Первый ракетный. Часть II

Главные авторы проекта БИ-1
Разработчики: В.Ф. Болховитинов, А.Я. Березняк, А.М. Исаев.
Летчик-испытатель, впервые поднявший в воздух самолет БИ-1, оснащенный ЖРД – Г.Я. Бахчиванджи. Погиб при выполнении испытательного полета по достижению максимальной скорости БИ-1.
 
Как же сложилась судьба авторов проекта БИ?
Болховитинов В.Ф. (23.01.1899-29.01.1970) – видный ученый, конструктор и воспитатель инженерных и научных кадров. Ведущий профессор академии
им. Н.Е. Жуковского, основатель и руководитель действующего в академии конструкторского бюро (не потешного).

Вот как отозвался о нем Б.Е. Черток - один из ближайших соратников С.П. Королева:
«Имя профессора Болховитдинова мало известно широкой публике. В истории нашей авиации он не пользовался славой всемирно известных генеральных конструкторов, и его почти не поминают в истории космонавтики. После двух неудач: гибели Леваневского  на самолете ВА (Н-209) и Бахчиванджи на самолете-ракете БИ-1 – его иногда называли в именитых авиационных кругах  неудачником.
Действительно, коллектив Болховитдинова не создал ни одного самолета, принятого на вооружение. Но в коллективе были собраны люди, которые, пройдя школу «патрона» – так мы его звали, сами стали создателями  техники, нашедшей мировое признание.

Только несколько имен: Александр Березняк – конструктор крылатых ракет, Алексей Исаев – разработчик ЖРД для ракет подводных лодок и космических аппаратов, Василий Мишин – первый заместитель главного конструктора Королева, Константин Бушуев – заместитель  Королева и руководитель проекта «Союз – Апполон», Николай Пилюгин – главный конструктор  систем управления многих боевых ракет и носителей.  Во время войны Болховитдинов «пригрел» на Урале в Билимбае и выпустил в самостоятельное «плавание» Архипа Люлька – автора и первого разработчика отечественных турбореактивных двигателей.

Производство талантов не столь почетно, как выпуск самолетов или ракет. Но историческое значение этого производства заслуживает большой признательности  потомков... Главный конструктор Болховитиновникогда не был главным и грозным начальником. Он был нашим старшим товарищем, которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. Чувство досады связано с явной несправедливостью судьбы к
таким ученым- конструкторам, как Болховитинов.  Чтобы быть полноценным «главным» или «генеральным», надо было иметь в дополнение к интеллигентности больше того, что принято называть «исключительными организаторскими способностями».
Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его славу».
 К этому добавить больше нечего (разве что: автор не без гордости отмечает, что имел честь общаться с Виктором Федоровичем на преддипломных семинарах. Это было в последний год жизни великого конструктора).

Александр Яковлевич Березняк (1912-1974) с 1946 года работал на заводах МАП в должностях инженера-конструктора, начальника бригады, ведущего инженера, начальника конструкторского бюро. В 1946 - 1951 годы зам. главного конструктора ОКБ-2 завода № 1 в пос. Иваньково (в настоящее время г. Дубна Московской обл.).
С 1951 года - руководитель созданного в Дубне филиала ОКБ-155 А.И. Микояна (в будущем МКБ «Радуга»). Филиал участвовал в создании первых в стране беспилотных самолетов (крылатых ракет КС - «воздух – земля», КСС - «корабль (берег) - корабль», КС-7 (ФКР-1) - «земля – земля», К-10, Х-20) и внедрял их в производство. В 1966 году предприятие получило  наименование - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» (в настоящее время АО «ГосМКБ «Радуга им.  А.Я. Березняка).

В КБ "Радуга" к 1995 году была создана КР Х - 101 – аналог американской КР AGM - 129 - малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки. На рубеже столетия прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х – 555.

Алексей Михайлович Исаев (1908–1971)— Главный конструктор, основатель и бессменный руководитель Конструкторского бюро химического машиностроения.
А.М. Исаев – человек, обладающий уникальным природным талантом. Не имея специального образования (в конце 1931 г. оканчивает Горную академию), Алексей Михайлович связал свою жизнь с авиационно-космической тематикой и сегодня признан выдающимся создателем жидкостных ракетных двигательных установок для ракетно-космической техники. Начинал свою работу в авиации в 1934 году конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22 (ныне — РКЗ ГКНГЦ им. М.В. Хруничева), где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».
С проекта ракетного самолета БИ начался рост А.М. Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники.
В 1952 году на базе отдела № 9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Успехи Исаева заинтересовали С. П. Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ В. П. Макеева.

Успешная отработка однокамерного восьмитонного двигателя не только открыла дорогу для создания более мощных двигателей, но и позволила создать первую баллистическую ракету Р-11 (конструкция С.П. Королева) и ее мобильный вариант, транспортируемый в заправленном состоянии и несущий ядерную боеголовку. Модернизация ракеты (Р-11ФМ) с этим двигателем положила начало созданию баллистических ракет для подводных лодок, которые все без исключения оснащались двигателями и ДУ, разработанными в “исаевском” КБ. При создании второго и последующих поколений БРПЛ в КБ В.П. Макеева были реализованы две поистине революционные идеи, предложенные А.М. Исаевым, ставшие затем классическими, определяющими в дальнейшем развитие БРПЛ: размещение двигателей в компонентах топлива, в том числе и в окислителе (так называемые утопленники), и заводская заправка баков ракеты топливом (так называемая ампулизация).
Возглавляемый А.М. Исаевым коллектив КБ впервые в мире создал космическую ДУ, способную запускаться и работать в космосе.

В 1967 г. ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ). 25 июня 1971 года А.М. Исаев умер от инфаркта. Возглавил КБ его верный друг и соратник с 1946 г., первый заместитель Главного конструктора Владислав Николаевич Богомолов. В феврале 1975 г. Конструкторское бюро химического машиностроения награждено орденом Октябрьской Революции. В 1991 г. КБ было присвоено имя А.М. Исаева.

К числу приоритетных достижений коллектива, руководимого А.М. Исаевым, относится и создание первого в нашей стране кислородно-водородного двигателя для разгонного блока Р по программе пилотируемого полета на Луну — Н1-ЛЗ. Корректирующе-тормозные ДУ: при их помощи космические корабли не только получали тормозной импульс, но и могли осуществлять маневрирование в космосе.
Всего под руководством А.М. Исаева было создано около 60 двигателей и двигательных установок, используемых в изделиях ракетно - космической техники.

Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи был одним из самых молодых летчиков-испытателей, В НИИ ВВС он летал с 1935 г. С началом войны Г. Бахчиванджи получил назначение на фронт в 402-й ИАП, сформированный из летчиков-испытателей во главе с известным испытателей П.М.Стефановским. В боевых действиях Бахчиванджи участвовал до 10 августа 1941 г., летал на истребителе МиГ-3, в короткий срок вырос до командира эскадрильи. В его боевой характеристике указывалось:
«...За время пребывания на фронте произвел 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провел 26 воздушных боев. В воздушных боях сбито им лично и в группах три Ю-88. один До-215 и один Хе-126». В августе 1941 г Бахчиванджи отозвали с фронта для того, чтобы принять участие в испытании БИ.   

С привлечением открытых материалов:
Черток Б.Е. «Ракеты и люди»;
Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 4;
Авиационная энциклопедия УГОЛОК НЕБА;
Военное обозрение/ Вооружение / Авиация / Ракетный истребитель «Би», 15.08.2013.


Рецензии
Исключительно интересно и познавательно!
С уважением. Владимир.

Владимир Островитянин   28.08.2017 00:02     Заявить о нарушении