4. Иероглифы из бумаги. Оригами. Изобретение

Кому-то из гениальных китайских миссионеров пришла в голову оригинальная мысль, что для озвучивания и объяснения иероглифики можно использовать ту же самую бумагу (в виде квадратика), как средство изготовления наглядных пособий – игрушек (моделей объектов реальной среды).

 Можно представить себе, как на глазах изумленных дикарей из листочка бумаги (из ничего) рождается объект почти реальной природы. Точнее, он легко ассоциируется с реальностью. Скажем, это журавль. Тут же на листе бумаги пишется иероглиф, означающий эту птицу. А затем берется лист бумаги, многократно складывается, и на глазах изумленного аборигена возникает бумажный журавлик.

Совершенно очевидно, что ускоренное освоение иероглифики, основ буддизма, а затем и его философии было бы почти невозможно без наличия изобретённого миссионерами способа формирования моделей реальности.
 
Появился некий «посредник», с помощью которого стало  возможно сопоставление значений иероглифов  с объектами реального мира.  Это были модели, полученные за счёт многообразного складывания бумажного квадратика. Они имитировали структуры реального мира. Такие  действия производили впечатление магических божественных действий, подобных животворящим действиям Будды.

Таким образом и возникло тайное (ведь обучали немногих) храмовое искусство  -  ОРИГАМИ (ори  -  по-японски  -  мять, складывать; гами -  по-японски – бумага, перекликающаяся по звучанию с «ками»,  что по-японски означает бог) по созданию образов (моделей) мира и природы.
 
Столь удачное изобретение, которое не только позволяло переводить понятия и образы с одного языка на другой, но и с помощью необыкновенно занимательных манипуляций с обычным листом  создавать всё новые и новые поделки,  демонстрировать божественное творческое созидательное могущество новой религии – буддизма.

Однако сама последовательность (порядок) складывания бумаги для получения той или иной модели оставался для зрителя тайной.  Прошло много лет, и, как «положено», тайное стало явным.
 
Безвестный изобретатель ОРИГАМИ (не знал, какого «джинна» он выпускает на свободу), руководствуясь только функцией посредничества между китайским и японским языками, наверное,  даже и не предполагал  увлекательности самого процесса, творческого и комбинаторного богатства, скрывающегося в складывании обычного листа бумаги.

Таким образом,  манипуляции и поделки,  возникающие  как бы из ничего (разве можно было всерьёз рассматривать,  что обычные складывания бумаги -  были первопричиной  возникновения объектов, так напоминающих реальный мир)  несли с собой светоч мысли в виде письменности и философии Поднебесной.

Так у японцев образовалась связь между религиозным ритуалом и складыванием объектов из бумаги.

(И всё-таки первыми пользователями складывания оказались представители синтоистских храмов (традиционная /языческая/  религия островов.

 Один из ритуалов состоял в создании коробочек (они называются  -  «санбо») для помещения туда кусочков рыбы и овощей, что было даром богам.
Почему они оказались первыми (кто подхватил идею у заезжих миссионеров или «подсмотрел» (позаимствовал) тайное искусство создания коробочек у конкурентов?), теперь можно только гадать.

Но совершенно очевидно, что если бы складывание не появилось у традиционистов, то их популярность могла бы существенно пострадать в сравнении с буддизмом. Однако в этом случае методика складывания была более элементарной и, естественно, легче усваивалась).

http://www.proza.ru/2017/08/17/1122

************************

Ци Бай Ши. Образец каллиграфии иероглифа "хун" в виде цапли. Е.В.Завадская. Ци Бай Ши. М., 1982 г., с. 52.


Рецензии