История моих заграничных путешествий
Началось все в приснопамятном 1967 году. Тогда я, будучи студентом Ленинградского университета, страдающим тяжелой аллергией на все комсомольское, советское и коммунистическое, надумал слегка попутешествовать. А именно, пересечь границу в районе Выборга, убежать как можно резвее от КСП (не от клуба самодеятельной песни и не от контрольно-спасательного пункта, а от контрольно-следовой полосы) в глубь Финляндии и двигаться ночами в сторону Швеции, а днем спать в укрытиях типа стогов. Почему так - потому что между погранцами СССР и Финляндии существовала договоренность о взаимной выдаче перебежчиков. Нашим ребятам - сплошной кайф, ловить и выдавать было некого (это какому ж чухонцу вздумается тайно перебегать в Россию!), ну а чухонским пограничникам, ясно дело, приходилось трудиться в поте лица.
Но со мной случился парадокс. Изловили меня именно наши погранцы километрах эдак в пятнадцати-двадцати от КСП. Поначалу нас было двое: я и Илья Локшин (негласное погоняло - Сруль Клизман), студент соседнего (математико-механического) факультета. Но еще в Выборге, за сорок километров от предполагаемой точки пересечения границы, Сруль почесал свою математическую репу и заявил, что к подобному путешествию он не готов. Попрощались, и дальше я двинулся один.
Экипировка моя была скромной: маленький рюкзачок, одноместная палаточка, корзинка якобы для грибов, отвлекающий набор рыболовных крючков и блесен (который из отвлекающего, при удачном стечении обстоятельств, мог бы превратиться в весьма функциональный), пачка сигарет "Аврора", спички. Денег - три рубля на якобы обратную дорогу до Питера. (Малое количество денег потом мне впиндюрят как главное отягчающее обстоятельство - мол, ни у кого из перебежчиков не находят много денег).
Пересечь КСП я замышлял ночью, как это традиционно делалось в ту пору большинством беглецов. Поэтому спать лег рано.
Просыпаюсь вечером от робкого такого возгласа: "Товарищ, пожалуйста, проснитесь..." Смотрю - стоит солдатик, смертельно перепуганный, как практикант-стоматолог, которому предстоит выдрать у пациента первый в жизни зуб. Но в руках у практиканта подрагивает совсем не игрушечный калаш, и я далеко не уверен, что его затвор зафиксирован предохранителем. - "Пожалуйста, пройдемте... тут недалеко..."
Сгребаю палатку в кучу, запихиваю в рюкзак и следую за конвоиром, который со страху усрался и забыл, что ему надо идти сзади.
Приходим на КПП. Там - "Усрал" (простите, ошыбся - "Урал"), кузов которого набит вооруженными ребятами. Меня сажают в этот кузов и везут в Выборг, в местное управление КГБ.
Там меня шмонают и обнаруживают: несколько грибочков в корзиночке, одноместную палаточку, рыболовные принадлежности, подмокшую пачку сигарет и равным образом подмокшие спички. Денег в моих карманах - только три рубля. Ну - невинный грибник, заблудившийся в погранзоне.
Бил меня майор, фамилии которого я так и не узнал, но рожу хорошо запомнил. Выбил два зуба, сломал ребро, на пару месяцев отключил левый глаз. Друг у меня был такой - Юра Кропотов, боксер-тяжеловес, кандидат в мастера спорта. Несколько раз ездили в Выборг с кастетами, чтобы отследить, выловить сукина сына и вломить достойно, но так и не поймали.
2. Мое несостоявшееся путешествие во Францию
Шел знаменательный 1973 год. Именно в ту пору Союз нерушимый утверждал в качестве самой передовой авиационной техники самолет ТУ-144, противопоставляя его прогнившему буржуазному французскому Конкорду. Но в июне 1973 года случился досадный облом: самолет ТУ-144 ляпнулся на показательном полете в Ле-Бурже.
Стараниями международной комиссии выявилась не главная, но весьма вероятная причина катастрофы: хладноломкость. Не стоило нашему самолету залетать столь высоко - в стратосфере переохладился и у земли, обмороженный, ляпнулся. Самолет не был приспособлен к посещению высот порядка тринадцать тыщ и выше. Он там просто разваливался на кусочки. Хладноломкости способствовало, как утверждали авторитетные источники, наличие повышенных концентраций натрия в авиационном алюминии. А вот с Конкордом ничего подобного не случалось, ибо содержание натрия в прогнившем теле Конкорда тщательно контролировалось специалистами французской фирмы Алюминиум Пешине.
В ту пору я был непосредственным аналитиком натрия в алюминии - измерял его концентрацию с чувствительностью и точностью, превышающей мировые стандарты. Этой проблемой занимался также профессор Соломон Борисович Шаевич, замечательный человек, начальник ЦЗЛ Иркутской промышленной лаборатории, герой Отечественной войны. Жалко, что не могу отвлечься от темы и подробно описать личность этого великолепного человека - героя, специалиста, поэта, интеллектуала. Дай Бог ему здоровья, если он еще жив.
Что вышло: во Францию полетели не мы с Шаевичем, а директор ВАМИ (Всесоюзного алюминиево-магниевого института, где я работал) товарищ Трушев, зам. директора по хозяйственной части товарищ Арефов (http://www.proza.ru/2016/06/08/436) и начальник аналитического отдела товарищ Мауритс. Привезли из-за бугра уйму дефицитных шмоток. Дело провалилось, промышленный выпуск ТУ-144 был свернут.
3. Мое состоявшееся путешествие в Финляндию
В ту пору состоял я в должности "начальник ЦЗЛ" - центральной заводской лаборатории. Вызывают меня на оперативку и объявляют: поедешь к убогим чухонцам на предмет покупки нового оборудования.
Как-то очень быстро оформили мне паспорт - синий, в отличие от красного туристического. Удивило меня, что паспорт оформили а) без факта предварительного посещения соц. стран (типа Болгарии, Польши) и б) с учетом моей отрицательной практики заграничных путешествий (см. выше).
Заполняю огромную анкету с пунктами:
- Не вести с представителями фирмы никаких разговоров, кроме производственных.
- Разговоры вести только на русском языке (без учета того, что тамошний чухонец может и не понимать по-русски).
- Длительность разговоров не должна превышать пять минут.
- Содержание разговоров должно быть подробно записано на русском языке и передано в аналитическую службу КГБ.
КАРОЧЕ, прибываем на пункт таможенного досмотра. В автобусе духота, зашторенные окна и двери открывать запрещено. На каждого участника - два-три облаченных в гражданскую форму кегебешника. Стояли на пункте таможенного досмотра шесть часов.
Едем в направлении финсккого города Эспоо, где наличествует запланированная
для нашего посещения финсккая выставкка. Окна автобуса зашторены - не высовываться, и не дай Бог кому высунуть в щелку категорически запрещенный фотоаппарат. Удивляет гладкость дороги, отсутствие характерных для Союза рытвин, трещин и ям.
Эспоо. Всех нас цепочкой выводят в зал как баранов на заклание. За каждым участником один, а то и два кегебешника. За мною следовали два рыла. Выставка уже в разгаре, мало того - близится к закрытию.
Поговорил по-русски с представителем фирмы (к счастью, он знал русский язык - эмигрант-карел). Договорились о купле-продаже. Бартер так называемый: мы им, буржуям - переплавленный алюминий, а они нам аппаратуру для экспресс-анализа алюминиевой шихты. В частности, так называемый "Квантотест" - портативный спектральный приборчик, выдающий на-гора химический состав материала, поступающего на переплавку.
В спешке заполняю бумаги, ибо звучит кегебешный сигнал - отбытие через десять минут. Поразила мелькнувшая цена заказанного прибора: $999.99. Девятьсот девяносто девять долларов девяносто девять центов. Добавили бы копейку!!!!
Оставил буржуйским купцам свои координаты для дальнейшей связи: адрес предприятия, Козлову Леониду Павловичу (в дательном падеже, как принято на нашей исторической родине). И повалил из этой Чухонии поток писем с первоначальными словами: "Dear M-r Kozlovu!..." (Уважаемый господин Козлову!.. Кретины эти буржуи, ни хера про их больше не скажешь).
Директор завода выпал в осадок, увидев цену 999.99. Да и после этого его приходилось приводить в чувство, когда в рекламных проспектах финнов он обнаруживал то 99.99, то 9999.99. Со временем выяснилось, что у капиталистов это мода такая - вычитать копейку из круглой суммы, якобы для привлечения покупателя низкой ценой.
Синий заграничный паспорт как быстро мне выдали, так быстро же и отобрали - больше я этой книжки не видел.
4. Мое несостоявшееся путешествие в Пешавар
Шел, помню, 1984 год. Пишу заявление в военкомат: "Обуреваемый патриотическими чуйствами и горящий острым желанием помочь братскому угнетенному народу Афганистана, прошу направить меня в состав ограниченного контингента войск, действующего на том самом театре военных действий". Может быть, я не слишком точно воспроизвожу сей давний текст, но смысл его был именно таков.
Аналогичное прошение написал Эдик Оганесян, подобно мне имеющий разряд кандидата в мастера спорта по альпинизму. Ой, простите - в ту пору я имел лишь скромный первый разряд. Но разница в спортивной квалификации не помешала нашему общему с Эдиком желанию удрать с боевой позиции, пересечь горы и сдаться талибам в пакистанском городе Пешавар.
Перед отправкой в действующие войска надо было пройти месячный тренировочный сбор в ТуркВО (Туркестанский военный округ - Прим. авт.). Что касается Эдика, он этот сбор успешно прошел, удрал с боевой позиции в Афганистане и теперь счастливо сидит в кругу родственников-армян в Париже, пьет чай, а то и чего покрепче. Что касается меня, прям-таки на перроне Московского вокзала меня отловила бригада питерских НКВД-шников и заявила: тебе, как бывшему перебежчику через финскую границу, дорога за рубеж заказана.
Даже в сборах не поучаствовал.
5. Мое состоявшееся путешествие в США
Мой бывший зять, еврей, звать Евгений Закусило, прихватив дочку моей супруги в качестве собственной жены, пролетел как фанера над Парижем мимо исторического Израиля и обосновался в Чикаго. А шел в ту пору 1991 год. И подали мы с женой петицию на посещение заграничных родственников. Поскольку неделей назад закончился ГКЧП-шный путч, погибающим КГБ-шникам было не до нас, и мы успешно прилетели в эту Америку.
А в этой Америке мне сильно помогла фотография в "Чикаго-Трибьюн" - я, валяющийся на асфальте и избиваемый ментами за участие в несанкционированном митинге ДС ("Демократического союза", если кто помнит). На медосмотре выявилась у меня травмированная почка. Оперировали, сделали вывод: я - тяжелая кровавая жертва советского тоталитарного режима. Через месяц после операции я получил гринкарту, через два месяца - жена.
И вот я уже 26 лет живу в этой Америке.
Свидетельство о публикации №217081600947
А вот интересно, у Вас до сих пор сохранилось ощущение шила в заднице? Ведь, насколько могу судить по творчеству, даже клавиатура искрит.
Был у меня такой срслуживец - забегает в дверь - вихрь, садится писАть - фонтан, и тд... Находясь с ним, быстро устаёшь от скорости вселяющихся в тебя энергетических частиц. Отсутствует - тоска.
Мать Моржиха 01.10.2017 00:18 Заявить о нарушении
Мишаня Дундило 01.10.2017 01:29 Заявить о нарушении