Нечто обыденное

1. Доползаю....

Последний километр до финиша. Здесь и сейчас нас трое. Первым бегу я, следом метрах в 150 дядька, которой совсем не выглядит спортсменом, но не отстаёт. А третий – это моя боль, она бежит вместе со мной, рядом, внутри, окутывает меня. Напряжение на пределе. Там, 10 километров назад, было проще, ведь я был лицом к лицу со своими волей и болью. Чистая борьба с самим собой. И тогда я проиграл, отступил, сбавил темп, и меня обогнали соперники. Но сейчас результат не изменить, а на кону стоит собственное достоинство. Финишировать нужно красиво, не смотря ни на что, поэтому, балансируя на краю бездны беспамятства, я стараюсь делать чёткие быстрые шаги и выглядеть уверенно. Последние 100 метров, белый шум от боли и усталости перекрывает гам финишной суеты. Кто-то делает фотоснимки, надевают медаль финишёра на шею, что-то суют в руки, но мне нужен лишь покой и тень. Доползаю….

2. Бессмысленная борьба.

 - Зачем я здесь?
 - Бежать!
 - Для чего я бегу? Куда? Или от чего я бегу?
 - Бежать!!!
 - Но я уже не могу, стоит ли продолжать себя мучить, позади ведь никого?
 - Бежать! Бежать! Бежать! Не время для сомнений, ещё 10 километров до конца.
До конца страдания…. Вернее, до финиша, финиша дистанции в 34 километра где-то в среднем на высоте около 2500 метров над уровнем моря.
Я люблю бегать, да. Я люблю побеждать, да. Но я проигрываю соперникам в соревнованиях, тогда для чего мне они? Зачем участвовать в состязаниях, коли прелесть бега в свободе от всяких правил? Для себя я нашел ответ. Соревновательные забеги дают иной вид свободы. Когда для тебя важен лишь результат, на второй план уходят страхи о собственном здоровье, бытовые вопросы. Только вперёд и вверх, а все проблемы потом.
Эти размышления прокручивались в моей голове неоднократно ранее, но сейчас я чувствую, что сил у меня не осталось, а иллюзию собственной недосягаемости для преследователей разрушают силуэты, которые я замечаю позади. Они настигают, но я не в силах бороться. Снова где-то просчитался, а ещё этот шнурок….
Горная дорога всё вьётся по ущелью, которому не видно конца. Она составляет половину всей дистанции, но ступив на неё после контрольного пункта на 17-ом километре, показалось, что это финишная прямая. Видимо, это ощущение сильно подпортило ситуацию, так как уставшее тело начало стремительно расклеиваться и сдавать, и на данный момент каждый шаг отдаётся болью всего нутра. В то же время палящее солнце испаряет воду из организма, кажется, литрами, а ручьи попадаются всё реже. Накануне старта эта дорога казалась самым простым участком, теперь же я познал боль и страдание горного бега и продолжаю эту бессмысленную борьбу. В голове только одно: «Не сдаваться, держаться, осталось немного». Но эта мантра не работает, когда сил нет. А пару часов назад ситуация была несколько иная.

3. Сатори.

«Почему в голове пусто? Где мысли? Где раздумья о том, что и как я буду писать об очередном забеге? Наверное, с накоплением опыта краски тускнеют, и те события, что раньше вызывали бурю эмоций, теперь воспринимаются как нечто обыденное.»
Тем временем подъём, грозивший на старте набором высоты примерно в 2 километра, всё продолжается и продолжается. Мы начали свой забег в степной зоне на высоте около 1500 метров над уровнем моря, поднялись в зону хвойного леса, преодолели её, выбрались на уровень альпийских лугов, а тропа продолжала виться по склону, увлекая нас всё выше. Мы - бегуны, которые шли пешком и любовались видами, непременно делали снимки самих себя на фоне гор и продолжали неторопливый подъём к свой цели.
«Кто же придумал такие мероприятия называть забегами, если все идут пешком?»
Цели…. Цели у всех разные. Говоря даже в контексте забега, можно выделить несколько. Во-первых, важен маршрут. В Adidas Elbrus World Race дистанций пять. 11 километров – подъём по тропе, спринт, если хотите – испытание на силу и тренированность. 34 километров – подъём и спуск, на котором успеваешь прочувствовать все прелести горного забега. Там нужны и сила, и технические навыки, и выносливость с волей. Но стоит ли упоминать волю и выносливость, говоря о 34, когда есть горные марафон и ультрамарафон, на которых спортсмены переживают сверхнагрузки? Участие в горных марафоне и ультре требуют подготовки как физической, так и моральной. А есть ещё забег вокруг горы Эльбрус, но это уже нечто из другого мира – это для тех, кому «скучны» обычные забеги. Поэтому-то и цели разные. На подъёме в соревновании на 11-километровой дистанции цель у спортсменов – это финиш. Для тех, кого тропа ведёт выше и дальше подобие такой цели - перевал, за которым начинается спуск или прекращается подъём, если хотите.
Во-вторых, имеет значение мотив участника. Одни хотят победить других. Вторые пытаются победить себя. Третьи получают какое-то только им известное удовольствие, а кто-то, возможно, пытается убежать от самого себя.
Поэтому подъём протекает у всех по-разному, и я постепенно одного за другим обхожу соперников. Для меня на моей тропе соперники – это все, а не только те, с кем я делю дистанцию. После выхода из лесной зоны и перехода с грунтовой дороги на тропу, спортсмены вытянулись в цепочку и монотонно поднимаются в гору. При случае я обхожу всё новых попутчиков, при этом меня не настигает никто. Альпийские луга сменяются каменными осыпями и появляется ощущение высоты. Тело вошло в равномерный ритм работы, хотя пульсометр говорит о превышении желательного темпа. Но правила – это для тренировок, а сейчас сознательная часть собственного Я отпускает телесное Я в свободный полёт, чтобы оно в полную силу порезвилось на горных просторах. Есть лишь я, движение и этот момент. И мы, все части моего Я, уверенно поднимаемся вверх.
Почти с самого начала забега, а вернее даже с момента перехода с грунтовой дороги на горную тропу, в голове пропали мысли. Я полностью отдался движению, я стал движением. Постановка ног, баланс, дыхание, короткие перебежки, прыжки - всё требует внимания и контроля, посторонним мыслям нет места. Я - это движение.
Тропа, трава, камни, снег, снова камни, крутой подъём, камни….
Встречаю первых, кто финишировал на дистанции 11 километров, они идут вниз. Озеро. Наша тропа уводит нас в сторону от него, ведь там финиш у тех, кто выбрал лишь подъём, но нам, всем остальным, дальше вверх. Успеваю заметить, что кратчайшую дистанцию закончили не так много человек, но она мне не интересна, ничто не имеет значения в этот момент, кроме движения, поэтому равномерно продолжаю набирать высоту.
Примерно 3400 метров над уровнем моря…. Перевал…. Дальше только вниз….

4. Кто высоко взлетел, может низко пасть.

Крутые ребята, которым я дышал в спину на подъёме, перевалив перегиб, лавиной понеслись вниз по крутой тропе. Я не столь крут. Тропа из смеси песка и камней различного калибра как живая пыталась ускользнуть из-под ног и опрокинуть меня на острые осколки породы. Борьба. Максимальный контроль.
В чём суть спуска с горы? В том, чтобы выбирать правильно точки опоры, а так же в готовности тела гасить и максимально эффективно перенаправлять силу тяжести, действующую на него. Поэтому снова всё внимание тропе и ощущениям, новое погружение в переживание движения.
Тропа становилась злей и злей. Пару раз у неё получилось меня толкнуть, но не сбросить. Это дикое родео продолжалось до отметки 15 км и стало хорошим испытанием по контролю своего тела и проверкой суставов и сухожилий на прочность. На десерт тропа приберегла для бегунов опасный серпантин над обрывом в несколько метров, после которого умерила свой пыл и отпустила всех нас в свободный полёт по холмистым лугам дна ущелья. Через пару километров некогда дикая тропа, словно змея, норовившая укусить на протяжении крутого спуска, любезно вывела нас к мосту, за которым находился долгожданный пункт питания, означающий, что для меня пол дистанции позади. За спиной остались стремительные набор примерно 2000 метров и сброс 1000 из них. А впереди ждали ещё 17 километров горной дороги с итоговым падением высоты ещё на 1000 метров, которые не предвещали ничего сложного, равно как и интересного. Но вместо того ожидала меня пара сюрпризов, и палящее солнце не было самым серьёзным из них.
После контрольной отметки и короткой передышки в пункте питания я бросился в пучину борьбы с новым отрезком, где основным соперником не были ни крутой подъём, ни дикая тропа, но являлся я сам. На первой половине забега противнику себе в лице себя же не было места из-за единения с движением. Теперь же состояние полного контроля поддерживать не представлялось возможным, поэтому часть внимания на себя переняли усталость, слабость, боль, сомнения. И вот в борьбе с самим собой на данном участке пути я потерпел поражение.  А об этом читатель уже в курсе.

В итоге 5 часов и 24 минуты и 15 тех, кто оказался сильнее, из 257 стартовавших. Я думаю, неплохо.

18.08.2017.


Рецензии