Русский Гомер

                ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
                (1809-1852)
                Писатель


000
В нем не было двух жизней и двух лиц отдельных:  писателя и человека, члена общества.
(И.С. Аксаков)
000
Все другие перед ним пигмеи.
(И.С. Аксаков)
000
Он принял в свою душу всю скорбь России.
(И.С. Аксаков)
000
Гоголь – великий, гениальный художник, имеющий полное право стоять, как и Пушкин, в кругу первых поэтов, Гёте, Шекспира и Шиллера.
(К.С. Аксаков)
000
Его речи надменны, презрительны и немного неприветливы.
(К.С. Аксаков)
000
Если он смеётся над жизнью, над нелепостями, которые в ней встречает, то поверьте, что в это время на сердце у него тяжело, и он, смеясь над людьми, любит их и огорчается их недостатками. Многие из его повестей оттенены грустию, которая прямо из души вырывается.
(К.С. Аксаков)
000
Только Гомера и Шекспира ставим мы рядом с Гоголем.
(К.С. Аксаков)
000
Чем больше я смотрю на него, тем более удивляюсь и чувствую всю важность этого человека и всю мелкость людей его не понимающих. Что это за художник! Как полезно с ним проводить время! Как уясняет он взгляд в мир искусства!
(К.С. Аксаков)
000
В нем было что-то отталкивающее, не допускавшее меня до искреннего увлечения и излияния, к которым я способен до излишества.
(С.Т. Аксаков)
000
Внешне он выглядел неавантажно: челка до середины черепа, волосы, стриженные коротко у висков, нет ни бороды, ни усов, воротничок рубашки слишком жесткий и высокий, все это придает ему вид маленького украинского хитреца, пройдохи. Его одежда, манера поведения имеют претензию на элегантность. Я вспоминаю, что он носил полосатый жилет кричащего цвета, перечеркнутый толстой цепью.
(С.Т. Аксаков)
000
Гоголь шёл постоянно вперёд; его христианство становилось чище, строже; высокое значение цели писателя – яснее, и суд над самим собой – суровее.
(С.Т. Аксаков)
000
Если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром.
(С.Т. Аксаков)
000
Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного, кроме хохла, франтика в модном фраке. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражалась доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то не внешнему. Сюртук, вроде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности; сама фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее.
Он часто шутил в то время, и его шутки, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь.
(С.Т. Аксаков)
000
Он находится в состоянии перехода, всегда исполненного излишеств, заблуждений, ослепления.
(С.Т. Аксаков)
000
Он пал под бременем взятой на себя невыполнимой задачи.
(С.Т. Аксаков)
000
Он писатель действительности, а не фантасмагории!
(С.Т. Аксаков)
000
Религиозная восторженность убила великого художника.
(С.Т. Аксаков)
000
Русский Гомер.
(С.Т. Аксаков)
000
Это истинный труженик высокой мысли, мученик нашего времени и в то же время мученик христианства.
(С.Т. Аксаков)
000
Я не знаю, любил ли кто-нибудь Гоголя исключительно как человека. Я думаю, нет; да это и невозможно. У Гоголя было два состояния: творчество и отдохновение.
(С.Т. Аксаков)
000
Гоголь – святой человек по своему отрешенью.
(В.С. Аксакова)
000
Какой святой подвиг вся его жизнь.
(В.С. Аксакова)
000
Он бежал всю жизнь на своих перекладных, но никуда не мог убежать, кроме смерти.
(В.П. Аксенов)
000
Родоначальник российского гротеска.
(В.П. Аксенов)
000
Этот хилый, геморроидальный, всего боявшийся человек, неизвестно за что и для чего одарённый гением, просто гадок, когда с упоением говорит об «очаровательной музыке пуль и мечей». Хитренький был человечек, с расчётом писал и с оглядкой на начальство.
(М.А. Алданов)
000
Бедный страдалец.
(П.В. Анненков)
000
Вид страдания был невыносим для него, как и вид смерти.
(П.В. Анненков)
000
Во всех отношениях необыкновенный человек.
(П.В. Анненков)
000
Гоголь любил те отношения между людьми, где нет никаких связующих прав и обязательств, где от него ничего не требовали.
(П.В. Анненков)
000
Гоголь потерял, наконец, смысл к самым простым вещам и делам.
(П.В. Анненков)
000
Для него мера уважения к людям определялась мерой их познания и опытности в каком-либо определённом предмете.
(П.В. Анненков)
000
Жизнь вёл он всегда целомудренную, близкую даже к суровости и, если исключить маленькие гастрономические прихоти, более исполненную лишений, чем довольства.
(П.В. Анненков)
000
Житейской мудрости в нём было почти столько же, сколько и таланта.
(П.В. Анненков)
000
Он был весь обращён к будущему.
(П.В. Анненков)
000
Он исчерпывал людей так свободно и легко, как другие живут с ними.
(П.В. Анненков)
000
Он ненавидел пошлость откровенно и наносил ей удары, к каким только была способна его рука, с единственной целью: потрясти её, если можно, в основании.
(П.В. Анненков)
000
Он необычайно дорожил внешним блеском, обилием и разнообразием красок в предметах, пышными, роскошными очертаниями, эффектом в картинах и природе.
(П.В. Анненков)
000
Он никогда не открывает душу, и было бы не возможным найти его разоруженным. Его зоркий глаз постоянно следует за движениями души и характерными реакциями других; он хотел видеть даже то, что мог легко разгадать.
(П.В. Анненков)
000
Он хотел видеть даже и то, что мог предугадать.
(П.В. Анненков)
000
При сердце, способном на глубокое сочувствие, Гоголь лишён был дара и уменья прикасаться собственными руками к ранам ближнего. Ему недоставало для этого той особенной твёрдости характера, которая не всегда встречается и у самых энергичных людей. Беду и заботу человека он переводил на разумный язык доброго посредника и помогал ближнему советом, заступничеством, связями, но никогда не переживал с ним горечи страдания, никогда не был с ним в живом, так сказать, натуральном общении. Он мог отдать страждущему свою мысль, свою молитву, пламенное желание своего сердца, но самого себя ни в коем случае не отдавал.
(П.В. Анненков)
000
Юмор занимал в жизни Гоголя столь же важное место, как и в его созданиях:
Он служил ему поправкой мысли, сдерживал её порывы и сообщал ей настоящий признак истины – меру; юмор ставил его на ту высоту, с которой можно быть судьёю собственных представлений, и, наконец, он представлял всегда готовую поверку предметов, к которым начинали склоняться его выбор и предпочтение.
(П.В. Анненков)
000
Юмор – самый бдительный страж нравственной природы Гоголя.
(П.В. Анненков)
000
Брат мой нашел большое сходство между Гоголем и Жан-Жаком Руссо.
(Л.И. Арнольди)
000
Учиться у других он не любил.
(Л.И. Арнольди)
000
Оба они (вторая  – А.О. Смирнова-Россет. – В.Р.) без памяти любили Украйну.
(А.А. Ахматова)
000
Представить себе Гоголя никто не может. Тут все непонятно, от начала и до конца. Из отдельных черт ничего не складывается. Даже Лермонтова легче вообразить себе: гусар, нахал… А Гоголя – ни за что. И никогда не поймут.
(А.А. Ахматова)
000
Он не однажды был поэтом.
(Е.А. Баратынский)
000
Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса.
(Е.А. Баратынский)
000
Беспристрастие его идол.
(В.Г. Белинский)
000
Гоголь не пишет, а рисует.
(В.Г. Белинский)
000
Гоголь – поэт, поэт жизни действительной.
(В.Г. Белинский)
000
Гоголь так же похож на Гомера, а «Мёртвые души» на «Илиаду», как серое петербургское небо и сосновые рощи петербургских окрестностей на светлое небо и лавровые рощи Эллады.
(В.Г. Белинский)
000
Его ода – вопрос.
(В.Г. Белинский)
000
Надо всеми мерами спасать людей от бешеного человека, хотя бы взбесившийся был сам Гомер. Что же касается до оскорбления Гоголя, я никогда не могу так оскорбить его, как он оскорблял меня в душе моей и в моей вере в него.
(В.Г. Белинский)
000
Оба поэта (второй – А.С. Пушкин. – В.Р.) были в отношениях, напоминавших собою отношения Гёте и Шиллера.
(В.Г. Белинский)
000
Пушкин и Гоголь, - вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уж читал!», но которых чем больше читаешь, тем больше приобретаешь; вот истинное, капитальное сокровище нашей литературы.
(В.Г. Белинский)
000
Человек с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи.
(В.Г. Белинский)
000
Это Талейран, кардинал Феш, который всю жизнь обманывал Бога, а при смерти надул сатану.
(В.Г. Белинский)
000
Ищите его в каждом художнике слова.
(А. Белый)
000
Действительного друга у Гоголя, кажется, не было во всю жизнь.
(Н.В. Берг)
000
Трудно представить себе более избалованного литератора и с большими претензиями.
(Н.В. Берг)
000
Ходил только один, небольшого роста человек, в черном сюртуке и брюках, похожих на шаровары, остриженный в скобку, с небольшими усиками, с быстрыми и проницательными глазами темного цвета, несколько бледный. Он ходил из угла в угол, руки в карманы, и тоже говорил. Походка его была оригинальная, мелкая, неверная, как будто одна нога старалась заскочить постоянно вперед, отчего один шаг выходил как бы шире другого. Во всей фигуре было что-то несвободное, сжатое, скомканное в кулак. Никакого размаху, ничего открытого нигде, ни в одном движении, ни в одном взгляде. Напротив, взгляды, бросаемые им то туда, то сюда, были почти что взглядами исподлобья, наискось, мельком, как бы лукаво, не прямо другому в глаза, стоя перед ним лицом к лицу.
(Н.В. Берг)
000
Гоголь – единственный русский писатель, в котором было чувство магизма.
(Н.А. Бердяев)
000
Гоголь – инфернальный художник.
(Н.А. Бердяев)
000
Гоголь принадлежит к самым загадочным русским писателям.
(Н.А. Бердяев)
000
Гоголя превратили в социального сатирика в то время, как его мучила метафизическая проблема зла. Он видел ложь и зло гораздо глубже преходящих социальных форм.
(Н.А. Бердяев)
000
Единственным большим русским писателем, у которого не было любви к человеку, у которого человечность была ослаблена сознанием зла и лжи был Гоголь. Он самый загадочный и жуткий из русских писателей.
(Н.А. Бердяев)
000
Не реалист и не сатирик, как раньше думали… Он фантаст, изображающий не реальных людей, а элементарных злых духов, прежде всего, духа лжи, овладевшего Россией.
(Н.А. Бердяев)
000
Творчество Гоголя есть художественное откровение зла как начала метафизического и внутреннего, а не зла общественного и внешнего, связанного с политической отсталостью и непросвещённостью. Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия.
(Н.А. Бердяев)
000
Он придёт в первых картинах представления – в смехе, а в последней уйдёт, подёрнутый пеплом больших раздумий.
(М.А. Булгаков)
000
Гоголь, конечно, гениальный писатель. Смешно это отрицать, но разрешите мне его не любить. Уж очень много в нём пошлого, неестественного.
(И.А. Бунин)
000
Это юная Россия во всей её наглости и цинизме.
(Ф.Ф. Вигель)
000
Гамлет наш.
(П.А. Вяземский)
000
Пересмешник наш забавный
С думой скорби на челе.
(П.А. Вяземский)
000
Ну, кажется, теперь больше хоронить некого.
(Т.Н. Грановский в связи со
смертью Н.В. Гоголя)
000
Беспощадный анатомик.
(Ап. Григорьев)
000
Всё, что у Гоголя возводится в единослитный, сияющий перл создания, у Достоевского дробится на искры.
(Ап. Григорьев)
000
Уединённый и болезненный аскет.
(Ап. Григорьев)
000
Гоголь – гений исполинский, но ведь он и туп, как гений.
(Ф.М. Достоевский)
000
Я действую Анализом, а не Синтезом, то есть иду в глубину и, разбирая по атомам, открываю целое, Гоголь же берёт прямо целое и оттого не так глубок, как я.
(Ф.М. Достоевский)
000
Гоголь часто капризный эгоист.
(В.А. Жуковский)
000
Пророк православной культуры.
(В.В. Зеньковский)
000
Гоголь – человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце.
(А.А. Иванов)
000
Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу, с прищуренными глазками и плотно сжатыми, как бы прикуснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало его фигуре нечто карикатурное.
(П.А. Каратыгин) 
000
Ваш Гоголь дрянь, гадость.
(П.А. Катенин)
000
Гоголь, как былинный герой, стоит на распутье перед двумя различными дорогами.
(В.Г. Короленко)
000
Гоголь отлично чувствовал всякую фальшь, всякую надуманность.
(В.Г. Короленко)
000
Он был мнителен, нередко считал себя неизлечимо больным, хотя по наружности казался свежим и бодрым.
(В.Г. Короленко)
000
Скрупулезный реалист.
(П.А. Кропоткин)
000
Это был талант, не узнанный школою.
(И.Г. Кулжинский)
000
Он дал нам нравы! Или не то что дал, а научил нас подмечать в людях настоящие нравы. Это основатель русской литературы. Без него мы не поняли бы ни Диккенса, ни Теккерея и всё пробавлялись бы дурацкими эпопеями о корнетах Z и о княжнах X.
(А.И. Левитов)
000
У него был искривленный нос, кривые ноги, хохолок волос на голове, не отличавшийся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо.
(М.Н. Лонгинов)
000
Великий писатель от природы, поэт счастья, царственный фантаст, волшебник искрометного смеха.
(А.В. Луначарский)
000
Он был болезненно, почти отвратительно честолюбив. Ум его был занят грандиозными мечтами, граничащими с манией.
(А.В. Луначарский)
000
Трудно себе представить во всей истории русской литературы более трагический образ. Его  острый черный силуэт тем более ранит, что ведь одновременно с этим Гоголь – царь русского смеха.
(А.В. Луначарский)
000
Гоголь – поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самоё общество интересно по влиянию его на личность индивидуума.
(В.Н. Майков)
000
В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского.
(К.В. Мочульский)
000
Гоголь первый «больной» нашей литературы, первый мученик её.
(К.В. Мочульский)
000
Гоголь совсем не психолог; у него был великий художественный талант и большая нравственная одарённость. Он художник слова, юморист, лирик, мастер гротеска и фантастики, но всё его творчество – не в психологическом плане; он не создал ни одной живой души, ни одного реального характера.
(К.В. Мочульский)
000
Пессимист в плане космическом, Гоголь превращается в оптимиста в плане психологическом.
(К.В. Мочульский)
000
Он прожил жизнь под террором загробного воздаяния.
(К.В. Мочульский)
000
У него было особое чутьё, как бы особый орган восприятия зла в мире и в самом себе.
(К.В. Мочульский)
000
Религия снабдила его тональностью и методом. Сомнительно, чтоб она одарила его чем-нибудь ещё.
(В.В. Набоков)
000
Горьким словом моим посмеюся.
(Надпись на надгробном памятнике,
слова пророка Иеремии)
000
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья!
(Н.А. Некрасов)
000
Со всех сторон его клянут.
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя!
(Н.А. Некрасов)
000
Талант его чисто Теньеровский.
(А.В. Никитенко)
000
Это молодой человек лет 26-ти, приятной наружностью. В физиономии его, однако, доля лукавства, которое возбуждает к нему недоверие.
(А.В. Никитенко)
000
Это человек, взявший на себя роль обличителя наших общественных язв и действительно разоблачающий их не только верно и метко, но  и с тактом, с талантом гениального художника.
(А.В. Никитенко)
000
У него есть много таланту драматического, но я не прощаю ему выражения и обороты слишком грубые и низкие.
(Николай I)
000
Какое ты умное, странное и больное существо.
(Один из современников)
000
Худой, бледный, с длинным, выдающимся и острым, словно птичьим, носом, Гоголь своею оригинальною наружностью, эксцентрическими манерами производил весьма странное впечатление какого-то «буки».
(Один из современников)
000
Это огромный талант, гений, который является, может быть, раз в тысячелетие, талант именно общечеловеческий.
(А.Н. Островский)
000
Этот талант – бриллиант, но редкий, это ненормальный талант, совершенно вне общелитературного развития.
(А.Н. Островский)
000
Глаза его – небольшие, проницательные и умные, но как-то хитро и неприветливо смотревшие.
(И.И. Панаев)
000
Гоголь говорил мало, вяло и будто нехотя. Он казался задумчив и грустен. Он не мог не видеть поклонения и благоговения, окружавшего его, и принимал все это как должное, стараясь прикрыть удовольствие, доставляемое его самолюбию, наружным равнодушием. В его манере вести себя было что-то натянутое, искусственное, тяжело действовавшее на всех, которые смотрели на него не как на гения, а просто как на человека.
(И.И. Панаев)
000
Наружность Гоголя не произвела на меня приятного впечатления. С первого взгляда на него меня всего более поразил его нос, сухощавый, длинный и острый, как клюв хищной птицы. Он был одет с некоторою претензиею на щегольство, волосы были завиты и клок напереди поднят довольно высоко, в форме букли, как тогда носили.
(И.И. Панаев)
000
Низенький, сухощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавшими на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимою веселостью и проблесками своего чудного юмора, которыми искрилась его беседа в приятельском кругу. Появление нового незнакомого лица, подобно дождевой туче, мгновенно набрасывало тень на сияющее доброю улыбкою лицо Гоголя.
(В.А. Панов)
000
У него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл.
(И.Г. Пащенко)
000
Великий сердцевед.
(К.К. Платонов)
000
Он любит науки только для них самих и, как художник, готов для них подвергать себя всем лишениям.
(П.А. Плетнев)
000
Посмотрим, что ты как литератор. Человек, одаренный гениальной способностью к творчеству, инстинктивно угадывающий тайны языка, тайны самого искусства, первый нашего века комик по взгляду на человека и природу, по таланту вызывать из них лучшие комические образы и положения, но писатель монотонный, презревший необходимые усилия, чтобы покорить себе сознательно все сокровища языка и все сокровища искусства, неправильный до безвкусия и напыщенный до смешного, когда своевольство перенесет тебя из комизма в серьезное. Ты только гений-самоучка, поражающий творчеством своим и заставляющий жалеть о своей безграмотности и невежестве в области искусства.
(П.А. Плетнев) 
000
Что такое ты? Как человек, существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы.
(П.А. Плетнев)
000
Люди ему нипочем.
(М.П. Погодин)
000
Таинственный карла.
(Прозвище)
000
Великий меланхолик, имеющий иногда свои светлые минуты веселости.
(А.С. Пушкин)
000
Веселый меланхолик.
(А.С. Пушкин)
000
Ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем.
(А.С. Пушкин)
000
Русский Стерн.
(А.С. Пушкин)
000
С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя.
(А.С. Пушкин)
000
Гоголь – современнейший писатель – Гоголь! – к нему обращена душа новой возникающей русской литературы и по слову и по глазу.
(А.М. Ремизов)
000
Какая грозная тишина в его виновных глазах; как много пережглось в его сердце.
(А.М. Ремизов)
000
Русская литература зачарована Гоголем!
(А.М. Ремизов)
000
Мученик за грехи России.
(И.Е. Репин)
000
Агамемнон без армии, взявший Трою.
(В.В. Розанов)
000
Бедный сын пустыни.
(В.В. Розанов)
000
Великий творец-фантаст.
(В.В. Розанов)
000
Гоголь молчалив и загадочен как могила; ничего в нём не понимаем.
(В.В. Розанов)
000
Гоголь – огромный край русского бытия.
(В.В. Розанов)
000
Гоголь принадлежит к тем редким мятущимся и странным натурам, которые и сами от себя не имеют «ключа».
(В.В. Розанов)
000
Гоголь сжёг Николаевскую Русь.
(В.В. Розанов)
000
Как мало, в сущности, он видел Россию.
(В.В. Розанов)
000
Никогда более страшного человека, подобия человеческого не приходило на нашу землю.
(В.В. Розанов)
000
Он слаб, он ищет опоры, этот насмешник и скрытный человек.
(В.В. Розанов)
000
Писатель, о котором «всё перерыли и ничего не нашли».
(В.В. Розанов)
000
Посланец Божий.
(В.В. Розанов)
000
После Гоголя, Некрасова и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к разрушению России.
(В.В. Розанов)
000
Сколько в нём было преднамеренности, обдумчивости, сколько было дальновидной хитрости в его хилом и странном тельце.
(В.В. Розанов)
000
Хитроумно устроенный деревянный конь Улисса.
(В.В. Розанов)
000
Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю: «Ты победил, ужасный хохол». Нет, он увидел русскую душеньку в её «преисподнем   состоянии»… Но глаза его были – чудища, и он всё рассмотрел совершенно верно, хотя и пробыл в России всего несколько часов.
(В.В. Розанов)
000
Гоголь положительно должен быть признан родоначальником нового, реального направления в русской литературе.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
Свойство талантов этих двух писателей (второй – А.Н. Островский. – В.Р.) таково, что для них возможна роль наставников только путём отрицательным – путём сатиры.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
Человек, смешащий людей.
(Самооценка)
000
Гоголь был добр, кроток, ленив и вместе деятелен, самолюбив и смиренен; вообще двойственность в нём обнаруживалась и обличалась резко, как всегда бывает у людей гениальных. Постоянное было в нём одно: желание победить всё низкое, недостойное и стать выше душою.
(А.О. Смирнова-Россет)
000
Этот смех вызван у него плачем души любящей и скорбящей, которая орудием взяла смех.
(А.О. Смирнова-Россет)
000
Маленький человечек с длинным носом, с черными жиденькими усами, с длинными волосами, причесанными a la художник, сутуловатый и постоянно смотревший вниз.
(П. Соловьев) 
000
Гоголь – огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум.
(Л.Н. Толстой)
000
Наш Паскаль.
(Л.Н. Толстой)
000
Теккерей и Гоголь верны, злы, художественны, но не любезны.
(Л.Н. Толстой)
000
Этот Гоголь – враг России. Его следует в кандалах отправить в Сибирь.
(Ф.И. Толстой)
000
Вся его жизнь была ожесточенной борьбой со снедавшими его противоречиями. Его истинное лицо скрывается за десятком масок. Мифотворец, терзающийся желанием быть чистосердечным; эгоист с благородными устремлениями; гурман, мечтающий об аскетизме; гордец, понуждающий себя к смирению; мужчина, равнодушный к женщинам, проповедовавший им добропорядочность; мистик, привязанный к благам сего мира.
(А. Труайя)
000
Гоголь является не кем иным, как персонажем, который сошел со страниц его же собственного произведения.
(А. Труайя)
000
Его кредо было критиковать, а не действовать.
(А. Труайя)
000
Ему хотелось бы стать Рафаэлем, но он был – Иеронимом Босхом.
(А. Труайя)
000
Если другие облегчают себе душу, говоря правду, то он дышал свободнее, когда вводил в заблуждение.
(А. Труайя)
000
Ничего так не устраивало Гоголя, как возможность сойти с главной дороги, чтобы побродить по затерянным тропкам.
(А. Труайя)
000
Он не был человеком толпы и не имел бойцовских качеств.
(А. Труайя)
000
Он не умел изобретать факты сам. Настоящую жизнь он не мог воспринимать четко иначе, чем глазами других людей.
(А. Труайя)
000
Он прекрасно себя чувствовал лишь тогда, когда он колебался, когда его раздирали противоречия, когда ему надо было спасаться бегством.
(А. Труайя)
000
Он рассуждал либо категорией катастрофы, либо триумфа.
(А. Труайя)
000
Он терпеть не мог долго выносить одиночества.
(А. Труайя)
000
Создатель кривляющихся душ.
(А. Труайя)
000
У этого архитектора душа разрушителя.
(А. Труайя)
000
Человек с неспокойной душой.
(А. Труайя)
000
Чем больше он был искренним, тем больше слышалась фальшь в его словах.
(А. Труайя)
000
Чем больше он старался быть точным, тем больше отдалялся от истины и достоверности.
(А. Труайя)
000
Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир.
(А. Труайя)
000
Для нас он был не просто писатель: он нам открыл нас самих.
(И.С. Тургенев)
000
Какое ты умное, и странное, и больное существо!
(И.С. Тургенев)
000
Он ничего не смыслит в истории.
(И.С. Тургенев)
000
Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.
(И.С. Тургенев)
000
От его покатого, гладкого белого лба так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась временами веселость – именно веселость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым. Длинный, заостренный нос придавал физиономии Гоголя нечто хитрое, лисье; невыгодное впечатление производили также его одутловатые, мягкие губы под остриженными усами; в их неопределенных очертаниях выражались темные стороны его характера: когда он говорил, они непонятно раскрывались и выказывали ряд нехороших зубов; маленький подбородок уходил в широкий бархатный черный галстук. В осанке Гоголя, в его телодвижениях было что-то не профессорское, а учительское, – что-то, напоминавшее преподавателей в провинциальных институтах и гимназиях.
(И.С. Тургенев)
000
Человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; Человек, которым мы гордимся как одной из слав наших!
(И.С. Тургенев)
000
В Гоголе ничего нет иезуитского. Он слишком спесив, слишком бескорыстен, слишком откровенен, откровенен иногда даже до цинизма, одним словом, он слишком неловок, чтобы быть иезуитом.
(П.Я. Чаадаев)
000
Диккенс или Гоголь способствуют улучшению аппетита.
(К. Чапек)
000
Гоголь был горд и самолюбив, но он имел право быть гордым своим умом, своим страстным желанием блага родной земле, своим гением, своими заслугами перед всем русским обществом. Он сказал нам, кто мы таковы, что недостаёт нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью в себе, как и в других, вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью – мыслью о служении благу своей родины.
(Н.Г. Чернышевский)
000
Высокое благородство сердца, страстная любовь к правде и благу горела в душе его.
(Н.Г. Чернышевский)
000
Гоголь был одарён орлиным стремлением к неизмеримой высоте; ему всё казалось мало и низко, чего достигал он или что создавал он. Укажите мне человека с такою жаждою совершенства, и я вам скажу: он или не создаст ничего или создаст нечто великое, - он или Тантал, или Прометей.
(Н.Г. Чернышевский)
000
И, каковы бы ни были некоторые поступки Гоголя, и даже некоторые стороны его характера, всё-таки нельзя не видеть в нём одного из благороднейших людей нашего века.
(Н.Г. Чернышевский)
000
Один из благороднейших людей России.
(Н.Г. Чернышевский)
000
Страстною ненавистью ко всему низкому и злому до конца жизни кипел он.
(Н.Г. Чернышевский)
000
В нашей литературе он степной царь.
(А.П. Чехов)
000
Истинный ведатель сердца человеческого. Самый мудрый философ!
(Т.Г. Шевченко)
000
Человек, одаренный самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!
(Т.Г. Шевченко)
000
Он Россию изучал, как чудо, как загадку, а не как родину.
(Б.М. Эйхенбаум)
000
Болезненный человек с очень тяжелым характером.
(И.Г. Эренбург)
000
В Гоголе чрезвычайно много странного и чудного; но все-таки он очень мил.
(Н.М. Языков)
000
В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом – угрюмый, заносчивый до чрезвычайности, у иных умен, у других глуп. Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда не унижался я в душе и что я всю жизнь свою обрек благу.
000
Вряд ли кто вынес столько неблагодарностей, несправедливостей, глупых, смешных притязаний, холодного презрения и проч. Все выносил я без упреков, без роптания, никто не слышал моих жалоб, я даже всегда хвалил виновников моего горя.
000
В самой природе моей заключена способность только тогда представлять себе живой мир, когда я удалился от него.
000
В часы задумчивости разгадывал я науку веселой счастливой жизни.
000
В чужой земле я готов все перенести, готов нищенски протянуть руку, если дойдет до этого дело. Но в своей – никогда.
000
Дорога, мое единственное лекарство.
000
Душа заняла меня всего.
000
Душе моей были сильно нужны пустыня и одиночество.
000
Если я что знаю, то этим я обязан совершенно одному себе.
000
Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу. Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, что не дадут возможности принесть ему малейшую пользу, бросали меня в глубокое уныние. Холодный пот проступал на лице моем при мысли, что, может быть, мне доведется погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом, – быть в мире и не означить своего существования – это было бы для меня ужасно. Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага.
000
Забвенья, долгого забвенья просит душа.
000
Из каждого угла Европы взор мой видит новые стороны России и в полный обхват её обнять я могу только, может быть, тогда, когда огляну всю Европу.
000
Какое же будешь ты, мое будущее? Блистательное ли, широкое ли, кипишь ли великими для меня подвигами, или… О, будь блистательно, будь деятельно, все предано труду и спокойствию! Что же ты так таинственно стоишь предо мною, 1834-й год?
000
Клянусь, никто не знает и не слышит моих страданий.
000
Львиную силу чувствую в душе своей.
000
Меня томит и душит всё, – и самый воздух.
000
Мне любо, когда не я ищу, но моего ищут знакомства.
000
Мне нужно быть подальше от всего житейского дрязгу, он меня томит.
000
Может быть, нет в мире другого, влюбленного с таким исступлением в природу, как я. Я боюсь выпустить ее на минуту, ловлю все движения ее, и чем далее, тем более открываю в ней неуловимых прелестей.
000
Мой путь правилен всегда, и я признаю, что я не знаю что хорошего может мне сделать некий человек, чего я бы сам не мог. Я не жду ничего и ни на кого, кроме Бога, не надеюсь.
000
На мозг мой точно надвинулся колпак, который мешает мне думать и туманит мои мысли.
000
Не земная воля направляет путь мой.
000
Не знаю сам, отчего одолевает меня тоска.
000
Не писать для меня значило бы не жить.
000
Неугасимо горит во мне стремление – польза.
000
Не уживается с нашим холодным климатом мой холоднокровный, несогревающийся темперамент. Ему нужен Юг.
000
Никакая сила не может заставить меня произвести, а тем более выдать, вещь, которой незрелость и слабость я уже вижу сам; я могу умереть от голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения.
000
Никакие толки, ни добрая, ни худая молва не занимают меня. Я мертв для текущего.
000
О, это любимая мысль (о смерти. – В.Р.), на которой я каждый день выезжаю.
000
Под видом иногда для других холодным таилось у меня желание кипучей веселости.
000
Путешествия и перемены мест мне так же необходимы, как насущный хлеб.
000
Рожден я вовсе не затем, чтоб произвести эпоху в области литературной. Дело моё проще и ближе: дело моё есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я. Дело моё – душа и прочное дело жизни.
000
Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, –  явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве.
000
Творчество моё лениво.
000
Уже в самой природе моей заключена способность только тогда представлять себе живо мир, когда я удалился от него.
000
Уже судьба моя враждовать с моими соотечественниками.
000
У меня легкость в карманах и тяжесть в желудке.
000
У меня ум тот самый, какой бывает у большей части русских людей, то есть способный больше выводить, чем выдумывать.
000
Чувство любви к России, слышу, во мне сильно.
000
Я бездомный, меня бьют и качают волны, и упираться мне только на якорь гордости, которую вселили в грудь мою высшие силы.
000
Я весь состою из будущего, в настоящем же я есть нуль.
000
Я дорожу минутами жизни, потому что не думаю, чтобы она была долговечна.
000
Я живу своим внутренним миром, и тревога в этом мире может нанести мне несчастие, выше всех мирских несчастий.
000
Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними и буду воевать, и изгоню их и мне в этом поможет Бог.
000
Я не знал, что моё имя в ходу только затем, чтобы попрекнуть друг друга и посмеяться друг над другом. Я думал, что многие сквозь самый смех слышат мою добрую натуру.
000
Я не могу жить без песен.
000
Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха.
000
Я никогда не жертвовал свету моим талантом. Никакое развлечение, никакая страсть не в состоянии были на минуту овладеть моею душою и отвлечь меня от моей обязанности. Для меня нет жизни вне моей жизни.
000
Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных.
000
Я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на все, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне.
000
Я нищий и не стыжусь своего звания.
000
Я писатель совершенно во вкусе черни.
000
Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага.
000
Я почитаюсь загадкою для всех; никто не разгадал меня совершенно.
000
Я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
000
Я только вижу и слышу толк  в чувствах и душе.
000
Я только тогда и чувствовал себя хорошо, когда бывал в дороге.


Рецензии