Три минуты

 Маршрутный автобус под номером 151, старый, с выцветшей, и местами облупленной, краской, не спеша катил по мокрой от дождя серой улице, вдоль серых домов. Это был последний на сегодня рейс усталого автобуса, и не менее уставшего водителя. Зевая каждые две-три минуты, тучный мужчина, сидевший в кресле шофера, бросил взгляд в зеркало заднего вида. В салоне ничего не изменилось и по-прежнему сидело три человека. Женщина, лет сорока-сорока пяти, обложившаяся сумками, тихо дремала, уронив голову на стекло. На самом последнем сиденье спал подросток; судя по тому как он расплылся на сиденье было ясно, что он либо пьян, либо принял что-то, с чем его молодой организм не совладал и теперь покоился, качаясь в такт автобуса. Третьим пассажиром был молодой мужчина лет двадцати трех-двадцати пяти. Вид его тоже был уставшим. Он отрешенным взглядом смотрел сквозь стекло, попеременно наблюдая за стекавшими каплями и за мелькавшими в темноте зданиями. Одет он был в легкое поношенное пальтишко тёмно-серого цвета, совсем не пригодного для поздней осени.

 Автобус замедлил движение, качнулся, и скрипнув, остановился возле неприметной остановки. Двери открылись, и вслед за ворвавшимся в салон холодным ноябрьским ветром, поднялся пожилой мужчина в длинном черном плаще, в шляпе с широкими полями и сложенным зонтом в руке, служившим мужчине ещё и тростью. Двери шумно закрылись и автобус покатил дальше по своему маршруту.

Мужчина неторопливо и внимательно осмотрел всех пассажиров. Взгляд его чуть задержался на подростке, но перешел на молодого человека в пальто и остановился. С минуту мужчина стоял, держась за поручень, и разглядывал объект своего внимания. Темные короткие волосы, уставшие, и чуть впалые светлые глаза, слегка бледная кожа. Обычный парень. Молодой человек почувствовал этот пристальный взгляд, и от неудобства поворочался на сиденье. Затем посмотрел мужчине в глаза, тот улыбнулся, и медленно направился к нему.

  - Доброго вечера! - Поздоровался мужчина в шляпе, слегка наклонив голову.

  - Доброго. - Ответил молодой человек.

  - Могу я присесть рядом с вами? - Мужчина глядел прямо в глаза парня; тот демонстративно посмотрел по сторонам и ответил:

  - Ну, страна у нас относительно свободная, так что...присаживайтесь.

  - Благодарю, - Сказал мужчина, и одернув полы плаща, поспешно сел. - ноги, знаете ли не держат.

Он вновь улыбнулся, словно извиняясь. Улыбка у мужчины в шляпе была широкая и искренняя. Он перевел взгляд на стекло, проводил каплю дождя, быстро сбежавшую вниз, и вздохнул.

  - Хорошо.

Молодой человек с удивлением поглядел на него; одна бровь его непроизвольно приподнялась.

  - Чего хорошего то? - Спросил он. - Пятый день льёт, холодина жуткая, сыро…

  - Да, - согласился мужчина в шляпе - а мы в тёплом автобусе и не пешком.

  - Да вы оптимист!

  - А вы нет?

  - Да как сказать, - пожал плечами молодой человек - верю в лучшее, но не совсем рад происходящему.

  - Как можно ожидать хорошего в будущем, не радуясь в настоящем? - С недоумением спросил мужчина.

  - Да вы ещё и философ! - Безобидно, но с лёгким сарказмом произнес молодой человек.

 - Велидор Цесельский. - Мужчина в шляпе неожиданно протянул сухощавую руку. - Прошу меня простить, что не представился сразу.

Молодой человек не отказал в рукопожатии, и с удивлением отметил не старческую силу в руке нового знакомого.

  - Сергей. - Сказал он.

  - Очень приятно, Серёжа. Разрешите я вас буду так называть. - Мужчина не переставал улыбаться. - Очень рад с вами познакомиться.

Автобус проехал мимо светящейся вывески, что-то рекламировавшей, повернул налево и притормозил. Женщина, с тремя пакетами и с заспанным лицом, спешно спустилась по ступенькам и засеменила по улице, куда-то в темноту. Моросящий дождь почти прекратился и теперь лишь увлажнял воздух. В конце автобуса раздалась возня. Спящий паренёк подобрался на сиденье и свернулся в клубок. Было ясно, что этот пассажир доедет до конечной.

  - Скажите Серёжа, - нарушил недолгое молчание Велидор - у вас есть мечта?

  - У всех она есть. - Ответил Сергей. - А вам зачем?

  - Видите ли, вы вот меня и оптимистом назвали, и философом, а всё это от того, что я верю в добро, в любовь,..в чудеса.

Велидор наклонился к Сергею и заговорщицки добавил:

  - Я волшебник.

  - Забавный вы. - Усмехнулся Сергей. - Я в волшебство не верю. И в волшебников тоже.

Велидор продолжал улыбаться глядя на Сергея.

  - От чего же? - Спросил он.

  - Это всё детские сказки, - улыбнулся в ответ Сергей - во взрослом мире чудес и волшебства не бывает.

  - Позвольте полюбопытствовать, а чем вы, собственно, занимаетесь? - Велидор откинулся на сиденье и сложил руки на рукоятке зонта.

  - А вы занятная личность, господин Цесельский. - Начал Сергей, но мужчина перебил его.

  - Велидор. Просто Велидор, пожалуйста.

  - Что ж, Велидор. На сумасшедшего вы не похожи; речь у вас внятная. Что это? Просто диалог от скуки по пути домой или что-то ещё?

Сергей развернулся к собеседнику и внимательно посмотрел на него.

  - Вы правы, Сергей, это беседа. Но ещё, мне бы хотелось узнать кто вы и что делаете, чтобы понять как я вам могу помочь.

  - Хорошо. - Сергей решил подыграть "волшебнику" и хитро произнёс:

 - Раз вы волшебник, то превратите водителя автобуса в обезьяну, а того паренька в ленивца.

  - Не ребячьтесь, Сергей. - Тихо произнёс Велидор. - Вы взрослый человек. И потом, это ведь на ваше заветное желание. И не об этом вы мечтаете.

Сергей посерьезнел, холодным взглядом посмотрел на мужчину в шляпе и вдруг выпалил:

  - Я учусь в институте, на четвертом курсе; на юриста. Почему выбрал именно это, не знаю, насмотрелся фильмов про адвокатов,.. Но, оказывается, что найти хорошую работу по специальности сегодня не так-то просто. Учусь, так сказать, без перспектив на будущее. Живу в однокомнатной квартире, что снимаю у одной женщины, которая вечно пытается меня затащить в постель, а самой уже под полтинник. Стипендии не хватает оплачивать квартиру, и мне приходиться подрабатывать. И знаете кем? Грузчиком. По вечерам, иногда до глубокой ночи, я работаю. Давно бы уже всё бросил и вернулся домой, да вот беда, нет у меня дома. Я детдомовский; ни родителей, ни родственников. И уж поверьте мне, г-н Цесельский, волшебство - это последнее, во что я поверю.

На мгновение он остановился, но тут же добавил:

  - Можете мою жизнь изменить? Что б я институт на отличие закончил и работу хорошую получил. Вот это было бы волшебство.

Он замолк. Через секунду отвернулся и вновь уставился в окно. За все это время мужчина в шляпе не изменился в лице , и лишь сейчас опустил глаза в пол.

  - К сожалению, нет, - произнёс он тихо - этого я не могу. Я не всемогущий волшебник. Я могу исполнить лишь одно желание человека. Заветное. То, о чем человек с детства мечтает, но это, возможно, никогда не исполнится. То, что снится по ночам, а утром остается лишь призрачным воспоминанием. Мечту, которую сам человек быть может не исполинт.

Он положил руку на плечо Сергею. Тот повернулся, и в отличии от ожидания Велидора, на лице Сергея были не слезы, а улыбка.

  - Знаете, - спокойно сказал Сергей - жизнь научила меня бороться и не опускать руки. Всё, что у меня есть я добился сам. Я не надеялся на чудо и не ждал помощи от бога.  Я сильный, и всего добьюсь сам.

Он умолк и опустил голову. Насколько секунд они сидели молча. Автобус также неспешно катился по дороге.

  - В детстве, - продолжил Сергей - у меня была одна книга. Сборник фантастических рассказов. Мне всегда хотелось стать одним из персонажей этой книжки. Отправиться в космос, изучать новые планеты, увидеть далёкие миры, путешествовать по вселенной. Мне снилось часто, что я на другой планете. Небо было оранжевым, трава и деревья синие, а солнце почему-то зеленое.

Он посмотрел на Велидора.

  - Я бы хотел побывать на этой планете. - Ровным голосом произнёс Сергей. - Хотя бы три минуты.

Велидор смотрел прямо в глаза Сергею. Он улыбнулся и сказал:

  - Ваше желание исполнится, Серёжа.

  - Ну, ну, - произнёс Сергей - вы позволите? Мне входить на следующей.

Велидор встал с сиденья и пропустил Сергея к выходу. Когда двери открылись, он на прощание сказал:

  - Ваше желание обязательно исполнится, Серёжа.

  - И солнце непременно зеленое. - Усмехнулся в ответ Сергей.

Он закутался в пальтишко и побрел домой. Бросив последний взгляд на отъезжающий автобус, он заметил, что Велидор Цесельский обернулся и долго смотрел на спящего, на заднем сиденье подростка. "Странный тип", думал Сергей, не спеша идя домой.

Оказавшись дома он сходил в душ, сжевал бутерброд , выпил чай и отправился спать. Странный мужчина в шляпе не выходил у него из головы. Велидор Цесельский. И откуда такой взялся? Последней мыслью перед сном было: "...а не плохо было бы побывать на той планете..."

    Утром его разбудил прохладный ветерок подувший на лицо. Сергей пошевелился и с удивлением обнаружил, что лежит не на кровати. Он открыл слипавшиеся глаза и его сон как рукой сняло. Он лежал на холодной синей траве. Вдали росли высокие синие деревья, а на оранжевом небе ярко красовалось зеленое солнце.

"Это сон?" Подумал сначала Сергей, но всё казалось таким настоящим, что ему вспомнился вчерашний мужчина в шляпе. "Так он и вправду волшебник! Это что получается, что у меня есть три минуты лишь".

Он вскочил, и оглядываясь по сторонам, вдруг обнаружил, что не может дышать. Хотел вдохнуть, но грудь словно что-то сдавливало. Он упал на колени, в глазах вдруг начало темнеть. Внезапно он всё осознал. В его детских снах и мечтах было всё это; и солнце зеленое, и трава синяя, но не было кислорода. Ребенок не думал о таком, а он не сказал об этом волшебнику, попросив лишь небо, солнце и траву.

  - Проклятый колдун... - выдохнул он падая на траву.

Что ж, ещё не всё потеряно, нужно лишь продержаться.

...эти долгие

...три минуты.

                Зима 1998 - Декабрь 2016


Рецензии