На охоте

Зовут меня Жак, и я любитель пострелять из ружья по тарелкам. Однажды я выбрал подходящий теплый денек и созвонился со своим другом, чтобы отдохнуть, а он, в свою очередь, мне предложил сходить в лес на настоящую охоту.
Я собрался основательно: взял ружье, патронташ и рюкзак, чтобы в случае удачи складывать туда дичь. Настрой у меня был решительный, но в самый последний момент прозвенел звонок, и друг отказался от намеченного мероприятия. Я был расстроен, но он предложил встретиться со своим знакомым, который слыл заядлым охотником и жил у самого леса.
— Он тебе не откажет и составит подходящую компанию, — заверил мой друг. — Ему охота дороже семьи. Он вырос в лесу и знает все премудрости в этом деле.
Пришлось позвонить, чтобы не пропадал день, и я услышал в трубке писклявый мужской голосок. Сначала я удивился, что такой голос может принадлежать человеку, занимающимся охотой, а тем более семьянину и человеку, которого мне обрисовывал мой друг, но делать было нечего, и я с ним договорился о встрече.
— Приезжай ко мне, но только рано утром, — сказал писклявый голос. — Я тебе поведу на уток. У нас здесь есть шикарное болото. Давно собирался, но никак не могу выбрать время. Сам понимаешь: жена, дети, бабка, свекор…
— Хорошо, достаточно, — остановил я его, пока он не перечислил мне всю свою родню. — Я приезжаю!
Ранним утром я уже был у его деревянного дома и давил на звонок. Долго никто не открывал, и, наконец, дверь открыла женщина.
— Это вы звонили вчера Андрэ? — спросила она недовольным голосом.
Я попытался ей объяснить свое появление, но она молча распахнула передо мной дверь и сухо сказала:
— Входите. Он в столовой.
Я прошел в комнату и увидел толстого человека, который развалился в кресле. Он окинул меня взглядом, наклонил голову набок и прищурил свои поросячьи глазки.
— Это ты, что ли, охотник?
— Я договаривался…
— Достаточно, — оборвал он меня и пошевелил своей жирной задницей в кресле. — Мне объяснять ничего не надо. На охоте все выяснится. Меня зовут Андрэ, если что.
Я тоже представился и уселся на указанный мне стул, подождать, пока этот Андрэ соберется.
Вскоре мы вышли из дома и направились по тропе в сторону леса. Лес был недалеко: густой, заросший густым колючим кустарником, с высокими деревьями и елями.
По дороге я расспрашивал Андрэ о лесных обитателях, и он меня заверил, что кроме уток на болоте и зайцев в лесу он никогда никого больше не встречал.
«Ну и хорошо, — подумал я. — Мне и уток достаточно».
Зашли мы далеко, свернули в какой-то овраг, и перед нами раскинулось большое заросшее тиной болото.
— Это здесь, — сказал он. — Ты когда-нибудь стрелял?
— Конечно, — удивился я его вопросу, но не стал уточнять, что по летающим тарелкам. — Стрелял и некоторым образом попадал.
Он еще раз окинул меня своими поросячьими глазками и скинул ружье.
— Будем сидеть в засаде, и ждать, — сказал он. — В последний раз я здесь подстрелил целых три утки.
— Здорово! — согласился я и на всякий случай расстегнул патронташ, чтобы быстро можно было доставать патроны и перезаряжать ружье.
Болото было тихое, и мы затаились. Кроме жужжания комаров я ничего не слышал и только отмахивался от назойливых насекомых. Я поглядывал на спокойное лицо Андрэ и начинал теряться в догадках, а туда ли мы вообще пришли. Мой друг обещал совершенно другую охоту. Создавалось такое впечатление, что здесь нет не только уток, но даже лягушек: уж слишком все напоминало обычную помойку. Кругом плавали гнилые стволы деревьев, а жижа, которая наполняла вонючую впадину, не предвещала вообще никакой дичи. Может, она здесь когда-то и водилась или пролетала мимо,но, чтобы задержаться в этом дерьме — ни одной утке бы не пришло в голову. Я взглянул на Андрэ, но тот был сосредоточен и внимательно всматривался в болото, которое находилось перед нами.
— Кроме комаров, я думаю, здесь мы ничего не поймаем, — прошептал я.
Андрэ поднес палец к губам и ответил тихим голосом:
— Если ты будешь болтать, то и комары разлетятся. Охота — дело тихое и без рассуждений. Раз пришел, значит, сиди и молчи. Добыча сама прилетит или прибежит. Однажды я даже зайца в этих местах видел.
Я с удивлением пожал плечами и притих.
Пришлось терпеливо ждать. Я отлежал все свои бока и стал понемногу ворочаться. Андрэ же со своей комплекцией был как мешок и не шевелился вообще. Он уже отложил ружье в сторону, достал из кармана большой кусок колбасы и стал жадно жевать. Он чавкал так, что слышно было на всю округу, а запах от нее улавливал даже я, находясь от него в нескольких метрах.
— Может, сменим позицию? — предложил я. — Мне кажется, что здесь мы ничего не подстрелим.
— Мне лучше знать эти места, — возразил Андрэ и перевернулся на другой бок. Несколько веток хрустнули под его весом, нарушив тишину. Он прислушался. — Тихо, — прошептал он. — Слышишь что-нибудь.
Я тоже напряг слух, но кроме хрустящих под его жирным телом веток ничего не услышал.
— Здесь точно кроме зайцев и уток никого нет? — попытался уточнить я, настороженно оглядываясь по сторонам.
— Почему нет? — удивился Андрэ. — На данный момент здесь ты и я, а в болоте, вероятнее всего, есть еще и пиявки.
— Понятно.
Я продолжал прислушиваться и начинал понимать, что где-то рядом все же кто-то есть еще. Неожиданно треск веток повторился снова — это шло уже не от толстяка. Эти звуки слышались где-то из-за спины, и я насторожился. Я с тревогой взглянул на бывалого охотника.
— Кто это там может быть? На зайца не похоже. Под ним ветки вряд ли будут так трещать. А если это он, то каким же он должен быть, чтобы создавать такие звуки?
— На запах колбасы сейчас все утки слетятся, — предупредил толстяк, чтобы меня успокоить, и снова устремил свой взгляд на болото. — Не обращай внимания, здесь можно услышать и увидеть все, что угодно.
Он поправил ружье и сам оглянулся, так, на всякий случай.
— А вы говорили, что здесь кроме зайцев нет никого, — зашептал я. — Это точно не заяц, и тем более не утка. Может, лось?
— Откуда могут быть здесь лоси? Они далеко от этих мест.
Андрэ снова зашевелился, подминая под себя сухие ветки, которые снова громко затрещали, и тут я вскочил на ноги.
— Смотрите, кто это там такой огромный! — задрожал мой голос.
Сквозь густые кусты пробирался огромный бурый медведь. Он валил все на своем пути и устремился в нашу сторону. Тут уже вскочил и растерянный Андрэ, и я увидел, как у него задрожало в руках ружье.
— Давайте пальнем в два ствола, — в суматохе предложил я.
— Выбрось из своей головы дурные мысли. Этого зверя и тремя ружьями не повалишь. Смотри, какая у него шкура. Да это просто чудовище! Откуда ему было здесь взяться? Шатун какой-то…
Я чувствовал, что пора бежать без оглядки, потому что этот лохматый мешок нас так просто не оставит. Я огляделся по сторонам, но в растерянности забыл, с какой стороны мы сюда пришли.
— Ну, вы как хотите, а я пошел, — зашептал я. — Тут вашими утками и зайцами совсем не пахнет. А этот гость, кажется, по вашу душу. Колбасу ведь вы тут поедали.
Я схватил свой рюкзак, наспех накинул его на плечо и прижал к себе ружье. Понимая, что бежать придется быстро, я с сожалением посмотрел на толстяка Андрэ, развернулся и, сметая на своем пути кусты, помчался что было силы прочь.
Через мгновение я увидел рядом с собой Андрэ, который не отставал и пытался даже меня обогнать. За нашими спинами слышался свирепый рев и треск не только веток, но уже и кустарников. Оглянуться я не смел и мчался, наугад прокладывая себе дорогу по заросшему бездорожью, в мыслях повторяя: если хочешь, чтобы тебя не сожрал медведь, то ты должен бежать быстрее своего товарища.
Из моего расстегнутого патронташа патроны выскакивали один за другим, а ноги несли в самую гущу леса. Я уже потерял из виду Андрэ и мчался с такой скоростью, что в глазах мелькали одни елки.
Сейчас я проклинал весь этот день с охотой вместе, и мне казалось, что мой друг специально подставил меня, чтобы избавиться от той участи, которая ждала его в этих местах. Но раздумывать долго не приходилось, и ноги сами несли меня в неизвестном направлении.
Медведь не отставал, и я чувствовал, что он преследует именно меня и уже почти дышит в спину.
Я обернулся, но его не увидел, и только его зловещий храп слышалсясо всех сторон, приводя меня в ужас.
«Хоть бы дерево где-нибудь было приличное, чтобы на него взобраться, — вертелась у меня единственная мысль. — Что за напасть такая? Колбасу я не ел, запахом его не притягивал, а этот мешок с блохами гонится именно за мной. Может он уже Андрэ сожрал и теперь преследует меня?»
Я уже скинул с плеча свой рюкзак, подбежал к толстому дереву и протянул руки к ближайшей ветке, чтобы начать восхождение, как увидел на стволе повисшего Андрэ. Этот толстяк был уже здесь и смотрел на меня взглядом единоличника, захватившего единственно подходящее убежище, которое встретилось у меня на пути. Он категорически не желал меня на него пускать.
— Двигайтесь, — закричал я, не понимая, как он оказался здесь вперед меня. — Мы и вдвоем поместимся.
— Тебе в лесу что, деревьев мало? Выбирай любое!— тараторил Андрэ.
Преодолевая трудности и сопротивление, я все же вскарабкался наверх и посмотрел вниз, где вертелся огромный медведь. Он встал на задние лапы, выпустил длинные когти и стал скрести ими по стволу.
— У вас осталась еще колбаса? — спросил я.
— Я ее еще на болоте съел.
— Могли бы и поделиться с этим чудовищем, чтобы он от нас отстал. Видно он любитель этих деликатесов.
— Никогда здесь не было медведей, — дрожащим голосом предполагал Андрэ.
— А это что? По-вашему, это заяц?

Не помню, сколько мы просидели на дереве, но домой я вернулся поздним вечером с одним ружьем, без рюкзака, который растерзал медведь, и пустым патронташем.
Я набрал номер телефона своего друга.
— Понравилось? — сразу был вопрос в мой адрес.
— Что понравилось? — раздраженно рявкнул я.
— Ну, охота понравилась? С этим Андрэ я тоже когда-то ходил на охоту.
— Понравилось? — теперь вопрос уже задал я.
— Тогда мы ничего не подстрелили. Время было неудачное.
— А нам повезло. Нас чуть медведь не задрал, скотина. Еле ноги унесли.
— Я же говорил, что Андрэ настоящий охотник. В следующий раз пойдем на охоту втроем.
— Ни в коем случае! — воскликнул я. — Я лучше по тарелкам стрелять буду, так безопаснее. С твоим Андрэ неизвестно, что можно встретить в следующий раз!

                Перевод с французского


Рецензии