Дневник странного господина

Имя Александра Васильевича Дружинина (1824-1864) известно относительно узкому кругу читателей, поскольку работы его мало издавались. Помимо художественных произведений, литературно-критических статей и фельетонов он оставил потомкам свой Дневник – чрезвычайно интересное произведение, которое писалось в течение длительного периода времени (1843 -1858). Почти сто тридцать лет пролежало оно в архиве в ожидании встречи с читателем. Дружинин, видимо, хотел, чтобы его Дневник был прочитан; читатель предполагался автором изначально. Означает ли это, что мы не найдем здесь откровенных признаний, исповедальной глубины? И правомерно ли называть это произведение дневником?

Девятнадцатилетний юноша пытается осмыслить свою жизнь и с этой целью начинает вести дневник. При этом он достаточно определенно представляет себе, как это делать: «кто хочет писать свою жизнь, тот должен смотреть не на факты, а на результат, описывать не последовательность событий, а последовательность своих мыслей». Надо отметить, что для Дружинина самоанализ – не просто склонность, но настоятельная потребность. Попытка разобраться в себе на глазах другого, который когда-нибудь прочтет Дневник, выглядит совершенно естественно.

«Чувство, овладевшее мною, было, пожалуй, не скука, потому что скука происходит от пустоты душевной, оно скорее было душевным усыплением, и никакие усилия не могли добудиться до того, что спало у меня на сердце и в уме». Автор Дневника не только ставит самому себе точный диагноз, но и настойчиво ищет пути выхода из состояния, в котором оказался. При этом он достаточно умен, чтобы понять главное: для того, чтобы изменить что-либо, надо воздействовать не на само явление, а на его причины.

Размышления о сущности жизни приводят автора Дневника к идеям, которые с годами меняются, становясь, как ни странно, более оптимистическими. Сравнивая записи различных годов, можно проследить эволюцию этих представлений. «Жизнь человека: это спектакль…. Сначала идет драма, с любовью и пылкими страстями, потом комедия, со сценами повседневной жизни, потом водевиль для разъезда карет, и, наконец, холодная критика этого спектакля», – пишет девятнадцатилетний юноша. Остается только удивляться, откуда у человека, вступающего в жизнь, такое холодное суждение и такое разочарование. Не чрезмерная ли погоня за идеалом, поиски истины приводят к этому? Дружинин сам отвечает на этот вопрос: «Гоняясь за убеждениями, хватая познания, я и не почувствовал, как сделался скептиком, и не могу укрыться от скептицизма в самую глубь души и ни в чем не верю ни себе, ни другим».

С годами скептицизм уступает место мировосприятию, близкому к эпикурейской позиции. В «Психологических заметках» (1847) можно прочесть: “Жизнь есть наслаждение (не надо понимать этого слова в возвышенном, идеальном смысле): со всеми физическими жизненными проявлениями, со всеми нравственными явлениями природа сочетала удовольствие. В высшей степени развитый человек не должен знать страданий, разумеется, если положение общества не ведет к этому».

Читая Дневник Дружинина, нельзя не отметить упорства его пытливого ума, который ведет читателя сквозь трудности противоречивых суждений, приближаясь посредством самонаблюдения и обобщения к истине. Мысль его часто иллюстрируется примером из собственной жизни. “Природа дала мне, как всем людям слабого сложения, способность страдать более при малых несчастиях и способность извлекать из каждого события жизни возможно большую массу наслаждений… Организм человека способнее к наслаждению, чем к страданию, здравый смысл подтверждает эту аксиому: мы смеёмся над человеком, который сам создает себе горести, сочувствуем тому, который борется с обстоятельствами, находит отраду в этой борьбе, при несчастии нравственном хватается за материальные наслаждения, при болезни и слабости развлекает себя усиленною умственною работою».

Сосредоточенность на себе самом, собственных ощущениях, переживаниях является характерной чертой Дружинина. Его «Психологические заметки» составляют едва ли не самую интересную часть жизнеописания. Глубокий и тонкий самоанализ выводит его на обобщения, имеющие общезначимый характер. «Нравственная моя система имеет большое сходство с расстроенным желудком, – воспалений и страшных припадков с нею не бывает, но зато она подвержена множеству мелких недугов, на первом плане которых стоит апатия, постоянное колебание и болезненное стремление к вещам недоступным…»
 
Здесь надо вспомнить, что человек, писавший дневник, был тяжело болен: его мучила чахотка. Но и свой недуг он сделал предметом исследования и осмысления. Поиски пути выхода из подавленного психического состояния, приводят его к заключению, что, будучи даже в неблагополучном физическом состоянии, можно поддерживать себя силой духа и вести активную интеллектуальную и творческую работу. Рисуя собственный психологический портрет, Дружинин не слишком заботится о том, чтобы выглядеть в глазах других привлекательнее. «Когда у меня болит хоть кончик пальца, – признается он, – я бедствую так, как будто бы весь организм мой разрушается».

Возможно, именно  сосредоточенность на себе и является причиной того, что внешняя сторона жизни воспринимаются как нечто вторичное и менее значимое. Сознательная установка на самоограничение означает не только аскетизм, но и счастливое умение довольствоваться малым. И притом получать удовольствие, не чувствуя ущербности при недостаточности чего-либо. «Во всем свете нет существа, которым бы я очень дорожил, мои же потребности сумел я ограничить так, что могу удовлетворить их из самых ничтожных средств. Я до того выучился науке наслаждения пустяками, что довольно равнодушен и к богатству и к славе».
Духовному росту личности, по мнению Дружинина, способствует круг общения, состоящий из тех, чьи нравственные и интеллектуальные основы высоки. «Нет ничего унизительнее, – писал он, – как боятся умных людей и искать себе круга между людьми низшими себя в моральном отношении».

Известно, что Дружинин, имевший многочисленные знакомства и дружеские привязанности, так и не встретил женщину, которая стала бы спутницей его жизни. В его жизнеописании высказывания о любви редки. Он не относит их к себе напрямую, скорее, наоборот, они имеют обобщенный характер и по форме похожи на афоризмы: «Лекарство от всех бед и несчастий есть привязанность любимой женщины. В основании каждого из наших страданий кроется зависть к людям более счастливым». И еще одно высказывание о природе одного из самых загадочных человеческих чувств: «В любви должен быть элемент комический. Мужчина и женщина, вполне сходные друг с другом, очень скучны – нет столкновений и противоположностей. То ли дело, когда серьезность сходится с резвостью, истасканность с невинностью, обдуманность с простодушием».

В дневниковых записях, относящихся к 1853 году, Дружинин формулирует положения, составляющие свод его нравственных представлений, и называет его “Мой катехизис”. Эти высказывания напоминают по форме остроумные изречения западных философов-моралистов и близки им по духу и содержанию.
– Раскаяние есть глупость – малейший шаг к новой деятельности лучше выкупает проступок.
–  Не сердись на то, что на дубах не растут ананасы.
–  Люди – наше первое богатство, но умей иногда жить и без богатства.
– Не страдавший не наслаждается, не утомившийся не отдыхает, не одиночествующий не знает цены дружбе.

В небольшом фрагменте, названном автором “Записки холерного времени” (1848), исследуются особенности переживания человеком экстремальной ситуации и поведения в ней. «Я того мнения, что везде, где есть опасность, есть и своего рода удовольствие. Человек так устроен, что всегда частичка его организма расположена к наслаждению: чем слабее организм человека, тем доступнее ему наслаждения, чем более препятствий, тем цель кажется краше… Лишняя минута покоя ценится только при беспокойной жизни, здоровье ценится, когда человек окружен больными».

Тонкие психологические наблюдения, интерес к мотивам и причинам человеческих поступков характерны для автора Дневника. Дружинин оказался способным (скорее интуитивно, чем рационально) уловить характерные особенности человеческого поведения. Сложная жизненная ситуация, содержащая в себе неблагоприятные элементы (угроза, опасность, страх и др.), оказывает на человека мобилизующее воздействие, организует и ориентирует в нужном направлении. «Всякая опасность пробуждает в нас новые силы, новые ощущения, об которых не помышляли мы во времена спокойствия. В энергическом человеке напрягаются душевные силы…»

Опыт самоанализа, предпринятый Александром Дружининым, оказался весьма плодотворным. Уровень его обобщений столь высок, что их можно назвать философскими. Вечный спутник мыслящего человека – сомнение – неизбежное и мучительное свойство разума, не покидает и автора Дневника. Он ищет и, кажется, уже находит выход из положения, которое испытано многими: «Сколько есть прибежищ от сомнений на этом свете! Будь эпикурейцем, и философия не станет давить тебя неразрешимыми вопросами, будь оптимистом, политика перестанет мучить тебя, будь дилетантом, и наука явится к тебе в самом обольстительном наряде. Но есть одно сомнение, от которого ничто не в силах защитить самолюбивого человека: это сомнение в собственных силах». Об этом он знал по собственному опыту. Но все-таки многое в себе ему удалось преодолеть – кроме болезни, которая сделала тяжким испытанием последние годы его жизни, оборвавшейся в сорок лет. На долгие годы имя Дружинина было забыто, и возвращение его в отечественную культуру состоялось после публикации Дневника.

;


Рецензии
Добрый вечер!

Очень интересно было почитать. Почему дневник «странного господина»? Александр Дружинин – добрый и обыкновенный человек. Мы встречали людей с таким складом мышления и типом психики. Читая отрывки из дневника, не покидает ощущение, что люди совершенно не меняются...
Спасибо за доставленное удовольствие!
С уважением,

Александр Галяткин Юлия Фадеева   17.08.2017 23:18     Заявить о нарушении
Доброе утро, Юлия и Александр!
Благодарю за отклик, за внимательное и вдумчивое чтение.
"Странным" Александра Васильевича считали современники, лично мне он таковым не кажется.
Рада, что вы встречали людей с таким складом мышления, это большая удача.
Был ли Дружинин человеком "обыкновенным"? Это - как для кого...

Ирина Дмитриевна Кузнецова   18.08.2017 08:59   Заявить о нарушении