Аст Бальтазар. Натюрморт с архитектурой

  Аст Бальтазар - известный нидерландский художник, который стоял у истоков создания такого интересного и говорящего жанра, как натюрморт. Во всех натюрмортах он был верен себе - всегда работал с первым планом и старался чтобы всё детали были написаны по отдельности и не перекрывали друг друга. Натюрморт с цветами и раковинами на фоне архитектуры является исключением из его правил. Это единственная работа Бальтазара, где дан такой второй план и перспектива. Здесь он вводит новый элемент в натюрморт - архитектуру.  Бальтазар  ван дер Аст учился живописи у своего шурина, мужа сестры Амброзиуса Босхарта. Он также писал натюрморты с цветами, хотя его композиции были более сложными, он превзошёл своего учителя в этом.
В этом натюрморте он поместил два букета напротив прекрасного фона - здания с архитектурой эпохи Возрождения, которое, вероятно, было нарисовано Бартоломеусом ван Бэссеном. Это был цеховой метод - одни писали цветы, другие птиц, третьи фрукты, четвёртые всё остальное. И каждый в своём направлении добивался высшего мастерства, непревзойдённого исполнения.
 Эта асимметричная картина является слишком большой для натюрморта, её почти квадратный формат - редкое явление в голландской живописи 17- ого столетия.
  Попробуем прочитать его послание будущему. Бальтазар, как и все голландцы, работал в традиции "замаскированной символики" и по этой работе видим, что он был обеспокоен тем, что происходит вокруг него.
На картине всё разворачивается на фоне архитектуры - она на втором плане, но играет важную роль. На первом мы видим две полки  - его излюбленный приём. Верхняя полка, скорее всего, рассказывает о бурной жизни, полной страстей, удовольствий и любви богатого человека. Здесь даже два букета! Полное изобилие и беззаботность процветают на полотне, всё говорит о роскоши  и расточительности, если мельком пробежать глазами... - букеты очень дорогие, стоили целые состояния в то время. На несколько луковиц тюльпанов можно было купить несколько домов, приобрести недвижимость. Но, похоже, что заказчику уже не нужны ни деньги, ни богатства. Ваза у второго букета уже напоминает чем - то урну для праха. И в дополнении к этому, мы замечаем грустный знак - цветок белой лилии, символ потерь и смерти, да и розы - символы телесной страсти тоже поникли, склонили свои ещё пока прекрасные "головы", ещё и маки - символы забвения, чуть увядшие дополняют эту картину. Цветы аквилегии известны издавна и их изображение есть на средневековых картинах, где эти цветы символизировали Святой Дух. Аквилегию упоминал и Шекспир в своих произведениях под английским названием Колумбина, а здесь они уже почти увядшие ещё пытаются намекнуть о чём - то. Их не дарили женщинам, это считалось дурным тоном и плохой приметой. Нас настораживает эта символика.
 А вот на второй, нижней полке, которая ближе к бренной земле - уже другая картина, на самом видном месте видим большую раковину - это Харония нодифера - Рог Тритона. Когда - то она пела о любви, но прошло время и песня её изменилась, и вот её скорбный звук уже провожает в последний путь человека прощальной песней, своеобразным реквиемом. Это самая большая пустая раковина на полке в ряду с другими... и мы понимаем, что нет уже главного человека в роду, он уже покинул этот мир, "его песенка спета" уже. Два Конуса внизу в углу слева - смертельно опасное орудие жизни - предупреждение об опасности и смерти. Все раковины на полке без моллюсков, пусты - как пустеющие дома, намекают об одиночестве и подступающей старости. Некоторые листья и плоды подгнили, и привлекают запахом неприятных насекомых - назойливых мух - символы зла, грязи и разложения, это в правом углу и по всей картине. Вот и ящерка символ изворотливости, предательства и знак дьявола здесь же.... В жизни бывает всё, - хочет нам сказать художник. Постоянно идёт борьба добра со злом. Но как всё быстро меняется и говорит о быстротечности жизни и бренности мира.
   Архитектура на втором плане, когда - то роскошная, помпезная, даже на первый взгляд, предстаёт уже, как развалины, роскошные, правда... и похожа скорее на склеп, дом скорби, чем на жилое помещение, где есть тепло и жизнь. Пустые глазницы окон красноречиво говорят об этом. Окно в другой мир открыто. Я бы прочитала, что для четверых, да ещё и из богатого семейства...
    
   Вот и герб знатного семейства, и есть место для эпитафии над входом в склеп под фризом. Она ещё не написана, но жизнь проходит мгновенно и всё быстро меняется. Ложные колонны с лепниной и восьмиконечные звёзды, украшающие здание, отсылают нас к древней астрологии и геральдике. Восьмеричная символика, как божественный астральный знак, обозначает вечность и стремление.
Восьмиконечная звезда в разных учениях - октограмма указывает на символ гармонии духа и материи. Изображение такой звезды рассматривается, как два квадрата, которые под углом наложены друг на друга, ассоциируется с давних времен как равновесие, основательность и относится к символу пропорциональности. Восьмиконечник  рассматривается и как два креста, совмещенные по центру, которые являются основой мироздания. Символ «звезда» с восемью лучами – распространенный орденский знак во многих государствах. Это символ бесконечности, символ Вифлеемской звезды, знак православия и девы Марии, его встречаем на её одежде или головном уборе.
  Восточная философия дает объяснение слиянию двух крестов, как закон кармы, которая представляет семь воплощений человеческой души, а восьмой луч – попадание в рай. На этой звезде ещё и сделан барельеф квадрата, а символика квадрата с древних времен отождествлялась с пропорциональностью, равновесием и постоянством. С квадратом связано число 4, которое считается божественным проявлением в структуре мироздания. Здесь квадраты, чтобы указать именитые фамилии и имена рода. Это ещё и знак тамплиеров. Вот что рассказывает нам полотно Бальтазара.А на Востоке число 4 - число смерти. Одно окно уже запечатано - значит, уже есть потери в этом роду. Вспомните большую раковину. Смерть готовит и украшает себе ложе.
 Архитектура и щедрые дары фруктов и горы цветов говорят об этом. Похоже, что в жизни человека было всего в изобилии, но и у него она пролетела мгновенно. Всё проходит и это уйдёт, канет в Лету. Это место всё больше напоминает кладбище. Да и невысокая стенка, которая разделяет архитектуру на заднем плане и дары на переднем плане, читается как линия между жизнью и смертью, грань...
  А цветы и фрукты - это лишь дань прошлой жизни, приятные воспоминания о ней, память... И бабочка, порхающая над всей этой бывшей роскошью,- символ бессмертия души - так что пора, пора думать о душе!- вот ключик к картине. Вот что мы можем прочитать на радостном на первый взгляд полотне Бальтазара. Как и любой художник он думал не только о жизни, но и о смерти, о быстротечности времени, оценивал единственность каждого мгновения жизни. Конечно, жизнь - праздник, но и он идёт уже к закату. Похоже, Бальтазар  знал цену всему и говорил об этом своими работами.
 04 .08.2017   


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.