13 из газеты о нём

28.11.2001г.
Из газеты "АиФ"-МОРДОВИЯ" №48
                СТРАШНО  НЕ  УМЕРЕТЬ  - СТРАШНО  НЕ ЖИТЬ
                Жизнь и смерть глазами судмедэксперта

            СМЕРТИ, как и любви, все возрасты покорны. Неоспоримая истина, когда-то высказанная великим Гиппократом - первый шаг ребенка - это шаг к смерти, - черной полосой пролегает через всю нашу жизнь. О смерти и жизни с корр. "АиФ-Мордовия" беседует заместитель начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Владимир Цыкалов.
       - МОЯ ЖИЗНЬ началась в Воркуте. В 1961 году, когда мне исполнилось одиннадцать лет, семья перебралась в Джамбул. Там я закончил общеобразовательную школу имени Баумана.
       Еще раньше прошел обучение в детской музыкальной школе по классу баяна и по-лучил диплом с отличием. В 1967 году в Саранске основа¬ли медицинский факультет, об этом я узнал от двоюродной сестры, которая училась в Мордовском университете на факультете журналистики. Посоветовавшись с близкими, решил попробовать.
       Интерес к лечебному делу достался мне в наследство от деда-знахаря, но лишь окончив университет и устроившись на работу в Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы, я в полной мере осознал, что занял ту самую нишу жизни, о которой всегда мечтал.
       Сложно понять, почему я стал именно судмедэкспертом. Возможно, на мой выбор повлияла атмосфера, царившая в семье. Отец работал горноспасателем. Специфика этой экстремальной работы, рассказы, которыми было наполнено детство, - все это не могло пройти бесследно. Хотя вполне мог стать и травматологом в центральной Республиканской больнице Мордовии...
       Вместе с поступлением в мордовский университет в мою жизнь вошла сцена. Декан поручил организовать факультет¬скую художественную самодеятельность, ибо университет в то время досуга студентов без этого не мыслил, только называлось все это странно - агитбригада.
       Очень много с тех пор воды утекло, но забыть наши юношеские попытки взять штурмом творческий Олимп не могу. Мы все были такими молодыми и бесстрашными! На первом Все¬российском фестивале самодеятельного творчества трудящихся в Ульяновске мы выступили с пьесой по мотивам по¬вести Алешина "Одна", где я исполнял одну из главных ролей, за что получил "лауреата" как лучший исполнитель мужской роли.
       Пока я проходил обучение на медицинском, получил второе образование на факультете общественных профессий (был тогда такой) и получил диплом руководителя самостоятельно¬го театрального коллектива.
       Тяга к искусству, поэзии, музыке ко мне пришла еще в детстве. Стихи я начал писать очень рано, но более-менее стало получаться только лет с 14-ти. Итогом моих поэтических потуг стал сборник стихов "Регистры римфоцентра", вышедший в прошлом году. А в декабре этого года у меня будет издана книга "Один день из жизни судебно-медицинского эксперта".
       Более философской профессии, нежели судмедэксперт, представить сложно. Где-то я прочитал, что человек, ежедневно видящий смерть, становится жизнелюбом. Философия для нас просто необходима, ведь только истинный философ не боится смерти. В разговорах со мной люди часто интересуются, как нам удается заниматься таким делом. Но лично для меня, равно как и для практически всех моих коллег, труп человека - это своеобразная книга, которую нужно 'прочитать вдумчиво и внимательно, чтобы докопаться до причин смерти. Но ни в коем случае - нельзя подходить к работе шаблонно. Читая эту "книгу", мы познаем, как человек прожил свою жизнь, чем занимался, и способны дать свою, субъективную, оценку ушедшей в мир иной личности.
       Конечно, человек далеко не бессмертен. Но ужас состоит не в этом. Как выразился однажды великий Виктор Гюго, страшно не умереть - страшно не жить. Жизнь я вижу, как шанс успеть познать самого себя, понять, на что ты способен, взрастить в себе душу...
       Человек живет и умирает, но что-то должно остаться: его дела, мысли...
       Насчет "за" и "против" существования загробного мира у меня есть своя теория.
       Мироздание мне видится как система пересадки души "из одного горшочка в другой" с целью совершенствования. Плохо прожил жизнь человек, не реализовал себя в полной мере - будь добр прожить следующую жизнь в той же "посуде". Удалось пройти этот этап самореализации, и тогда тебя ждет следующая - не менее важная - стадия. И так до тех пор, пока этот круг бытия не замкнется. Что будет дальше - не знаю.
                Алексей КУЗНЕЦОВ
                ==============================
 


Рецензии