Е. В. Антонов У истоков будущего мкр Строителей
(г. Санкт- Петербург)
Как всё начиналось в будущем мкр Строителей (авг. 1972-июль1976)
1.Горки, 1972 г.
Я, Антонов Евгений Владимирович , после окончания Ленинградского Высшего военного инженерно-технического Краснознамённого училища имени генерала армии А.А. Комаровского (ВВИТКУ) в звании инженер – капитан в августе 1972 года прибыл для дальнейшего прохождения службы в Военно – строительное управление (ВСУ) , расположенное в посёлке Горки в 30 км от Лобни.
ВСУ было передислоцировано в это место для строительства уникального объекта, не имеющего аналогов в нашем строительстве – командного пункта (КП) Главкома ВМФ Горшкова С.Г. . Помимо КП необходимо было построить всю жилую инфраструктуру (жильё для офицеров и обслуживающего персонала, казармы, школу, поликлинику, котельную и т.д.)
КП представляло собой котлованное фортификационное сооружение, рассчитанное на поражающее действие ядерного взрыва (ЯВ). Для его возведения был отрыт котлован размером с чашу футбольного стадиона на фундаментной плите толщиной 4 метра- планировалось возвести четырёхэтажное сооружение из монолитного железобетона (ж/б). Толщина наружных стен была в пределах 1 м. Объём необходимого для строительства бетона составлял более 100 000 куб. метров.
Сооружение строилось из расчёта на длительный период автономности. Для этого предусматривалась резервная дизельная электростанция с запасом топлива . скважина для водыи запасы воды, защита от сейсмического воздействия ЯВ (полная, групповая и местная система амортизации отдельных помещений, система регенерации воздуха, защита и шлюзование входов. Построенное сооружение обваловывалось и сажались деревья.
Я не раскрываю никаких тайн, так как такие сооружения невозможно скрыть от средств космической и агентурной разведки. И уже на этапе отрывки котлована работник особого отдела майор Березин , курировавший строительство, рассказал мне, что «Голос Америки» сообщил все данные о строящемся объекте (технические характеристики, сроки возведения, ориентировочную стоимость и даже фамилию и звание руководителя строительства).
Думаю, что сейчас объект заброшен, в лучшем случае туда водят экскурсии , тем более, что командование ВМФ сейчас находится в Петербурге, да и с учётом современных средств поражения КП не защитит, а станет братской могилой для находящихся там.
…
А в те 70-е годы, почти полвека назад, это было грандиозное сооружение и для его возведения было необходимо иметь мощную подсобно – производственную базу, которую начали возводить на голом месте с привязкой к железной дороге станции Белый Раст .
Базу строили с большим размахом , с финансированием проблем не было. От сроков и запуска в эксплуатацию в первую очередь бетонного завода (б/з) зависело начало бетонирования, а, следовательно, и сроки возведения КП. Для соблюдения режима секретности привлекать окрестные б/з не разрешалось.
Пока Б. Раст (здесь и далее под Б. Раст подразумевается будущая территория мкр Строителей в Трудовой, для сохранения исторической терминологии тех лет , вероятно из-за секретности работ и по жд станции поставок - прим . ред. В.Б.) строился, в Горках был построен примитивный б/з , небольшая пропарочная камера для изготовления небольшого количества самых простых ж/б изделий. Прогрев осуществлялся парогенератором, на погрузке-разгрузке использовался автокран, арматурные каркасы изготавливались здесь же под навесом. Руководил этим хозяйством вольнонаёмный ветеран и старожил ВСУ прораб Захаров Иван Михайлович, который в дальнейшем руководил б/з на Белом Расте.
Сразу планировалось, что после окончания строительства в Горках Б. Раст останется в ведении строителей, т.к. бетон, ж/б морякам – заказчикам был не нужен, а вот деревопереработка заказчику в дальнейшем могла пригодиться. Поэтому деревопереработку планировалось разместить в самих Горках.
К моему приезду в Горки уже работало стандартное оборудование – пилорама и был построен большой кирпичный столярный цех, в котором уже в мою бытность до конца 1972 года были смонтированы пропарочная камера, система опилкосбора, запущены деревообрабатывающие станки ( четырёхсторонний изготовления половой доски и вагонки), фуганок, щепкодолбёжник, циркулярки, столярные прессы и т.д.)
Пилорама и столярный цех практически полностью «закрыли» стройку в пиломатериалах и строительных деревоизделиях. В последние годы руководил пилорамой и столярным цехом военный строитель сержант Шулайкин , который имел техническое образование по профилю работы и был хорошим руководителем.. К концу службы он был награждён Государственной наградой – медалью «За трудовое отличие». На моей памяти это единственный случай награждения подобной наградой военного строителя.
…
Вот и всё подсобное производство, которое было в ВСУ. К моменту моего назначения начальником строительно – монтажного участка подсобных производств моя основная задача была готовить к запуску объекты на Белом Расте.
«Белый Раст» ( территория будущего комбината в мкр Строителей), 1972 г.
На тот момент на Б. Расте находился штаб Военно – строительного отряда (ВСО) , командир Фахрисламов Н.Ф., начальник штаба Брусенин Б.В, замполит Григорак и две роты военных строителей- командиры Гаевский И.М. и Соломко И.В.
Из помещений были две сборно-щитовых казармы для личного состава , один барак, поделённый на квартиры для семей офицеров и вольнонаёмных ВСО, и щитовой блок, в котором размещались штаб ВСО, санчасть и «прорабка» строителей. Строительством руководил Гладышко В.С. У него в подчинении находились два офицера - двухгодичника. Один Тихомиров, второго уже не помню.
К этому времени были построены кирпичная коробка предполагаемого арматурного цеха, пока без окон, без дверей и ворот, прирельсовый кирпичный склад, подземные галереи б/з для приёма инертных материалов (щебень, песок). Остальные объекты: подъездные ж/д пути от ст. Б. Раст, котельная, компрессорная, электроподстанция находились в различной стадии строительства.
На главном объекте – БЕТОННОМ ЗАВОДЕ- шёл монтаж оборудования. Работы выполнялись под руководством гражданских специалистов из Москвы. Первый бетон на КП должен был по графику уложен в октябре месяце. Планировалось из новых металлоконструкций и оборудования (б/з в Туле -50 никто трогать не собирался) построить завод-автомат с производительностью 500 куб. метров бетона в сутки.
…
Строительство КП курировал лично Главком ВМФ Горшков С.Г. , который не реже чем раз в квартал приезжал на объект.
Складывалась критическая ситуация – б/з не готов к работе, а к концу года необходимо уложить не менее 10 000 куб. метров бетона, иначе срывались сроки строительства, нарушался график поставки оборудования. Командованию грозили серьёзными кадровыми расследованиями. И командование ВСУ принимает решение в декабре начать бетонирование.
Это были и риск, и авантюра. Технология укладки бетона не допускала перерыва в бетонировании более чем 30 минут, иначе монолитность бетона нарушалась, бетон не набирал проектной прочности, и его надо было разбивать и убирать. Какие в этом случае были бы последствия, и думать не хотелось.
Все материалы, включая щебень, песок, цемент разгружались на ж/д ст. Поварово, где ВСУ арендовало разгрузочную площадку, а затем автомобильным транспортом завозились в Б. Раст. Цемент с сентября месяца цементовозами - из всех щелей, которые пытались законопатить, летел цемент, и склад как бы дымился, а всё вокруг до первого дождя было белесым. Тем не менее, было заготовлено порядка 2 тысяч тонн цемента, которого хватало для приготовления 5-6 тыс. куб. метров бетона.
Подачу цемента на б/з планировалось осуществлять : горизонтально при помощи шнека, проложенного от прирельсового склада длиной примерно 30 метров, вертикально в цементный бункер элеватором. В шнек цемент засыпался военными строителями лопатами, вёдрами и др. подсобной тарой. Что это была за работа-врагу не пожелаешь, но других вариантов не было.
Электроэнергией и сжатым воздухом должны были обеспечить передвижная дизель-электростанция и два компрессора.
…
Наладчики считали, что б/з не прошёл пуско-наладочные испытания и не готов к эксплуатации. Не желая нести ответственност, ОНИ ПОКИНУЛИ Б. Раст.
Накануне большого бетона мы сделали несколько пробных замесов. Вроде всё работало нормально.
И вот наступил день бетонирования.
Гражданских специалистов – ни одного, рабочие – военные строители без какого-либо опыта производства бетона, хотя при строительстве и монтаже человек 10 работали и учились у наладчиков , и кое-что знали и умели.
У меня самого познаний было не больше, чем у рабочих, а опыта, естественно – никакого. Главный механик и энергетик ВСУ предпочитали находиться в котловане возводимого сооружения, правда и штата у них, чтобы нам помогать, никакого не было.
Эти трое суток бетонирования были и остаются самыми драматическими днями моего пребывания на Б. Расте, думаю, не только для меня, почему я их так подробно и описываю.
После нескольких часов работы из=за перепада напряжения вышла из строя вся автоматика, пришлось переходить на ручной режим. На каждый воздухораспределитель был поставлен военный строитель, который при помощи электрода по команде нажимал на рычаг и приводил в действие соответствующие механизмы.
Кругом протечки, грязь, цементная пыль… К счастью, быстро устранили незначительные поломки.
Рабочие военные строители в этой ситуации вели себя героически, практически не покидая своих «рабочих мест». Фамилий солдат за давностью лет я уже не помню, за исключением одного – Славы Горева. Это был толковый, грамотный электромонтажник, который многое почерпнул у наладчиков и не терялся в критических ситуациях, помогая принять правильные решения.
…
В дальнейшем бетонирование шло с перерывами в несколько недель , и мы за это время сумели понять специфику работы оборудования, обзавелись запчастями, восстановили электрику, хотя бетонным заводом – автоматом, как поначалу планировалось, он так никогда и не стал. Квалификация рабочих этого не позволяла сделать.
По результатам первого бетонирования все солдаты были поощрены премиями и отпусками.
Первое бетонирование показало, что для дальнейшей успешной работы надо брать власть на Б. Расте в свои руки, т.е. объединять строительство и эксплуатацию. Командование идею одобрило, и я стал и во главе строительства, и во главе эксплуатации. Дела пошли веселее. Был сделан упор на строительство и ввод в эксплуатацию объектов согласно производственной необходимости, а не ради набора объёмов работ.
Стало возможным усиливать строительство за счёт свободных от работы подсобных рабочих. Строительные материалы – бетон, раствор, арматура, опалубка, столярные изделия и т.д были собственного производства, поэтому изготовляли и поставляли в первую очередь, минуя согласования и разрешения ПТО ВСУ.
Огромную помощь и поддержку оказывал нам главный инженер ВСУ Анатолий Иванович Редькин. Он был крёстным отцом «Б. Раста» . Благодаря его опыту , знаниям, упорству, пробивным способностям был разработан и утверждён заказчиком проект производственной базы Б. Раст, заказано передовое на тот момент оборудование, которое в дальнейшем и поступило на Б. Раст, было смонтировано и успешно эксплуатировалось.
2 «Белый Раст» 1973 г.
К началу 1973 года была подключена электростанция , и вопрос с дефицитом электроэнергии был снят, а в дальнейшем была введена в строй современная компрессорная с градирней. Из смонтированных 3 компрессоров для работы хватало одного – двух, один был всегда в резерве.
В помещении компрессорной было как в оранжерее много цветов и большой, более чем на 1 куб. метр воды самодельный аквариум с экзотическими рыбками. Обслуживали оборудование исключительно солдаты.
Этим же летом железной дорогой были допущены к эксплуатации подъездные ж/д пути от ст. Белый Раст, и щебень, песок, цемент , арматура, другие материалы , оборудование для КП стали поступать на производственную площадку. Таким образом, от разгрузочной площадки Поварово отказались за ненадобностью.
Своего маневренного тепловоза у нас не было, и хотя по разгрузке мы всегда укладывались в норматив, ж/д постоянно обкладывала нас штрафами, сама своевременно не подавая вагоны.
Так было до тех пор, пока мы не взяли на должность мастера погрузо-разгрузочных работ бывшего начальника ж/д ст. Икша, уволенного «за нарушение спортивного режима». У нас он по мере возможности держался, работу свою делал хорошо , и штрафы прекратились.
За поддержание в рабочем состоянии ж/д путей отвечал военный строитель Синица И.И. Он имел опыт аналогичной работы на «гражданке», и успешно справлялся.
Этим же летом был смонтирован и запущен в работу автоматизированный цементный склад с 6-ю балками (силосами) по 300 тонн.
Разгрузка ж/д вагонов (хопров) в бункер б/з производилась пневмонасосами . Для недопущения слеживания цемента в силосах работала система перекачивания цемента из одного силоса в другой с применением системы аэросушки и аэродорожек. Проблема с цементом была забыта на все времена.
Обслуживали цементный склад всего два солдата.
…
Настало время подумать о производстве ж/б изделий. К этому времени на Б. Раст поступили краны и ранее заказанная металлическая опалубка для изготовления дорожных плит, фундаментных блоков, различных лотков теплосетей, канализационных колец и многого другого.
…
После запуска стационарного цементного склада , кирпичный прирельсовый склад, где первоначально содержался цемент , очистили, отмыли , привели в божеский вид, кирпичной перегородкой разделили пополам.
В одной половине разместили арматурный цех с хорошим набором оборудования (две машины точечной сварки, протяжной станок для разметки арматуры в бухтах, гибочные и рубочные станки, несколько сварочных постов. Мастером арматурного цеха был назначен прибывший по распределению после окончания техникума Серёжа Недпокоев, который в дальнейшем был призван на срочную службу и в последствии продолжил успешно работать на этой должности.
Во второй половине разместили механические мастерские (мехмастерские) с токарным и фрезерным станками, гильотиной для рубки листовой стали до 10 мм, рубочным станком, сварочным постом. Возглавлял мастерские военный строитель сержант Михаил Васильев (надо уточнить), техник по образованию, ответственный и исполнительный работник.
Имеющиеся в цехах производственные мощности намного превышали потребности строительства, поэтому все заказы выполнялись в срок и с приличным качеством.
Летом 1973 года были построены 3 пропарочные камеры, каждая по 4 секции. Над ними были смонтированы 2 козловых крана К-32/10 ( пролёт 32 метра, грузоподъёмность – 10 тонн) и 5-тонный башенный кран , второй 5-тонный башенный кран смонтировали у арматурного цеха с возможностью подавать арматурные каркасы под козловые краны.
Третий 7-тонный кран был смонтирован на погрузо-разгрузочной площадке. Краны были смонтированы таким образом, что была возможность перемещать грузы по всей длине и площади промзоны.
Руководили ж/б производством два мастера – Кошин Н.И. и Логвиненко В.Н., которые, как и Неупокоев С.Н., попали к нам после техникума, и были призваны на срочную службу.О них можно сказать только хорошее, не случайно я долго уговаривал их после службы остаться работать у нас.
Не уговорил, - ушёл сам.
Здесь, как в арматурном и мехцехах был большой запас технических возможностей, наличие опалубки и рабочей силы. Чтобы не простаивать, мы делали, помимо потребностей ВСУ, часть ж/б изделий для нужд Главка (ГУСС- Главного управления специального строительства), которому мы подчинялись.
Чтобы не простаивать, мы делали, помимо потребностей ВСУ, часть ж/б изделий для нужд Главка (ГУСС- Главного управления специального строительства), которому мы подчинялись.
К концу 1973 года все необходимые для производственной деятельности сооружения были введены в строй, и началась нормальная плановая работа, без нервотрёпки и суеты.
Вопрос кадров решался просто. Когда приходило молодое пополнение, а это было дважды в год, я первый получал доступ к личным карточкам призывников, и имел возможность взять к себе на работу всех, кого хотел.
Видео о 54 ПК https://www.youtube.com/watch?v=BAlkAd2JwiA
Среди призывников попадались и техники, и сварщики, и электрики , и призывники с подходящей для нашего производства специальностью. А дальше «старики» учили молодых. Никакой дедовщины не было, так как все были круглосуточно заняты делом. И все в/строители, работающие на производстве, дорожили своим местом, потому что это была квалифицированная, перспективная для дальнейшей гражданской жизни , работа. Да и получали они значительно больше, чем их «собратья» на общестроительных работах.
Крановщик и часть сварщиков поступили после окончания учебных комбинатов.
Добрых слов заслуживает Царёва Нина Евгеньевна, ветеран ВСУ, которая с первых дней была принята на должность старшего инженера. Она полностью «закрыла» вопросы экономики, калькуляции выпускаемой продукции, норм списания, нарядов. В её подчинении находились несколько женщин, но они как-то долго не задерживались, поэтому и не запомнились.
Её муж Василий Никитич отвечал за технику безопасности в ВСУ, что было для нас хорошим подспорьем.
В начале 1973 года на территории военного городка ВСО был возведён сборно-щитовой блок, в который переехал штаб ВСО и санчасть, а на площадях бывшей сенчасти разместилась строительная лаборатория с полным комплектом необходимого оборудования ( два пресса для испытания бетона, всякие конусы, сита, фильтры и т.д.) для определения качества и гранулогического состава щебня и песка, камера для выдерживания кубиков. Лаборатория была сертифицирована Центральной строительной лабораторией Главка , и имела широкие полномочия.
Во главе лаборатории стояла старейший работник ВСУ , очень грамотный, въедливый и принципиальный работник Нина Михайловна Мануйлова.
3. «Б.Раст», 1974-75 г
В 1974 году из Тулы - 50 на должность механика приехал Скородумов Б., который на старом тульском объекте считался «русским Кулибиным»-мог из ничего что-то сделать. У нас всё было новое , современное, отлаженное, с наличием специалистов по обслуживанию, поэтому на этом фоне он как-то потерялся, хотя человек был душевный и хороший.
Большой находкой для производства был военный строитель Володя Руденко, оформленный как мастер монтажного цеха. У него были настолько глубокие познания в электрике, высокие ответственность и инициатива, требовательность к цеховым электрикам, что с ним по электрике и электрооборудованию мы были как «за каменной стеной».
Летом 1975 года распоряжением Главка было предписано организовать на Б. Расте производство предварительно-напряжённых плит разных модификаций для строительства РЛС раннего обнаружения в Воркуте. Для этого рядом с б/з за несколько недель возвели крытый цех, а силами 55 КЖИ смонтировали стенд предварительного натяжения арматуры, бетонораздатчик и самодельный мостовой кран.
Каждый день- в диспетчерскую зам. министра по строительству -необходимо было докладывать о количестве изготовленной и отправленной продукции.
Начальник ГУСС генерал-лейтенант Константин Михайлович Вертелов выдвинул идею вместо сборного ж/б возводить станцию из блоков – отдельных компановочных модулей (ОКМ), в которых были заложены необходимые технологические отверствия и коммуникации, а так же закладки для монтажа и крепления оборудования.
Для изготовления ОКМ на территории 55 КЖИ был развёрнут полигон по их производству. Технология производства ОКМ была недостаточно отработана, и при монтаже на объекте технологические отверствия не всегда совпадали, геометрия блоков желала лучшего, поэтому строители на объекте расшифровывали ОКМ как « ох-л Константин Михайлович :-)
Тем не менее мы и 55 КЖИ заказ выполнили, и РЛС была построена.
В дальнейшем в Скрунде и Азербайджане при строительстве аналогичных станций использовалась наша «Воркутинская система»). 55 КЖИ поставлял ОКМ, кто плиты – не помню, но когда в 1985 году был на объекте в Скрунде, ОКМ расшифровывались так же, как и в Воркуте.
Начальник ГУСС генерал-лейтенант Константин Михайлович Вертелов ранее в Туле-50 был начальником нашего ВСУ(в/ч 14303, в 1971 г. передислоцированное в Трудовую – прим. ред). Он неоднократно бывал на Б. Расте и хорошо представлял его технические возможности.
Это был исключительно грамотный , инициативный инженер и руководитель, который внимательно следил за всеми новинками в области строительства.
Константин Михайлович Вертелов (18 ноября 1923 года — 3 января 1997 год
Именно Константин Михайлович Вертелов узнал, что группа инженеров – химиков в Днепропетровске изобрела и в лабораторных условиях изготовила новый изоляционный материал – битумно нейритовую композицию БНК. По своим свойствам она идеально подходила для гидроизоляции возводимых Главком сооружений.
Вертепов поверил поверил химикам и в этот материал и, обладая достаточной властью, полномочиями и материальными ресурсами, со всей своей энергией взялся за воплощение идей учёных в реальное производство.
Был разработан проект производства, подобрано уже существующее оборудование – в необходимых случаях модернизированное или доработанное. Было решено приспособить под производство БНК пустовавший арматурный цех в Трудовой («Б. Раст»). И весной 1975 г. начались строительные работы.
Строительством «цеха БНК» непосредственно руководил прораб капитан Родионов Валерий Николаевич. К арматурному цеху была сделана пристройка, заложены фундаменты под оборудование, подводились инженерные коммуникации.
4. «Б. Раст»-1976 г. Цех БНК .
В 1976 году по мере поступления оборудования начал производиться монтаж оборудования цеха БНК силами субподрядорганизации. Константи;н Миха;йлович Верте;лов не реже раза в месяц бывал на этом объекте, вникал во все мелочи, знал положение дел не хуже нас, строителей, и оказывал всестороннюю помощь и поддержку. Так что БНК - родное и кровное детище К.М. Вертелова. Строительство велось силами ВСУ , финансировали моряки.
Все понимали, что после окончания строительства КП Б. Раст отойдёт строителям –Вертелову К.М. , а тот в свою очередь передаст всё это 55 КЖИ, включая и цех по производству БНК. Поэтому на стадии монтажа от 55 КЖИ был представитель, который вникал в технологию и набирался «ума-разума».
Я уехал из «Б. Раста» в июле 1976 г. Производство БНК запускали позже, уже без меня…
5. О М.Г. Чёрном
С первого дня знакомства с начальником 55 КЖИ (Шереметьево) полковником Чёрным Моисеем Гелиевичем у нас сложились очень хорошие отношения. Комдинат находился через дорогу напротив аэропорта Шереметьево-1, и Моисей Гелиевич прекрасно понимал, что рано или поздно его терпеть там не будут и будущее его- это Б. Раст , и всё хорошее на Б. Расте в дальнейшем будет ему во благо.
С его стороны была отеческая забота и помощь. При поломках или каких-то непонятных ситуациях я ехал к Моисею Гелиевичу и получал консультацию и техническую поддержку (редуктор, двигатель и т.п.). Естественно без оплаты и накладных.
На комбинате у него был полный порядок, всё отработано – как в швейцарских часах, поэтому о комбинате можно было не беспокоиться.
Видео о 55 ПК https://www.youtube.com/watch?v=8bfbKTHMUG0
Обладая огромным опытом, знаниями, трудолюбием, организаторскими способностями , энергия Моисея Гелиевича требовала выхода. И он предложил Вертелову объединить под своим началом все ж/б заводы Главка, очевидно, со временем рассчитывая получить генеральскую должность.
В масштабах капитального строительства Минобороны прецедент такой был. Было объединение заводов строительного направления под командованием генерал-лейтенанта Штерна.
Ещё в мою бытность Чёрный М.Г. взял под своё « крыло» завод в Хабаровске, что-то на Волге, в перспективе был Б. Раст, но по окончании строительства КП , несмотря на все его «поползновения», Б. Раст ему не отдали. Организационно через Генштаб такое объединение провести не удалось, и идея со временем угасла сама собой, к тому же у него было неважно со здоровьем, он постоянно глотал какие-то таблетки.
В результате М.Г. Чёрного преждевременно не стало…
6. Деловые связи
У меня сложились хорошие деловые отношения с руководством гражданских ж/б комбинатов в Дмитрове и Зеленограде. Периодически я брал своих молодых начальников цехов и вёз на эти комбинаты. Там мы ходили по цехам и смотрели, что есть хорошего у них, и что можно применить или усовершенствовать у себя. Это была отличная школа , и молодые ребята как руководители росли «как на дрожжах». Я уверен (фамилии своих мастеров я называл раньше) , что на гражданке они не затерялись.
По рацпредложениям мы давали план за всё ВСУ.
Дружили мы и с представителями соседнего военного городка ПВО в Трудовой. Постоянным гостем был начальник военторга -843 МО СССР Белоусов Николай Андреевич. Ему всё время что-то было надо, то кран, то компрессор, то калорифер и т.д и т.п. Командование ВСУ относилось лояльно к подобным просьбам соседей.
В свою очередь Николай Андреевич к праздникам выдавал праздничные наборы (естественно за плату), где среди тогдашних «дефицитов» были консервы, колбаса. «Гвоздь программы» - дефицитные пара банок растворимого кофе по 3 рубля!
Хорошие коммерческие (бартерные точнее – прим. ред. В.Б.) отношения сложились с частью, которая занималась ремонтом электрооборудования (в/ч 11291- прим. ред. В.Б.). Мы давали бракованные плиты , бордюр, какую-то плитку, а взамен они перематывали нам электродвигатели, неограниченное количество разного кабеля и всякую электрическую мелочёвку.
Командир в/части 11291 полковник Владимир Константинович (вероятно полковник Каплич Виктор Константинович – прим. ред. В.Б.) любил приезжать к нам присматривать, что у нас плохо лежит, и предлагал бартер. Контакты поддерживал через начальника снабжения части Сашу Трутнева ( до его скоропостижной смерти), а потом с майором Соколовым Николаем Ивановичем.
Бартер был взаимовыгодным.
Частым гостем на «Белом Расте» был космонавт Севастьянов Виталий Иванович. Он был у космонавтов главным поставщиком строительных материалов. Командование ВСУ с учётом большого уважения к космонавтам разрешала выписывать раствор, бетон иж/б по цене брака, а давать, естественно, качественный материал.
7. Строительные нюансы
Строительством КП руководил очень опытный, с хорошей хозяйственной жилкой начальник участка в/ч 14303 (ВСУ) майор Колесников В.А. Объект строился «с листа», проектно-сметная документация поступала по мере готовности, оплата за выполненные работы производилась согласно Актов за подписью заказчика и подрядчика по факту выполненных работ.
По мере возведения сооружения по откосу котлована прокладывалась дорога из дорожных плит «белорастовского производства». Считалось и актировалось, что засыпка при обваловке дороги осуществлялась вместе с плитами. На самом деле Колесников С.А. плиты демонтировал и многократно пускал в оборот. Экономия составляла многие сотни плит. Чтобы получить деньги с заказчика необходимо было приложить к Акту накладные о получении плит из Б. Раста.
Мы в свою очередь должны были показать их изготовление, списав при этом арматуру и бетон. Обычно на полигонах ж/б скапливаются горы бракованного ж/б, который не знают, куда девать. У нас всё было легко и просто. Во время бетонирования объёмных конструкций на КП Колесников С.А. принимал наш бракованный ж/б и закладывал в тело бетона, прочность конструкции при этом не страдала, а у нас опять была экономия, т.к. бракованный ж/б оформлялся как товарный бетон.
В результате мы имели значительные сверхнормативные излишки , что позволяло проводить благоустройство как своей территории , так и территорию городка ВСО.
Да и при сдаче должности Рыкову Анатолию Гавриловичу не пришлось делать никаких замеров (песок, щебень, цемент, арматура). Было видно на глаз, что проблем –нет.
8. Б. Раст. Цех полимербетона.
Летом 1976 у Вертелова появилась новая идея – строить цех полимербетона. Строительство началось уже после моего убытия к новому месту службы.
9. Заключение
Хотелось бы внести ясность в воспоминания ветеранов. До окончания строительства КП подсобно – производственная база «Б. Раст» находилась в подчинении ВСУ в/ч 14303.
В подчинение 55 КЖИ база была передана после моего отъезда в июле 1976 года ( по др. данным – в 1982 г – ред. В.Б.)
О наличии в то время каких-то ПК , особенно ПК-54 я впервые прочитал спустя 40 лет, тем более, что этот легендарный ПК по одним воспоминаниям берёт историческое начало в Туле с 9 февраля 1966 г, по другим в мае 1974, по третьим в 1986 ( это именно так – прим. ред. –В.Б.)
Время убирает из памяти отдельные факты , события, даты, но мне кажется, когда пишешь воспоминания, не надо пользоваться афоризмом «Всё что было не со мной, помню»
Что было в дальнейшем- удел воспоминаний других.
На фото - автор Антонов Е.В. в 1983 г, Санкт-петербург
10. Примечание
Основные даты по воспоминаниям А.Г. Рыкова
9 февраля 1966 года – начало формирования в/ч 14303 в г. Туле (не потверждено документально)
1970 год- Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о строительстве в Подмосковье ряда подземных, особо защищённых сооружений для родов Войск
1971 год - войсковой часть 14303 срочно была передислоцирована из г. Тулы к месту строительства в Трудовую и Горки
1982 год- решением командования – ГУСС- участок подсобного производства в/ч 14303 в Трудовой был передан под командование 55 ПК (Шереметьево).
1986 год- филиал 55 ПК (в Трудовой, бывший участок в/ч 14303) был изменён в статусе и ему присвоили наименование 54 Промышленный комбинат.
В настоящее время 54 ПК имеет статус ООО.
Свидетельство о публикации №217081700667