлыком.
Если же на рабочем столе, либо где-нибудь ещё имеется ярлык, а закреплённая за ним программа удалена, либо вовсе не существовала – перед пользователем всплывает окно с уведомлением о том, что файл не найден. Также предлагается найти его вручную, выбрав команду «Обзор».
Что касается памяти – то ложь/обман и является тем самым ярлыком, но в данном случае, к нему не закреплена ни одна истина, воспоминания о которой отображались в памяти. Потому, когда сознание посылает в память запрос о воспроизведённой лживой информации, то в ответ получает что-то типа «404 Not Found». Часто повторяющиеся акты обмана создают в психике накопление подобных своеобразных ярлыков, за которыми не закреплены чёткие воспоминания. Нагромождение подобных ярлыков, не смотря на их незначительный объём, в итоге не оставляют в памяти места для полноценной информации, таким образом ухудшая её ретенцию. В это же время, место для создания ещё большего количества «ярлыков» в памяти остаётся. Потому в данном случае, враньё(способность обманывать) приобретает патологический характер, ведь ярлык весит намного меньше, чем полноценная программа. Потому патологическим врунам легче насоздавать уйму выдумок, чем отыскать правдивые воспоминания, которые со временем в итоге постепенно удаляются и остаётся лишь куча «пустой» информации.
Относительно самих расстройств памяти и интеллекта у врунов часто выделяют:

Парамнезию - ложные воспоминания. Нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. Парамнезии являются качественными извращениями памяти. (Н.Е. Бачериков).

Конфабуляции - ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в иное (часто в ближайшее) время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.(А.В. Снежевский)

Криптомнезии - ситуации, в которых некогда прочитанное или увиденное воспринимается как часть собственной жизни, либо, наоборот, собственная жизнь кажется эпизодом романа или фильма.

Но чаще всего это Фантазмы - события, которые придумал или вообразил человек, ему кажутся произошедшими на самом деле.

Помимо этого, наблюдается общие нарушения памяти, слабоумие, забывчивость, рассеянность, неспособность вспоминать термины. Своеобразные «прорехи» в памяти, а также вплоть до маразма.

Потому врать – крайне вредно для психики, памяти и интеллекта. А если же возникает необходимость скрыть правду – лучшее её просто не говорить. Ведь не зря с детства учат: «Не обманывай, а то хуже будет»…


Рецензии