Ч. 26 Гумбольдт в России

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/08/16/590

Наследство, полученное после смерти матери, позволило Гумбольдту оплачивать экспедицию из собственных средств. Пять лет провели Гумбольдт и Бонплан, путешествуя по Центральной и Южной Америке. Они преодолели свыше шести тысяч миль (9 650 километров) пешком, верхом на лошадях и в каноэ.

Такую физическую нагрузку и лишения можно было выдержать только по молодости лет. Они доказали, что река Казикьяре связывает обширные речные системы Амазонки и Ориноко. Там оба исследователя три месяца пробирались сквозь густые тропические леса, страдая от удушливой влажной жары и от облаков комаров.

Дождь и насекомые уничтожили все их запасы продовольствия, пришлось питаться какао бобами и пить речную воду. Удивительно, но в таких условиях, охваченные новыми впечатлениями, они были здоровы, а когда вернулись в цивилизацию, оба слегли, сражённые приступами лихорадки.

Поправившись, они ненадолго посетили Кубу, а затем снова вернулись в Южную Америку, чтобы изучить Анды. Гумбольдт и Бонплан шли по маршруту, где сейчас проходит Панамериканское шоссе, а тогда это были узкие, крутые тропинки вдоль скал.

Они поднялись на несколько вершин и осмотрели все вулканы, причём у них не было современного альпинистского снаряжения, верёвок, кошек, дыхательных аппаратов. Оба страдали от горной болезни. Гумбольдт стал первым человеком, который связал горную болезнь с нехваткой кислорода в разреженном воздухе на большой высоте.

Он также изучил океанское течение у западного берега Южной Америки, которое назвали его именем, но сейчас оно известно под названием Перуанское течение.
По возвращении в Кито Гумбольдта принял вице-король. В высшем обществе Александр прекрасно держался и был своим.

 Вместе со своим спутником Гумбольдт составил огромный гербарий, который содержал свыше шести тысяч видов растений, половина из которых была ранее неизвестна науке. Опуская большую часть биографии Гумбольдта, хочу остановиться на его пребывании в России.

В 1829 году Гумбольдту было уже шестьдесят лет, имя его приобрело мировую известность. Его давно интересовала Азия, но всё своё состояние он истратил на путешествия, жил на зарплату, хотя и очень неплохую, имея чин тайного советника прусского  короля.

Всё началось с того, что министр финансов граф Егор Францевич Канкрин попросил его совета, пускать ли в оборот платиновую монету. Гумбольдт высказался отрицательно, и привёл соответствующие доводы. Его ответ внимательно прочитали… и поступили наоборот. Потом на горьком опыте убедились, что он был прав.

Но ещё в 1810 году граф Николай Петрович Румянцев, тогда  председатель Государственного совета и Комитета министров, в заграничной командировке познакомился с Гумбольдтом и предложил ему принять участие в русской экспедиции в Индию, Гималаи и Тибет. Но политическая обстановка не дала свершиться этим планам.

В 1811 году Румянцев снова обратился к Александру Гумбольдту с новым предложением, на сей раз принять участие в экспедиции в Тибет. Гумбольдт ответил, что посмотреть Тибет, конечно, интересно, но его больше привлекают тропические области Азии. Он настаивал на более широком плане, просил включить в него Сибирь, Байкал и Камчатку. Начавшаяся война не дала реализоваться и второму предложению Румянцева.

В 1829 году граф Канкрин от имени императора Николая I пригласил учёного посетить Урал. Гумбольдт согласился, но упомянул, что хотел бы посетить и Алтай. Доложили императору, и тот дал разрешение, приказав, чтобы во время поездки учёному оказывалось всяческое содействие.

Гумбольдт получил так же согласие, что его будут сопровождать профессор минералогии Берлинского университета Густав Розе и опытный путешественник и разносторонний учёный Христиан Готфрид Эренберг. Все расходы приняла на себя русская сторона. В Берлине русское посольство выдало ему вексель на 1200 червонцев, а в Петербурге в министерстве финансов он получил двадцать тысяч рублей.

Троица учёных мужей совершила в 1829 году огромное путешествие по России, убедившись лично в необъятности российских просторов. По тем временам это было довольно комфортабельное путешествие. Но и учёному исполнилось шестьдесят лет, не молоденький.

 Экспедицию сопровождал чиновник горного департамента Меншенин, владевший немецким и французским языками.

Везде по маршруту следования были приготовлены лошади, повозки, охрана, ночлег. В глубинке встречали с большой опаской, а как иначе: приедет немец потом в столицу, да наговорит там всякого.

 Поэтому местное начальство в лепёшку разбивалось, чтобы достойно встретить знаменитого гостя. Это назойливое внимание и чрезмерное гостеприимство, переходящие в подобострастие, очень раздражали учёного.

Как вспоминал барон: «Постоянные приветствия, заботливость и предупредительность со стороны полиции, чиновников, казаков, почетной стражи! К сожалению, почти ни на минуту не остаешься один: нельзя сделать шагу, чтобы не подхватили под руки, как больного». Гумбольдт и его спутники проехали восемнадцать тысяч вёрст, 658 почтовых станций, где поменяли 12 244 лошади.

В Орской крепости комендант приставил к Гумбольдту в качестве переводчика ссыльного поляка. Случайная встреча всемирно знаменитого немецкого учёного и государственного преступника определила дальнейшую судьбу Яна Проспера Виткевича.
 
Вернувшись в Оренбург, Гумбольдт с восторгом отозвался о молодом поляке, прикомандированном к нему в Орске. Были у него встречи и с другими ссыльными поляками, например, с другом Адама Мицкевича Томашем Заном, поэтом и философом, тоже отправленным в ссылку, но Гумбольдт запомнил только Виткевича.

Результатом поездки стал трёхтомный труд «Центральная Азия», который Гумбольдт посвятил  Николаю I, поскольку поездка была совершена на деньги русской казны.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/19/717


Рецензии
Прекрасно изложена очень любопытная история с Гумбольльдтом. Велик и уважаем учёный, о котором школьники на своих уроках не слышат. Очень интересны его путешествия в Америку. Значителен его вклад в науку.Плохо, что и там, в Америке, его имя как бы стёрто в истории, совершенно не заслуженно. Очень кратко представлена его жизнь и в тоже время объёмно охвачены её периоды.Но о чём всё же задумываешься, почему Николай I, Канкрин, Румянцев приглашают и финансируют Гумбольдта-немца, а не русского учёного? На сколько я знаю, Миклухо-Маклай и Пржевальский, а до них и другие русские первооткрыватели, большинство своих путешествий совершали за счёт личных сбережений и пожертвований, по крайней мере, мои предки им выделяли деньги, в которых те очень нуждались. Это очень важный аспект нашей истории и,видимо, обусловлен возведением Романовых на трон, убийством наследников - потомков Рюриковичей: царя Б.Годунова, царя Дмитрия, Марии Мнишек и её 4-х летнего сына. Связан этот аспект с переписыванием и искажением русской истории в целом.

Александр Коншин-Рачинский 2   22.08.2017 15:13     Заявить о нарушении
Здесь всё не так просто с Миклухой и Пржевальским. Постараюсь потом рассказать.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   22.08.2017 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.