Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 14. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 14. ГЛАВА 4. СТ. 1-15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ.


1.Шри Бхагаван Сказал.
Эту науку йоги Я, Нетленный, поведал Богу Солнца Вивасвану. Вивасван передал ее Ману, отцу человечества, Ману рассказал ее святому царю Икшваку.

КОММЕНТАРИЙ:

Верховный Бог, по сути, уже приступил к изложению Бхагавад-Гиты. Надо объяснить Арджуне, что эти знания извечные, неизменные, непременно получаемые человеком только из Рук Самого Бога Кришны, но при определенных созданных Богом ситуациях через избранных Богом людей, есть совершенные духовные знания, непосредственно объясняемые Самим Богом. Эти знания не могут быть предназначенными для какой-то отдельной эпохи или для исторического периода и тем более не могут быть предназначены для одного народа или государства. Они абсолютны, универсальны, непременно даются для всех жителей планеты Земля и на все времена. Их категорически нельзя считать религиозным направлением только Индии. Именно Бог их дает и распространяет, и вручает каждому в свой день и свой час, как и своим путем. Это – высочайшие совершенные духовные знания, есть Абсолютное и окончательное Слово Бога Кришны, Творца и Высшего Управляющего материальными и духовными мирами, есть знания, которые увенчивают собой все другие религии, которые носят лишь подготавливающий характер именно к этим знаниям, к этому пути, к этой духовной практике. Нет превыше этих знаний ни в материальном мире, ни на духовном плане; и эти совершенные духовные знания имеют необходимость время от времени дополняться и углубляться, ибо имеют в Боге всю целостность и развитие применительно к ступеням материального и духовного развития человека во все эпохи его существования.

Также эти знания непременно передаются согласно Плану Бога по ступеням ученической преемственности, из рук в руки, от учителя и духовного наставника к ученикам. Но в некоторых случаях Бог, ввиду того, что точно знать нельзя и учитывая ступени развития человеческого общества, окутывает историю получения этих совершенных знаний некими мистическими историями, хрониками и обстоятельствами порою вселенского порядка, подключая мифические или несуществующие образы, придавая этому уникальному знанию статус высочайшего откровения, ибо так и есть, высшей сокровенности и недосягаемости для многих, но избранных на данный период, и определенным путем, чаще всего путем преодолений и борьбы, как и вследствие преданного служения, как и вследствие войн, как и вследствие Личного прихода Бога Кришны в материальный мир через Свои многочисленные воплощения.

Бог также сообщает Арджуне то, что соответствует его ступени материального и духовного развития, его знаниям, бытовавшим в обществе на момент изложения, давая заинтересованность, чувство высочайшей ответственности и в некотором роде трепета,  как и давая желание внимать и вникать в суть этих знаний, как и их анализировать применительно к своей ситуации и в соответствии со своими качествами, принципами, пониманием и необходимостью угодить Богу.
При получении таких знаний в невежественном человеке все же должно все как бы состыковываться, находить некоторое внутреннее поддержание, какое-то внутреннее согласие и отзыв; непременно человек должен понимать, что ему передается то, что следует передавать дальше и не просто передавать, но тому и тем, на кого Укажет Бог Божественными средствами. Бог Бхагавад-Гиту называет Наукой йоги или наукой связующего процесса именно с Богом. А потому это высочайший труд, его надо уметь достойно принять, постараться в нем разобраться, осознать его суть и быть готовым к любым требованиям Бога в этом направлении. Надо понять, что авторитетные образы бога солнца и отца человечества ману - суть не существующие образы. Ибо только Бог Кришна Создатель солнца и планет, как и вселенных, и только Бог Кришна – Отец всему материальному творению, и никаких других посредников нет и быть не может. Никто Богом не уполномочен. Существует только Бог и Его творение, подчиненные живые существа. Но они, эти мистические образы были необходимы людям того периода, как персонажи промежуточного порядка, опосредствованно выводящие к поклонению Самому Творцу. И эти образы и многие другие в обществе витали, им поклонялись, им приносили и жертвоприношения и через них объясняли многие процессы и события на Земле, включая вопрос о происхождении человека. Так было необходимо. Личность Бога была сокрыта огромным пластом мифов и легенд, ибо люди стояли на столь низкой ступени материального и духовного развития, что личное обращение к Богу и видение Бога, как Высшей Причины всех причин, было невозможно для большинства и немалый период.

Период, когда Бог говорит с Арджуной, есть на самом деле пиковый, когда человечество уже может через многих своих членов постичь Совершенные духовные знания, ибо ум развит в необходимой мере, но греховная деятельность настолько усилила свое влияние в обществе, что предыдущие совершенные духовные знания стали доступны только единицам, ибо были и утеряны, и искажены. И это грозило действительно упадком религии. Надо было уже развитый Богом через страдания и преодоления человеческий ум направить именно на духовную практику, на преданное служение, на преобразования в обществе, необходимо было поднять это общество нравственно и духовно. Нужны были универсальные, религиозные, совершенные и авторитетные Знания и именно знания Бхагавад Гиты, спущенные Самим Богом в руки того рода, который был подготовлен Богом в лице каждого, который был авторитетен, прославлен, благочестив, религиозен и имел возможность, владея властью, эти знания распространить и дать им дорогу далее Милостью и Волей Бога, как и по Плану Бога на этот период.

2. Так по пути ученической преемственности передавалась эта наука и так познавали ее святые цари. Со временем в этом мире эта великая наука йоги была разрушена, о, Парантапа.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти совершенные духовные знания постигали ни только святые цари, но и очень многие представители всех других слоев населения, как и люди из народа, все те, кто Волею Бога уже был готов, кто задумывался о смысле жизни, кто хотел осознать цель своего материального существования. Бог никогда не взирает на сословие, к которому принадлежит по рождению человек, на его статус, образованность, вид деятельности и даже степень религиозности. Бог Кришна абсолютно знает качества человека, его аскетизм, приверженность к простому образу жизни, добродетель и весь умственный процесс, который этот человек берет у Бога, и на чем останавливается, и что просматривает мыслью, и какие вопросы в себе задает Бугу, и как выходит из сложных ситуаций, и как относится к другим людям, и на сколько устремлен их осуждать и чью сторону принимает и кого защищает, и как выполняет свои долги и обязанности.

Также процесс передачи совершенных духовных знаний по цепи ученической преемственности есть также творение Бога. Вся эта цепочка учителей и учеников есть План Бога, где каждый ведется Богом до момента принятия Совершенных Знаний из рук духовных учителей и наставников, и в этой цепи нет и не может быть людей не достойных или случайных. Каждый в свое время получает  совершенные знания, утверждается в них вследствие материальной и духовной практики и передает другим в той мере и в том направлении, в котором и должен был по Плану Бога и что было решено Богом до рождения человека.



3.Непременно ту же самую древнейшую науку йоги Я расскажу тебе сегодня. Ты Мой бхакта и ты Мой друг, поэтому Я поведаю тебе это сокровенное лучшее знание.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна уже приступил к изложению совершенных духовных знаний, и это надо как бы зафиксировать в сознании Арджуны, чтобы он осознал всю уникальность ситуации и отнесся к диалогу более строго и ответственно. Но следует понимать и то, что на самом деле Арджуна ни есть друг Бога Кришны. Это исключено согласно изначальному положению живого существа. Также назвать Арджуну преданным Бога Кришны невозможно. Это просто живое существо, имеющее перед Богом в некотором роде заслуги материального и религиозного порядка. И не только. Бог подготовил этого человека в течение ряда предыдущих рождений, развил в нем те качества и то самопроявление, которое в некотором роде достаточно, чтобы разговор мог иметь место. Также немалое значение имеет и родословная Арджуны. Также, Арджуна ни есть лучший представитель своего общества, но несколько средний уровень, и такой уровень гарантирует то, что многим этот священный диалог будет и близок, и понятен.
Но очень мудрствующий или очень религиозный, или в большой степени поклоняющийся Богу человек несколько усложнил бы ситуацию передачи ему совершенных духовных знаний излишними вопросами, не нужным здесь проявлением большого смирения или терпения. Он должен был быть естественным, несколько непонятливым, наивным, непосредственным и твердым одновременно, несколько мягким, слезливым, не боящимся особо смерти, стоящим на религиозных постулатах общества и непременно аскетичным, добродетельным и как-то связь с Богом с материальной точки зрения должна была быть обусловленной, например, родством. Что опять же условно. Но человеку это понятно и приемлемо, и многое объясняет и потому способствует восприятию и диалога, и самих знаний.

4. Арджуна сказал.
Ты по рождению младше, Бог Солнца, Вивасван, старше Тебя. Как, я хочу это понять, Ты вначале наставлял его этой науке?

КОММЕНТАРИЙ:

Задать такой вопрос… Это означает закрыть на известный и понятный тебе ответ глаза, и сказать чудовищную глупость, думая при этом – что будет, то будет… Так можно задать вопрос, когда тебе говорить не понятно, о чем, когда другие мысли не находишь в голове… и чувствуешь понуждение сказать, и рот сам открывается. Почему? Потому что Бог Знает.  Бог управляет диалогом. Бог понуждает задать именно такой вопрос Арджуну, ибо в ответе Бога скрываются и те знания, которые нельзя упустить. Бог строит диалог в необходимом направлении. И этот вопрос их, знания, поднимает к обсуждению, потому что не будет лишним. И далее в стихах это будет понятным, какие темы тоже следует знать, что также есть Святые Писания. Безусловно, этот вопрос для Арджуны не вопрос. Он знает, что Бог Кришна Нерожденный, что Бог Извечный и сравнивать Его приход в материальный мир с рождением хотя бы и полубога Вивасвана, правителя солнца, согласно легенде, не следует. Вопрос сам по себе абсурден и подвергает сомнению вещи, которые нельзя подвергать ни малейшему сомнению. Вообще так поставить вопрос перед Самим Богом – грех и очень большая наивность, как и вопиющее невежество. Этот вопрос чреват наказанием. Но Бог Кришна побудил. И живое существо пережив в себе слабое изумление, что так должен спросить, задал вопрос. А там, что будет. Но Бог Знает Причину. Ибо надо кое-что поведать человеку о Боге именно в диалоге и именно касательно того, как Бог приходит в материальный мир, ибо этот вопрос все же есть таинство, и его осветить может только Сам Бог. И здесь это в некотором роде уместно, ибо речь идет о Святом Писании, которое на данный момент и провозглашается Богом Кришной.

5. Шри Бхагаван Сказал.
Много Моих рождений прошло, также твоих рождений, о, Арджуна. Я знаю их все, ты же не можешь знать, о, Парантапа.


КОММЕНТАРИЙ:

Речь идет не о рождении Бога, ибо Бог Нерожденный, а о воплощениях Бога. Нельзя, опасно, категорически невозможно считать, что Бог в материальном мире может родиться. Но если говорить о воплощениях, то их известно не мало и все они описаны и предупреждены в Ведах. Все эти воплощения, как и их причины, также и то, как это происходит, Знает доподлинно только Бог. Также только Бог Знает все рождения каждого живого существа, о чем само живое существо знать не может. И Бог об этом Арджуне и Говорит, и это знание сокровенное.


6. Хотя Я Нерожденный  и Тело Мое Нетленно, хотя Я – Бог всех живых существ, будучи таковым,  Я рождаюсь посредством Своей внутренней энергии, всегда оставаясь в Своей духовной природе.

КОММЕНТАРИЙ:

Так – надо знать человеку. И этот ответ не исчерпывающий, ибо полностью открывать человеку сие таинство невозможно. Достаточно и то знать, что Бог приходит в материальный мир посредством Своей внутренней иллюзорной энергии, всегда оставаясь в своей духовной изначальной природе. Это те слова, те мысли, в рамках которых человек должен понимать приход Бога в материальный мир. Никакие домыслы не должны иметь место. Как Бог Сказал, так и надо думать и так надо доносить другим, не мудрствуя, не пытаясь проникнуть вглубь этого таинства, не пытаясь привносить свой смысл в сказанное, но принять эти слова Бога, как сокровенные тайные знания, как совершенные знания, никогда не желая отсюда как-то изыскать нечто, роднящее с рождением человека или другого живого существа. Ничего общего или близкого нет и не может быть. Таков смысл и цель вопроса, к которому побудил Аржуну Бог.

7.О, Бхарата, непременно, когда в религии проявляются расхождения и  преобладает безверие, в это время Я проявляю Себя.

КОММЕНТАРИЙ:

Но с какой целью Бог Себя проявляет? Расхождения в религии и преобладание безверия еще не причина, чтобы Бог проявлял Себя в материальном мире. В основном причина, Божественная необходимость возникает тогда, когда надо обновить, существенно дополнить или дать новые совершенные духовные знания или новую религию.

8.Для избавления бхакт и уничтожения злодеев, также, чтоб восстановить религиозные принципы, Я проявляю Себя из тысячелетия в тысячелетие.

КОММЕНТАРИЙ:

У Бога, кроме Личного присутствия в материальном мире,  достаточно и других уникальных и действенных средств, чтобы помочь преданным Бога, если в этом  в материальном мире возникает необходимость, или наказать греховных людей существующими для этого материальными инструментами. Такие вопросы Бог не решает непременно и только Своим Личным присутствием, хотя видимость может и создаваться. Главная цель и причина прихода Бога в материальный мир – это, прежде всего, Лично дать совершенные духовные знания, возобновить парампару, сделать в духовной практике акценты, привнести те или иные религиозные направления, уже существующие в материальном мире, в другие народы с учетом их  ступени материального и духовного развития, сделать эти знания авторитетными и процесс передачи уникальным и тем, который также необходимо будет изучать.

9.Тот, кто воистину знает духовную природу Моего рождения и деяний, оставляя тело, не рождается больше. Он возвращается ко Мне, о, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ:

Осознать в полной мере духовную природу явления Бога в материальный мир не просто, эти вещи никакими чувствами, никаким мыслительным процессом или духовными знаниями не охватить абсолютно. Здесь в основном вопрос упирается в степень веры человека и его утверждение в совершенных духовных знаниях. Но такое глубокое, на сколько это возможно, понимание отнюдь не гарантирует, что человек более никогда не рождается, ибо существуют и другие параметры качеств человека и степени его материальной и духовной практики, на которые смотрит Бог.

Этот стих в основном предназначен был для Арджуны и тех, кто примерно на такой же ступени своего материального и духовного развития на тот период. Если человек еще не стоит на достаточно высокой ступени, то он непременно нуждается в обещаниях, в посулах и не только материального мира, но и в духовном направлении. Такое обещание мобилизует человека, делает его более старательным и усердным и потому допустимо так говорить человеку, ибо и  обещание не столь далеко от истины; но вполне возможно, что еще несколько рождений у него в материальном мире все же предстоит, как бы человек ни понимал «рождение»  Бога и в какой бы природе это ни видел.

10. Освобождаясь от привязанности, страха и гнева, сосредоточив на мне ум, найдя во Мне единственное прибежище, многие, очистившись знаниями и тапасьей, достигли Моей Природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Уже видно, что опрометчивый, не продуманный как бы вопрос Арджуны, ст.4,  приводит к новым темам, выводит диалог на новые знания и наставления Бога, а потому весь диалог есть, надо понимать, как абсолютное управляемое творение Бога, которое, как клубок, разматывает все нюансы религиозного истинного мышления, поднимает нагара в диалоге Совершенные знания как бы между прочим, но акцентируя и внимание и память на том, что  и не может иметь другого источника и в своем роде уникально, но без чего преданное служение бхакты станет неполным и будет лазейка для беспокойного ума там, где это запрещено.

Но что следует из данного стиха? Что значит достичь природы Бога? Здесь как бы и не очень понятно. Но в таких случаях Бог разъясняет верующему и старающемуся человеку, изучающему это Святое Писание индивидуально в соответствии со ступенью его материального и духовного развития, ибо толковать слова Бога в некоторых пределах можно и по-разному, постепенно открывая в них тот или иной смысл, дополняя прежние знания и таким образом выходя на новую ступень восприятия Божественных откровений.

Достичь природу Бога может означать, понять, осознать, осмыслить, всецело принять суть ее духовной ипостаси, хорошо усвоить ее нематериальную субстанцию, ее несовместимость с материей, но материю и дух творящей. Здесь также достаточно для иных осознать в полной мере непостижимость природы Бога и невозможность за осознанием духовного тела Бога дать этому еще иные определения, проникнуть в суть через человеческий мыслительный процесс, как-то на высоком порядке усвоить и трактовать истинную природу Бога иными словами и аргументами, отличными от здесь данных Самим Богом.

Иные бхакты, ведомые Богом к постижению величия Бога, тем не менее, в словах «достичь природы» Бога, направляются мыслью на себя, свои качества и пытаются найти некоторую идентичность Божественного проявления, сравнивая себя в свою меру с Личностью Бога и пытаясь обозреть умом качества Бога и свои, ставя целью именно с этой стороны постичь или приблизиться к Богу, как и понять природу Бога.

У каждого в мыслительном процессе, когда человек пытается постичь  природу Бога, свои ошибки, но на любом этапе духовного развития они неминуемы и Волею Бога такие бхакты, так или иначе, направляются к более точным знаниям и уровню материального и духовного мышления, ибо Истина,  природа Бога очень часто достигается из промежуточных религиозных знаний и постулатов и к ней обычно идут через практику преданного служения, аскетизм и добродетель. Но как лучше здесь понимать? На что направлять мыслительный процесс? На себя или на Бога? Не на себя. Здесь Бог выведет и на более глубокие знания. А о себе особо думать не следует никогда. Пусть эта мысль будет у преданного в глубоком забвении. Когда надо будет подумать и о себе, и о своей ступени, то Бог это сделает в мгновение Божественными средствами и подправит, и укажет, и изменит, и привнесет и явно и не явно, но непременно действенно и в свое время, как и безболезненно, как и в назидание. А до этого лучше думать о себе, как о подчиненном живом существе, полностью зависимом от Бога, не питая никаких иллюзий по поводу своей ступени, считая себя низшим живым существом, но старающимся и знающим свое изначальное положение перед Богом.

Но какими преимущественно средствами Бог рекомендует постигать Себя? Знаниями и тапасьями. И, как указано, через процесс очищения, который, к слову говоря, только двумя этими направлениями далеко не исчерпывается, но во главу угла их можно поставить -  изучение Святых Писаний и аскетизм. Но и без добродетели делать нечего, как и без непременного поклонения Богу, как и без контроля ума, желаний и чувств, без отречения не сдвинуться с места и без карма-йоги вообще никуда. Все в совокупности. Это уже путь преданного служения во всей полноте и старании. Эти знания и Арджуне и всем преданным, ох, как пригодятся, и они будут неоднократно на протяжении всего изложения Бхагавад-Гиты повторятся в разных аспектах, но собой донося суть и важность постижения Бога и природы Бога всеми указанными Богом средствами в материальном мире.

Но достигая Бога в плане постижения природы Бога, непременно надо  соответствовать этому процессу качествами высоко-духовного порядка. Иначе, нет Милости Бога. А это – долгое увы, и путь будет отложен на неопределенный и весьма долгий период. Нельзя идти к Богу, будучи гневным, завистливым, алчным, привязанным, всего страшащимся  в мире материальных отношений. Бояться надо Бога и гнева Бога, но не смерти, не испытаний, и даже не страданий, ибо тот, кто положился на Бога, кто старается в Боге, тому Бог помогает в немалой степени преодолевать, и видящий это увидит и восславит Бога.

Но Бог выделяет для человека такие нежелательные качества, как привязанность страх и гнев преимущественно, ибо они непременно прародители и зависти и осуждения и многих других пороков. Но и освободиться от них отнюдь не просто. Это требует великого и духовного и материального труда и здесь стараний и усилий. Это, по сути, возможно в очень длительном пути именно преданного служения и здесь практики, и в таком случае человек никогда не должен отводить свой взгляд от Бога, везде видеть Бога, в каждом видеть Бога непрерывно к Богу направлять свой мыслительный процесс, все посвящать Богу, не претендовать на плоды своего труда, не считая себя ни производящим и ни распоряжающимся. И более, и сверх того. Как поведет Бог. Ибо это труд над каждым так устремляющимся индивидуальный и достаточно продолжительный.

Таким образом, достижение качеств духовного порядка, преданное служение, направление мыслительного процесса на Бога, нахождение в Личности Бога единственное убежище, изучение Святых Писаний, аскетизм, простой образ жизни, поклонение Богу – все это и ведет человека к постижению Верховной Божественной Личности и природы Бога, выводит на уникальные отношения с Богом, делает человека понятливым и хорошо понимающим в себе Волю Бога.

11.Как все они предаются Мне, так, непременно, Я награждаю их, всех людей, о, Партха, полностью следующих указанному Мной пути.

КОММЕНТАРИЙ:

Предаться Богу далеко не просто. Очень долгий период живое существо в материально мире находится в иллюзии, что все абсолютно делает само и так понимать до некоторого периода благоприятно, ибо это есть также основа развития и здесь активности и целеустремленности живого существа. Но наступает период, когда человек уже достиг тех качеств, когда необходимо идти к Богу; этот период не прост, ибо требует переориентации мыслительного процесса человека; но это возможно через изучение Святых Писаний и Слова Бога в них, как и посредством преданного служения. Не может человек вследствие своего собственного старания в преданном служении и в духовной практике самостоятельно предаться больше Богу, чем другой, ибо фактически и этим процессом полностью в каждом управляет Бог. Но чтобы побудить человека к сотрудничеству с Богом и хорошей активности, и в преданном служении отчасти сохраняется понимание Богом, что многое зависит от самого человека. Отсюда как бы и результаты. Кто-то в большей степени предается, а кто-то в меньшей. На самом деле каждый в этом вопросе стоит именно на той ступени, на которой позволяет ему стоять Бог в соответствии с его общей практикой преданного служения. Т.е. только Бог дает человеку ступень его предания себя Богу. Это надо понимать. Живое существо и в материальном мире, и в духовных практиках и устремлениях всегда остается зависимым и управляемым Богом живым существом. Но внешнюю видимость преуспеваний и стараний Бог сохраняет, и это побуждает одних следовать за другими, и это тоже есть инструмент Бога воздействия на живое существо во всех вопросах преданного служения, как и в вопросе предания Богу. И раз такая видимость присутствует, то присутствует и видимость поощрений или награды, хотя каждый получает только то, что заработал кармически и то, что помогает человеку адресно в его практике преданного служения. И то что может получить от Бога один, другому может быть неблагоприятно. Это также надо знать и здесь усмирить свой ум от зависти или гордыни, ибо в материальном мире все как бы на виду, и эти качества имеют место быть и у преданных даже на уровне не явно выраженного сознания. Но сказанное Богом в этом стихе имеет цель побудить Арджуну к преданию себя Богу и старанию в этом направлении. Однако, плоды, награды так старающихся, могут быть разные, иногда связанные и с будущими воплощениями, ибо и по-разному можно предаваться, как и разным потусторонним непроявленным живым существам, на которых направлен может быть ум поклоняющегося человека.

12.Желая успех в кармической деятельности, в этом мире поклоняются полубогам и, непременно, очень быстро в человеческом обществе приходит успех, порождаемый кармической деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ:

Главное, что должен усвоить Арджуна, это то, что крайне необходимо предаться Богу. Это важнейшая задача людей на все времена и ей альтернативы сколько-нибудь подходящей нет и не может быть. Но есть ступени развития человека и с этим ничего не поделаешь. И есть на тех ступенях те подступени, где Бог Сам не позволит и не даст Себе предаться или поклоняться, или изучать Святые Писания, которые Бог сам Лично дает человечеству. Т.е. существует тот низкий уровень сознания и качеств, которые не могут вести и давать поклонение непосредственно Богу Кришне. В таком случае, чтобы человека удержать в вере и здесь в пределах постулатов этой веры поднимать человека вверх, Бог дает и путь поклонения некоторым мистическим посредникам, которые в сознании человека и проявляют себя, и непременно существуют и принимают поклонения. Это и полубоги, и духи, и души умерших. Но все жертвоприношения, все поклонения и ответ на них дает только Сам Бог, ибо есть Единоличный Высший Управляющий. Такие люди, которые поклоняются потустороннему, стоят выше, чем другие, просто занятые кармической деятельностью. И потому их поклонение даже не самому Богу Кришне, есть, тем не менее, религиозный путь, имеющий свои функции, предъявляющий человеку определенные требования материального и духовного порядка, дающий свои законы жизни в материальном мире и путь своих аскез, ограничений и жертвоприношений. Все это не только удерживает человека в религии, в страхе и смирении, но и в свою меру развивает религиозность человека до той ступени, когда можно будет говорить о переходе на рельсы более высокой веры, где человек поклоняется и предается уже Самому Богу Кришне. Поэтому даже поклонение идолам или богам, или тем или иным полубогам непременно поддерживается, регулируется Самим Богом, как и именно Богом Кришной дается сама вера, ее этапы и дается желание человеку идти именно таким путем. Именно через такие религиозные направления Бог дает человеку возможность достичь успехов в работе и через поклонения богам и через принесение жертвоприношений, и через постоянную молитву и возможно предложение плодов своего труда неким высшим и могущественным непременно живым существам.

Это сказано Арджуне не просто так, но с учетом, что и сам Арджуна склонен поклоняться полубогам, как и многие его современники. Арджуна и другие должны знать, иметь представление о том, Кто за всем стоит. Такое знание непременно необходимо; и многие, кто уже готовы и кто обладает таким знанием, могут, будучи управляемыми Богом,  начинать переходить на рельсы преданного служения Самому Богу Кришне, ибо такое чувство и желание, как и необходимость, Бог изнутри человеку дает, напоминая о цели жизни и о том, что благоприятно, целесообразно, выигрышно для человека все же поклоняться тому, Кто стоит всех выше, и Кто Самый Могущественный и Милосердный, Кто все Знает и всем  Управляет Изначально. В этом направлении начинают мыслить и привлекаться и  очень амбициозные или высокомерно настроенные люди, или те, кто жаждет знаний, или те, у кого есть большие просьбы к Богу касательно здоровья, успехов в работе или даже богатства и признания, которые не хотят поклоняться просто так или непонятно кому, но именно Тому, Кто Выше всех. И иногда Бог таким людям это, такую переориентацию в религии позволяет, ибо Знает их качества и заслуги перед Богом, как и ступень. Каждому дается своя причина и свое время.


13.Мною созданы четыре разделения человеческого общества, различающихся по роду кармической деятельности в соответствии с гуннами материальной природы. Хотя Я создатель этой системы, Сам, знай, будучи Неизменным, не вхожу в нее.

КОММЕНТАРИЙ:

На тот период это были брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Здесь, в этом стихе именно труд имеется ввиду, как определяющий или первоочередной в плане разделения людей. На самом деле разделений людей существует, создано Творцом непостижимо много. Люди делятся по самым разным направлениям или признакам или категориям и пр. Существуют бесчисленные плавающие (постоянно меняющиеся по численности) группы, подгруппы и еще и  далее подгруппы людей и т.д. и пр.,  и этому есть Божественная причина и основание. Люди разделяются по разным категориям, и объединяющим, и разъединяющим. Люди делятся и по году рождения, по месяцу, дате, часу рождения, минуте, секунде, но национальной принадлежности, по географии рождения, по государству, по болезням, по  увлечениям, по работе,  по образованию, по сексуальным отношениям и связям, по числу детей, по возможности путешествовать, по склонности к добродетели и  к греховным деяниям, делятся  на тех, кто войдет в криминальный мир, на тех, кто будет злоупотреблять своими должностными обязанностями, на обедневших и разбогатевших, на выигравших и проигравших, на те или иные кармические последствия и наказания, включая убийства, несчастные случаи, террор, войны, делятся на инвалидов с рождения и инвалидов, приобретших инвалидность в тот или иной период, делятся по форме  и цвету глаз, фигуре, силе, ловкости, по тем или иным физическим особенностям и отклонениям, особенностям мыслительного и психического процесса, по качествам отдельным и в целом, на религиозных, слаборелигиозных и неверующих…. 

Люди – это база данных Бога и с каждой группой людей Бог работает по ключам и при этом абсолютно точно, согласно Плану Бога на развитие человека и согласно тому, что хочет развить Бог у людей с теми или иными параметрами строго в данный период, данной нации и данной возрастной категории, при этом работая с каждым абсолютно индивидуально и в пределах его заслуг перед Богом. Все работает непременно на материальное и духовное развитие человека и человеческого общества. По некоторым параметрам Бог работает с человеком именно через события в обществе и в стране, а по некоторым только в пределах его индивидуальности и его личных отношений, связей и качеств, где человек идет Волею Бога по пути личных страданий и преодолений. Это вообще относится изначально ко всем живым существам и относится к непосредственной работе Бога в материальном мире. Бог делит живые существа на виды, подвиды, по форме тела, по образу жизни, по средам обитания, по спариванию, по защите себя посредством данных тела, по покрытию тела, по цвету, по приспосабливаемости к тем или иным условиям, делит по территории, по пище и форме ее добывания… Это подразделение, есть то, что помогает управлять кармой, судьбой живого существа, включая человека, его качествами и всеми его событиями в жизни.

Все, что видимо, ощутимо и в человеческом сознании считается реально имеющим место и что человек может знать, как из Рук Самого Бога, если Бог дает такое понимание, так направленный мыслительный процесс, называется творением Бога в материальном мире.

Хотя далеко не все человеку знать можно и надо. Все другое, не видимое, на что невозможно направить чувства и мыслительный процесс, не провозглашается человеку, есть сокрытые знания и человек к нему не допускается ни в материальном мире, ни на духовном плане. Это только труд Бога, методы Бога, Божественная внутренняя работа.

Создавая подразделения, Бог Сам никогда не может входить ни в одно из них, ибо есть Изначальный Творец, Независимый, Извечный. Также в современном материальном мире такое подразделение людей по выполняемой ими работе не присутствует именно в таком виде, но более сложное и точно или однозначно Богом не дается в материальный мир. Но в нем следует отметить такие опять же плавающие подразделения, как управление государством, политика, защита государства, религиозная деятельность, культура, искусство, наука, медицина, образование, управление на местах, спорт, торговля, экономика, услуга, физический труд, организация отдыха и пр. Все это -  подразделения людей по виду их деятельности и достаточно устойчивые, согласно карме человека и Плану Бога на каждого, как и в соответствии со ступенью материального и духовного развития каждого человека, все направленное Богом в итоге на поддержание тела человека, его семьи, для развития качеств человека и его всестороннего материального и духовного развития.

Несомненно, везде человек работает под влиянием гун материальной природы, или, если точно, то под влиянием иллюзорных энергий Бога, или, если абсолютно точно, управляемый  Богом в любом процессе труда. Но только единицы знают о том, что полностью управляемы Богом и поэтому посвящают плоды своего труда Создателю, работая без привязанности. Остальные, и преимущественно, заняты запрещенной кармической деятельностью, влекущей за собой последствия греховной деятельности в виде страданий.

14.На Меня не влияют никакие виды работы, Я не стремлюсь к плодам ее. Таким образом, тот, кто хорошо знает это обо Мне, никогда не запутывается в последствиях кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Непременно надо работать без привязанности к плодам труда. Бог старается убедить Арджуну  Своим Высшим примером. Слово Бога, пример Бога, если он приводится Самим Богом, есть Высшее и однозначное Указание всем живым существам, как надо работать, с каким внутренним пониманием. Все другое – смрад. Все другое – высочайшая греховная деятельность и особенно для того, кто знает это Слово Бога. Это направляющая Воля Бога; и только тот, кто ей тотчас и без промедления следует, только такой человек Милостью Бога не будет запутываться в последствиях любой своей деятельности. Таким образом, хорошо знать это о Боге означает только одно – следовать Воле Бога без сомнений и колебаний.

15. Хорошо зная это, исполняли работу (предписанные обязанности) авторитеты прошлого, те, кто обрел освобождение. Поэтому, непременно исполняй работу (свой долг), как в древние времена ее исполняли твои предшественники.

КОММЕНТАРИЙ:

Человек есть творение Бога и абсолютно управляем Богом с целью его материального и духовного развития. Развитие человека есть основной План Бога на человека, и именно с этой целью создан материальный мир и все сопутствующие инструменты, управляющие человеком, его чувствами и мыслительным процессом. Одним из таких инструментов является примеры других людей. В основном человек нуждается в примерах, на них указывает Сам Бог с целью привлечения человека к той или иной материальной практике или проявлению себя, показывая человеку через пример, на сколько он полезен, важен, что может впоследствии дать человеку и какими путями. На самом деле этот путь развития людей уникален, как бы не очень навязчив, естественный и нагляден. Человек просто может видеть или слышать о примере, и далее уже с ним начинает работать Сам Бог, беря за основу амбиции человека, его желания, возможности и показывая в его случае, на сколько пытаться следовать этому примеру и благоприятно, и полезно. В материальном мире это есть путь перехода знаний и опыта от одних к другим, где человек обнадеживает себя наглядностью, доступностью, соизмеряя свои возможности и давая себе задание или обет, или желая доказать, или из тщеславия… Все Бог использует для его развития, ибо эта ступень развития может быть прямо и косвенно тем плацдармом, над которым будет впоследствии надстроено то проявление человека, как и закреплено, которое будет способствовать его подъему на более высокую ступень материального и духовного развития, что необходимо для вовлечения человека в дальнейшем на путь преданного служения.


Рецензии