Любовь Хохлова Димаева. В интернате

Поселок Чля, где прошло мое детство и где я закончила семь классов, небольшой  и там испокон веков была лишь семилетняя школа. И все её выпускники должны были решать, куда ехать, чтобы продолжать учение, если хотели получить среднее образование и потом высшее.  Такой выбор был и передо мной.  Поселок входил в то время в Тахтинский район Нижне-Амурской области Хабаровского края.  В тот год интернаты были в 3-х школах этого района – в  районном центре Тахте, на Белой Горе и  в Херпучах.

Со школьных времен мы дружили великолепной  четверкой: я - Люба Димаева, Тамара Семенова, Лариса Макаренко и Нина Николаева. Окончив 7 классов,  мы поехали в интернат на Белую Гору. Это было ближе всего к нашему поселку.  Началась жизнь в интернате со своим укладом, непривычным после жизни дома.  Но что делать, получать образование надо, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Год проучились на Белой Горе  и по окончании учебного года стало известно,  что закрывают среднюю  школу и оставляют  только  8 классов. Там, где стоял интернат,  сейчас все разрыли, разравняли,   работают  драги и добывают золото. Волею судьбы  я потом работала в школе на Белой Горе,  преподавала химию, биологию, зоологию и даже дали в нагрузку историю т.к. не было преподавателя по истории.

Перед ними встал вопрос - куда пойти учиться? Класс разделился: часть поехали в Тахту, а мы,   четверка горячих,   решили поехать  в Херпучи, хотя они намного дальше,  чем Тахта. Тахта стоит на Амуре,  а Херпучи с Оглонгами на притоке Амура - Амгуни. Я не помню, чем мы руководствовались, когда принимали такое решение. Возможно, слышали что-то от девочек старше нас, которые жили в интернате в Херпучах и учились  в средней школе.

И вот нас ждала  другая жизнь, другой интернат. Поехали мы не оглядываясь, видимо, очень хотели учиться.  И вот мы в Херпучах.  Это случилось в конце лета 1960 года, когда мы все вместе приехали на теплоходе в Оглонги и потом на автобусе в Херпучи.

Поселок не очень большой, разбросан в разные стороны, но очень чистый, никогда и нигде не было видно мусора. Мы довольно быстро с девчонками познакомились с поселком и узнали, где школа, где клуб и другие здания. Интернат располагался в центральной части поселка, на улице Школьной. Рядом было несколько бараков на той же стороне улицы, а напротив шли огороды и постройки домов на параллельной улице Центральной. До школы была идти буквально 120-130 метров по деревянным тротуарам вдоль нашей улицы.

Здание интерната было довольно  старое, деревянное. Как нам рассказали, еще недавно здесь располагался детский дом,  который был закрыт буквально годом раньше. И в этом здании после ремонта  разметили интернат. Мы с девчонками были рады, что нас  поселили в всех вместе в одну большую комнату. Вместе с нами жили девочки на год старше, тоже из Чля:  Валя Смоленцева и Света Лузина. Жили дружно, никогда  не ругались, выполняли работу по комнате и дежурили в столовой.  Мы, родившиеся в сельской местности и с детства привыкшие помогать родителям, не чурались никакой работы. Да её особо и не было. Разве что помыть полы в своей комнате. Учитывая, что нас жило в комнате 6 девочек, пол приходилось мыть раз в неделю.  Чуть чаще мы участвовали в раздаче пищи в столовой. Дежурили целый день, поэтому утром приходилось вставать чуть пораньше других, чтобы успеть умыться, одеться и приготовить столовую к завтраку.   Сердобольные поварихи дежурным давали поесть что-нибудь вкусненькое, поэтому никто не отказывался подежурить в столовой интерната.


В интернате были созданы все  условия для  проживания школьников, и не только старших классов. В интернате жили ребята из небольших   поселков вдоль Амура, где имелись только начальные школы.  Была столовая и кухня, комната для занятий и приготовления уроков. Завтрак, обед и ужин по расписанию. Питание было скромное, но мы наедались.   Всегда чувствовалась забота о нас наших воспитателей и учителей. Интернат и школу обслуживала небольшая котельная, снабжая нас теплом и водой. Остальные удобства были на улице.


Особой достопримечательностью в Херпучах была двухэтажная, деревянная школа. Мне она очень нравилась и я часто потом видела её во сне. Высоченные потолки, огромные окна давали много света в дневное время. Парты были расставлены так, что были довольно широкие проходы между рядами.


Безболезненно мы с девчонками  влились в коллектив класса.  Класс был сборный -  часть с Оглонгов: Эля Оводова , Фая Ахметгазеева,  Борис Приходько, Леша Акименко. С Удинска были Люба Милинцевич, Валя Рассказова. А также местные: Мила Карпикова, Валя Жесткова жила у своей тети Скоробогатовой, Валя Олейникова тоже жила у тети, Олег Кутья.  Надя Зельцер и Надя Курочкина стали местными, их семьи переехали с прииска Михайловского. В 8 классе  мы с ними учились на Белой Горе и жили в интернате, но за лето их родители переехали в Херпучи.   


В  те годы в школах была принята программа 11 -летнего образования с производственным обучением в старших классах. Мы, девочки,  получали профессию  швея легкого женского платья,  а мальчики изучали токарное дело. Многим девочкам нравилось шить, для работы по кройке и шитью была оформлена мастерская, закуплены швейные машины.


В Херпучинской школе была кабинетная система и мы на перемене переходили из одного класса в другой. Очень хорошо были оборудованы классы, где проходили обучение физике и химии.  Они располагались на первом этаже. Здесь же был большой зал, который использовался для проведения общешкольных собраний, торжественных мероприятий и танцев.  А раньше он был и спортзалом.  На первом этаже было еще две классных комнаты, библиотека  и учительская.   На второй этаж с двух сторон вели довольно крутые деревянные лестницы с такими же деревянными перилами, по которым мальчишки часто съезжали вниз. Это считалось шиком.   На втором этаже был кабинет директора школы и несколько классных комнат, оборудованных наглядными пособиями.


Рядом со зданием школы была котельная и еще несколько зданий – спортзала и производственного обучения школьников.  Еще недавно в этом здании располагался интернат.  Между зданиями была оборудована примитивная спортплощадка – поле для игры в волейбол и турник, а в другой части прыжковая яма с опилками.  Волейбольная площадка была и рядом со зданием интерната и там частенько играли в волейбол мальчики и девочки. Я не увлекалась этой игрой, а вот моя подружка Лариса Макаренко частенько составляла компанию мальчикам.


Все девочки очень ответственно относились к учебе. Вспоминаются все учителя; они вкладывали в наши головы знания, которые должны были нам пригодиться в жизни.


Математику в старших классах  преподавала Муратова Раиса Захаровна: учила нас мыслить объемно и понимать то, что видишь. Учительница литературы  Аляева Валентина Николаевна была для нас примером во всем: в привычках,  образе своем, хотелось ей подражать и быть на нее похожей.


Очень мне нравились уроки истории, которые вела Феденистова, всегда слушали внимательно особенно про светлое будущее – коммунизм. Но это была мечта,  мы так и не дождались его. Уроки по немецкому  языку преподавала Щербакова Александра Степановна, но немецкий мне в голову не лез,  но занимались мы старательно, учились объясняться между собой. Но зато латынь мне давалась хорошо.


Уроки физкультуры  привили нам закалку и выносливость. Преподавателем был Мизиш - его дочь Инна училась с нами в классе. Меня поразила особенность уроков по физкультуре тем, что мы всей школой утром делали зарядку  в теплые дни на улице, а зимой в помещении. Зимой всегда ходили на лыжах. Часто устраивались  соревнования по лыжным гонкам. И мои одноклассники Боря Приходько и Олег Кутья  хорошо выступали и на школьных, и на районных соревнованиях.


Видимо потому что я любила уроки химии и мне нравилась методика преподавания Расщепкиной Александры Андреевны, я поступила на химбиофак в пединституте. Из нашего класса Надя Зельцер тоже поступила на этот же факультет. 


Нас разу привлекли к участию в художественной самодеятельности. Большинство девочек пели в хоре.  Как старшеклассников, нас пускали в кино на вечерние сеансы в клубе по средам, субботам и воскресеньям на 7-ми часовой сеанс.  Когда была непогода и не могли своевременно на самолете привезти другие кинофильмы,  то иногда приходилось смотреть один и тот же кинофильм по несколько раз.  В школе была очень хорошая библиотека, где кроме той литературы, что мы должны были читать по школьной программе, было много и других книг.  Так нам было чем заниматься долгими зимними вечерами, когда за окном бушует вьюга.  Снега в Херпучах выпадало довольно много.


Второй достопримечательностью поселка была высокая гора в центре под названием Каланча. На ней обычно все фотографировались. И летом, и зимой, и в одиночку, но чаще всего всем классом.  Думаю, такие фотографии есть у каждого выпускника Херпучинской школы.


Все мне в Херпучах нравилось,  и люди, простые, доброжелательные,  и природа. Что стоит только наша сопка любви, которая стоит вся розовая от цветения рододендрона или как его называли, багульника,  на фоне ярких зелененьких иголочек молоденьких листвениц.  Очень красиво.  А еще выше была гора Дубовка, названная потому так, что на ней росли редкие в этих краях дубы.  И там были такие заросли стланника, по которому идешь и не касаешься земли.


Часто в школе устраивали школьные вечера.  В школе был свой духовой оркестр и мы любили танцевать под живую музыку. В оркестре играл наш одноклассник Боря Приходько. В 10 классе ушли из нашего класса в вечернюю школу Олег Кутья и Коля Кривов. В 10 классе  мы классом решили поехать в Хабаровск. Но как заработать деньги?  И мы решили собирать бутылки у населения и сдавать в ОРС через маму Гали Аверихиной. Бутылки мыли в интернате, потом приезжала машина  и мы грузили бутылки. И что вы думаете? Собрали хорошую сумму и летом поехали в Хабаровск всем классом.  Умора! Куда поехали, где жить? Но с жильем нам помогла Аляева.


Она приехала в Хабаровск на конференцию учителей и   устроила нас на постой в доме учителя, мы спали на полу все в лежку. Мы были довольны и счастливы, что за жилье не надо было платить. Город есть город. Там все было для нас незнакомо. Мы, конечно же,  ходили по магазинам, покупали промтовары. Копейки наши быстро улетучивались. Но о высоком мы не забыли, поэтому мы ходили в драмтеатр, смотрели спектакль с участием Людмилы  Касаткиной. Она была еще  молодая  в то время. Также ходили на концерт Иосифа  Кобзона, который  совершал свой первый гастрольный тур по стране и был тогда совсем мало знаком.  А также мы ходили в цирк, он был тогда  в районе рынка. Все было классно. В Хабаровске нам все понравилось и мы довольные и счастливые,  поплыли на пароходе «Пржевальский»  обратно домой. Это незабываемое путешествие. Настроение было прекрасное. Вот так в приподнятом настроении мы  пошли в 11 класс.


Последний год учебы в школе и жизни в интернате пролетел очень быстро.  Мечталось побыстрее начать самостоятельную жизнь, но для этого надо было определиться с планами, а пока хорошо закончить школу и получить «аттестат зрелости». Мы были самыми старшими в школе, нас ставили в пример и не хотелось подводить ни самих себя, ни своих одноклассников, ни учителей.  Поэтому учебе уделяли много внимания. Хотя были и первые влюбленности, и свидания, и прогулки при Луне. Мы были молодые и нам всё хотелось испытать в этой жизни.


И вот позади школьные экзамены и выпускной бал.  Фотографии на память. Но вот у меня фотографии нашего выпускного класса со мной и моими подругами нет, в то время, когда она была сделала профессиональным фотографом, мы с девчонками уезжали на короткое время на Чля. Тем более что к этому времени уже было авиационное сообщение Херпучей с Николаевском-на-Амуре и потом самолетом долететь до Чля было вполне удобно и быстро. И недорого, кстати…


Позади школьные годы, которые чаще всего вспоминаются с большой теплотой. Все трудности школьной поры не помнятся, вспоминается только хорошее. И мои подруги по интернату, и по классу, и многое-многое другое.  Мысли путаются, наскакивают одна на другую и если я не очень связно все изложила, простите меня, это мое первое воспоминание, изложенное в письменном виде.


Рецензии