По дороге на ярмарку эссе

       Пыль и грязь грунтовых дорог, сырость речных перевалов были постоянными попутчиками купцов, перевозивших товар по Российской империи. С развитием горнорудной промышленности на Урале расширялись и торговые пути. Продукция уральских заводов доставлялась в Москву, Санкт-Петербург, на Нижегородскую ярмарку и на юг России гужевым и речным транспортом.
     «Для сплава груза употреблялись специальные плоскодонные баржи-«коломенки», «полуколоменки», «дощаники» и «четвероугольные барки». Коломенки строились с палубами , а иногда и без них. Малые и средние «коленки», обладая большой скоростью, успевали проплывать в Санкт-Петербург за одно лето, а большие обычно зимовали в дороге. «Коломенки» часто разбивались в пути о прибрежные скалы бурной реки Чусовой, и ценные грузы гибли в воде» (из книги «Из истории заводов и фабрик»).
     В 1598 году была открыта так называемая Бабиновская прямая дорога, соединявшая станцию Соль Камскую с Сибирью. В верховьях реки Туры была основана таможня и заложен город Верхотурье, ставший важным транзитным пунктом, через который велась торговля европейской части России с Сибирью. Она стала более оживленной, когда в 1638 году была учреждена общероссийская ярмарка в Ирбите, оказавшая большое влияние на развитие экономики всего края.
    Ирбитская ярмарка была одной из крупнейших в стране после Нижегородской. Она проводилась ежегодно с 1643 по 1929 годы. Ирбитская ярмарка длилась один месяц – с 1 февраля по 1 марта. В это время в Ирбит съезжались тысячи купцов со всей страны и других государств, за счет чего население  увеличивалось в 10-15 раз. Купцы обменивались товарами из Европы и Азии. Оборот ярмарки достигал 60 миллионов рублей.
     Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе «Приваловские миллионы» так отзывался об Ирбите: «Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда.»   
          
      По ярмарочному законодательству России Ирбитская ярмарка была отнесена ко второму разряду (к первому разряду принадлежала одна Нижегородская). За право содержания торговых заведений и ведения торговли на Ирбитской ярмарке устанавливались платежи выше, чем на ярмарках 3-5 разрядов. В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на ярмарку  требовали не только значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего Московского сухопутного тракта и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем зимой.
       Отрезки прогона на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка" имела своих монополистов. Сопровождали товары приказчики. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При передаче с одной "веревочки" на другую товар часто терялся, разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался. Этот случай, описанный в "Ирбитском ярмарочном листке" (№ 11, 1870 г.), являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми.»
        С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была в 3-5 раз дешевле. Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница была мелководной, и пробные рейсы по половодью (в частности, в 1862 г.) положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита. Один из активных членов УОЛЕ Наркиз Константинович Чупин написал интересное исследование на эту тему:  «К истории города Ирбита и Ирбитской ярмарки».
               
     Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Умозрительно можно выделить три рода торговли. Первая ступень: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест, концентрация товаров в руках оптовиков. Вторая ступень: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями, розничная торговля на время сделок. Третья ступень: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в местах спроса - Москву, Петербург, Нижний Новгород, Польшу, Америку....
  После постройки Транссибирской железной дороги, оказавшись в стороне, Ирбитская ярмарка стала гаснуть. В советское время (в 1929 году) знаменитую ярмарку вовсе закрыли – она никак не вписывались в советскую эпоху. Но в нынешней России Ирбитская ярмарка с 2002 года снова возродилась. Она проходит ежегодно летом. В 2016 году ярмарка проводилась в связи празднованием с 385-летия Ирбита. В течение с 11 по 14 августа Ирбит снова превратился в город мастеровых, где можно было не только приобрести различные товары, но и поучаствовать в культурно-развлекательных мероприятиях.
     Известно, что ярмарки являлись не только местом торговли, но и прокладывали путь для размещения товаров. В Европе они заявили о себе еще в Х веке. Среди наиболее известных были: Синегалийская - в Италии, Венская – в Австрии, Брауншвейгская - в Великобритании, Шампаньские – во Франции, Макарьевская (Нижегородская ) - в России.
Из Италии на ярмарки привозили веницианское сукно,колониальные и москательные товары (пряности,сахар, кофе), из Силезии – полотно, из Испании – бумазею, из Германии и Франции- вина, из Норвегии, Швеции и России- меха.
Разнообразные товары, производившиеся не только в разных уездах России, но и провезенные через Архангельск и Астрахань из европейских и восточных стран, можно было купить и на уральских ярмарках.
     Видный государственный деятель и историк В.Н.Татищев, приступивший к управлению уральскими заводами в первой трети 18 века, первым заметил, что Уральский хребет, через который едут торговать купцы, является, по существу, естественной границей между европейской и азиатской частям России. В 1736 году он в своем труде Общее географическое описание всея Сибири» научно обосновал необходимость установки здесь пограничных столбов.
     Весной 1837 года был установлен первый на Урале пограничный столб с надписью «Европа - Азия» на перевале с западного склона на восточный на горе Березовой, в 8 километрах от нынешнего города Первоуральска. Это была мраморная пирамида с  царским гербом, возведенная по случаю приезда на Урал  наследника престола, будущего Александра второго и его наставника, поэта В. Жуковского.
     Неподалеку проходил Сибирский тракт, по которому из Москвы шли купеческие обозы, крестьянские подводы, переселенцы с котомками за плечами и ссыльные в кандалах. Пограничному столбу оказывалось уважение: народ осенял чело крестом  и кланялся в пояс на стыке двух континентов, как бы прося у природы покровительства.
     На протяжении более трех тысяч километров вдоль Уральского хребта, по 60-му меридиану, в разное время было воздвигнуто более двух десятков пограничных столбов, разделяющих две части света. Сейчас возводят подобные столбы и предприниматели.
Перелистаем еще несколько страниц нашей истории. В 1762 году Екатерина вторая издала Указ  для активизации купеческого предпринимательства, согласно которому разрешалось заводить фабрики «всем, кто пожелает». Один Савва Яковлев  за 13 лет потратил на приобретение 22 заводов громадную сумму - более 1 млн 300 тыс. рублей.
     Урал уже был втянут в систему всероссийского рынка, и караванный путь доставки товаров постепенно изживал себя. В 1834 году крепостные механики Е.А. Черепанов и его сын Мирон построили первый в России паровоз, а затем была возведена и железная Уральская горнозаводская железная дорога от Перми до Екатеринбурга. Ветка возводилась на средства мецената - купца П.И. Губонина.


Рецензии