Возрождение Верхотурья

Северная крепость России
 
     "Первый путейский инженер Ортюшка Бабинов", открывший кратчайшую дорогу из Соликамска в Сибирь, и воевода Василий Головин стояли у истоков города Верхотурья, заложенного в 1598 году. Великий Сибирский путь от Новгорода, Москвы, Чердыни, Соликамска пролегал через новый город, который соединил Европу и Азию, стал таможней и "кружечным" (акцизным), собиравшим пошлины в размере 1/10 части от всех провезенных товаров. Христианская присказка "Бог – в помощь" служила первокирпичиком в любом новом строительстве, укрепляла веру и силы.
     Служилые люди из гарнизона города-крепости на  реке Туре строго следили,  чтобы "отнюдь без указу и  выписки из Верхотурья никого не пропускать". Из  Сибири купцы переправляли "царскую соболиную казну", в Москву ехали посланцы из монгольских,  калмыцких земель, Китая, воеводы и чиновники.
     Обратно везли различное жалованье служилым людям. Значительное число ямщиков для перевозки приезжих поселилось в подгородной слободе. "Воротами в Сибирь" пользовались, в основном, в зимнее время. Летом трудно было проехать из-за болот и других препятствий. Выполняя военно-оборонительное назначение, Верхотурье стало центром крупного уезда и распределителем хлебных запасов для сибирских городов. А на главном "плотбище" строились суда для "походов служивых". Впоследствии город стал местом ссылки знатных и незнатных особ. Туда были сосланы, например, воевода Григорий Нарышкин, невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова, много богатых кутил польского происхождения.
     "Верхотурское дело" создало основу для каменного строительства в городе и уезде, так как деревянные постройки неоднократно горели. Четырнадцать лет строились знаменитые кремлевские стены из гранита и кирпича, возводились храмы.
     В 1721 году казанским, уфимским и кунгурским торговцам разрешили ездить на Ирбитскую ярмарку не через Верхотурье, а через Уктусский завод. В 1753-1754 годах верхотурская таможня осталась для торговли с ясачными народами, но и она была закрыта. Новый Сибирский тракт из центральных губерний шел через Кунгур, Екатеринбург на Тюмень. Верхотурье теряло завоеванные позиции, но еще долго оставалось крупным центром паломничества.
     Слава Верхотурья как форпоста продвижения на восток православного христианства стала восходить после того, как в селе Меркушино появился богоугодный человек. Происходил  он из знатного дворянского рода, из центральной России, но с детства обнаружил в себе наклонности к тихому миросозерцанию и молитвам, впоследствии пешим странником  двинулся на Северный Урал. Проживая в таежном селе, что в 56 верстах от Верхотурья, он занимался пошивом различной одежды, шуб с вышивками, обитая в это время в жилищах заказчиков и беря за работу лишь на пропитание. Блаженный Симеон любил удить рыбу и вступал с населением в благочинные разговоры, учил их разным премудростям, лечил травами. Летом 1642 года в возрасте 35 лет Симеон, страдавший болезнью желудка, скончался.
     А спустя полвека, как утверждает церковная легенда, стали  происходить чудеса. Гроб праведника с нетленными мощами взошел над могилой, а из земли забил целебной силы источник. В 1704 году святые мощи чудотворца были перенесены из Меркушино (на этом месте в 1908 году возвели каменную часовню) в Свято-Николаевский мужской монастырь. В 1914 году иждивением императора Николая II была сооружена новая сень над серебряной ракой с чеканными украшениями для мощей праведника Симеона. Мощи были перенесены в новый Крестовоздвиженский собор. После революции останки Симеона Верхотурского, более двух веков бывшие предметом поклонения и приносившие телесное и душевное исцеление православным, были переданы в антирелигиозный музей, вскрыты, потом упрятаны в запасники. С 1992 года они находятся в восстановленном Преображенском храме Свято-Николаевского мужского монастыря.
    В сентябре 1998 года, накануне празднования 400 - летнего юбилея Верхотурья, вновь возродилось Меркушино. Засверкал яркими красками отреставрированный Симеоновский храм. В 1994 году эта церковь была передана Спасскому женскому монастырю, там организовано подворье. Могила Святого Симеона Праведного, спуск к ней из храма к целебному источнику облицованы мрамором. Каждый день паломники и туристы, посещающие эти места, спускаются к чистому ключу, чтобы испить целебной святой воды.
     Деревянный иконостас церкви, покрытый позолотой на красном фоне, пол из лабрадорита, плиты которого на изломе искрят синими блестками, – благоговение православного храма вносят в сердце чистый настрой. На месте, где святой Симеон ловил рыбу и где раньше стояла часовня на берегу Туры, бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель распорядился соорудить трехметровый крест из черного мрамора. Редкий проезжающий не остановится возле него, задумываясь над своими духовными корнями.
     Помогая в благоустройстве Меркушино накануне юбилейных торжеств,  там побывали военные железнодорожники из батальона майора А. Власюка. Они обустраивали территорию вокруг храма, убрали мусор, засыпали землей клумбы, подсеяли траву. Как рассказал отец Арсений, до позднего вечера две недели трудились молодые воины, с душой выполняя дело, а затем несколько человек изъявило желание покреститься. Отец Андрей исполнил священный обряд прямо в реке Туре и благословил молодых христиан на дальнейшую честную службу своему Отечеству.
     Когда идешь по Верхотурью, кажется, что каким-то шестым чувством улавливаешь вибрации Руси XVI века. Те же подновленные соборы возносятся в холодновато-голубое североуральское небо православными куполами. А запах ладана, выскользнувший из церковных дверей вместе с обрывками молебнов, подвергает искушению приобщиться к службе, а потом заглянуть в иконную лавку мужского монастыря и приобрести почти что лубочное яркое благословение от обители Святого Праведного Симеона Верхотурского и масло в стеклянной бутылочке от неугасимой лампадки над нетленными мощами праведника. Лично я испробовала это масло на одном больном суставе ноги, и боли, как ни бывало.
     Кроме искреннего желания стать православным христианином, туристы и паломники могут приобщиться к созерцанию истинно культурных ценностей и впитывать их красоту. По праву шедевром русской архитектуры в стиле “московского барокко”считается белоснежный и Свято-Троицкий храм, возведенный по указу Петра I в 1709 году. По решению международной конвенции 1959 года в Гааге он включен в число наиболее значимых мировых архитектурных памятников. В главном соборном храме был даже иконостас “по древнему греческому стилю”.
     Ныне действующий Свято-Николаевский мужской монастырь, заложенный по благоволению царя Бориса Годунова в 1604 году, также представляет художественно-архитектурную ценность. Святые врата сделаны в византийском стиле, надвратная церковь тоже необычна. Восхищает главный храм – Крестовоздвиженский собор, освященный в 1913 году, к 300- летию дома Романовых. Он составляет особую гордость Верхотурья. По тем временам это был третий по величине в России храм после Исаакиевского и храма Христа Спасителя. Его посещали великая княгиня Елизавета Федоровна, небезызвестный Григорий Распутин и другие известные личности.
     Интересную историю имеет и Свято-Покровский женский монастырь, благословленный архиепископом Сибирским и Тобольским Киприяном в 1621 году. Монастырь существовал благодаря поддержке основателя Богословских заводов Максима Походяшина и был упразднен после его смерти, затем претерпевал различные изменения. С 1991 года женский монастырь снова начал возрождение.
     Преобразился и Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый иконостас церкви высотой в 7,5 метра выполнен из кедра с помощью художественной резьбы. Делал иконостас два года известный мастер Серовского металлургического завода Александр Быстрых, работы которого экспонировались на выставках русского прикладного искусства за рубежом. Духовник Верхотурского Свято-Николаевского монастыря протоиерей Георгий и матушка Агния благословляли мастеров на ответственную работу.
     Кроме реставрации храмов, в городе в последнее время построены: новая баня, автовокзал, гостиница, коттеджи и многоквартирный дом для верхотурцев. Прокладываются бетонные дороги, выстроена новая школа, отремонтирован клуб,  централизованное водоснабжение и канализация вокруг  кремля и уездного управления.
     Российские ученые разного уровня, практики анализируя ситуацию, высказывали интересные идеи, в том числе о развитии национальных промыслов, размышляли об освоении Северного морского пути, развитии международного туризма. В конечном счете, все пришли к выводу, что исторические памятники Верхотурья - достояние Отечества и мировой культуры и относиться к ним  надо  уважительно.
     Невольно думаешь о том, что уж если провинциальный российский север снова опирается на православные храмы, значит духовность со временем вытянет вверх то, что  теперь кажется немыслимым. Так было четыре века назад. Теперь все повторяется, но на новом витке. Не удивительно, что народ  снова тянется к истокам народного творчества, видя в старинном искусстве способ украсить свою жизнь и окружающим.
     Тогда, почти два десятка лет назад, когда я ездила в Верхотурье как корреспондентка российского еженедельника, я повстречалась с мастерами народных промыслов, которые развивались в этой северной глубинке, благодаря заинтересованности этих удивительных людей. Наверное, сейчас там работают другие люди, но тогда надо писать новый очерк. А если тех уже нет? Почему бы не вспомнить о них, хотя бы как пример для подражания, как гордость и память для оставшихся родственников? Итак, снова пишу  о тех удивительных мастеровых людях, с которыми тогда встречалась.

Ведь в мире существуют мастера

     В древней северной деревушке под названием его основателя – Прокопия Салды (1619 г.) познакомилась я с удивительным человеком, Анатолием Алексеевичем Демидовым. Бойкая загорелая женщина, председатель администрации сельсовета Светлана Анатольевна Селезнева, у которой сто дел на дню, а потому знающая цену каждому определению, подведя меня к его дому, скупо сказала: «Это наша гордость". И я увидела за этим многозначным выражением основательность построек, сработанных умелым мастером-левшой.
     Левшой стал Анатолий Алексеевич Демидов по воле судьбы. Будучи мальчишкой, в годы Великой Отечественной войны партизанил он вместе со всей семьей в глухих белорусских лесах, лихо ходил в разведку. Однажды после фашистской облавы, о которой он сам же и предупредил отряд, его серьезно ранило. Расстался Анатолий тогда и со своей правой рукой. Может, другой бы и растерялся, но он, в битве с фашистским зверем научившись мужеству, не позволил себе пасть духом. Разработал левую руку. На судьбу свою никогда не пенял. Жил не хуже других. Завел семью, вырастил трех сыновей да двух дочерей. Теперь имеет уже десятерых внуков. Раньше Демидов работал в совхозе, плотничал и одной рукой так управлялся, как иной и двумя руками не поспеет. Теперь он на пенсии, на свободном расписании, строгает для людей разные заказы.
     Едва выкатится из-за горизонта летнее светило, Анатолий Алексеевич выходит из калитки. Обычно работает напротив дома, у плетня. К ударам его резвого топора присоединяется деловое повизгивание обушковой пилы, хруст отщепляемой стружки, приятно ласкает глаз смолистая шершавость бревен. Немало изб срубил он в окрестной слободе. Иные заказывали дачи с замысловатыми коньками на крыше, другие  охотничьи домики, баньки и увозили свежие срубы в далекие места: под Оренбург, Челябинск, Тюмень, щедро отблагодарив мастера, берущего, однако, скромную плату за труды свои. Делает он это больше от потребности быть кому-то необходимым даже в его почтенные годы.
     –Люблю я общаться с теплым телом бревнышка, когда оно, сохраняя память по бродящим в его нутре сокам, ударяет в нос свежим запахом, ровно ложится в пазах, обрамленное мхом, – совсем живой организм, – признается  Анатолий Алексеевич. – Конечно, душа радуется, а об усталости я забываю. Такая работа, как песня, – сказал он, словно выдохнул, и лукаво посмотрел на своего внука, тринадцатилетнего Сашка, который егозой крутился возле, впитывая, как губка, движения и слова деда.
     Все чаще задумывается Анатолий Алексеевич о предназначении человека, об искре Божьей в нем, которая возвышает его над мирской суетой, отметив каким-то даром. Вот были мастера, которые без единого гвоздя, одним топором срубили такую неописуемую красоту – Кижи. Памятник деревянного зодчества XVIII века, наверное, будет восхищать потомков вечно. А кто его делал? Такие же простые даровитые мужики, которые умели крепко держать незамысловатые инструменты в руках и слагать о них нехитрые песни.

  Наследники "лесных шайтанов"

     Односельчанин Леонид Александрович Серебренников имеет другое увлечение. Он занимается резьбой по дереву. И организовал в школе, где он преподает технологию, кружок. Размышляя на уроках об истоках народных художественных промыслов и древних ремесел, он приучает подростков к работе с различными  инструментами.
     Ребята с его помощью умело обустроили свою мастерскую, сработали нехитрую мебель для школьных кабинетов, сделали живописное панно в коридоре, участвуют в выставках прикладного народного творчества. Диковинные птицы, звери, цветы и символы искусно украшают разделочные доски, деревянную по¬суду, сувениры, наборы из дерева. Все это богатство не раз отмечалось дипломами на выставках.
     А для того, чтобы изделия ребят не были, как близнецы, они приносят из дома старинные бабушкины узоры, которыми те раньше украшали скатерти и рушники, и, чуть видоизменив, пускают орнаменты по дереву, давая разгул своей творческой фантазии. Так Леонид Александрович поощряет учеников творить собственное чудо, опираясь на богатые народные традиции.
     Резьба по дереву - древнее искусство, уходящее корнями в языческие времена, когда изображение растительного и животного мира, небесных светил носило культовый характер. Считалось, что солнце оберегает от злых сил. Конь также символизировал доброе божество.Популярная у русского народа скульптурная объемная резьба, применялась в корабельном (барочном) деле, когда носовой части судна придавалась форма сказочного существа. Вспомните, как в песне: "Выплывают расписные Стеньки Разина челны"... Особенно знаменитыми были резчики по дереву русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и других губерний.
     К самому древнему деревянному зодчеству относятся изваяния божков – "лесных шайтанов". Побывавший на Руси в 922 году арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан описывает увиденных им деревянных идолов. Русские купцы, сходящие с корабля, подходили с мясом, луком и хлебом к высокой, воткнутой в землю деревяшке с человеческим лицом, кланялись и молились. Подобные деревянные изваяния делались в VII-IX веках. Их изготовляли обычно сами молящиеся при помощи топора. Это было для них обычным делом: срубить нужное дерево, обтесать. В глухих северных лесах еще в конце XVIII века встречались деревянные болваны, украшенные разноцветными лоскутами, – эти лешие охраняли леса. Конечно, остатки древних ремесел, те золотые крупицы, которые еще проблескивают в глубинке, надо тщательно оберегать как самобытную часть народной жизни.

"Филькина грамота"

     Берестяных дел мастер и вовсе в наше время человек редкий. Секреты работы с берестой уходят в древнюю Русь. Известно, что до появления бумаги использовали дешевый писчий материал – бересту, березовую кору. Именно бересте суждено было стать тем средством, с помощью которого из тьмы веков зазвучало слово. Большое количество берестяных грамот было найдено при раскопках древнего Новгорода. Знаменитая грамота № 7, например, была такого содержания: "Поклон от Филиппа ко..." Остальная часть текста была утрачена. Тем не менее, именно отсюда пошло выражение "Филькина грамота".
     Надо сказать, что работа с берестой требует особого умения. Берестяной свиток быстро начинает сохнуть, трескаться по прожилкам. Старинные берестяные книги  держали под прессом, которым служили переплеты, а также для сохранения их варили в кипятке. Инструменты для письма - писала, костяные или железные стержни с лопаточкой на верхнем конце, носились писарями в кожаных чехлах.
     Современные мастера по бересте накопили собственный опыт обращения с этим древним поделочным материалом. Так, Сергей Владимирович Иванов, например, из Нижнетагильского училища декоративно-прикладного искусства, написал на эту тему учебник  "Живая береста". В нем автор дает свои рецепты обработки бересты. Он предлагает, в частности, использовать подсолнечное масло, чтобы сохранять эластичность материала. Истинные мастера, однако, методику работы с берестой передают только подающим надежду ученикам, а поскольку таковых не так уж и много, то искусство это постепенно умирает.
     Верхотурскому мастеру Михаилу Петровичу Кучеву есть кому раскрыть секреты методики работы с  берестой. Этой практикой  интересуется внук. Сам он познавал дерево, по сути, всю  жизнь. Был он вальщиком леса, сучкорубом, техруком, начальником лесопункта, а затем  директором домостроительного завода. Когда вышел на заслуженный отдых, стал работать для души – потянулся к хрупкой и податливой бересте. Заготавливает он ее сам лично, потому как деревья выбирает особенные, ведь на разной почве произрастают разные по качеству березы. Михаил Петрович подсматривает их на лесных полянах, не спеша, словно невесту подбирает. Выписывает для этой цели, как полагается, порубочный билет, поступая как истинный заботливый лесничий. Все делается для того, чтобы аккуратно "снять чулок", то бишь будущий материал для заготовок.
   К Михаилу Петровичу мы приехали по особому случаю. Глава администрации Верхотурского округа (в то время Виктор Сергеевич Зотов) решил попросить Кучева выполнить особый заказ: сделать к юбилею города сувенирные наборы.Хозяин, выйдя на порог просторного светлого дома, встретил нас радушно. Чтобы показать товар лицом, стал собирать вместе, словно веселую семейную стайку, расселенные по разным местам горницы берестяные поделки. Здесь были легкие изящные солонки. Золотистые объемные крынки подпирали  бока белоснежными ручками, туеса с накладными трехслойными ажурными плетениями могли вмещать и сыпучие, и наливные продукты и напитки. А чтобы было удобно такой сосуд нести, крышка имела свойство ввинчиваться внутрь. Прекрасные, словно произведения искусства, разделочные доски, обрамленные тиснением, выжиганием и резьбой. Хорош был большой куль-пестерь, словно богатырская сума, имеющая волшебное свойство сохранять все, что в него складывают, в свежем виде. Михаил Петрович с любовью и некоторым удивлением брал в теплые руки эти вещицы, словно не он их родил на свет, поглаживал, лаская, и осторожно ставил на стол.
     – Михаил Петрович, – начал Виктор Сергеевич уважительно, увидев все это богатство, – а что-нибудь поинтереснее, чтобы гости наши, которые приедут на юбилей, ахнули и удивились, изготовить сможете? Или диковинные берестяные грамоты, к примеру, с нашим старым уездным гербом и остальной символикой изобразить можно?
– Ну, уж не ударим лицом в грязь! – оживленно отозвался мастер и, уже упустив нас из внимания, понесся мыслями на свой светлый берег творчества, где расцветают теплые берестяные цветы и греют душу  родные мотивы.
1998-2017 гг. Верхотурье - Екатеринбург.


Рецензии