Как спасали знамя

В кабинете командира бригады было так накурено, - что хоть топор вешай. У окна задумчиво стоял начальник политотдела подполковник Александр Николаевич Грязнов.
Он тоже затягивался сигаретой, хотя все знали, что он не курит.
За столом сидел начальник штаба бригады Сергей Иванович Бочкарев.» Да, - затягиваясь, вздохнул он,  - задачка не из легких».
Все прекрасно знали, о чем идет речь.
Уже который год идут бои в Нагорном Карабахе. Эта древняя земля стала яблоком  раздора  между азербайджанцами и армянами.
Обстановка там настолько накалилась, что нередкими стали нападения на ничем не защищенные подразделения бригады. Поэтому МО РФ было принято решение радиотехническую бригаду расформировать. С мест, где велись боевые действия, поступала разведывательная информация о  том, что члены Народного фронта Азербайджана изымают боевые знамена из российских воинских частей и присваивают их себе для поднятия духа солдат и офицеров. - Этого допустить нельзя. Знамя надо сдать в Генштаб ВС РФ, - сходу поставил задачу командир. Задача была поставлена, а вот как ее выполнить. В бригаде более 80 процентов  личного состава –азербайджанцы, которые и мухи незамеченной из части не выпустят.  Даже невозможно провести какие-либо серьезные мероприятия, связанные с боевым дежурством или боевой подготовкой. Все отслеживается и докладывается. А тем более - боевое  знамя бригады. И все же решение было найдено.   …Ранним утром вышел из дома, пошатываясь, начальник штаба бригады Сергей Иванович Бочкарев. Он торопился на построение, которое проходило каждый понедельник, и было обязательным. Его неуверенная походка стала предметом обсуждения среди офицеров и прапорщиков.  Было слышно, как они довольно громко перешептывались.  Такого еще в бригаде не было. Вряд ли кто-нибудь мог подумать, что начальник штаба бригады мог появиться в нетрезвом виде, да еще с огромным «душком».  Все знали подполковника Бочкарева как образцового офицера. Тем временем начальник штаба, пошатываясь, занял свое место в строю рядом с начальником политотдела.
- Я вас отстраняю от выполнения должностных обязанностей, - громко и четко отчеканил командир.  Отправляйтесь  спать, а после обеда извольте прибыть ко мне в кабинет. Думаю, что начальник политотдела сделает соответствующие выводы по партийной линии.
Во второй половине дня подполковник Бочкарев неуверенной походкой направился в кабинет командира бригады. Однако дорогу ему преградил дежурный по части капитан Семенов.
… Товарищ подполковник, командир приказал отправить вас домой.
Шатаясь, Бочкарев вышел из штаба и направился в сторону кафе, где раздобыл спиртного и медленно зашагал домой. Так продолжалось целую неделю. Утром начальник штаба пьяный шел в штаб, а командир отстранял его от выполнения служебных обязанностей. В офицерском коллективе начали уже поговаривать, что подполковник Бочкарев скрытый хроник, что таким не место в армии. Многие перестали обращать на него внимание.  Что возьмешь с пьяницы?
Наступило очередное построение. Командир бригады издалека увидел Бочкарева.  Сомнений не было, опять пьян.  И командир вновь приказал  отправить подполковника домой.
На этом построении был зачитан приказ командира, согласно которому начальнику  политотдела предписывалось сдать боевое знамя в штаб дивизии. Указывалось время прощания со знаменем, время отбытия на служебном автомобиле. Для сохранности знамени выделялась группа автоматчиков из числа военнослужащих азербайджанской национальности.
В назначенное время после церемонии прощания знамя бригады находилось в кабинете командира, а затем начальник политотдела в сопровождении автоматчиков выехал за пределы части в сторону штаба дивизии. Не успел УАЗ набрать скорость, как на ближайшем повороте вооруженная толпа азербайджанцев перекрыла дорогу. А дальше произошло совсем уж невероятное. Автоматчики вытолкнули начальника политотдела из салона автомобиля и ликующе схватили знамя. Каково было их удивление, когда, развернув знамя, обнаружили лишь голое древко. Знамени не было. Град ударов обрушился на начальника политотдела, но он не чувствовал боли, а про себя повторял: «только бы не убили». Задача была успешно решена.
А в это время в кабинете командира бригады раздался звонок.
- Товарищ подполковник, я в Москве! Ваше приказание выполнено. Знамя бригады сдано, соответствующий документ при себе.
Конечно, это был голос подполковника Бочкарева. Командир вздохнул с облегчением.
Все произошло очень просто.
В кабинете командира начальник политотдела снял знамя с древка и обернул его вокруг груди начальника штаба, который, пользуясь, что на него никто не обращает внимания, как всегда он был пьян, сел на рейсовый самолет в аэропорту Баку и через три часа был в Москве. А сдача знамени была уже делом техники.
Избитый, но довольный начальник политотдела часто рассказывал офицерам бригады о своей роли в данной операции. Командир дивизии поздравил командование бригады с успешным выполнением задания и обещал организовать экскурсию в Москву в музей истории Вооруженных Сил, где нашло достойное место знамя радиотехнической бригады. К сожалению, экскурсия так не состоялась. А бригаду, увы, расформировали. Участников операции представили к государственным наградам.


Рецензии
Боже мой, просто мурашки по коже. Подчас и не задумываемся, что за сухими сводками новостей могут скрываться такие непростые операции. "Штирлиц" отдыхает.. И написано отлично!

Ольга Остроумова   19.10.2017 13:13     Заявить о нарушении