КБ. 1. Работа и другое

                Я начал работать в конструкторском бюро с должности техника. Самой первой из всей номенклатуры и иерархии. Не испытывая комплексов по этому поводу,  приступил к освоению новой для меня профессии.

         Встретили меня в отделе   приветливо. Первые дни я знакомился с сотрудниками и сотрудницами. Последнее мне весьма понравилось. Потом  знакомился с различными документами. Это было скучно.  Пару раз засыпал над  каким-то отраслевым стандартом.

         Не я первый, все прошли этот этап. А через три дня  активно включился в работу отдела. Все складывалось удачно. Через три месяца  получил повышение и стал старшим техником.

         Мне  по душе пришлась работа в КБ. Я с удовольствием чертил и отлаживал в лабораториях оборудование. В КБ был экспериментальный цех, где изготавливали детали и узлы проектируемых машин. Работали там специалисты  высокой квалификации.

          Увидев в чертежах новую фамилию, “цеховые” вызывали новенького и устраивали приемный экзамен. На каверзы там были горазды!
Не миновала эта проверка и меня. Телефон призвал в цех.

         - Твоя работа? - показав мне чертеж,спросил  старший мастер.
         - Моя! - подтвердил я.
         -  А как нам измерить вот эти 92 мм, если деталь в пространстве, под  45 градусов? - он хитро прищурился.
         - Я изобразил растерянность и уныние. Осмотревшись, подобрал с пола обрезок уголка 50;50, положил шалашиком на стол, прижал к нему деталь и сказал:
         - Ну вот! Мерьте! - я засмеялся.  Мне пожали руку.  Посвящение состоялось!

         Работа шла успешно и через очередные три месяца меня повысили  до  конструктора 3-ей категории. Кроме того, я сдал экзамен и получил права тракториста-машиниста 3-го класса.
         
Сплошные тройки!  Три дня, три месяца, третий класс! Я подсчитал, что продвигаясь такими темпами, через 21 месяц  стану генеральным конструктором. Но, если не шутить, зарплаты в КБ были маленькие. Надо было как-то решить денежную проблему.И решение нашлось.

         В одном из отделов КБ работал Вадим Сазонов, отличный парень,  немного старше меня. Он позвонил в наш отдел и попросил меня заглянуть к нему.
         -  Привет! Садись, есть разговор. - я сел рядом с Вадимом и приготовился слушать.
         - Тасула тебя расхвалила. Сказала, что ты надежный. Хочешь подзаработать? - начал он без обиняков.
          - Конечно! На зарплату не развернешься.- согласился я.

         -  Нас несколько человек. Мы делаем курсовые и дипломные проекты. Работа есть всегда. Работа разная. Оплата разная, но денег будет прилично. Распространяться об этом не стоит.
         -  А это не пойдет вразрез с работой? - мне не хотелось создавать напряженность. Надо было создавать реноме.

         - Нисколько! Общаться по заказам будешь  со мной, а чертить , считать, писать, все дома. Ясно?
         -  Я справлюсь? Опыта ни капли! Опять же кульман надо добыть, а где?
         -  Кульман я уже заказал!  “Дралоскоп”  сам смастеришь. Готовь место дома! - ни одного лишнего слова! Вот это хватка! Мне понравилось.

          -  Хорошо! А как переправить кульман домой? И какой кульман?
         -  На фургоне! Я говорил с шофером, он отвезет. Цена копеечная! И за кульман и за доставку.  А мне поставишь пузырек!
         Так я приобщился к славной когорте.  Работали качественно, быстро и никогда не подводили заказчиков.

         Тасула, симпатичная,веселая и умная девчонка, была пассией Вадима.  Их роман не был тайной, но они не выпячивали его. Мои же отношения с ней сводились к бесконечным розыгрышам, подначкам и шуткам . Разумеется работе это никак не мешало.

           Тасула была гречанкой и напоминала мне одновременно всех греческих богинь. При этом мы испытывали взаимную симпатию. Она тоже работала с левыми заказами. Я называл ее всеми именами мифических богинь. То Афина, то Афродита, то Гера.

         Конечно мы понимали, что занимаемся незаконной деятельностью. Но здесь, если не ты, то другой. Сделает другой и заработает другой… А деньги были нужны. Вадим выдавал задание назначал гонорар и срок. Я выполнял заказ.

       Где он добывал заказы, не знаю. Работы было немало. Вадим всегда платил  больше, чем оговаривал вначале. Грех жаловаться. Денег стало больше. Удивительно, что наши  “леваки”, действительно не мешали работе.

          Вадим выдал очередное задание. Сделать кинематическую схему 4-х рядной машины. Он дал мне чертеж, чтобы просто скопировать. Потом  сам должен был что-то добавить. Ватман для этого был  выдан просто удивительный. Толстый, белый, гладкий. Одно удовольствие на таком чертить!

         Дома  я приготовил  к работе  “дралоскоп”   (настольное устройство для копирования чертежей ) и начал чертить. Два вечера ушло на изготовление этой схемы. Но чертеж получился на славу! Обводил я твердым карандашом, чтобы линии не размазывались. Было красиво, но карандаш оставлял глубокие бороздки. Наутро я понес мое произведение Вадиму. Он был в восторге.

         Через два часа  Вадим позвал к себе. Он, в белом халате,  напоминал доктора.
         - Я ошибся! Выдал тебе 6-ти рядную схему, вместо 4-х рядной… - наш босс был немного смущен.
         -  Надо просто стереть по одному ряду с каждой стороны - я говорил и понимал, что просто стереть нельзя! На ватмане остались бы борозды. Это недопустимо!
         - Адский труд! - перспектива чертить заново удручала. - Пойду, подумаю! - я побрел к себе…

            Было от чего расстроиться. Но вопрос не мог остаться нерешенным. Начался перерыв. Я пообедал в нашей столовой, поиграл в клубе в теннис. А пока орудовал ракеткой у стола, голова усердно работала. И не зря!

         Я придумал и решил попробовать один способ. В инструментальной кладовой цеха попросил мелкую шкурку и пошел в отдел.  Разложил чертеж на стекле и шкуркой осторожно начал шлифовать ватман. Результат был ошеломляющий! Три-четыре минуты и готово! Потом я еще прошелся мягкой резинкой и чертеж стал опять великолепен.!

         -  Готово! - я предъявил схему  Вадиму.
         -  Не может быть! - он посмотрел, потрогал, еще посмотрел. - Нет! Не верю! Как ты это сделал?!
         -  Дак секрет-с, Константин Сергеевич! - я обыгрывал  знаменитое  “Не верю!” - Секрет-с! - мы засмеялись. Вадим с облегчением, я с удовлетворением.

         Мой метод приняли на вооружение. Наши  “леваки”  стали еще качественней. Что касается  работы, я приобрел опыт, знал наизусть массу стандартов, знания мои пополнились. Однажды меня позвали к  городскому.

         - Слушаю!  Здравствуйте! -  ответил я   представителю завода.
         -  Чертеж  “ гидропровод”  Ваш? - он назвал номер чертежа.
         -  Сейчас гляну! - я открыл альбом, нашел нужный чертеж. - Алло! Да! Мой!
         -  Скажите размер длины! - я посмотрел.
         -  Алло! 306мм.
         -  Это точно? Потому, что у нас  написано 3006мм.
         - Все точно! Я знаю эту трубку!
         - Спасибо! А мы уже изготовили 100 труб трехметровых и не знаем, что с ними делать!
          - Советы, которые вертятся на языке, не озвучиваю! А размер пустяки! Видимо, ошибка копировщицы. Бывает! - мы  посмеялись и он отключился.

         Такие ляпы изредка случались. Мы вносили исправления в чертежи.  Комизм ситуации вызывал смех, давал разрядку мозгу, занятому решением текущих задач. Чувство юмора у всех людей разное. Реакция на смешное тоже разная. Но большинство людей в КБ обладали всем этим  в достатке.

         Почти год прошел, с момента моего прихода в конструкторский коллектив. Хороший год! К тому же заканчивался академический отпуск, который мне предоставили в институте. Я перевелся на вечернее отделение. На 4-й курс.

         Теперь у меня были работа, учеба и  “леваки”. Как все это совмещать? А о кортах и вовсе забыть? Да и с девчонками тоже погулять надо! Ответов пока не было.

         В институте нам сообщили, что мы имеем право на один, оплачиваемый, свободный день в неделю. Для курсового проектирования. Это было решением части моих проблем.
        Тасула сказала, что остальные тоже решатся. Она, наверное, была права.

          Однажды Таня, старший техник нашего отдела, подруга Тасулы, ее кульман стоял  рядом с моим,  принесла из цеха кусок фанеры,размером немного больше  11-го формата. Она протянула его мне со словами:

         - Возьми, ты же любишь такие штуки!
        -  Спасибо! Придумаю что-нибудь - фанерка была гладкая, чистенькая, но на что употребить ее, пока непонятно.
Подошла Тасула, взяла фанерку, повертела в руках, положила на мой стол.
         - Придумаешь! Не сомневаюсь! - не понятно, что она имела в виду.
         
На следующий день  я готовил чертежи к проверке и обнаружил, что нет чертежа какой-то планки. Дело пустячное. Работы на несколько минут. На глаза попалась фанерка и шальная мысль посетила мою голову. Недостающую планку я по всем правилам и ГОСТам начертил на фанерке!

         Таня и  Тасула смеялись. Мне нравилось. Пришел наш ведущий, забрал мои чертежи. Проверял с полчаса. Фанерку осмотрел, улыбнулся, подписал и сказал нести к технологам. Я взял всю пачку и понес в технологический отдел . Там приняли. Технолог полистал, обнаружил фанерный чертеж, взял, улыбнулся, посмотрел и подписал.

         - Завтра загляни! Будет готово! - у нас были отличные отношения. Я многому научился у технологов. В отдел вошла зав технической библиотекой. Увидела меня, спросила вдруг:

         - А ты не пробовал зачесывать волосы назад? - тот же черт, который сподвиг меня начертить на фанере, взбодрился…
         - Ирма Яновна! Гляньте сами! Где волосы, а где зад! - хохот потряс отдел… смеялись все...
Ирма не могла остановится.
         - Не буду задавать дурацкие вопросы! - она опять засмеялась.

         Работы  было много. Мы заканчивали тему. Тасула, Таня и я работали с полной нагрузкой. К нам в отдел зашел технолог, положил на мой стол чертежи.
         - Меня завтра не будет! Решил сам занести,чтобы ты не волновался. Он рассказал и о моей шутке и о реакции на нее. Наши тоже оценили и смеялись. Давали  “ценные” советы. Как всегда.

         Пришел наш ведущий. Увидел подписанные технологом чертежи и поторопил меня отнести их на нормоконтроль. Я понес всю солидную пачку.
         Поздоровался, отдал чертежи начальнику. Обычно Юрий михайлович просматривал и передавал кому-то из нормоконтролеров.

         Мои чертежи он с присказками передал Вите. Вита весьма благосклонно относилась ко мне и я не видел причин, которые могли помешать ей быстро проверить. К ней подошел  начальник, увидел фанеру и раскричался:

         - Безобразие! Вы что совсем уже меры не знаете? Кто позволил чертить на фанере? Я этого не пропущу! Вы не конструкторы, а монстры! Вы меня до инфаркта доведете! - я никогда не видел его таким возбужденным.

         -  Юрий Михайлович! Что случилось? Что Вы так завелись? Ну, если это столь важно, я перечерчу! Я пошутил. Хотя все в пределах ГОСТа.
         - Не надо перечерчивать! Извини! Просто до тебя приходил Эрик, знаешь его? - я кивнул.

          - Он принес чертеж резиновой гармошки. А назвал  его  “Презерватив”! Он, видите ли, считает это название, отражающим назначение детали! - он пришел в себя. - А тут еще ты с фанерным чертежом! - он взял ручку и подписал.

         - Завтра зайди, ближе к обеду, постараюсь проверить.- сказала Вита.
         - А что у нас на обед? - я знал, что она любит мои шуточки, мы флиртовали с удовольствием и не упускали случая. - Завтра явлюсь!

         Вита была очень красивая. Красота ее,неброская,но настоящая, привлекала не только парней но и девчонок. Я всегда любовался ею!
        На другой день, минут за двадцать до перерыва, я пришел за чертежами. Вита показала на стул. Я устроился рядом.

         - Все  готово! Замечания на полях. Ты точен!  - она посмотрела на свои часики. Я взял ее руку и поцеловал. Руку она не отняла. Я встал рядом с ней, увидел ее глаза, наклонился и поцеловал.
Вита тоже встала и мы целовались, благо никого не было…

         Я повел Виту обедать. В буфет Академии наук. Наших никого не обнаружили, поэтому выпили по бокалу красного вина.
         - Ты меня соблазняешь? - она засмеялась.
         - Ты же не против!
         -  Нет, не против! Только у меня жених есть!
         - Мелочи! Жених там где-то, а мы с тобой здесь! - я дурачился. Вита смеялась. Мы пошли  работать.

         Слова Виты о женихе заполнили все уголки мозга. Мозг анализировал, сопоставлял, просчитывал и выдал вердикт:  “Что-то в этой истории не так!” И все -таки я потерял покой. Проще всего было бы спросить у Виты. Это я решил сделать завтра.

         Мы сидели втроем у Вадима в отделе. Обсуждали наши дела, прикидывали перспективы.
         - Меня такой вопрос интересует, а у них, у буржуев, есть такое? Левые курсовые , дипломы и прочие диссертации? - спросил я .

         - Наверное есть, но не в таких масштабах. Репетиторство развито. Можно предположить,   что  и какие-то работы делают. - Вадим ответил быстро. Наверное думал об этом.
          -  Это ненормально, когда инженеры просто вынуждены  таким образом зарабатывать! - Тасула подвела черту обсуждению.

         Да! Непростую тему затронули! Конечно, мы хотели тратить наши силы и таланты на создание новых машин. Но требуя от нас новую технику, да еще на мировом уровне, платили на порядок меньше чем на Западе. Это не оправдание наших “леваков”. Это констатация. Когда-нибудь это прекратится. И инженеру не будет стыдно за свою зарплату!

         - У тебя и в самом деле есть жених? - я спросил, стараясь не выдавать волнения.
         -  Ты ревнуешь? - почему-то она была этим довольна. -  Ревнуешь! - и продолжила:
         -  Да! У меня он есть! И он хороший! - она улыбнулась лукаво. Я ничего не понимал.
         - Пойдем в Институт механики обедать? - Вита сменила тему.
         - Хорошо! Жду тебя у ворот! - мое волнение не проходило.  Я спросил, она ответила, стало еще непонятнее…

          Здесь не было буфета, но кормили вкусно.   КБинцы, частенько ходили сюда.
         - Пойдем куда-нибудь после работы? - я спросил, боясь отказа. Но Вита спокойно сказала:

         - Да! Но не в кино! Я хочу в парк, где мороженое! Съем целый килограмм!
         - Станешь Снежной королевой! - я шутил и радовался предстоящему вечеру с Витой.
         - Выйдем из  КБ чуть позже! - афишировать наши, зарождающиеся, отношения Вита не хотела. Да и жених еще!

         Начался сезон дипломов. Вадим составил для меня отдельную программу.   Несколько студентов были направлены в КБ на преддипломную практику. Почти все они стали нашими клиентами. Один паренек из провинции попросил помочь ему самому выполнить дипломный проект. Он работал, как одержимый. При явных недостатках знаний и кругозора, он проявил настойчивость и смекалку

         Это не могло не вызвать уважения. И все мы помогали ему советами  и поправляли его чертежи. Наконец, после пяти недель каторжного труда , наш герой закончил проект.

         Вадим все проверил и одобрил. 16 листов! Было чем гордиться!  Студент свернул в рулон все чертежи и поехал в институт подписывать. Приехал он в КБ к концу дня, белый, как ватман и еле стоящий на ногах. Его напоили чаем, дали успокоительное. Узнали, что случилось.

         Когда все чертежи были подписаны
, он опять свернул их в рулон, положил на стол и вышел на несколько минут в туалет. Вернулся взял рулон и почувствовал, что он стал почему-то значительно легче. Развернул и обмер.11-ти листов не было! Их украли! Бессмысленная и жестокая кража! Или месть? Неважно!

         - Ты не волнуйся! Мы не бросим тебя в беде! - Вадим озвучил наше общее отношение.
          - Сколько времени до защиты?
         -  Ровно 8 дней! - студент начал оживать.
         -  К обеду подготовлю все материалы. Возьмем по листу, через два дня проект будет восстановлен. Потом поедем! все подпишем.   

         Через три дня все листы были готовы и Вадим со студентом поехали подписывать. Через несколько дней наш студент толково защитился и стал нашим собратом, инженером. Мы были очень рады. Еще через неделю он приехал в КБ и показал новенький диплом. Молодец!

        Новый инженер поблагодарил нас, попрощался и уехал домой в свой маленький городок.  Прошел месяц. И вдруг в створе ворот, (они всегда были  распахнуты) появился наш герой с двумя гигантскими сумками. Он устроил шикарный банкет по случаю вступления в инженерное сообщество. Так закончилась эта история.

         Что касается наших левых проектов, то понятно, что не они были главными в нашей жизни. Они были только эпизодом в нашей жизни. Мы верили, что перемены  наступят. Обязательно наступят!

         Наши отношения с Витой развивались,мы легко понимали друг друга. 
         - Сегодня после работы едем ко мне! - Вита сообщила это минут за десять до перерыва.

         - Но я даже не успею переодеться! - я немного растерялся.
         -  Все нормально! Не волнуйся! Я с тобой! -она смеялась, глаза ее лучились и лукавинка присутствовала.

        Вита открыла дверь и мы вошли в квартиру. Она зажгла свет.В прихожую,где мы еще находились из комнаты вышел большой,очень красивый кот. Он внимательно посмотрел на меня. Его глаза были с такой же, как у Виты, лукавинкой.

         - Знакомься! Это мой Жених! - сказала Вита


Рецензии