Сестра

1. НАТ. ВИД ИЗ ОКНА ДОМА - ДЕНЬ

За окном зима, заснеженные деревья, впереди лес.

Чехословакия Поселок Лидице 1942 год

2. ИНТ. КОМНАТА ДОМА - ДЕНЬ

Отъезд камеры от окна, по бокам виднеются выкрашенные (побеленные) стены. Окно открыто, белая занавеска время от времени «вздрагивает» от ветра.

На стене с одной стороны висят старинные часы (крупно деталь), на них 11:55, в тишине слышится их ход. Камера перемещается в сторону, мы видим два, висящих рядом, черно-белых фото-портрета - мужчины и женщины. Отъезд на общий план угла комнаты. В углу, придвинутая к стене, стоит кровать, скромное белье на ней скомкано, одеяла нет. Слышится шум открываемой двери. В комнату с улицы быстрым шагом входит ТЕРЕЗА (Полина Богуш), на ней темное пальто, она закутана в шаль по грудь, видны остатки снега на одежде. ТЕРЕЗА смотрит на кровать. Слышится голос БРАНКИ (Елизавета Медведева) из-за спины ТЕРЕЗЫ.

БРАНКА (ЗК)
(недовольно)
Наконец-то! Я уж думала, что просижу тут весь день! Ты меня заморозить вздумала!

ТЕРЕЗА
(оборачиваясь)
Нужно срочно уходить!

БРАНКА сидит в углу комнаты в старом кресле, укрытая одеялом.

БРАНКА
(ехидно)
Пойдем…
(смотрит на свои укрытые ноги)
Ах, да, я же не могу ходить…
(разводит руками)
Извини, сестра.

ТЕРЕЗА бросается к комоду, на котором стоит икона Богоматери, вытаскивает из него какую-то одежду и простыню. Расстилает простыню на полу, бросает на нее вещи, сверху кладет икону.


ТЕРЕЗА
(во время копаний в комоде)
Ради Бога, Бранка, перестань!
(открывает очередной ящик комода, что-то ищет среди вещей)
Да, где же они?!

БРАНКА (ЗК)
Тереза, ты что не слышала меня? Я просидела тут весь день! Одна! Ты забыла обо мне!

ТЕРЕЗА
(не оборачиваясь)
Бранка, я не могла прийти раньше.
(достает из под белья носовой платок, в который завернуты два простых серебряных обручальных кольца - крупно деталь)
Вот они!

ТЕРЕЗА смотрит на портреты, висящие на стене, сжимает платок в руке, затем убирает в карман пальто.

БРАНКА (ЗК)
Конечно! У тебя же много дел! Кому из наших шахтеров повезло на этот раз?

ТЕРЕЗА
(гневно оборачивается)
Замолчи! Ты ничего не знаешь!

БРАНКА
(язвительно)
Да, не досуг было навестить местных сплетниц. Но завтра обязательно навещу, если не умру этой ночью.

ТЕРЕЗА
Хватит, Бранка! Мы умрем прямо сейчас, если не уйдем.
ТЕРЕЗА смотрит на настенные часы. На них 11:56

БРАНКА
Что ты мелешь?

ТЕРЕЗА
(завязывает простыню узлом)
«Патриоты» убили Гейдриха.

БРАНКА (ЗК)
А при чем тут мы?

ТЕРЕЗА
(тащит мимо БРАНКИ узелок к входной двери)
Жителей нашего поселка обвинили в укрывательстве. Сюда идут каратели.

БРАНКА
(в ужасе смотрит на сестру)
Но почему сюда?

ТЕРЕЗА
(останавливаясь у двери, не глядя на сестру)
Помнишь Вацлава?

БРАНКА (КП)
(непонимающе)
Твой дружок?
(вдруг на лице появляется подозрение)
Ты ведь не хочешь сказать, что он - один из них? Ты что тоже укрывала?

ТЕРЕЗА
(коротко в сторону)
Да.

БРАНКА
(гневно)
Что ты наделала! Они же нас расстреляют за это!



ТЕРЕЗА
(уверенно)
Не расстреляют, если прямо сейчас мы уйдем. Я знаю леса. Мы переждем там, пока все не закончится, а потом вернемся.

ТЕРЕЗА выходит из комнаты с узелком в руке.

БРАНКА
(ей в спину)
Да ты ума лишилась!

БРАНКА (ОП) смотрит на приоткрытую дверь. Слышатся шаги по снегу на улице, скрип открываемой где-то двери. БРАНКА вцепилась в подлокотники кресла, смотрит на часы (крупно деталь), на них минутная стрелка касается отметки в 11:57, слышится тиканье секундной стрелки, идущей дальше. БРАНКА (КП) думает, затем на ее лице появляется решимость.  БРАНКА вздыхает и прикрывает глаза.



3. ИНТ. КОМНАТА ДОМА - ДЕНЬ

ДИАЛОГ ВО ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ ТЕРЕЗЫ

В комнату возвращается ТЕРЕЗА, она тащит две узкие доски и кусок какой-то плотной ткани вроде брезента. ТЕРЕЗА выходит на середину комнаты, бросает ношу на пол и осматривается по сторонам, ища что-то.

На столе стоит пара тарелок, кувшин, накрытый полотенцем, большой горшок, также накрытый, приборы, доска с нарезанным хлебом и рядом - нож. Рука ТЕРЕЗЫ берет нож (отъезд на ОП), ТЕРЕЗА отходит на середину комнаты, садится на корточки и прорезает на ткани четыре дырки с четырех сторон, достает из кармана моток веревки, отрезает ножом четыре куска и принимается привязывать ткань к доскам, мастеря что-то вроде носилок.

Сначала БРАНКА молча наблюдает за сестрой, затем, когда та режет дырки на ткани, начинает говорить.

БРАНКА
(негромко)
Ты собираешься тащить меня в лес?





ТЕРЕЗА
(на мгновенье поднимает глаза, отвечает коротко)
Да.

ТЕРЕЗА возвращается к работе. БРАНКА несколько секунд молча смотрит на нее.

БРАНКА
(спокойно)
Я никуда отсюда не уйду.

ТЕРЕЗА
(спокойно продолжает свою работу)
Хватит, Бранка.

БРАНКА
Я не шучу.

ТЕРЕЗА привязывает ткань у доске веревками.

БРАНКА
Послушай меня, Тереза.

ТЕРЕЗА, не поднимая глаз, продолжает свою работу.

БРАНКА
Ты зря тратишь время. Иди, куда собралась, а я останусь тут.

ТЕРЕЗА, привязав последний угол, поднимается и идет к шкафу, открывает дверцу. БРАНКА смотрит на часы. На них 11:58, секундная стрелка движется по кругу.

БРАНКА
(с нажимом)
Ты слышишь? Тереза!

ТЕРЕЗА, достав из шкафа пальто и платок, направляется к сестре, не говоря ни слова. Подходит, свободной рукой пытается стащить с ног БРАНКИ одеяло.

БРАНКА
(раздраженно, вцепившись в одеяло обеими руками)
Ты оглохла? Я никуда не пойду!

Несколько секунд они «борются» за одеяло.

ТЕРЕЗА
Прекрати! Мне нужно одеть тебя!

БРАНКА
Нет!

ТЕРЕЗА
Бранка, пожалуйста, не мешай мне! У нас мало времени!

БРАНКА
И останется еще меньше, если ты не начнешь меня слушать!

ТЕРЕЗА с силой выдергивает из ее рук одеяло и бросает его к носилкам, склоняется над БРАНКОЙ, пытаясь надеть на нее пальто. БРАНКА вырывается и, наконец, толкает ТЕРЕЗУ, та падает назад.

БРАНКА
Да, послушай же меня! Я никуда не пойду! Уходи одна!

ТЕРЕЗА
(поднимаясь, говорит твердо)
Нет. Я без тебя не уйду.

ТЕРЕЗА уверенно приближается к сестре.

БРАНКА
(резко)
Я читала твой дневник.

ТЕРЕЗА
(замирает на месте)
Что?

БРАНКА
(исподлобья, хмуро, тяжело дышит)
Да! Я его читала!

ТЕРЕЗА ошарашено смотрит на сестру.

БРАНКА
Я все знаю!
(ДАЛЬШЕ)

БРАНКА (ПРОД.)
Про то, что ты обещала маме, когда она умирала! Про то, что ты отказалась выйти за Иржи из-за меня! Про то, как ты мечтала, чтобы и я умерла однажды и освободила тебя! Ты бы давно уехала из этих мест, если бы не я. Ты ненавидела меня за мою болезнь, а я ненавидела тебя за твое здоровье.

ТЕРЕЗА вздыхает и смотрит на часы. На них 11:59

ТЕРЕЗА
Хватит, Бранка! Сейчас не время для таких разговоров. Нам нужно уходить как можно скорее. Скоро здесь будут СС-овцы.

БРАНКА
Нет. Сейчас самое время! Я должна отпустить тебя, а ты - меня. Это давно следовало сделать. Ты была прикована к этой проклятой постели, к этому дому, к поселку. Вместе со мной. Пора положить этому конец! Ты сейчас уйдешь. Одна!

ТЕРЕЗА
(отрицательно качает головой)
Нет!

БРАНКА
(твердо)
Да!

Где-то неподалеку, на улице слышится шум едущего транспорта, лай собак, в рупор что-то говорят на немецком языке. ТЕРЕЗА бросается к сестре и прижимает ее к себе свободной рукой, в другой - держит одежду.

БРАНКА
Со мной тебя поймают, понимаешь? Мы обе умрем!

ТЕРЕЗА
(не уверенно)
Нет. Мы успеем уйти.
БРАНКА
(с грустной улыбкой)
Ты знаешь, что я права.

ТЕРЕЗА
(со слезами в голосе)
Я тебя не оставлю…

БРАНКА
Тереза, я все равно умру. Не сегодня, так - завтра. Приступы участились. Ты ведь и сама это знаешь. Но я хочу умереть спокойно, уверенная в том, что ты в безопасности. Сделай это для меня. Пожалуйста…

ТЕРЕЗА
(со слезами)
Я не могу…

БРАНКА
(спокойно)
Перенеси меня на кровать.

ТЕРЕЗА несколько секунд смотрит на нее, затем опускает на пол одежду, поднимает на руки сестру и тащит на кровать. Садится у ее ног.

Шум автомобилей ближе, немецкая речь громче. СЕСТРЫ оборачиваются в сторону двери.

БРАНКА
Они уже во дворе! Лезь в окно!

ТЕРЕЗА отрицательно качает головой.

БРАНКА
Иди!
(подталкивает упирающуюся сестру)
Ради Бога, Тереза! Уходи!

ТЕРЕЗА пятится к окну, не сводя взгляда с сестры. БРАНКА слабо (нервно) улыбается.

Слышатся шаги. Стук в дверь. Немецкая требовательная речь.

БРАНКА кивает с улыбкой. ТЕРЕЗА лезет в окно.
Рядом с кроватью на табурете стоит кружка, баночка с настойкой. Часы на стене (ЗК) громко пробивают полдень 12:00. На кружку резко падает ладонь БРАНКИ.  Ладонь сжимает кружку и забирает ее с табурета.



4. НАТ. ВИД ИЗ ОКНА ДОМА - ДЕНЬ

За окном ТЕРЕЗА преодолела по снегу половину пути к лесу.



5. ИНТ. КОМАНТА ДОМА - ДЕНЬ

Слышатся шаги по дому.

БРАНКА сидит на постели, держа на коленях кружку. На ее лице сменяют друг друга страх, затем, когда слышится скрип открываемой двери, - решимость.



6. НАТ. ВИД ИЗ ОКНА ДОМА - ДЕНЬ

ТЕРЕЗА у кромки леса. Отъезд камеры от окна вглубь комнаты.



7. ИНТ. КОМАНТА ДОМА - ДЕНЬ

Мы видим разбросанные вещи, открытый комод.

Слышится фраза, сказанная (ЗК) мужским голосом на немецком, скрип открываемой двери и шаги.

Мимо окна пролетает кружка.

Слышится грохот. Громкий возглас на немецком и выстрел.

Мы видим за окном, как среди зарослей оборачивается ТЕРЕЗА. Мы не видим выражения ее лица, но она прикрывает рот ладонью.

От дуновения ветра колышется белая занавеска на окне. Её движение скрывает от наших глаз ТЕРЕЗУ.

ЧЕРЕЗ ЗТМ (СВЕТ)

ПОЯВЛЯЕТСЯ ФОТОГРАФИЯ РАЗРУШЕННОГО ПОСЕЛКА

Во время карательной операции в Лидице и после - в  лагерях смерти - были убиты 314 жителей поселка. Среди убитых - 60 женщин и 82 ребенка.

КОНЕЦ


Рецензии