Фашизм - орудие монополий ч. 10

Эти документы были изданы президентом во исполнение очередных требований монокапитала, изложенных в программе германского союза промышленников от 30 сентября 1931 г. Политика «оздоровления» экономики, спасения монополий от краха никогда ещё не проводилась в Германии в таких масштабах. Она тяжелым бременем ложилась на широкие слои населения. Другое направление в использовании чрезвычайного законодательства в период 1930-1933 гг. связано с попытками правящих кругов максимально затруднить демократическим силам борьбу с наступлением монополий на жизненный уровень трудящихся и с возрастающей фашистской угрозой. Основной удар при этом наносился по важнейшим конституционным правам, открывавшим рабочему классу возможность ведения массовой политической борьбы. Важнейшую роль в ликвидации основных конституционных прав играл закон «О защите республики и умиротворении страны», принятый рейхстагом в марте 1930 г. по инициативе социал-демократов. Он устанавливал уголовную ответственность за публичную критику гос. строя. Административные органы получали право запрещать «антигосударственные» организации, закрывать на определенный срок газеты и журналы и распускать собрания, где происходило «поношение» государства, и т. п. Какие-либо чёткие признаки составов преступлений в законе отсутствовали. Судейский произвол устанавливался и в вопросе определения наказания. Закон не только вводил дифференцированное наказание (штраф или тюремное заключение), но и очень часто устанавливал лишь низший его предел.

Закон «О защите республики» 1930 г. явился лишь началом широкого террористического наступления на демократические силы. Чрезвычайные декреты издавались на неопределенный срок, что должно было показать временный характер ограничения конституционных прав. Однако, взамен указов, терявших силу, систематически издавались новые зачастую аналогичные указы. Веймарская конституция в ст. 123 предусматривала право граждан собираться «мирно и без оружия», не делая предварительного заявления и не спрашивая особого разрешения. Чрезвычайные указы 1930-1933 гг. свели это право к нулю. Указ от 28 марта 1931 г. временно вообще отменял все конституционные «основные права», в частности, он наделял полицейские власти правом не разрешать собрания по мотивам угрозы для общественной безопасности и порядка и устанавливал обязательность предварительного заявления о собрании за 24 часа. Статья 124 Конституции предоставляла гражданам право образовывать союзы и общества в целях «не противных уголовным законам, установив, что это право не может подвергаться ограничению мерами принудительного характера». Указанное положение неоднократно нарушалось как непосредственно путём запрета демократических организаций (запрет в 1929 г. «Союза красных фронтовиков», «Союза красных моряков» и др.), так и путём уголовного преследования коммунистов за факт принадлежности их к Компартии Германии (на основании закона «О защите республики» 1930 г.).

В качестве примера открытого нарушения права создания союзов и организаций можно сослаться на чрезвычайные указы Гинденбурга - Папена «О роспуске коммунистических безбожных организаций» от 3 мая 1932 г., и др. В указе от 14 июня 1932 г., например, говорилось, что по требованию министра внутренних дел политические организации должны представлять ему свои уставы, а также другие данные об их организации и деятельности. Невыполнение его требований влекло за собой роспуск этих организаций. В течении 1930-1933 гг. систематически нарушалась свобода слова и печати. Хотя ст. 118 Веймарской Конституции провозглашала, что не допустимо причинение какого-либо ущерба за пользование этим правом и что цензура допускается лишь на основании закона в целях борьбы с порнографией (а также в области кинематографии), преследование демократической партии в эти годы приобрело постоянный и массовый характер. Основной удар реакции был направлен против коммунистической печати. Запрещались коммунистические газеты, а их редакторов привлекали к уголовной ответственности. В условиях всё усиливавшегося фашистского и политического террора, когда в целях охраны своих организаций, жилищ, самой жизни германские рабочие вынуждены были в ряде случаев прибегать к вооруженному отпору, правительства Брюнинга и Папена осуществили ряд мер с целью воспрепятствовать такой возможности. 28 марта 1931 г. был принят закон «Против злоупотребления оружием», направленный на разоружение рабочей самообороны.

Под страхом уголовного наказания (тюремное заключение на срок до 1 года или штраф) закон воспрещал ношение оружия или предметов, могущих быть использованными, как оружие посредством нанесения ими удара, толчка или укола. Используемый против рабочих закон, практически не применялся против хорошо вооруженных фашистских отрядов, которые терроризировали население. Ещё более затруднил сопротивление рабочих и демократических элементов фашистскому террору чрезвычайный указ Гинденбурга-Папена от 8 декабря 1931 г., развивший идеи закона от 28 марта 1931 г. К этим мерам тесно примыкало введение указом от 9 августа 1932 г. повышенного уголовного наказания за причинение телесных повреждений или убийство «по политическим мотивам» члена полиции, армии или содействовавшего им лица. Если ранее германское уголовное Уложение за совершение умышленного убийства установило в качестве меры наказания пожизненную каторгу, то по указу 1932 г. предусматривалась смертная казнь. Каторга не ниже 10 лет вводилась за любое тяжкое телесное повреждение, и до 10 лет - за нанесение прочих телесных. Такие жестокие санкции были направлены на устранение и уничтожение лиц, осмеливавшихся в какой-либо форме оказать противодействие произволу полиции и фашистских отрядов. Итак, в период обострения классовой борьбы на основе широкого использования чрезвычайного законодательства и при активной поддержке монокапитала, в Германии учреждался режим правления, сложившейся в последние годы республики, с полной отчётливостью проступали черты большого сходства с механизмом фашистского государства.

Система политического господства, созданная монокапиталом в 1930-1932 гг. под лживым предлогом охраны республиканского демократического строя, от посягательств на него, как временное чрезвычайное явление, стала переходной от одной формы господства монополий - буржуазной демократии - к новой государственно-правовой форме империалистической буржуазии - фашистской диктатуре. В своем полит. отчёте на конференции Компартии - в октябре 1931 г. - Э. Тельман ясно и чётко показал, как правительство Брюнинга подготовило приход Папена-Шлейхера, а затем Гитлера - Гугенберга, как оно подготовило переход политической власти к открытой фашистской диктатуре: «Мы видели в Германии, как правительство Брюнинга, филиалом которого являлось социал-демократическое правительство в Пруссии, целиком и полностью, открыто действуя парламентскими методами и опираясь на социал-демократию, почти два года прокладывало фашизму дорогу к диктатуре с помощью политики, которую мы по праву оценили, как политику «установления фашистской диктатуры». История полностью подтвердила, что политический анализ и характеристика, данные Э. Тельманом, были совершенно правильны (1). В популярной историографии широко тиражируется миф о том, что Гитлер пришел к власти в результате честных и демократических выборов и был ничем иным, как спасением Германии от того хаоса, в который она погрузилась после ПМВ. Так ли это? Гитлер и НСДАП не победили на выборах, получив большинство голосов немцев.

Наоборот, когда стало понятно, что жители Германии не отдадут гитлеровцам 51 процента голосов, был применён другой механизм протаскивания Гитлера на пост канцлера. Для понимания всей сложности политической обстановки в Германии накануне прихода к власти нацистов стоит отметить, что в 1932 г. в период с июля по ноябрь немцы дважды избирали свой федеральный Парламент - Рейхстаг. Основная конкуренция за власть развернулась среди трёх партий: социал-демократической, национал-социалистической и коммунистической. Социал-демократы, считающие себя правящей партией и основоположниками Веймарской Республики, с началом экономической рецессии увидели спад поддержки в обществе. Небывалая финансовая подпитка Запада вывела НСДАП из маргинального политического спектра Германии. Результаты партии Гитлера сильно колебались и своего пика достигли летом 1932 г. Так на выборах 31 июля НСДАП заручилась поддержкой 37,3 процента немцев, что конечно не являлось даже простым большинством. Вопреки надеждам, формальная победа на выборах не пустила Гитлера к вершинам власти. Франц фон Папен сохранил пост канцлера. Веймарскую Германию, хоть и с некоторой натяжкой можно назвать парламентской республикой. По её конституции, принятой в 1919 г. существенные полномочия концентрировались в руках руководителя правительства. Рейхсканцлер назначался президентом страны из числа правящего парламентского большинства. Подобный порядок существовал до марта 1930 г., когда правящая коалиция социал-демократов во главе с Германом Мюллером в условиях усугубляющегося экономического кризиса погрязла в межпартийных спорах по бюджетным вопросам и налогам.

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2021/02/23/2011               


Рецензии