Мои современники. Паола Волкова

          Паола Дмитриевна Волкова (1930 – 2013). Про этого человека говорят, что он служит ярким образцом того, как можно любить своё дело. А делом жизни Волковой была история искусства. Лекции и (пятитомная) книга П.Д. Волковой привлекают огромной эрудицией, отсутствием штампов и доступностью к пониманию сложных произведений искусства. Нет смысла их пересказывать. Их надо слушать и читать. Это просто - они есть в любом поисковике. Надо только захотеть чуть - чуть приобщиться к истории и миру прекрасного.

            Что мне понравилось в изложении материала?
Неожиданные ракурсы в истории искусства, не избитые сравнения, неожиданные ассоциации. Например сравнение картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали и русского художника Николая Николаевича Ге. Действительно, трактовка Леонардо и Дали заставляет задуматься над вроде бы избитым библейским сюжетом.

            Что для меня было интересным и новым?

           I. Неожиданным было то, что в древнегреческом театре после трагедии всегда, практически без перерыва показывали комедию. Как я подумав понял, этот прием необходим для достижения катарсиса.   

           П. Волкова характеризует Римскую империю как империю строителей. Точно и одним словом. «куда бы римляне ни приходили, они строили. И куда бы мы ни приезжали, мы сталкиваемся с Римом. Там, где прошли римские солдаты, есть римский театр и римский форум.». Интересно, что наряду с общеобразовательной гимнасией упоминаются и профильные академии, в том числе, инженерно-строительная. Возможно, это и есть ответ на вопрос эссе «Размышление о древнем Риме. Мост».

           Цитирую дословно. Волкова:  Рим - это страна историков и книгочеев - грамотных людей. На каждом форуме (центральная площадь города) - гимназии: латинская, греческая, пять военных академий:  медицинская, юридическая, строительная, морская и армейская.

           III . Римляне привозили в свои города египетские обелиски и устанавливали там не смотря на трудности доставки каменных монолитов. Волкова: «В Риме очень много египетских обелисков. Цезарь привозил из Египта обелиски и устанавливал в городе. А для чего? Римляне — строители, они могли создать что угодно, но Цезарь наводил мост с очень глубокой эзотерической философией — это как мичуринский акт прививки. Самое главное было в том, что он знал: нет ни одной (известной в той Европе) империи в мире, которая существовала бы три тысячи лет, кроме Египта, и который простоял эти три тысячи лет без всяких изменений. Великий полководец утверждал: здесь продолжение не Египта, а 3-тысячелетнего рейха. В этом заключается концепция Римской империи: Рим - вечный город!». (Мост через бездну. Кн.4)

           IV. В Крито-Микенской культуре она выделяет строительство лабиринта, на что и я обратил внимание в одном из своих эссе. Правда, совсем с другой позиции. Весьма интересно сравнение культа быка на Крите и корриды в Испании. Хотя несколько и надуманно. Но не тривиально по сути.

           V. Великолепная мысль: «Если выбирать из фактов документальных и поэтических, то побеждает всегда не наш выбор, а выбор времени. Время запечатлевается в памяти образами документа, ставшего поэзией».

           VI. В истории эволюции античного искусства Греции Волкова отмечает: «Не следует думать, что явление нового отменяет предшествующее. Например, краснофигурная вазопись  отменяет чернофигурную, «Коринфский ордер» – дорический и т. д.».

            Есть люди, которые не могут связать пару слов. Есть их антиподы, наделенные даром рассказчика. Паола Волкова яркий пример великолепного рассказчика. Тем более, что есть что рассказать - её знания энциклопедичны.
             В 1991 году, ей была присуждено звание заслуженного деятеля искусства РСФСР, а через 9 лет она получила докторскую степень в области искусствоведения. Т.е. доктором она стала в 70 лет. Хорошо, хоть при жизни оценили её труд и талант.

Август 2015 г.


Рецензии
Спасибо огромное за статью. Я счастливый человек, во время учёбы во ВГИКе я слушала лекции Паолы Дмитриевны в аудитории. До сих пор сохранились мои рукописный конспекты её лекций.Впрочем, там мало что записано, поскольку было очень интересно слушать. Уникальный, удивительный человек, не только с огромной эрудицией, но и со своим особым взглядом на искусство.
Я много рассказывала о ней своим студентам и показывала серию её фильмов-лекций "Мост над бездной". Лучшего анализа картин я не встречала, да их и не могло быть. потому что в них нет шаблонов. Это глубоко продуманная, а вернее прочувствованная авторская трактовка. Паола Дмитриевна для меня,как педагога, пример для подражания.И я очень благодарна Вам за этот очерк. Творческих успехов.

Галина Гурьева   05.06.2019 05:52     Заявить о нарушении
Вам действительно очень повезло. Слушать лекции такого мэтра "в живую". Конечно никакая съемка не может передать всех нюансов речи. Но, даже слушая Волкову в записи поражаешься её эрудиции и мастерству. Талант её был уникален. В жизни мне пришлось пообщаться с несколькими крупными искусствоведами - так что могу сравнить.
А я, в свою очередь, благодарен Вам за чудесный отзыв.
Доброго Вам здоровья и настроения

Юрий Юровский   05.06.2019 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.