О культуре дневника и женской поэзии

Десять лет назад в челябинском издательстве урбанистики опубликован сборник стихотворений нашей землячки Ольги Пономаревой "Стихи Я", который мне и подарила Римма Дышаленкова с автографом: "Валерию Ефимову образ и голос прекрасной женщины Ольги Пономаревой. 4 августа 2010. Магнитогорск, Челябинск. Римма Дышаленкова".
Мне остается добавить, что поэтесса 70-80е годы работала в Магнитогорске главным архитектором. В 90-е годы переехала с семьей в областной центр. Пономареву и Дышаленкову связывала долгая и верная дружба. По предложению и финансовой поддержке Ольги в Челябинске вышло собрание сочинений  Риммы Дышаленковой в трех томах.
Из авторского сборника Ольги Пономаревой "Вам, мои дорогие девочки, с любовью..."
Жизнь каждого человека неповторима. Но ее периоды - детство, отрочество, юность - совпадают с порывами к добру, осмыслению мира и своего собственного состояния на планете. Я родилась женщиной. Женщиной, а не мужчиной, и именно это обстоятельство определило мое главное отличие от живущих на планете мужчин, и, главное, единение с другой половиной человечества - женщинами.
Никогда не считала свои стихи, особенно детские, достойными издания,однако решилась своим примером спровоцировать юных девочек на стихотворчество, понимая теперь, в своем взрослом состоянии, защищенность словом девчоночьих сердец. Девочки, пишите! Если возникает тайна, а чувство влюбленности - часто тайна, доверяйте ее чистоту листу бумаги, и не важно, как рифмуются строки.Дневники... Когда они возникли впервые и сколько людей спасли от одиночества, позволив поговорить с самим собой? Слово - это бог. И написанное Любовь женщин - это бескрайнее чувство. Всех людей на земле вынашиваем мы, женщины. и поэтому мы изначально любим все человечество и пытаемся растить его в любви...
Жизнь женщины - это любовь к детям, к братьям и сестрам, почти первая - к подругам.
Первая и самая долгая любовь - к родителям, именно на руки женщин падают старики, доживая свой век...Любовь к мужчинам, которых вырастили другие женщины... Отсюда мое глубокое убеждение. что женщины, родившие мальчиков. должны воспитывать их как мужчин, которых они представляют рядом с собой...."Слово сбережет женскую душу в нашей мужской цивилизации....
Любовь женщин - это бескрайнее чувство. Всех людей на земле вынашиваем мы, женщины. и поэтому мы изначально любим все человечество и пытаемся растить его в любви...
Жизнь женщины - это любовь к детям, к братьям и сестрам, почти первая - к подругам.
Первая и самая долгая любовь - к родителям, именно на руки женщин падают старики, доживая свой век...Любовь к мужчинам, которых вырастили другие женщины... Отсюда мое глубокое убеждение. что женщины, родившие мальчиков. должны воспитывать их как мужчин, которых они представляют рядом с собой....
Моя книга стихов... Я решила разбить ее на периоды моей жизни. Детство - солнечное - в доме на окраине поселка. Подснежники в огороде, фикус на окне,кедры на улице. Спасибо вам, мои дорогие родители, за этот вечный подарок. Моя любовь-жалость обратилась исключительно к каплям росы и куклам. Эти стихи сохранила для меня моя сестра Татьяна, за что ей очень благодарна. Я назвала их "Подсолнухи" за солнечность и наивность этого периода...

Подсолнух

Уронили семечко в землю случайно,
Вырос подсолнух - прорвался отчаянно!

Сквозь мусор и камни, у самого края
Старого, дряхлого очень сарая.

Я удивилась: "Зачем ты здесь рос?
Совсем одиноко без солнца и гроз?"

Я подошла, под подсолнушком встала,
Будто большого мне солнышка мало...

Первая влюбленность. Она всегда безответная. Девочки, она бывает у всех. Ах, как я была влюблена в школе. Сколько фантазий и ревности родилось за два года моей влюбленности! Конечно, он не обращал на меня внимания, но я училась страдать и любить. Первая любовь - она счастье и страдания, возможно, самые сильные в жизни. Берегите эти эмоции как удивительное состояние вашей души. Вам, юные женщины, посвящаю свои "Алые тюльпаны".

Тюльпаны

Тюльпаны алые,
Тугие лепестки
На губы влажные твои похожи,
С той разницею только,
Что можно их касаться,
Не опасаться
Ответного движенья.
О наслажденье,
Мне ими любоваться
Здесь в маленькой
Светлице у окна,
Когда одна....

Зачем?

Зачем, мой любимый, зачем
Эти длинные наши дороги,
Молчаливые разговоры,
Зачем это нужно, зачем?

Зачем я всегда не пускаю,
Зачем ты уходишь всегда,
Зачем точно - пустая
Эта наша игра!...
Не приму подаяний,
Страсти время ушло.
Мне не надо страданий,
А тебе - не дано...

Женщина - жена. Это ваш самый главный этап жизни. Семья - это дом, дети, будущее. Какие же требования вы предъявите к мужчине, который выбрал вас, как женщину своей жизни? Главное - авторитет для детей - это очень важно, и именно вы поддерживаете его ежедневно - "так решил папа". Второе - стремление мужчины обеспечить семью материально. Эта ответственность за семью вечная! Никогда не станут все мужчины крупными бизнесменами, радуйтесь каждой его удаче, подставляйте плечи, хвалите! Ну и третье, уважение к вам, а вот тут ваши проблемы возникли. Жена - это дом, в который хочется прийти. Одному или с друзьями - нравятся они вам или нет, вовремя или поздно. Жена встретит и накормит. кормить мужчин ее вечная обязанность и ... удовольствие. Жом - ваш общий. Дети - общие. Ну а ваши меняются отношения?
Перестаньте "невеститься", требовать внимания, учить и поучать - ничего вам не изменить в мужчине, примите его какой он есть, если изменится - так только по собственной инициативе, как впрочем и вы....

Мужчины ленивы вить гнезда, большинство из них любит своих детей, горды или привязаны к ним, как и мы, женщины. Назовем их временные увлечения ошибками и будем так мудры, что и простим и НЕ заметим их, ради общих детей, ради прошлых и будущих душевных привязанностей.
Влюбился - пожалейте его, не давайте волю ревности, не жалейте себя. Влюбленность всегда временна, ведь это же не выбор жены! Тогда никуда они не уйдут от вас, таких мудрых и великодушных. А любовь - она привязанность и прощение, жалость и преданность родному человеку, ведь не случайно мы говорим о любви к родителям, детям. Пусть исчезло временно влечение, так вернется на новом круге жизни силой многогранной любви к вашему мужчине...

Чем больше женщин любит мужчину, тем он сильнее. Дна ему дарит стихи, другая взгляды, третья саму себя... Да разве в этом дело? Это же ваш мужчина, пусть его оберегают женщины, ведь впереди долгая жизнь, и вам с ним придет пора вести под венец внучку. А может статься, болезни нагрянут, кому, кроме вас, нужен ваш муж и мужчина? Об этом мои ревнивые стихи "Оранжевые цветы".
Оранжевые цветы

Мы опять у черты,
Неразлучны и неразделимы,
Всеми судьями мира казнимы,
Рвем осенние с веток цветы...

Мы в плену у Судьбы, мы одни,
Только своды ведут разговоры,
И совсем не земные просторы
Из распахнутых окон видны.

Своды, залы, ступени... и мы
Все на свете друг другу простили,
Потому и ночной небосвод
К нам спустился и встал у ворот,
И его мы впустили...

Мы опять у черты,
Нежность души сливает,
И оранжевые цветы
На осенних ветвях расцветают.


Ну а вы, мои уже взрослые женщины... обойдут ли вас искрометные влюбленности? Для меня был единственный выбор - дети. Женщина, родившая детей, всегда любое действие соизмеряет с ними. Не будет ли им хуже? Если уйти - они обделены, если... то... Думайте, и Господь отблагодарит вас счастьем... Я не согласна с крылатой фразой "нужно любить себя..." Это неправда. От любви к себе ничего не происходит. счастлив человек от любви к другим. Это великое счастье и щедрость души, любить, жалеть, заботиться, а значит, доставлять себе радость. Незаметно подкралась зрелость с размышлениями о рождении и смерти о болезнях и друзьях,а на самом деле пришла пора понять не только себя, но и других, и в калейдоскопе чувств рожденных любовью все время светит звезда прощенья - это "Фиолетовые ирисы".

Куда исчезли розовые зори?
Сирени вспененной полутона?
Нт полурадости и полугоря,
Теперь я принимаю жизнь сполна!

А сочность красок все сильней и строже,
Понятней жизнь, все ближе идеал.
И стрелы ирисов теперь дороже.
Волнует фиолетовый накал!

В нем глубина раздумий и утраты,
Непредсказуемость моей судьбы.
О, ирисы, вы мне теперь понятны,
Как многие цвета или цветы...

Ну а завершает мой сборник подборка стихов моим родителям, сестре, сыновьям, подругам и друзьям. Мой маленькой, но большой родине. Я назвала его - "Белые лепестки".
Я, как все женщины планеты - люблю...

Вас, жизни белые листы,
Как божий дар встречая,
Я дивного букета лепестки
Раскрашиваю, в них души не чая.

Приносит утро белый лепесток,
А к вечеру на нем явленье цвета -
То счастья ярко-алый огонек,
То синий - ожидание рассвета...

Тот дивный день, где есть любовь и ты,
Расцветит мой букет цветами счастья,
И долго будут теплыми цветы
В моих руках от твоего участья....
Все больше тех цветов. Одни
Не удержать уже руками...
Стряхну и облетают вечерами
Не яркие не памятные дни.

А белые листы, слетев с небес,
Живут в букете в ожиданьи чуда!
И я хочу, покуда силы есть,
Раскрасить их в цвета небес,
И единенья ждать оттуда...

Римма Андрияновна, предваряя сборник, дала  ему теплую рецензию.
"Дневник лучше не редактировать, но доверить читателю. В нем аромат "младенческой грации души" и словесная душа первослова, как оно записалось.
Долгое время художники провинции погружались в почтительное молчание перед государственной словесностью столичных поэтов: они знали все, они знали, что надо бескрайне -  молчаливой России.
Ольга Пономарева - утонченный художник, архитектор свердловской школы, опытный и принципиальный землеустроитель генпланов и наших жилищ. И только в сумеречные и полуночные часы вела свой поэтический дневник. Он сохрани и простодушие, и эстетство, гражданскую боль и семейный опыт, такие же или иные чем у нас, дорогой читатель, живущий на бескрайних, порой таежных, порой обнаженных просторах жизни. Особое уважение вызывает женский опыт автора. В 70- е годы моего ученичества в Литинституте, преподаватель и поэт Дмитрий Ковалев прямо срывался в крик: "И не пишите мне бабских стихов!" А какие же стихи прикажите писать женщине? Автор этой книги прямо адресуется к девочкам: "Пишите стихи, они защитят!"
Ольга записывала в дневник те стихи, котрые текли сами собой, как слезы, вздохи и восторги. Они выше указаний казенных эстетов, в них нет и солдатского строя рифм и ритмов. Только грация отзывчивого сердца - дневник и думы о разных людях".
Увы, первой несколько лет назад ушла из жизни Ольга Пономарева. За ней  и магнитогорская подруга. Верю, что они встретились, чтобы никогда не расставаться...


Рецензии
Материал с авторским текстом - совсем другое дело! Замечательные стихи! Особенно растрогали "Тюльпаны и "Белые лепестки"... Спасибо, Валерий.

Вета Коротецкая   09.09.2017 04:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Вета! И я работал над эссе с большим удовольствием.Оно тоже войдет в альманах воспоминаний, но, к сожалению, по специфике издания, без этой доработанной части...

Валерий Ефимов   10.09.2017 04:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.